Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СЛУЖЕБНЫХ СПОРОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



 

Статья 71. Конфликт интересов в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 71

 

1 - 2. В комментируемой статье содержится регламентация, направленная на урегулирование конфликта интересов в ОВД. Положения ч. ч. 1 и 2 данной статьи определяют для целей комментируемого Закона понятие "конфликт интересов в органах внутренних дел" (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "конфликт интересов"), а также использованное в этом определении понятие "личная заинтересованность сотрудника органов внутренних дел".

Эти определения даны на основании общих норм ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", определяющих понятие конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:

под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в названном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (ч. 1);

под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (ч. 2).

3 - 6. Положениями ч. ч. 3 - 6 комментируемой статьи определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в ОВД. Эти положения установлены на основании следующих общих норм ч. ч. 1 - 5 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", определяющих порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе:

государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1);

государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2);

представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3);

предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4);

предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5).

Временное отстранение сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей в случае возникновения конфликта интересов предусмотрено в п. 3 ч. 2 ст. 73 комментируемого Закона. Согласно указанной норме отстранение сотрудника в этом случае осуществляется на период до урегулирования конфликта интересов.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона за несоблюдение сотрудником ОВД требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 50 комментируемого Закона. Как установлено в ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (часть введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством РФ.

7. Часть 7 комментируемой статьи соответственно общей норме ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в качестве одной из мер предотвращения конфликта интересов в ОВД предусматривает, что в случае, если сотрудник ОВД владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), то он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ. Эта же обязанность сотрудника ОВД следует из нормы ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона, согласно которой на сотрудника ОВД распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в ОВД, установленные ст. 29 Закона о полиции (см. указанную статью и комментарий к ней).

Доверительное управление имуществом регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 1012 указанной главы, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

8. В части 8 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал Президенту РФ полномочие по установлению порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 14 Закона), соответствующим актом является Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", которым наряду с прочим утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Основной задачей указанных комиссий согласно п. 3 названного Положения является содействие государственным органам: а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами; б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Там же говорилось, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих на основании названного Указа издан Приказ МВД России от 8 сентября 2010 г. N 652 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов".

 

Статья 72. Служебный спор в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 72

 

1. Комментируемая статья регламентирует разрешение служебных споров в ОВД (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "служебный спор"). В части 1 данной статьи определено содержание понятия служебного спора - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником ОВД или гражданином, поступающим на службу в ОВД либо ранее состоявшим на службе в ОВД, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником. Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 комментируемого Закона: прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).

Ранее определение понятию служебного спора в ОВД дано не было. Более того, и само это понятие федеральным законодателем не использовалось. В рассматриваемой норме видится аналогия со ст. 69 Закона о гражданской службе, в которой дано понятие индивидуального служебного спора - это не урегулированные между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим либо гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу или ранее состоявшим на государственной гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Основа для такого регулирования содержится в ст. 381 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), определяющей понятие индивидуального трудового спора: индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1); индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ч. 2).

2. В части 2 комментируемой статьи установлен запрет коллективных служебных споров в ОВД. Ранее такой запрет содержался в ч. 2 ст. 28 Закона 1991 г. о милиции, предусматривавшей, что прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается. Понятие забастовки определено в ч. 4 ст. 398 ТрК РФ как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает право сотрудника ОВД в целях разрешения служебного спора обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Ранее соответствующий порядок регламентировался лишь в отношении споров по вопросам восстановления в должности, специальном звании, на службе в ОВД. Так, в части 1 ст. 66 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что в случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из ОВД сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику ОВД, а решение, принятое министром внутренних дел РФ или Президентом РФ, - в суд.

4 - 5. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено право сотрудника ОВД или гражданина, поступающего на службу в ОВД либо ранее состоявшего на службе в ОВД, в целях разрешения служебного спора обратиться к руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд.

При этом определены сроки такого обращения: по общему правилу - три месяца со дня, когда сотрудник ОВД или гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своего права; в целях разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в ОВД, - один месяц со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Часть 5 данной статьи предусматривает, что в случае пропуска по уважительным причинам этих сроков руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу. Разумеется, суд также вправе продлить (точнее говоря, восстановить) пропущены срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Прежде в ст. 62 Положения 1992 г. о службе в ОВД также устанавливалось, что сотрудник ОВД имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд. Однако такой же срок был установлен и в ч. 1 ст. 66 Положения 1992 г. о службе в ОВД в отношении споров по вопросам восстановления в должности, специальном звании, на службе в ОВД: в случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из ОВД сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику ОВД, а решение, принятое министром внутренних дел РФ или Президентом РФ, - в суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из ОВД либо со дня получения письменного уведомления МВД России или Президента РФ об отказе в восстановлении в должности, специальном звании либо на службе в ОВД. В части 2 указанной ст. 66 также указывалось, что в случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен министром внутренних дел РФ, Президентом РФ или судом.

