Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 5. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ 5 часть



Прежде первая из составляющих изложенной нормы регламентировалась ч. ч. 4 и 5 ст. 64 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) следующим образом:

время нахождения сотрудников на службе в ОВД засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 4);

сотрудникам, уволенным из ОВД, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, и поступившим на работу в этих местностях не позднее шести месяцев после увольнения, время их непрерывной службы в ОВД в указанных местностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, установленных для рабочих и служащих в связи с работой в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями (ч. 5).

Вторая из составляющих изложенной нормы согласуется с вышеизложенной нормой ч. 1 ст. 18 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (наименование в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ).

 

Статья 39. Персональные данные сотрудников органов внутренних дел, ведение их личных дел и документов учета сотрудников

 

Комментарий к статье 39

 

1. В комментируемой статье согласно ее названию регламентированы обработка персональных данных сотрудников ОВД, ведение их личных дел и документов учета сотрудников. В рамках такой регламентации часть 1 данной статьи предусматривает, что в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников ОВД, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в ОВД, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в ОВД. Ранее такое регулирование законодательно не закреплялось. Оно введено по аналогии с нормами ст. 42 Закона о гражданской службе, регламентирующими обработку персональных данных государственного гражданского служащего и ведение личного дела государственного гражданского служащего.

2. В части 2 комментируемой статьи установлен перечень требований, которые должны соблюдаться в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальном органе, подразделении при получении, хранении, обработке, использовании и передаче персональных данных сотрудника ОВД. Эти положения закреплены по аналогии с ч. 1 ст. 42 Закона о гражданской службе, в соответствии с которой при обработке, хранении и передаче персональных данных государственного гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

1) обработка персональных данных государственного гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, названного Закона, других законов и иных нормативных правовых актов, содействия государственному гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы, обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности государственного гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа;

2) персональные данные следует получать лично у государственного гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных государственного гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом государственного гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить государственному гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

3) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу государственного гражданского служащего не установленные названным Законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

4) при принятии решений, затрагивающих интересы государственного гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных государственного гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

5) защита персональных данных государственного гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном названным Законом и другими федеральными законами;

6) передача персональных данных государственного гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия государственного гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами РФ.

Следует упомянуть о том, что существует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <1>, которым согласно ч. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ <2>) регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, т.е. позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3451.

<2> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4701.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает общие требования к содержанию личного дела сотрудника ОВД. В частности, предусмотрено, что в личное дело должны вноситься персональные данные сотрудника ОВД и иные сведения, связанные с поступлением на службу в ОВД, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.

Данная норма введена по аналогии с ч. 3 ст. 42 Закона о гражданской службе, определяющей, что в личное дело государственного гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с государственной гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа. Прежде соответствующее регулирование предусматривалось Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД.

4. Положения ч. 4 комментируемой статьи предусматривают и регламентируют направление и исполнение межведомственных запросов о документах и информации, характеризующих служебную деятельность сотрудника ОВД или иного сотрудника, поступающего на службу в ОВД:

на руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя возлагается обязанность при наличии межведомственного запроса руководителей иных государственных органов направлять им расчет выслуги лет, копию послужного списка, заключение по результатам последней аттестации и иные характеризующие служебную деятельность сотрудника ОВД документы и информацию при его поступлении (переводе) на службу (работу) в соответствующий государственный орган, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;

в свою очередь, на руководителей таких "иных" государственных органов возлагается обязанность направлять руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю по их межведомственным запросам указанные документы и информацию, касающиеся сотрудников этих государственных органов, поступающих на службу в ОВД.

Общая регламентация направления и исполнения межведомственных запросов о документах и информации содержится в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <1>, в п. 10 ст. 2 которого (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ <2>) дано следующее определение понятия "межведомственный запрос": документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 названного Закона государственных или муниципальных услуг, на основании запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги и соответствующий требованиям, установленным ст. 7.2 названного Закона.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

<2> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3880.

 

5. В части 5 комментируемой статьи определено, что сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника ОВД, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Ограничение доступа к информации регламентировано положениями ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>: ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1); обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (ч. 2); защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне (ч. 3); федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение (ч. 4); информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (ч. 5); информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда (ч. 6); срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе (ч. 7); запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 8); порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (ч. 9);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

6. Часть 6 комментируемой статьи по аналогии с нормой ч. 2 ст. 42 Закона о гражданской службе указывает на ответственность, наступающую в случае виновного нарушения сотрудником ОВД норм, регулирующих получение, хранение, обработку, использование и передачу персональных данных другого сотрудника, либо в случае виновной утраты таких данных.

В отношении содержания такой ответственности рассматриваемая норма отсылает к иным нормам комментируемого Закона, т.е. к нормам о дисциплинарной ответственности, а также к нормам других федеральных законов. В этом отношении необходимо отметить, что ст. 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а ст. 283 данного Кодекса - за разглашение государственной тайны. В статье 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), а в ст. 13.14 данного Кодекса - за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

7. В части 7 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочия по утверждению положения о централизованном учете персональных данных сотрудника ОВД и ведении его личного дела и положения о централизованном учете персональных данных гражданина, поступающего на службу в ОВД. Таким образом, следует ожидать издания соответствующих приказов МВД России.

Следует отметить, что рассматриваемая норма отличается от нормы ч. 4 ст. 42 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела утверждается Президентом РФ. Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609, которым утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.

 

Статья 40. Реестр сотрудников органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 40

 

1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует ведение реестра сотрудников ОВД. Данная регламентация является новой - ранее устанавливалась необходимость ведения списков личного состава ОВД, причем порядок ведения таких списков не опубликовывался и не обнародовался.

Положения о реестре сотрудников ОВД закреплены по аналогии с нормой п. 1 ст. 15 Закона о системе госслужбы, предусматривающей, что в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Кроме того, в ч. 2 ст. 43 Закона о гражданской службе также установлено, что сведения из личного дела государственного гражданского служащего включаются в реестр государственных гражданских служащих в государственном органе и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, реестр сотрудников ОВД должен вестись на основании персональных данных сотрудников ОВД в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях. При этом федеральный законодатель делегировал руководителю указанного федерального органа полномочие по установлению порядка ведения реестра сотрудников ОВД. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России.

Необходимо учитывать, что в иных статьях комментируемого Закона содержатся отдельные нормы, регламентирующие ведение реестра сотрудников ОВД. Так, в ст. 89 данного Закона определен порядок исключения из реестра сотрудников ОВД. Часть 2 ст. 90 данного Закона указывает на возможность зачисления сотрудника ОВД навечно в реестр сотрудников ОВД (см. комментарий к указанным статьям).

2. В части 2 комментируемой статьи определено, что сведения, содержащиеся в реестре сотрудников ОВД, а также сведения о гражданах, поступающих на службу в ОВД, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

Данное регулирование закреплено по аналогии с нормой п. 1 ст. 15 Закона о системе госслужбы, предусматривающей, что сведения, внесенные в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов РФ в государственных органах субъектов РФ, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

О конфиденциальной информации (служебной тайне), государственной тайне и иной охраняемой законом тайне см. комментарий к ст. 39 Закона.

 



Просмотров 2529

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!