Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



 

Статья 47. Служебная дисциплина

 

Комментарий к статье 47

 

1. В части 1 комментируемой статьи определено содержание понятия служебной дисциплины - это соблюдение сотрудником ОВД порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. При этом перечислены источники указанных порядка и правил: законодательство РФ, Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, контракт, приказы и распоряжения руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел, приказы и распоряжения прямых и непосредственных руководителей (начальников).

Тем самым воспроизведены с соответствующими редакционными правками следующие положения ст. 39 Закона о полиции, определяющие содержание понятия служебной дисциплины в полиции (причем указанная статья утрачивает силу в связи с принятием комментируемого Закона, см. ст. 93 Закона и комментарий к ней):

служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями непосредственных начальников порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1);

служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом РФ (ч. 2).

Подобных норм не было в Законе 1991 г. о милиции, но соответствующее регулирование содержалось в ст. 34 Положения 1992 г. о службе в ОВД, в ч. 1 которой было определено, что служебная дисциплина в ОВД означает соблюдение сотрудниками ОВД установленных законодательством РФ, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Президентом РФ, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 15 Закона), указание на дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ было включено в изложенную норму Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ, но такой документ до настоящего времени не издан.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит общее положение о том, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику ОВД могут применяться меры поощрения, указанные в ст. 48 комментируемого Закона, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания. Меры поощрения, применяемые к сотруднику ОВД, предусмотрены в ст. 48 комментируемого Закона, а дисциплинарные взыскания, налагаемые на сотрудника ОВД, - в ст. 50 данного Закона. К этим статьям и отсылает рассматриваемая норма.

Такое общее положение в отношении служебной дисциплины на службе в ОВД ранее не формулировалось, но с очевидностью подразумевалось. В то же время в комментируемом Законе не воспроизведено регулирование, которое содержалось в ст. 35 Положения 1992 г. о службе в ОВД в отношении обязанностей начальника ОВД по поддержанию служебной дисциплины. Так, указанной статьей устанавливалось, что начальник несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. При этом указывалось, что наряду с высокой требовательностью к ним он обязан:

создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных;

воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

уважать честь и достоинство подчиненных;

не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников ОВД по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности ОВД.

 

Статья 48. Меры поощрения

 

Комментарий к статье 48

 

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что меры поощрения применяются к сотруднику ОВД за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности. Ранее успехи в служебной деятельности, за которые предусматриваются поощрения, формулировались в ч. 1 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД как образцовое исполнение обязанностей и достижение высоких результатов в службе.

В части 1 комментируемой статьи также определен перечень видов поощрений, применяемых к сотруднику ОВД. Прежде этот перечень был предусмотрен в ч. 1 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД и включал в себя следующее:

объявление благодарности;

выдача денежной премии;

награждение ценным подарком;

занесение в Книгу почета, на Доску почета (в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи уточнено, что речь идет о книгах почета и досках почета ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения);

награждение почетной грамотой (в п. 4 ч. 1 комментируемой статьи уточнено, что речь идет о почетных грамотах ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения);

награждение нагрудным знаком (в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи этот вид поощрения назван как награждение ведомственными наградами);

награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени ОВД (данный вид поощрения в ч. 1 комментируемой статьи не предусмотрен);

награждение именным оружием (в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи уточнено, что речь об огнестрельном или холодном оружии); досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

Следует упомянуть, что Приказом МВД России от 25 июля 2008 г. N 651 "О порядке награждения оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке награждения гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <1>. Названный Приказ издан на основании Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации" <2>, которым утверждены: Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием; перечень видов, типов, моделей боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации.

--------------------------------

<1> РГ. 2008. 22 августа. N 178.

<2> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5304.

 

Присвоение в качестве меры поощрения сотруднику ОВД специальных званий досрочно либо на ступень выше регламентировано положениями ст. 44 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания. Ранее такое правило содержалось в ч. 2 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД.

Разумеется, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания может применяться лишь к сотрудникам ОВД, имеющим дисциплинарные взыскания, что отмечалось в п. 13.9 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД. Соответственно, необходимо иметь в виду следующие положения ст. 51 комментируемого Закона: сотрудник ОВД считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (ч. 9); дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника ОВД приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, - в течение одного месяца со дня его наложения (ч. 14); дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника ОВД приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию (ч. 14).