Как отмечалось в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 25 июня 2010 г. N 43-Г10-2 <1>, Закон 1991 г. о милиции и Положение 1992 г. о службе в ОВД не регламентируют порядок и сроки обращения сотрудников милиции в суд за разрешением иных споров, возникающих из отношений по службе в ОВД; при таких обстоятельствах на эти отношения распространяются нормы трудового законодательства в части, не урегулированной нормами названного Закона и названного Положения, в том числе и ст. 392 ТрК РФ, устанавливающая сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Указанная ст. 392 ТрК РФ содержит нормы, аналогичные положениям ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи. Наряду с прочим в указанной статье предусмотрено следующее: работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1); при пропуске по уважительным причинам данных сроков они могут быть восстановлены судом (ч. 3).

Необходимо иметь в виду, что в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Постановления Пленума ВС России от 28 декабря 2006 г. N 63) даны следующие разъяснения: в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ и ст. ст. 382, 391 ТрК РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции; если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора, они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и, следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) следует определять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленных ст. ст. 23 - 24 ГПК РФ.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи рапорт сотрудника ОВД или письменное заявление гражданина, поступающего на службу в ОВД либо ранее состоявшего на службе в ОВД, о разрешении служебного спора подлежит обязательной регистрации в день его подачи. Данная норма закреплена по аналогии с ч. 9 ст. 70 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление государственного гражданского служащего либо гражданина, поступающего на государственную гражданскую службу или ранее состоявшего на государственной гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

7. Часть 7 комментируемой статьи определяет срок рассмотрения служебного спора руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем: один месяц со дня подачи рапорта сотрудником ОВД или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в ОВД либо ранее состоявшим на службе в ОВД.

В данной норме федеральный законодатель также делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по определению порядка рассмотрения служебного спора. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее соответствующие вопросы регулировались Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД.

8. В части 8 комментируемой статьи предусмотрено право обратившегося для разрешения служебного спора сотрудника ОВД или гражданина, поступающего на службу в ОВД либо ранее состоявшего на службе в ОВД, обжаловать в суд решение руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору. Как установлено при этом, такое решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения. Представляется, что в том же порядке обжалуются решения конкурсной комиссии и рекомендации аттестационной комиссии (см. ст. ст. 25 и 33 Закона, а также комментарий к ним).

Рассматриваемая норма закреплена по аналогии с ч. 12 ст. 70 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. Кстати говоря, там же предусмотрено, что в случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Как представляется, правило о возможности восстановления пропущенного срока применимо и в отношении срока, определенного в ч. 8 комментируемой статьи.

 

Статья 73. Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей

 

Комментарий к статье 73

 

1 - 2. В комментируемой статье регламентировано временное отстранение сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей. В рамках такой регламентации в ч. 1 данной статьи определен исчерпывающий перечень случаев обязательного такого временного отстранения (часть 7 данной статьи предусматривает еще один такой случай), а в ч. 2 данной статьи - исчерпывающий перечень случаев возможного такого временного отстранения. При этом в указанных перечнях применительно к каждому случаю определены сроки временного отстранения сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей. Кстати говоря, в п. 4 ч. 4 ст. 33 комментируемого Закона предусмотрен еще один случай временного отстранения сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей - если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Согласно указанной норме до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в ОВД сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ранее в рамках соответствующей регламентации в ч. 7 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось лишь то, что сотрудник ОВД может быть временно отстранен от должности в порядке, установленном Министром внутренних дел РФ, в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей.

В свою очередь, в п. 8.4 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось следующее:

отстранение сотрудника ОВД от должности применяется в крайних, не терпящих отлагательства, случаях (тяжесть совершенного проступка, невозможность дальнейшего пребывания в данной местности), а также в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки;

основанием для принятия такого решения является постановление о привлечении сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления или факт грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей;

отстранение от должности производится как по инициативе начальника ОВД, которому предоставлено право приема на службу, так и по постановлению следователя, с санкции прокурора.

