Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 12. ПРЕКРАЩЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



 

Статья 80. Основания прекращения службы в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 80

 

Комментируемая статья определяет основания прекращения службы в ОВД. Ранее в рамках соответствующей регламентации в ст. 57 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что основаниями для прекращения службы в органах внутренних дел являются:

а) увольнение из ОВД;

б) прекращение гражданства РФ;

в) признание сотрудника ОВД в установленном порядке безвестно отсутствующим;

г) смерть (гибель) сотрудника ОВД.

Как видно, в отличие от данных положений в комментируемой статье не воспроизведено лишь такое основание, как прекращение гражданства РФ. Данное отличие предопределено нововведением комментируемого Закона о том, что гражданство РФ не является обязательным условием для получения статуса сотрудника ОВД (см. комментарий к ст. 10 Закона).

Признание гражданина безвестно отсутствующим предусмотрено в ст. 42 части первой ГК РФ: гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания; при невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Объявление гражданина умершим предусмотрено ст. 45 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Как предусмотрено в п. 2 указанной статьи, военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 30 ГПК РФ.

Следует также отметить, что в комментируемой статье содержится регулирование, отличное от того, которое предусмотрено Законом о гражданской службе. В соответствии с ч. 5 ст. 39 названного Закона смерть (гибель) государственного гражданского служащего либо признание государственного гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда являются случаями прекращения служебного контракта.

 

Статья 81. Увольнение со службы в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 81

 

1. В комментируемой статье содержатся общие положения об увольнении со службы в ОВД. В рамках этой регламентации в ч. 1 данной статьи предусмотрено, что сотрудник ОВД увольняется со службы в ОВД либо в связи с прекращением контракта, т.е. в случае утраты силы контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, либо в связи с расторжением контракта, т.е. в случае утраты силы контракта по волеизъявлению сторон контракта или одной из таких сторон. Основания прекращения или расторжения контракта определены в ст. 82 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Ранее рассматриваемая норма законодательно не устанавливалась. Положение 1992 г. о службе в ОВД, называя увольнение из ОВД в качестве основания для прекращения службы в ОВД (п. "а" ст. 57, см. комментарий к ст. 80 Закона), непосредственно называло перечень оснований для увольнения из ОВД (ст. 58, см. комментарий к ст. 82 Закона).

2. Часть 2 комментируемой статьи дублирует норму ч. 3 ст. 37 комментируемого Закона, согласно которой сотрудник ОВД, приостановивший службу в ОВД, вправе уволиться со службы в ОВД по основаниям, предусмотренным ст. 82 данного Закона (см. комментарий к ст. 37 Закона).

 

Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта

 

Комментарий к статье 82

 

1 - 3. Комментируемая статья регламентирует основания прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в ОВД. В рамках данной регламентации ч. ч. 1 - 3 данной статьи определены исчерпывающие перечни оснований: в части 1 статьи - возможных оснований прекращения контракта и увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД: в части 2 статьи - возможных оснований расторжения и увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД: в части 3 статьи - обязательных оснований расторжения и увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД.

Такое регулирование является новым. Ранее в ч. 1 ст. 58 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ) был определен следующий единый перечень оснований для увольнения из ОВД:

а) по собственному желанию;

б) по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 названного Положения;

в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

д) в связи с нарушением условий контракта;

е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации ОВД в случае невозможности использования сотрудника ОВД на службе;

ж) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе;

з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья;

и) по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

к) за грубое нарушение служебной дисциплины;

л) за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел;

м) в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу обвинительного приговора суда, а также прекращением уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

н) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

о) за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме;

п) за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на службу, а также подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника ОВД требованиям законодательства РФ в части условий замещения должностей рядового и начальствующего состава ОВД в период прохождения службы, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

Во многом подобным образом в ч. 1 ст. 40 Закона о полиции (статья признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона) устанавливалось, что основаниями увольнения сотрудника полиции со службы в полиции являются:

1) собственное желание;

2) достижение предельного возраста пребывания на службе в полиции;

3) выслуга срока службы, дающего право на получение пенсии;

4) окончание срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции;

5) нарушение сотрудником полиции условий контракта о прохождении службы в полиции;

6) истечение срока нахождения в распоряжении ФОИВ в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе;

7) организационно-штатные мероприятия;

8) болезнь - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в полиции;

9) состояние здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в полиции и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

10) несоответствие замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации - на основании результатов аттестации;