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет виды поощрений, которые могут применяться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с мерами поощрения, предусмотренными ч. 1 данной статьи.

Прежде соответствующее регулирование предусматривалось в ч. 3 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД, устанавливавшей, что в учебных заведениях МВД России кроме перечисленных в указанной статье видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.

4. В части 4 комментируемой статьи указано на возможность применения к сотруднику ОВД одновременно нескольких мер поощрения. Данное правило является нововведением. Ранее в п. 13.3 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось лишь то, что при поощрении в виде занесения в Книгу почета и на Доску почета, награждения личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени ОВД, допускается одновременная выдача поощренному сотруднику денежной премии.

5. Часть 5 комментируемой статьи указывает, что за заслуги перед государством сотрудник ОВД может быть представлен к награждению государственной наградой РФ, поощрению Президентом РФ, Правительством РФ. Прежде подобным образом в ч. 5 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники ОВД могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ.

В отношении государственных наград РФ следует отметить, что в целях совершенствования государственной наградной системы РФ издан Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <1>, которым наряду с прочим утверждены:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.

 

Положение о государственных наградах Российской Федерации;

Статуты орденов Российской Федерации, положения о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описания названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации;

формы наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации.

В государственную наградную систему РФ среди прочего входят почетные звания "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации" и "Заслуженный юрист Российской Федерации", о которых идет речь в ч. 3 ст. 42 Закона о полиции. Согласно указанной норме сотруднику полиции, имеющему одно из таких почетных званий или два таких почетных звания, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10% к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых ФОИВ в сфере внутренних дел.

Ранее в ч. 4 ст. 36 Положения 1992 г. о службе в ОВД упоминалось лишь о возможности награждения почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации". При этом указывалось, что таким почетным знаком могут быть награждены сотрудники, прослужившие в ОВД не менее 10 лет, за образцовое выполнение служебного долга. Непосредственно награждению названным почетным знаком была посвящена ст. 37 данного Положения.

 

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

 

Комментарий к статье 49

 

1. В части 1 комментируемой статьи определено содержание понятия нарушения служебной дисциплины (дисциплинарного проступка) - это виновное действие (бездействие), которое выражается одним или несколькими из следующих деяний, совершенных сотрудником ОВД:

либо в нарушении законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;

либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению;

либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Подобное регулирование ранее содержалось в ч. 2 ст. 34 Положения 1992 г. о службе в ОВД (часть введена Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ), определявшей, что нарушением сотрудником ОВД служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка ОВД (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством РФ не установлена административная или уголовная ответственность.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 15 Закона), указание на дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ было включено в Положение 1992 г. о службе в ОВД Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ, но такой документ до настоящего времени не издан.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень деяний (действий или бездействия), совершение которых является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником ОВД. Грубое нарушение служебной дисциплины предусмотрено в п. 6 ч. 2 ст. 82 комментируемого Закона в качестве возможного основания для прекращения контракта и увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД. Кроме того, в случае совершения сотрудником ОВД грубого нарушения служебной дисциплины согласно ч. 5 ст. 50 данного Закона может применяться перевод на нижестоящую должность в ОВД как вид дисциплинарного взыскания.

Прежде соответствующий перечень был определен в ч. 3 ст. 34 Положения 1992 г. о службе в ОВД (часть введена Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ), определявшей, что грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:

а) несоблюдение сотрудником ОВД запретов и ограничений, установленных законодательством РФ;

б) отсутствие сотрудника ОВД по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени;

в) нахождение сотрудника ОВД на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника ОВД от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

г) совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

д) разглашение сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации ограниченного распространения, ставших известными сотруднику ОВД в связи с исполнением им служебных обязанностей;

е) небрежное хранение вверенного для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

ж) отказ или уклонение от прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в случаях, если обязательность их прохождения установлена законодательством РФ или нормативными правовыми актами;

з) неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

и) умышленное уничтожение или повреждение имущества ОВД, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

к) непредставление сотрудником ОВД сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником ОВД заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;

л) сокрытие фактов обращения к сотруднику ОВД каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

м) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении решений вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник ОВД замещает должность, если это не входит в его служебные обязанности;

н) нарушение сотрудником органов внутренних дел требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

о) совершение сотрудником ОВД, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя ОВД;

п) принятие сотрудником ОВД необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу ОВД.