Следует также отметить, что в положениях ч. ч. 1, 2 и 7 комментируемой статьи прослеживаются аналогии (но далеко не во всем) нормами ч. ч. 1 - 3 ст. 32 Закона о гражданской службе, регламентирующими отстранение от замещаемой должности государственной гражданской службы. Так, в соответствии с ч. 1 этой статьи представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности государственной гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) государственного гражданского служащего:

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В части 2 указанной ст. 32 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) предусмотрено, что представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности государственной гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) государственного гражданского служащего на период:

1) урегулирования конфликта интересов;

2) проведения проверки: а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции"; б) сведений, представленных государственным гражданским служащим при поступлении на государственную гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; в) соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Как предусмотрено в ч. 3 указанной ст. 32 Закона о гражданской службе, представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности государственной гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) государственного гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности государственной гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине государственного гражданского служащего.

Изложенное правило прослеживается в нормах ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, но в отличие от этих норм в ч. 2.1 ст. 32 Закона о гражданской службе (часть введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) предусмотрено следующее: в указанных в ч. 2 этой статьи случаях государственный гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности государственной гражданской службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки; указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение; при этом государственному гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности государственной гражданской службы (исполнения должностных обязанностей).

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи решение о временном отстранении сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом предусмотрено, что о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД, замещающего должность в ОВД, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ, руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента РФ. С учетом нормы ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона речь идет о должностях высшего начальствующего состава (см. комментарий к указанной статье).

4. В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по определению порядка временного отстранения сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее соответствующие вопросы регулировались Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД, о чем говорилось выше.

5 - 6. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения к выполнению служебных обязанностей сотрудника ОВД, временно отстраненного от выполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 данной статьи, т.е. при прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям. Согласно рассматриваемой норме указанный сотрудник по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в ОВД или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В части 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность привлечения к выполнению служебных обязанностей сотрудника ОВД, временно отстраненного от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных ч. 2 данной статьи. В соответствии с рассматриваемой нормой указанный сотрудник по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в ОВД или к выполнению отдельных служебных поручений но при условии, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.

Прежде соответствующее регулирование сводилось к следующему правилу п. 8.5 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД: до решения вопроса о восстановлении в должности сотрудник ОВД, временно отстраненный от должности, выполняет поручения по службе начальника ОВД (кроме сотрудников, привлекаемых в качестве обвиняемых в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде содержания под стражей).

7. В части 7 комментируемой статьи закреплены обязанности непосредственного руководителя (начальника) временно отстранить от выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника). Ранее такое основание для временного отстранения сотрудника ОВД от выполнения служебных обязанностей охватывалось указанными в ч. 7 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД случаями грубого нарушения сотрудником ОВД служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение служебных обязанностей (см. выше).

8. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи денежное довольствие сотруднику ОВД, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ. Соответствующие положения предусмотрены в ч. ч. 25 и 26 ст. 2 Закона о соцгарантиях сотрудникам ОВД:

в случае временного отстранения сотрудника ОВД от должности ему выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада и оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (ч. 25);

в случае, если сотрудник ОВД обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику ОВД оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей (ч. 26).

Прежде в рамках соответствующего регулирования в ч. 7 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что за время отстранения от должности сотруднику ОВД выплачивается денежное довольствие в полном размере.

 

Статья 74. Восстановление на службе в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 74

 

1. Комментируемая статья регламентирует восстановление в должности, специальном звании и на службе в ОВД. В части 1 данной статьи предусмотрено, что сотрудник ОВД, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в ОВД, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в ОВД либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании. Ранее такое правило содержалось в ч. 1 ст. 65 Положения 1992 г. о службе в ОВД, но формулировалось оно несколько иначе: сотрудники ОВД, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из ОВД, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в ОВД.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенность восстановления сотрудника ОВД, находившегося в распоряжении ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанного в установленном порядке незаконно уволенным со службы в ОВД: такой сотрудник подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение указанного федерального органа, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом. Ранее такое положение законодательно закреплено не было. Зачисление сотрудника в распоряжение ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения регламентировано ст. 36 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

3. В части 3 комментируемой статьи определены основания для восстановления сотрудника ОВД на службе в ОВД - это решение руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда. Прежде это правило было закреплено в ч. 2 ст. 65 Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в ОВД являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника ОВД о его восстановлении на службе. Данное правило было воспроизведено и детализировано в п. 18.5 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом:

основанием для издания приказа о восстановлении сотрудников являются решение суда, утвержденные в установленном порядке заключения служебных проверок с выводом о необоснованности либо неправомерности решения о перемещении по службе, отстранении от занимаемой должности или понижении в должности, снижении в специальном звании;

в заключениях по фактам незаконного или необоснованного снижения в специальном звании и в приказах о восстановлении в прежнем специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу для присвоения очередного специального звания;

сотрудники, признанные незаконно уволенными из ОВД, восстанавливаются на службе приказами начальников, которым предоставлено право назначения на должность, либо вышестоящих начальников. Основанием для издания приказов о восстановлении на службе являются утвержденные указанными начальниками заключения служебных проверок, а также вступившие в силу решения суда о признании увольнения незаконным;

для лиц, уволенных в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу, а также для лиц, лишенных по данной причине специальных званий, но затем реабилитированных в установленном законодательством РФ порядке, основанием для восстановления на службе и в специальном звании являются соответствующие документы о реабилитации;

в заключениях о восстановлении сотрудников на службе в ОВД и специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на получение процентной надбавки за выслугу лет, в выслугу в специальном звании. Засчитываемые в службу периоды указываются в приказе о восстановлении сотрудника на службе в ОВД и специальном звании.

Как устанавливалось в ч. 3 ст. 66 Положения 1992 г. о службе в ОВД, решение о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в ОВД, принятое компетентным должностным лицом органов внутренних дел, Президентом РФ или судом, подлежит немедленному исполнению. Данное правило не воспроизведено в комментируемой статье, но оно с очевидностью подразумевается.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи сотрудник ОВД, подлежащий восстановлению на службе в ОВД, с его согласия может быть назначен на равнозначную должность в ОВД. Как определено в ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона, должность в ОВД считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

Ранее рассматриваемое правило формулировалось в ч. 4 ст. 66 Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: восстановление на службе в ОВД осуществляется путем назначения уволенного сотрудника ОВД на занимаемую им ранее должность либо с его согласия на равнозначную ей должность. В пункте 18.2 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что при невозможности восстановления в ранее занимаемой штатной должности вследствие реорганизации и ликвидации ОВД (подразделения), сокращении ранее занимаемой штатной должности, наличии иных законных оснований, препятствующих восстановлению в ранее занимаемой штатной должности, сотрудник назначается с его согласия на должность, соответствующую прежней по роду деятельности, равную по должностному окладу и предельному специальному званию.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что сотруднику ОВД, восстановленному на службе в ОВД, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в ОВД, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания.

Прежде подобное положение формулировалось в ст. 67 Положения 1992 г. о службе в ОВД как правило об исчислении сроков службы и присвоение специального звания после восстановления на службе: сотрудникам, восстановленным на службе в ОВД, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для присвоения очередного специального звания, выплаты процентной надбавки и назначения пенсии, засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи сотруднику ОВД, восстановленному на службе в ОВД, должно быть выплачено не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в ОВД, и (или) должна быть компенсирована разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в ОВД, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.

Ранее в норме ч. 2 ст. 68 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что сотрудникам ОВД, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в ОВД, но не более чем за один год, а сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в ОВД, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе.

7. В части 7 комментируемой статьи указано на ответственность руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел и уполномоченных руководителей, принявших с нарушением закона решение об увольнении сотрудника ОВД со службы в ОВД, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в ОВД либо задержавшие исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании. Согласно данной норме указанные руководители несут дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с комментируемым Законом и другими федеральными законами.

Прежде в ч. 3 ст. 68 Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось, что должностное лицо ОВД, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в ОВД, несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный ОВД в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из ОВД, в размерах, установленных законодательством о труде РФ.

8. Часть 8 комментируемой статьи содержит законодательное нововведение о праве на восстановление на службе в ОВД гражданина, объявившегося после прекращения службы в ОВД в связи с признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявлением его умершим (в случае, если он безвестно отсутствовал в связи со служебными обстоятельствами по не зависящим от него причинам). Согласно данной норме такой гражданин восстанавливается, как правило, в равнозначной должности после отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим. Как говорилось выше, в ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона определено, что должность в ОВД считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

Признание гражданина безвестно отсутствующим регламентировано нормами ст. 42 части первой ГК РФ, а объявление гражданина умершим - нормами ст. 45 данного Кодекса. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 30 ГПК РФ.

 



Просмотров 3097

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!