Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



А государство централизованным, но оно же



Создало индивидуализм и оппозицию

Правительству

SS Рассматривая вопрос о смешении стилей, мы вовсе не забыли о том, что главный смысл книгопечатания заключа­ется в превращении национальных языков в средства мас­совой коммуникации общенационального значения. Вер­немся еще раз на столетие до Спрата, чтобы увидеть, что книгопечатание с самого начала действовало как средство унификации.

Карл Дойч в книге «Национализм и социальная комму­никация» (р.78, 79) пишет:

...национальность — это народ, который стремится най­ти средство эффективного управления поведением сво­их членов... национальности превращаются в нации, ког­да они обретают достаточную силу для того, чтобы во­плотить в жизнь свои устремления. И вот когда успеха добиваются националистически настроенные предста­вители народа, а новые или старые государственные институты начинают служить их целям, тогда нация об­ретает верховенство и возникает национальное государ­ство.

Карлтон Хэйес сформулировал недвусмысленное поло­жение о том, что до эпохи Возрождения национализма не существовало, и уже было достаточно сказано о сущности печатной технологии, чтобы понять, почему. Ибо, если пе­чать превратила национальные языки в средства массовой коммуникации, то последние, в свою очередь, стали сред-

 

236 Ibid., p.212.

 

 

ством централизованного государственного управления об­ществом в такой мере, какая была недостижима даже для римлян с их папирусом, алфавитом и мощеными дорогами. Однако печать по самой своей сущности создает конфликт интересов между производителями и потребителями, а также между теми, кто правит, и теми, кем правят. Дело в том, что печать как форма централизованного массового производства закономерно приводит к тому, что среди со­циальных и политических проблем на первый план выдви­гается проблема «свободы». В газете «Миннеаполис Мор-нинг Трибьюн» (17 марта 1950 г.) в редакционной статье, озаглавленной «Право на чтение», процитировано совмест­ное заявление Герберта Гувера и Гарри Трумэна: «Мы, американцы, знаем, что если свобода имеет какой-то смысл, то она означает право мыслить. А право мыслить означает право читать — читать все что угодно, написан­ное где угодно, кем угодно и когда угодно». По сути, это впечатляющее изложение доктрины потребителя, основан­ное на гомогенности печати. Если печать подразумевает унификацию, то она должна создавать одинаковые права как для писателя, так и для читателя, как для издателя, так и для потребителя. Американские колонии были осно­ваны людьми, опыт которых был организован на началах, совершенно противоположных смыслу книгопечатания. В версии, переориентированной на производителя или власть, идея, скрытая в Гутенберговом изобретении, за­ключается в праве власти навязывать обществу унифици­рованные модели поведения. Потребительскому обществу предшествует общество полицейское. Это делает особенно интересным чтение американского обзора «Свобода прессы в Англии, 1476—1776: Подъем и упадок правительственно­го контроля» Ф.С.Зиберта, в котором речь идет о сравните­льных преимуществах унификации, навязанной произво­дителем, перед унификацией, созданной потребителем. Именно в постоянном ироническом чередовании этих двух позиций заключается секрет неотразимого воздействия книги Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке». Это же противоречие между интересами централизованного управления и интересами поселенцев составляет тему кни­ги Гарольда Инниса «Торговля мехом в Канаде». Как пи­шет Иннис (р.388), центр стремился организовать свои от-

 

 

ношения с периферией таким образом, чтобы та служила поставщиком сырья, а не готовой продукции:

Широкомасштабному производству сырья способст­вовали технические усовершенствования в технологии производства, рынках и транспорте, а также в произ­водстве конечного продукта. Это прямо и косвенно вело к тому, что энергия колоний направлялась на производ­ство сырья. Прямо и косвенно, поскольку население за­нималось производством сырья и производством средств производства. Сельское хозяйство, промышлен­ность, транспорт, торговля, финансы и деятельность го­сударственных органов все больше подчинялись задаче производства сырья для общества с более высокой сте­пенью специализации промышленности. Государствен­ная политика, пожалуй, лишь усиливала эту общую тенденцию (например, в сфере торговли), хотя и в раз­ной степени по отношению к разным отраслям промыш­ленности. Несмотря на свободу в ведении торговли, Ка­нада сохраняла зависимость от Британии и, главным образом, потому, что оставалась экспортером сырья в промышленно более развитую метрополию.