 

Статья 50. Дисциплинарные взыскания

 

Комментарий к статье 50

 

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудника ОВД в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных комментируемым Законом. "Иные" случаи, о которых идет речь, предусмотрены нормой ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона - наложение взысканий, предусмотренных комментируемой статьей, за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

В части 1 комментируемой статьи также определен перечень видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудника ОВД. Прежде этот перечень был предусмотрен в ч. 1 ст. 38 Положения 1992 г. о службе в ОВД и включал в себя следующее:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

предупреждение о неполном служебном соответствии;

понижение в должности (в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи этот вид дисциплинарных взысканий сформулирован как перевод на нижестоящую должность в ОВД);

снижение в специальном звании на одну ступень (этот вид дисциплинарных взысканий в ч. 1 комментируемой статьи не указан);

лишение нагрудного знака (этот вид дисциплинарных взысканий в ч. 1 комментируемой статьи не указан);

увольнение из ОВД (в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи этот вид дисциплинарных взысканий сформулирован как увольнение со службы в ОВД).

2. В части 2 комментируемой статьи определены виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными ч. 1 данной статьи.

Прежде соответствующее регулирование предусматривалось в ч. 2 ст. 38 Положения 1992 г. о службе в ОВД, устанавливавшей, что в учебных заведениях МВД России кроме перечисленных в ч. 1 указанной статьи видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. Как видно, ранее лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения в качестве вида дисциплинарных взысканий не предусматривалось.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что за каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Ранее такое правило предусматривалось в ч. 12 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД: за каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи при наложении таких дисциплинарных взысканий, как предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в ОВД или увольнение со службы в ОВД, фамилия сотрудника ОВД, подвергнутого взысканию, подлежит исключению из книги почета или с доски почета ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. Данное правило является нововведением.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет случаи применения перевода на нижестоящую должность в ОВД как вид дисциплинарного взыскания. Это, во-первых, совершение сотрудником ОВД грубого нарушения служебной дисциплины, и, во-вторых, неоднократное нарушение сотрудником ОВД служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложенного на него в письменной форме. Аналогично сказанному в отношении предыдущей части данной статьи следует отметить, что рассматриваемая норма является нововведением. Следует также подчеркнуть, что в рассматриваемой норме речь идет о переводе на нижестоящую должность в ОВД именно как о дисциплинарном взыскании. Полный перечень случаев перевода сотрудника ОВД на нижестоящую должность в ОВД предусмотрен в ч. 7 ст. 30 комментируемого Закона.

 

Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

 

Комментарий к статье 51

 

1. В комментируемой статье определены порядок применения к сотрудникам ОВД мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий. В рамках данной регламентации федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по установлению порядка применения к сотрудникам ОВД мер поощрения, предусмотренных п. п. 1 - 6 и 9 ч. 1, ч. ч. 2 и 3 ст. 48 комментируемого Закона, т.е. всех мер поощрения, за исключением досрочного присвоения очередного специального звания, а также присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в ОВД. Указанное исключение согласуется с нормой ч. 3 ст. 44 данного Закона, указывающей, что досрочно либо на ступень выше специальные звания присваиваются в порядке, определяемом Президентом РФ.

Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее в рамках подобного регулирования в ч. 1 ст. 38 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что Министром внутренних дел РФ устанавливаются права начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий. Соответственно, в приложении 12 к Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД был определен Перечень должностей начальников и их прав по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий.

2. В части 2 комментируемой статьи определена особенность применения мер поощрения к сотрудникам ОВД, замещающим должности в ОВД, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, т.е. с учетом нормы ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона - к сотрудникам, находящимся на должностях высшего начальствующего состава. Эта особенность заключается в возможности применения руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел и (или) уполномоченным руководителем к таким сотрудникам мер поощрения, предусмотренных п. п. 1 - 6 и 9 ч. 1 и ч. 2 ст. 48 комментируемого Закона, т.е. всех мер поощрения, за исключением досрочного присвоения очередного специального звания, а также присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в ОВД. Изложенное согласуется с нормой ч. 1 ст. 41 данного Закона, в соответствии с которой специальные звания высшего начальствующего состава присваиваются Президентом РФ. Следует также отметить, что рассматриваемое правило ранее закреплено не было, но с очевидностью подразумевалось.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что дисциплинарные взыскания на сотрудника ОВД налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел. Прежде такое правило формулировалось в ч. 1 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Как говорилось выше, в приложении 12 к Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД был определен Перечень должностей начальников и их прав по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий.