11) грубое нарушение служебной дисциплины;

12) совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции;

13) осуждение за преступление - после вступления в законную силу приговора суда, а также прекращение уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (за исключением уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

14) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

15) неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у сотрудника полиции дисциплинарного взыскания, примененного в письменной форме;

16) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, а также представление подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соответствие сотрудника полиции требованиям законодательства РФ в части, касающейся условий замещения соответствующих должностей, в период прохождения службы в полиции, если это не влечет уголовную ответственность;

17) восстановление в должности сотрудника полиции, ранее замещавшего эту должность (в случае отказа сотрудника полиции, замещающего эту должность, от перемещения по службе);

18) отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

19) перевод на государственную службу иного вида;

20) прекращение оснований для приостановления службы в полиции;

21) отказ от выполнения служебных обязанностей в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 37 названного Закона;

22) прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.

Изложенный перечень оснований увольнения сотрудника полиции значительно расширен и, отчасти, ужесточен по сравнению с Законом 1991 г. о милиции.

4. В части 4 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень случаев, в которых сотрудник ОВД подлежит увольнению в связи с утратой доверия. В этих положениях воспроизведена часть 1 ст. 38.2 Положения 1992 г. о службе в ОВД, согласно которым сотрудник ОВД подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

а) непринятия сотрудником ОВД мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

б) непредставления сотрудником ОВД сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

в) участия сотрудника ОВД на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

г) осуществления сотрудником ОВД предпринимательской деятельности;

д) вхождения сотрудника ОВД в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Часть 2 указанной статьи устанавливала, что сотрудник ОВД, являющийся руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника ОВД личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему сотрудник.

Указанная статья введена в Положение 1992 г. о службе в ОВД Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции. Этим же Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в Федеральный закон "О противодействии коррупции" введена ст. 13.1, подобным образом регламентирующая увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, в связи с утратой доверия.

В Законе о полиции соответствующее регулирование сводилось к норме ч. 2 его ст. 40 (статья признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона), предусматривавшей, что сотрудник полиции может быть уволен со службы в полиции за несоблюдение ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции названным Законом и другими федеральными законами (в этой норме речь шла, прежде всего, об установленных в ст. 29 Закона о полиции ограничениях, обязанностях и запретах, связанных со службой в полиции; об этих ограничениях, обязанностях и запретах см. комментарий к ст. 14 Закона).

5 - 7. Частями 5 - 7 комментируемой статьи определены перечни оснований, по которым расторжение контракта осуществляется по инициативе одной из сторон контракта:

частью 5 комментируемой статьи - по инициативе сотрудника ОВД - это основания, предусмотренные положениями п. п. 2, 4 или 16 ч. 2 данной статьи;

частью 6 комментируемой статьи - по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя - это основания, предусмотренные положениями п. п. 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 ч. 2 данной статьи;

частью 7 комментируемой статьи - по инициативе любой одной из сторон контракта - это основания, предусмотренные положениями п. п. 8, 11 или 12 ч. 2 данной статьи. При этом предусмотрено, что расторжение контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника ОВД от перевода на иную должность в ОВД.

Ранее соответствующее регулирование сводилось к норме ч. 2 ст. 58 Положения 1992 г. о службе в ОВД, предусматривавшей, что увольнение по основаниям, предусмотренным в п. "б" (по достижении установленного предельного возраста), п. "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), п. "г" (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом), "д" (в связи с нарушением условий контракта) ч. 1 данной статьи, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего ОВД. При этом в п. "а" ч. 1 указанной статьи предусматривалось такое основание для увольнения со службы в ОВД как "по собственному желанию", о чем говорилось выше.

Как устанавливалось в п. 17.4 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД, если увольнение в связи с нарушением условий контракта (п. "д" ч. 1 ст. 58 названного Положения) осуществляется по инициативе сотрудника, то начальник ОВД обязан в двухнедельный срок провести проверку сведений о нарушении и в пределах предоставленных полномочий принять одно из следующих решений: разработать меры по устранению нарушений условий контракта, предложить сотруднику написать рапорт о его согласии с принятыми мерами, продолжении службы в ОВД и отзыве предыдущего рапорта; уволить сотрудника со службы с его согласия в связи с нарушением по вине начальника органа внутренних дел условий контракта, которые не могут быть им устранены. Там же предусматривалось следующее: если решение вопроса об увольнении выходит за пределы компетенции начальника, то он обязан незамедлительно направить рапорт и материалы проверки вышестоящему начальнику, имеющему такое право; в приказе об увольнении сотрудника из ОВД после ссылки на п. "д" ч. 1 ст. 58 названного Положения указывается, какой стороной было допущено нарушение условий контракта.

8. В части 8 комментируемой статьи предусмотрено право сотрудника ОВД выбрать основание прекращения или расторжения контракта при наличии одновременно нескольких таких оснований предусмотренных положениями ч. 1, п. п. 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 ч. 2 и п. 1 и 3 ч. 3 данной статьи. В части 3 ст. 40 Закона о полиции (статья признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона) указывалось, что сотрудник полиции имеет право выбора основания увольнения со службы в полиции, за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 8, 10 - 22 ч. 1 данной статьи (о перечисленных основаниях см. выше).

Еще ранее в п. 17.15 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось иное правило: если имеются основания для применения двух и более формулировок увольнения положительно аттестуемого сотрудника ОВД, указывается та из них, которая дает право на получение наибольших льгот, гарантий, компенсаций и преимуществ. Кстати говоря, там же (в ред. Приказа МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010) устанавливалось следующее: при увольнении сотрудников из ОВД применение формулировок, не предусмотренных ст. 58 Положения 1992 г. о службе в ОВД, запрещается; при этом при увольнении сотрудника не допускается также применение формулировок увольнения, отличающихся от приведенных в ст. 19 Закона 1991 г. о милиции; при определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе; принимаются во внимание права и льготы увольняемым со службы в выплате пособий, в жилищном и медицинском обеспечении, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и Положением 1992 г. о службе в ОВД.

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает возможность изменения основания, по которому с сотрудником ОВД был прекращен или расторгнут контракт, но лишь в двух случаях - при выявлении нарушений законодательства РФ, допущенных при принятии решения о прекращении (расторжении) контракта, или при выявлении (возникновении) новых обстоятельств, связанных с прекращением или расторжением контракта. Как установлено данной нормой, изменения основания прекращения или расторжения контракта осуществляется приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Прежде подобное правило формулировалось в п. 17.19 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: после издания приказов об увольнении сотрудников из ОВД основания такого увольнения изменению не подлежат, если при этом не были допущены нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и не вскрыты новые обстоятельства, связанные с увольнением.

10. В части 10 комментируемой статьи определены особенности расторжения контракта по основаниям, предусмотренным положениями п. 8 ч. 2 и п. 1 ч. 3 данной статьи, т.е. по состоянию здоровья и в связи с болезнью. Так, установлено, что расторжение контракта по таким основаниям осуществляется в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (впрочем, на это указано непосредственно в обозначенных положениях комментируемой статьи). Предусмотрено, что при наличии у сотрудника ОВД признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности.

Наряду с прочим в рассматриваемой норме Правительству РФ делегировано полномочие по определению порядка определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 9 Закона), соответствующим актом является Положение о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123. Там же говорилось о существовании Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее: увольнение по болезни либо ограниченному состоянию здоровья (п. п. "ж", "з" ст. 58 Положения 1992 г. о службе в ОВД) производится при наличии заключения военно-врачебной комиссии о негодности или ограниченной годности сотрудника к службе (п. 17.3); сотрудники, не имеющие права на пенсию по выслуге срока службы, но признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе, направляются на освидетельствование на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК); лица, имеющие другие формулировки заключения военно-врачебной комиссии о степени годности к службе, могут быть направлены для освидетельствования на МСЭК только по их просьбе; в таком же порядке направляются для медицинского освидетельствования сотрудники, имеющие право на пенсию по выслуге установленного срока службы и признанные военно-врачебными комиссиями негодными к службе (п. 17.13).

11. В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи определяется момент расторжения контракта с сотрудником ОВД, осужденным за преступление. Прежде всего, воспроизведено правило о том, что контракт в этом случае расторгается после вступления в законную силу приговора суда. Вступление приговора в законную силу регламентировано в ст. 390 УПК РФ: приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 1); приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами (ч. 2); в случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения (ч. 3).

Рассматриваемая норма также содержит законодательное нововведение, предусматривающее, что в случае, если на день вступления в законную силу приговора суда сотрудник находился под стражей, то контракт расторгается со дня фактического заключения сотрудника под стражу.

 

Статья 83. Расторжение контракта по соглашению сторон

 

Комментарий к статье 83

 

В комментируемой статье регламентировано расторжение контракта по соглашению сторон. