Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Как и наука, в своем бессознательном



Принятии допущений или динамики

Книгопечатания

ей Изобилие печатной и другой производной от нее про­дукции в условиях нового восприятия времени и простран­ства придало вес и авторитет тем нелепостям, на которые указал Уайт. Так, например, когда сегодняшним школьни­кам предлагают поразмышлять над идиотизмом современ­ных СМИ, они переживают подлинное потрясение. Для них привычно думать, что все, на что взрослые тратят время и силы, имеет какой-то смысл. Им кажется, что взрослые не могут заниматься чем-то постыдным. И только после осво­ения языка средств коммуникации, от рукописи до книго­печатания и от книгопечатания до телевидения, до них до­ходит этот очевидный факт. В свое время учение Декарта получило распространение в том окружении, которое его породило, и среди тех людей, в жизни которых реализо-

 

 

вался осознанный им механизм. Сегодня же в новой элект­ронной среде Декарту делать нечего, бессознательное удо­стаивается такого же эпизодического внимания, как неког­да отдельные отличительные черты картезианского мыш­ления. Можем ли мы освободиться от подсознательного воздействия наших технологий? Не в том ли и заключается смысл образования, чтобы обеспечить человека средствами защиты от радиоактивного излучения, исходящего от средств массовой коммуникации? Поскольку ни одна куль­тура еще не пыталась решить эту задачу, ответ не кажет­ся столь уж однозначным. Вполне возможно, в том, что че­ловек до сих пор был погружен в сон разума и самогипноз, есть некая скрытая мудрость, которая лишь теперь, в эпо­ху столкновения эффектов коммуникационных технологий может быть осознана. Но как бы там ни было, очевидно, что псевдодихотомии и визуальная ориентация, внедренные в нашу психологию книгопечатанием, начиная с семнадцато­го века неизменно находили свое выражение в виде фило­софской «системы» как стандартной товарной упаковки. Каждую такую систему можно описать с помощью неско­льких тезисов, но благодаря магии книгопечатания они владели умами многих поколений. После Декарта фило­софские учения отличаются друг от друга не более, чем паровой двигатель отличается от дизельного. И например, Бергсон, пытавшийся положить всему этому конец, столь же механистичен, сколь и его оппонент Декарт, хотя и предпочел заправить свою систему космическим горючим. Стоило только запустить процесс редукции и сегментации языка и опыта, который отразил еще Шекспир в «Короле Лире», и остановить этот маховик стало уже невозможно. Пароход движется сначала картезианским, затем локков-ским, затем кантианским курсом, но, кто бы ни стоял у ру­ля, нашими неизменными спутниками являются паника и Angst250. Уайт подводил итог следующим образом (р.60, 61):

В конце семнадцатого века в философской мысли Европы доминировали три основных подхода, различия между которыми были обусловлены интерпретацией природы существования. Материализм рассматривал в качестве первичной реальности физические тела и их

 

250 Страх (нем.). Пргип. пер

 

 

движения; идеализм признавал его дух или сознание; наконец, картезианский дуализм постулировал две не­зависимые субстанции: мышление — res cogitans и ма­терию — res extensa251. Первые две школы без труда признавали существование сферы бессознательного, хотя и под разными именами. Для материалистов пси­хическое как таковое было физиологическим феноме­ном, и существование бессознательных психических процессов, подобных мышлению и оказывающих на не­го влияние, было прямым следствием ограниченности нашей способности осознания процессов, происходящих в нашем теле. Для идеалистов же все природные про­цессы были выражением всеобщего сознания, или ми­рового духа, который недоступен непосредственному познанию человека, хотя ему и присущи некоторые черты человеческого сознания. Таким образом, для иде­алистов здесь также не было проблемы; существование бессознательного не казалось им чем-то удивительным. Оно было лишь частью всеобщего сознания, с которым у индивидуального сознания не было прямого сообщения. Но третья, картезианская, школа рассматривала тезис о существовании бессознательного как прямой фило­софский вызов, поскольку он требовал отказаться от концепции исходного дуализма двух независимых сфер — движущейся материи и мыслящего духа. Для орто­доксальных последователей Декарта все в человеке, что не было сознательным, относилось к сфере материаль­ного и физиологического, но никоим образом не к сфере психического.

Последнее предложение может навести некоторых чи­тателей на мысль, что настоящая книга исходит из матери­альных, и даже физиологических, а не ментальных посы­лок. Это не так, но, впрочем, сам этот вопрос лежит за рам­ками нашей темы. Суть вопроса, рассматриваемого здесь, в следующем: как мы приходим к осознанию роли алфавита, книгопечатания или телеграфа в формировании нашего поведения? Ведь, согласитесь, это нелепый и унизитель­ный факт. Знание не расширяет, а напротив, сужает сферу детерминизма. Тогда как влияние неосознаваемых допу­щений, усвоенных вследствие использования технологии,

 

251 Мыслящие вещи... протяженные вещи (лат.). — Пргип. пер.

 

 

ведет (в чем нет никакой неизбежности) к предельному де­терминизму в человеческой жизни. Освобождение из этой ловушки и есть цель образования как такового. Но бессоз­нательное может служить спасительной лазейкой из мира голых категорий ничуть не более, чем лейбницевский или любой другой монизм — разрешением картезианского дуа­лизма. Только полная гармония взаимодействия всех чувств открывает свет, идущий сквозь предметы. Эта гар­мония разрушается, когда одно из чувств выпячивается благодаря технологии и доминирует свет, падающий на предметы. Кошмар света, падающего на предметы, — вот мир Паскаля: «Разум действует медленно, с постоянной оглядкой на множество принципов, которые всегда должны быть перед глазами, поэтому в любое время он может впасть в сон или растеряться из-за отсутствия всех своих

„ 9^9

принципов под рукой»"".



Просмотров 528

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!