В рассматриваемой норме также указано на исключения - это перевод на нижестоящую должность в ОВД и увольнения со службы в ОВД сотрудника, замещающего должность в ОВД, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ, т.е. с учетом нормы ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона - сотрудника, находящегося на должности высшего начальствующего состава. Ранее это правило содержалось в ч. 3 ст. 38 Положения 1992 г. о службе в ОВД (часть введена Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ), устанавливавшей, что взыскание в виде понижения в должности или увольнения из ОВД не применяется к сотрудникам ОВД, замещающим должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ.

В части 3 комментируемой статьи наряду с прочим установлена обязанность руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел информировать Президента РФ о наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в ОВД, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ. Прежде такое правило закреплено не было.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). На случай, когда на сотрудника ОВД необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, данная норма предусматривает, что он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

Ранее эти правила содержались в соответствующих нормах Положения 1992 г. о службе в ОВД: дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам (ч. 6 ст. 39); если к сотруднику ОВД, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником (ч. 2 ст. 40).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право вышестоящего руководителя (начальника) изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником ОВД дисциплинарного проступка. Прежде такое правило содержалось в ч. 3 ст. 40 Положения 1992 г. о службе в ОВД, указывавшей, что вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

6. В части 6 комментируемой статьи определены сроки, в течение которых должно быть наложено дисциплинарное взыскание: по общему правилу - две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником ОВД дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. При этом предусмотрено, что в указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Ранее подобные правила содержались в ч. 11 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД, но формулировались они несколько иначе: дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Следует также отметить, что рассматриваемые правила немного отличаются от ч. 3 ст. 193 ТрК РФ, предусматривающей, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

7. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает сроки, по истечении которых на сотрудника ОВД не может быть наложено дисциплинарное взыскание: по общему правилу - шесть месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а при наложении взыскания по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - два года со дня совершения дисциплинарного проступка. При этом предусмотрено, что в указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

Аналогично сказанному в отношении предыдущей части следует отметить, что ранее подобные правила содержались в ч. 19 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД, но формулировались они несколько иначе: дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника ОВД либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения; в указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Положения ч. 7 комментируемой статьи сформулированы по аналогии с нормой ч. 4 ст. 193 ТрК РФ, предусматривающей следующее: дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения; в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

8. В части 8 комментируемой статьи установлено, что до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника ОВД, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. На случай отказа сотрудника дать такое объяснение данная норма предусматривает необходимость составления соответствующего акта. Рассматриваемая норма также указывает, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 комментируемого Закона может быть проведена служебная проверка.

Прежде в рамках соответствующего регулирования в ч. 10 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось следующее: до наложения взыскания от сотрудника ОВД, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение; при необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Следует также отметить, что в положениях ч. 8 комментируемой статьи видны аналогии с нормами ч. ч. 1 и 2 ст. 193 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ): до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение; если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт (ч. 1); непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ч. 2).

9 - 10. В соответствии с общим правилом ч. 9 комментируемой статьи наложение на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания подлежит оформлению приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. При этом предусмотрено, что дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме.

На случай временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке данная часть устанавливает, что приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания может быть издан только после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

Наряду с прочим данная часть определяет момент, с которого сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности, - это день издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо день публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Часть 10 комментируемой статьи предусматривает, что в приказе о наложении на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания должны быть указаны иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

Изложенное регулирование во многом является новым. Ранее в ч. ч. 7 - 9 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось следующее: поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами; благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно (ч. 7); взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно (ч. 8); о поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику ОВД объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании) (ч. 9).

11 - 12. В части 11 комментируемой статьи установлена обязанность уполномоченного руководителя ознакомить сотрудника ОВД под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. Эта обязанность подлежит исполнению в течение трех рабочих дней. При этом определено, что в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

На случай отказа или уклонения сотрудника ОВД от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания часть 12 данной статьи предусматривает необходимость составления акта, подписываемого уполномоченными должностными лицами.

Прежде соответствующее регулирование сводилось к следующему правилу ч. 13 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД: приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику ОВД, подвергнутому взысканию, под расписку. Рассматриваемые нормы закреплены по аналогии со следующими положениями ч. 6 ст. 193 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ): приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе; если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

13. Положения ч. 13 комментируемой статьи определяют порядок учета применяемых к сотруднику ОВД мер поощрения и налагаемых на него в письменной форме дисциплинарных взысканий: меры поощрения и дисциплинарные взыскания подлежат занесению в материалы личного дела сотрудника; меры поощрения и дисциплинарные взыскания должны учитываться раздельно.

Ранее подобные правила были закреплены в п. 13.12 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: все поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету; учет поощрений, дисциплинарных взысканий, решений судов чести ведется сотрудниками кадрового подразделения в служебных карточках установленной формы; поощрения и дисциплинарные взыскания, объявленные в приказе, решения судов чести, кроме того, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

14. В части 14 комментируемой статьи определены сроки, в течение которых сотрудник ОВД считается подвергнутым дисциплинарному взысканию: дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника ОВД приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения; дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, действительно в течение одного месяца со дня его наложения.

При этом установлено, что дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

Прежде соответствующее регулирование содержалось в ч. ч. 15 и 16 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД: дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника ОВД приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию (ч. 15); устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца (ч. 16).

15. Часть 15 комментируемой статьи определяет срок исполнения дисциплинарных взысканий, предусмотренных п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 50 комментируемого Закона, т.е. перевода на нижестоящую должность в ОВД и увольнения со службы в ОВД. Согласно рассматриваемой норме указанные дисциплинарные взыскания подлежат исполнению не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. При этом предусмотрено, что в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника ОВД, нахождения его в отпуске или в командировке.

Ранее в ч. 14 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривались иные правила: дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения; по истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

16. Перевод сотрудника ОВД с одной должности в ОВД на другую регламентирован ст. 30 комментируемого Закона, к которой и отсылает часть 16 комментируемой статьи в отношении порядка исполнения наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в ОВД. Соответствующее основание перевода сотрудника на нижестоящую должность - в порядке наложения дисциплинарного взыскания - предусмотрено в п. 4 ч. 7 указанной статьи. Как определено в ч. 6 указанной статьи, должность в ОВД считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад (см. комментарий к указанной статье).

17. Прекращение службы в ОВД в случае увольнения сотрудника ОВД регламентировано нормами гл. 12 комментируемого Закона, к которым и отсылает часть 17 комментируемой статьи в отношении порядка исполнения наложенного на сотрудника ОВД дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в ОВД. Соответствующее возможное основание расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД - в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя - предусмотрено в п. 7 ч. 2 ст. 82 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

 

Статья 52. Служебная проверка

 

Комментарий к статье 52

 

Комментируемая статья предусматривает и регламентирует процедуру проведения служебной проверки. В Положении 1992 г. о службе в ОВД эта процедура упоминалась, но детально не регламентировалась. Соответствующее подробное регулирование содержала Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 <1>. Однако нормы комментируемой статьи закреплены не вслед за названной Инструкцией (по крайней мере далеко не все), а во многом по аналогии с нормами ст. 59 Закона о гражданской службе, регламентирующими проведение служебной проверки на государственной гражданской службе.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2009. N 14.

 

В части 1 комментируемой статьи установлено, что служебная проверка проводится по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, а также определены случаи проведения служебной проверки:

1) необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником ОВД дисциплинарного проступка;

2) необходимость подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 29 Закона о полиции, т.е. соблюдения ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в ОВД;

3) заявление сотрудника ОВД. Право сотрудника ОВД на проведение по его заявлению служебной проверки предусмотрено в п. 13 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона. Такое же право сотрудника полиции указано в п. 13 ч. 1 ст. 28 Закона о полиции.

Эти положения закреплены по аналогии с ч. 1 ст. 59 Закона о гражданской службе, устанавливавшей, что служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению государственного гражданского служащего.

Пункт 2 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, определял основания проведения служебной проверки более развернуто. Так, устанавливалось, что служебные проверки проводятся по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

В пункте 3 указанной Инструкции предусматривалось, что служебная проверка проводится по решению руководства МВД России, начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей, наделенных в пределах установленных полномочий в отношении определенных категорий сотрудников ОВД правом наложения дисциплинарных взысканий.

2. Часть 2 комментируемой статьи запрещает участие в проведении служебной проверки сотрудника ОВД, прямо или косвенно заинтересованного в ее результатах. При этом закреплена обязанность такого сотрудника подать руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. В силу прямого указания в рассматриваемой норме при несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный ч. 4 данной статьи, продлевается на 10 дней.

Эти положения закреплены по аналогии с ч. 5 ст. 59 Закона о гражданской службе. Инструкция, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, содержала более детальную регламентацию. Так, в п. 15 Инструкции устанавливалось, что сотруднику ОВД не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований:

если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка;

если он является родственником сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;

если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в исходе служебной проверки.

Пункт 16 Инструкции предусматривал, что при наличии указанных оснований сотрудник ОВД, которому поручено проведение служебной проверки, обязан обратиться к должностному лицу, ее назначившему, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. Там же было определено, что при несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки могут быть признаны недействительными.

3. В части 3 комментируемой статьи определен перечень обстоятельств, которые подлежат объективному и всестороннему установлению при проведении служебной проверки в отношении сотрудника ОВД. Положения данной статьи закреплены по аналогии с ч. 2 ст. 59 Закона о гражданской службе, в соответствии с которой при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного государственным гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления государственного гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В пункте 7 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, предусматривалось, что при проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения;

факт происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия;

вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами;

данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия);

наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Это положение аналогично положению ч. 6 ст. 59 Закона о гражданской службе. В то же время часть 4 комментируемой статьи в отличие от указанной нормы содержит правило, согласно которому в срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника ОВД, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

В пункте 18 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, в рамках соответствующей регламентации предусматривалось, что служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении.

5. В части 5 комментируемой статьи регламентированы оформление и рассмотрение результатов служебной проверки:

результаты служебной проверки оформляются в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки;

заключение по результатам служебной проверки подлежит представлению руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

указанное заключение утверждается руководителем данного федерального органа или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

Изложенное регулирование отличается от того, которое содержится в ст. 59 Закона о гражданской службе. В части 6 указанной статьи предусмотрено лишь то, что результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Пункт 31 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, устанавливал следующее: по окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления; заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником; должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает обязанность (п. 1) и предусматривает права (п. 2) сотрудника ОВД, в отношении которого проводится служебная проверка. Эти положения введены по аналогии с ч. 9 ст. 59 Закона о гражданской службе, в соответствии с которой государственный гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Как видно, дача объяснений выведена в п. 1 ч. 6 комментируемой статьи в качестве обязанности сотрудника ОВД и сформулирована эта обязанность как дача объяснений в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя. Еще одним отличием является введение в подп. "г" п. 2 ч. 6 комментируемой статьи права сотрудника ОВД потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований), т.е. с использованием полиграфа.

Прежде в Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, содержался самостоятельный раздел III, определяющий полномочия участников служебной проверки. В этом разделе предусматривались права (п. 23) и устанавливались обязанности (п. 24) сотрудника ОВД (руководителя и членов комиссии), проводящего служебную проверку. В пункте 26 Инструкции указывалось, что сотрудник ОВД, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

знать предмет служебной проверки, давать устные и (или) письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) лица, проводящего служебную проверку, начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему служебную проверку;

знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

7. В части 7 комментируемой статьи установлены требования к содержанию заключения по результатам служебной проверки. Положения данной части закреплены в точной аналогии с нормой ч. 9 ст. 59 Закона о гражданской службе, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к государственному гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Ранее п. 32 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, предусматривал, что заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. При этом в п. п. 33 - 35 данной Инструкции определялись перечни сведений, подлежащие указанию во вводной, описательной и резолютивной частях заключения соответственно.

8. Часть 8 комментируемой статьи регламентирует оформление заключения по результатам служебной проверки: заключение подлежит подписанию лицами, ее проводившими, и утверждению руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки. Данная норма закреплена по аналогии с ч. 10 ст. 59 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка. Прежде в п. 36 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140, устанавливалось, что заключение по результатам служебной проверки подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии, в случае проведения служебной проверки комиссией, согласовывается с непосредственным начальником сотрудника, проводившего служебную проверку, и утверждается должностным лицом органа внутренних дел, назначившим ее проведение.

9. В части 9 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по установлению порядка проведения служебной проверки ФОИВ в сфере внутренних дел. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России, устанавливающего такой порядок или вносящего изменения в упоминаемую выше Инструкцию, утв. Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2009. N 14.

 



Просмотров 4204

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!