Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 11. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ОРГАНОВ



ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Статья 75. Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 75

 

1 - 2. В комментируемой статье определены принципы, на основе которых осуществляется формирование кадрового состава органов внутренних дел в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях (ч. 1), а также основные направления формирования кадрового состава ОВД (ч. 2).

Эти положения закреплены по аналогии со ст. 60 Закона о гражданской службе, определяющей принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы. Так, в части 1 указанной статьи установлено, что формирование кадрового состава государственной гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:

1) назначение на должность государственной гражданской службы государственных гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;

2) совершенствование профессионального мастерства государственных гражданских служащих.

Согласно части 2 указанной ст. 60 Закона о гражданской службе приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной гражданской службы являются:

1) профессиональная подготовка государственных гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития государственных гражданских служащих;

2) содействие должностному росту государственных гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация государственных гражданских служащих;

4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении.

Ранее подобное регулирование формулировалось в Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490 <1>. В частности, в п. 4 названного документа (в ред. Приказа МВД России от 30 июня 2011 г. N 792 <2>) в качестве основных задач профессиональной подготовки сотрудников ОВД определены:

--------------------------------

<1> РГ. 2009. 27 августа. N 159.

<2> БНА ФОИВ. 2011. N 37.

 

подготовка квалифицированных кадров для ОВД в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;

изучение Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности;

недопущение правового нигилизма среди сотрудников;

совершенствование правовых знаний, повышение общей правовой культуры руководителей и сотрудников;

обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, формирование у них достаточного объема правовых знаний, обеспечивающих успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях ОВД;

обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства РФ;

поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, а также поддержание у них постоянной готовности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;

совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.

Следует также отметить, что в соответствии с общими положениями п. 1 ст. 11 Закона о системе госслужбы (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ <1>) формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6070.

 

созданием федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта РФ, кадрового резерва в государственном органе субъекта РФ для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

развитием профессиональных качеств государственных служащих;

оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

созданием возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

использованием современных кадровых технологий;

применением образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

 

Статья 76. Подготовка кадров для органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 76

 

1. Комментируемая статья регламентирует подготовку кадров для ОВД. Открывает данную статью норма, определяющая направления подготовки кадров для ОВД. Ранее в рамках подобной регламентации в ч. 1 ст. 7 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что в целях укомплектования ОВД высококвалифицированными специалистами МВД России осуществляет профессиональную подготовку сотрудников ОВД, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку.

Соответствующее регулирование также содержалось в Наставлении по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490 (далее в комментарии к статье - Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД). Так, в п. 3 данного Наставления (в ред. Приказа МВД России от 30 июня 2011 г. N 792) устанавливалось, что система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:

раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

специальное профессиональное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД (центры профессиональной подготовки министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам РФ, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, образовательные учреждения МВД России);

подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);

повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;

послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел. Часть 4 данной статьи предусматривает, что подготовка кадров для замещения указанных должностей может осуществляться также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральным законом.

Прежде в рамках соответствующего регулирования в Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее:

профессиональная подготовка сотрудников ОВД осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России, которые в соответствии с законодательством РФ об образовании реализуют профессиональные образовательные программы. Порядок ее организации регулируется нормативными правовыми актами МВД России, содержание - учебными, учебно-тематическими программами (п. 3.1);

специальное первоначальное обучение осуществляется в образовательных учреждениях начального профессионального образования - учебных центрах, других образовательных учреждениях (п. 3.2);

подготовка специалистов осуществляется: в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России (высших учебных заведениях) - академиях, университетах, институтах и их филиалах; в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России (средних специальных учебных заведениях) - школах милиции, школах подготовки начальствующего состава, пожарно-технических училищах и других (п. 3.4).

Положения ч. 3 комментируемой статьи регламентируют участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на ОВД. Так, предусмотрено, что участие в таких мероприятиях и выполнение указанных обязанностей являются частью профессиональной подготовки перечисленных лиц и предусматриваются в соответствующих образовательных программах. Также установлено, что к участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты и слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

В положениях ч. 3 комментируемой статьи продублирована норма ч. 4 ст. 38 Закона о полиции (часть признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона), регламентировавшая участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, адъюнктов и докторантов научно-исследовательских учреждений ФОИВ в сфере внутренних дел в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на полицию. В свою очередь, норма ч. 4 ст. 38 Закона о полиции являлась нововведением.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей. При этом предусмотрено, что получение сотрудником дополнительного профессионального образования является преимущественным основанием для включения сотрудника в кадровый резерв или продолжения замещения им соответствующей должности в ОВД.

Эта новая норма установлена аналогично части 1 ст. 62 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

6. В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников ОВД осуществляются в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях ФОИВ в сфере внутренних дел и специализированных учреждениях указанного федерального органа по переподготовке и повышению квалификации сотрудников.

Ранее соответствующее регулирование содержалось в п. 3.5 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД: повышение квалификации сотрудников и их переподготовка осуществляются в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МВД России - институтах повышения квалификации, их филиалах, школах усовершенствования, а также на факультетах (курсах) повышения квалификации и переподготовки сотрудников ОВД. Пункт 56 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД предусматривал, что повышение квалификации и профессиональную переподготовку средний, старший и высший начальствующий состава ОВД проходит в образовательных учреждениях МВД России, других образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы, имеющих лицензии и государственную аккредитацию, учебные сборы рядовой, младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки, стажировку рядовой и начальствующий состав - по месту службы, в иных органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, ФОИВ и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).

Рассматриваемая норма закреплена по аналогии с ч. 6 ст. 62 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ), согласно которой профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

7. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает, что стажировка сотрудников ОВД осуществляется в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, а также в иных государственных органах и организациях. Прежде подобные правила предусматривались в положениях п. 80 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД, согласно которым стажировка проводится: по месту службы или в иных ОВД по занимаемым должностям либо по должностям, на которые сотрудники зачислены в резерв для назначения на должности руководящего состава; в других ФОИВ, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах РФ и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке). Рассматриваемая норма введена аналогично ч. 7 ст. 62 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что стажировка государственного гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.

8. В части 8 комментируемой статьи установлено, что повышение квалификации сотрудников ОВД осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Ранее соответствующее регулирование содержалось в п. 61 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД: повышение квалификации и учебные сборы по занимаемой должности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в течение всей служебной деятельности сотрудников; внеочередное повышение квалификации по конкретной должности (специальности) осуществляется при назначении на вышестоящую должность (от начальника отделения, ему равного и выше) по ежегодному плану МВД России. Рассматриваемая норма закреплена по аналогии с ч. 5 ст. 62 Закона о гражданской службе, согласно которой повышение квалификации государственного гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что вид и форма дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД, продолжительность обучения по образовательной программе дополнительного профессионального образования определяются ФОИВ в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством РФ. Эта норма сформулирована по аналоги и с ч. 10 ст. 62 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом РФ. Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" <1>, которым среди прочего утверждено Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации. Во исполнение названного Указа изданы Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" <2>, Постановление Правительства РФ от 26 мая 2008 г. N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение" <3> и распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1307-р "Об утверждении примерной формы государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих" <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 203.

<2> СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2194.

<3> СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2574.

<4> СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4454.

 

10. Положение ч. 10 комментируемой статьи возлагает на руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, руководителя образовательного учреждения высшего профессионального образования указанного федерального органа, а также руководителей государственных органов и организаций, указанных в ч. 7 данной статьи, обязанность обеспечивать сотрудникам ОВД, обучающимся по соответствующей образовательной программе дополнительного профессионального образования, условия для ее освоения.

Данная норма закреплена по аналогии с ч. 12 ст. 62 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что государственному гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессионального образования, государственным органом или иной организацией обеспечиваются условия для освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования.

11 - 13. Часть 11 комментируемой статьи предусмотрена возможность направления сотрудника ОВД, имеющего высшее профессиональное образование, заключившего контракт на неопределенный срок, в соответствующее образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения другого высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. Как установлено в данной норме, такое направление осуществляется по решению уполномоченного руководителя с согласия сотрудника ОВД.