Как поясняет Иннис, война за независимость 1776 г. бы­ла столкновением между центром и периферией, что в шестнадцатом столетии было равнозначно конфликту между конформизмом и нонконформизмом, между политикой и литературой. И подобно тому, как «колония, занима­ющаяся торговлей мехом, была не в состоянии развивать собственную промышленность, способную конкурировать с мануфактурами метрополии», периферия усвоила чисто потребительское отношение к литературе и искусству, ко­торое сохранялось вплоть да нашего века.

Если нонконформисты тяготели к позиции читателя или потребителя, усматривая в книгопечатании лишь его част­ный и индивидуальный смысл, то конформисты тяготели к позиции автора-издателя, власти, управляющей новой си­лой. И как бы там ни было, большая часть английской ли­тературы была создана этим ориентированным на позицию власти меньшинством.

Зиберт пишет (р.25): «На протяжении всего шестнадца­того века Тюдоры проводили политику, нацеленную на строгий контроль над прессой в интересах безопасности го-

 

 

сударства». Неизбежным следствием развития книгопеча­тания в шестнадцатом веке стало «значительное возраста­ние власти — исполнительной, законодательной и судеб­ной — совета (или тайного совета) за счет парламента и старых судов, но к ощутимой выгоде короны». Однако по мере расширения книжного рынка и распространения при­вычки к чтению протест потребителя против центральной власти становился к концу века все громче. Прекрасная работа Л.Б.Райта «Культура среднего класса в елизаветин­ской Англии» содержит описание того, как книгопечатание различными путями способствовало развитию самообразо­вания. Очевидно, что первое поколение читателей искало в книгах не просто отвлечения, но руководство для овладе­ния методами прикладного знания.

Книга Райта дает ясное представление о процессе раз­рушения централистской елизаветинской структуры из­нутри благодаря распространению нового духа индивидуа­лизма (р.103):

Отдельные группы уже вступили в противоборство с системой государственного контроля: печатники -— по экономическим соображениям, пуритане — по религи­озным и, по крайней мере, один член парламента — по политическим. Печатники, такие как Вулф, не хотели мириться с правилами книгоиздательской компании. Они протестовали против привилегий и патентов на пе­чатную монополию. Религиозные нонконформисты, ли­шенные привилегии обращения к общественному мне­нию, также пытались вставлять палки в колеса, что в конце концов привело к крушению всей структуры.

Понадобилось бы написать целую книгу, чтобы объяс­нить связь процесса «огораживания» с централистскими тенденциями, порожденными книгопечатанием. Но для то­го, чтобы показать влияние книгопечатания на усиление центральной власти, достаточно сослаться на один пример — елизаветинский Акт о единообразии, принятый в 1559 г. Этот закон встретил сопротивление в нижней палате кон-вокации237 на том основании, что никакое правительство не может обладать «властью в вопросах веры, церковных

 

237 Собор духовенства епархий Кентербери и Йорка. — Прим. пер.

 

 

таинств и церковной дисциплины...». Однако литургия и церковные ритуалы не могли ускользнуть из сферы влия­ния книгопечатания, поскольку книга давно уже стала их неотъемлемой принадлежностью. С 24 июня 1559 г. Молит­венник 1552 г. вступал «в полную силу», и все священнос­лужители были «обязаны совершать утренние и вечерние молитвы, служить тайную вечерю, отправлять церковные службы и таинства и читать публичные молитвы» так, как они изложены в книге, и «никаким иным образом».

В 1562 г. была издана Книга проповедей для всеобщего публичного чтения с любой кафедры. Нас в данном случае интересует не ее содержание, а тот факт, что она была да­на всему обществу единообразно и в законодательном по­рядке. Превратив национальный язык в средство массовой коммуникации, печать создала новый, ранее не известный инструмент политической централизации. Одновременно, по мере того как личный и политический конформизм по­лучал все более отчетливое выражение, ученые и учителя начали кампанию за правильную орфографию и граммати­ку.



Просмотров 485

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!