В соответствии с ч. 12 комментируемой статьи с таким сотрудником должно быть заключено в письменной форме дополнительное соглашение к контракту. При этом определен перечень сведений, подлежащих указанию в таком дополнительном соглашении. В части 13 данной статьи предусмотрено, что такое дополнительное соглашение может содержать и иные условия, в том числе о переводе сотрудника ОВД по окончании обучения на другую должность в ОВД.

Положения ч. ч. 11 - 13 комментируемой статьи являются нововведениями.

14. В части 14 комментируемой статьи установлена необходимость возмещения ФОИВ в сфере внутренних дел затрат на обучение в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника ОВД по основанию, предусмотренному положениями п. п. 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 ч. 2 либо п. п. 4, 5, 7 или 9 ч. 3 ст. 82 комментируемого Закона, в период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования указанного федерального органа или в течение срока, предусмотренного положением п. 3 ч. 3 ст. 23 данного Закона. При этом Правительству РФ делегировано полномочие по установлению порядка и размеров возмещения затрат на обучение в указанных случаях.

Соответственно, в рассматриваемой части продублирована с соответствующими изменениями норма ч. 6 ст. 38 Закона о полиции (часть признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона), предусматривавшая следующее: гражданин РФ, отчисленный из образовательного учреждения высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел за недисциплинированность и неуспеваемость либо отказавшийся выполнять условия контракта о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования указанного федерального органа, и гражданин РФ, окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, установленным положениями п. п. 1, 10 - 13, 15, 16, 21 и 22 ч. 1 ст. 40 названного Закона (о таких основаниях см. комментарий к ст. 82 Закона), возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их обучение; размер возмещаемых средств и порядок его исчисления устанавливаются Правительством РФ. Однако соответствующее постановление Правительства РФ издано не было.

В свою очередь, изложенная норма ч. 6 ст. 38 Закона о полиции являлась нововведением, закрепленным по аналогии с положением п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 286-ФЗ) <1>, согласно которому граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным положениями подп. "д", "е", "е.1" и "з" п. 1, подп. "в" и "д" п. 2 ст. 51 названного Закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Там же указано, что порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2009. N 48. Ст. 5736.

<2> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3289.

 

15. Часть 15 комментируемой статьи указывает на необходимость предоставления установленных законодательством РФ социальных гарантий сотруднику ОВД, обучающемуся в образовательном учреждении высшего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения либо в форме экстерната. Тем самым воспроизведена и уточнена норма ч. 6 ст. 54 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), предусматривавшая, что сотрудникам ОВД, обучающимся в образовательных учреждениях по заочной или вечерней форме обучения, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством РФ. Соответствующие гарантии закреплены в гл. 26 "Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением" ТрК РФ.

16. В части 16 комментируемой статьи указано на возможность получения сотрудником ОВД дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ на основе международных договоров РФ. Данная новая норма закреплена по аналогии с ч. 8 ст. 62 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что государственный гражданский служащий может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории РФ. О понятии международных договоров РФ см. комментарий к ст. 3 Закона.

17. Часть 17 комментируемой статьи в рамках регламентации профессиональной служебной и физической подготовки установлено, что эта подготовка данных видов осуществляется по месту службы сотрудника ОВД. Прежде соответствующая регламентация содержалась в разд. V "Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности", разд. VI "Формы служебно-боевой подготовки" и разд. VII "Порядок организации служебно-боевой подготовки" Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

Как устанавливалось в п. 92 данного Наставления, обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций (при этом вводилось сокращенное обозначение "служебно-боевая подготовка"). Согласно п. 93 Наставления (здесь и далее в ред. Приказа МВД России от 30 июня 2011 г. N 792) служебно-боевая подготовка включала в себя следующие разделы: правовую подготовку; служебную подготовку; боевую подготовку; физическую подготовку.

В пункте 120 названного Наставления устанавливалось следующее: служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в органах (подразделениях, учреждениях) еженедельно в рабочее время в соответствии с данным Наставлением; в строевых подразделениях полиции, а также других подразделениях, где сотрудники осуществляют сменный режим службы, обучение в системе служебно-боевой подготовки может быть организовано в нерабочее время; для таких сотрудников предусматривается компенсация в соответствии с положениями действующего трудового законодательства и нормативными правовыми актами МВД России за проведение с ними занятий в системе служебно-боевой подготовки в нерабочее время.

18. В части 18 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по определению порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в ОВД. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России.

Ранее подобным образом в ч. 2 ст. 7 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что организация и содержание профессиональной подготовки определяются МВД России. Соответствующими актами являлись Инструкция по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД и Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД.

19. Часть 19 комментируемой статьи предусматривает, что подготовка граждан к службе в ОВД может осуществляться при реализации в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (колледжах, лицеях, специализированных классах) дополнительных образовательных программ, направленных на профессиональную ориентацию молодежи. Как говорилось выше, прежде в п. 3 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД устанавливалось, что в систему профессиональной подготовки кадров МВД России входит ранняя профессиональная ориентация молодежи на службу в ОВД (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой). При этом указывалось, что такая ориентация регламентируется соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами МВД России.

 

Статья 77. Государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 77

 

1. В комментируемой статье регламентировано осуществление подготовки кадров для ОВД, профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, не входящих в систему ФОИВ в сфере внутренних дел. Часть 1 данной статьи предусматривает саму такую возможность подготовки кадров для ОВД, указывая, что это осуществляется при необходимости, а также определяя, что это осуществляется на основе государственного заказа. Эта норма в части указания на возможность, а не на необходимость такой подготовки кадров для ОВД согласуется с нормой ч. 2 ст. 76 комментируемого Закона, устанавливающей, что подготовка кадров для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел.

Ранее такая регламентация законодательно не предусматривалась. Рассматриваемое регулирование введено по аналогии с положениями ст. 63 Закона о гражданской службе, посвященными государственному заказу на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих. В разделе III "Профессиональная подготовка сотрудников" Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД не говорилось о подготовке кадров для ОВД вне образовательных учреждений МВД России. Но Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490, предусматривало возможность повышения квалификации и профессиональной переподготовки в иных образовательных учреждениях, нежели образовательные учреждения МВД России.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает формирование государственного заказа на подготовку кадров для ОВД на очередной год, а также определяет, что данный государственный заказ включает в себя следующие разделы:

1) государственный заказ на подготовку кадров по программам среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с квалификационными требованиями к должностям в ОВД;

2) государственный заказ на профессиональную переподготовку сотрудников ОВД;

3) государственный заказ на повышение квалификации сотрудников ОВД.

Эти положения закреплены по аналогии с нормой ч. 1 ст. 63 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих на очередной год включает в себя:

1) государственный заказ на профессиональную переподготовку государственных гражданских служащих;

2) государственный заказ на повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи размещение государственного заказа на подготовку кадров для ОВД осуществляется ФОИВ в сфере внутренних дел. Данная норма также устанавливает, что указанный государственный заказ подлежит размещению на конкурсной основе в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, на основе программ развития государственной службы с учетом функций, возложенных на ОВД, и квалификационных требований к должностям в ОВД.

В изложенном регулировании видна аналогия с нормой ч. 2 ст. 63 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ <1>), согласно которой размещение государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Однако в этой норме в отличие от ч. 3 комментируемой статьи, во-первых, говорится о размещении государственного заказа не на конкурсной основе, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и, во-вторых, указано на необходимость наличия у образовательных учреждений также лицензии на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.

 

4. В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал Правительству РФ полномочия по утверждению государственного заказа на подготовку кадров для ОВД, его объема и структуры. При этом установлено, что государственный заказ, его объем и структура подлежат утверждению после дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

Рассматриваемая норма введена по аналогии с ч. 4 ст. 63 Закона о гражданской службе (здесь и далее в ред. Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ), устанавливающей, что государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Кстати говоря, в ч. 3 указанной статьи содержится следующее положение, аналогичное которому не вошло в комментируемую статью: формирование такого государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям государственной гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.

5 - 6. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает необходимость заключения ФОИВ в сфере внутренних дел с гражданином договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему указанного федерального органа, в соответствии с которым гражданин обязуется по окончании обучения заключить контракт на срок не менее пяти лет. Это правило аналогично положению п. 7 ч. 12 ст. 76 комментируемого Закона, предусматривающему, что с сотрудником ОВД, направленным на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования, заключается в письменной форме дополнительное соглашение, в котором в том числе указывается обязательство сотрудника по окончании обучения продолжить службу в ОВД в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Как установлено в рассматриваемой норме, договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему ФОИВ в сфере внутренних дел, заключается на конкурсной основе. При этом полномочие по установлению порядка заключения такого договора федеральный законодатель делегировал Президенту РФ.

В части 6 комментируемой статьи регламентировано прохождение стажировки граждан, заключивших договор на обучение в образовательном учреждении среднего (высшего) профессионального образования, не входящем в систему ФОИВ в сфере внутренних дел: стажировка осуществляется в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении по согласованию между указанным федеральным органом и указанным образовательным учреждением.

 

Статья 78. Кадровый резерв для замещения должностей в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 78

 

1. Комментируемая статья предусматривает и регламентирует создание и использование кадрового резерва для замещения должностей в ОВД. В части 1 данной статьи определены цели его создания - замещение должностей в ОВД, выполнение специальных задач, задач в особых условиях, а также установлено, что ФОИВ в сфере внутренних дел создаются:

1) федеральный кадровый резерв - для замещения должностей высшего начальствующего состава;

2) кадровые резервы указанного федерального органа, его территориальных органов, подразделений - для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава.

Нормы комментируемой статьи являются новеллами, поскольку ранее на законодательном уровне создание кадрового резерва для замещения должностей в ОВД не регламентировалось. Основой для закрепления нововведений является норма ст. 17 Закона о системе госслужбы, устанавливающая, что для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв в государственном органе субъекта РФ. Кроме того, в нормах комментируемой статьи прослеживаются определенные аналогии с нормами ст. 64 Закона о гражданской службе, посвященной созданию кадрового резерва на государственной гражданской службе.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что включение сотрудника ОВД в кадровый резерв подлежит отражению в его личном деле и документах учета. Данная норма закреплена по аналогии с положением ч. 5 ст. 64 Закона о гражданской службе, в соответствии с которой включение государственного гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа оформляется правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело государственного гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность государственного гражданского служащего.

3. Часть 3 комментируемой статьи в качестве общего правила устанавливает, что вакантные должности руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава подлежат замещению по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя теми сотрудниками ОВД, которые состоят в кадровом резерве указанного федерального органа, его территориальных органов, подразделений. При этом указано, что комментируемым Законом может быть предусмотрено иное регулирование.

Рассматриваемая норма также предусматривает, что в исключительных случаях при отсутствии возможности замещения вакантной должности сотрудником ОВД, состоящим в кадровом резерве, вакантная должность может быть замещена в установленном комментируемым Законом порядке путем назначения на должность, в том числе по результатам конкурса.

Изложенному регулированию соответствуют нормы комментируемого Закона, устанавливающие, что:

при назначении на должность в ОВД сотрудника ОВД, состоящего в кадровом резерве в соответствии с данным Законом, конкурс не проводится, за исключением назначения на должность профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел (п. 4 ч. 2 ст. 25);

перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в ОВД осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии с комментируемой статьей (ч. 3 ст. 30).

4. В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по установлению порядка формирования: федерального кадрового резерва - Президенту РФ; кадровых резервов ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений - указанному федеральному органу. Таким образом, следует ожидать издания соответствующих указа Президента РФ и приказа МВД России. Ранее соответствующим актом являлось Положение о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации и работе с ним, утв. Приказом МВД России от 13 июля 2007 г. N 629 <1>.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Следует также отметить, что в рассматриваемой норме видна аналогия с нормой ч. 5 ст. 64 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе утверждается соответственно Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.

 

Статья 79. Кадровая работа в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел

 

Комментарий к статье 79

 

В комментируемой статье в рамках регламентации кадровой работы в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях федеральный законодатель делегировал полномочие по определению порядка организации такой работы указанному федеральному органу. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее основным соответствующим актом являлась Инструкция по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД.

Ранее рассматриваемая норма законодательно не устанавливалась. Следует также отметить, что комментируемая статья содержит регулирование, отличное от того, которое предусмотрено Законом о гражданской службе. В части 2 ст. 44 названного Закона установлено, что положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа.

 



Просмотров 2420

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!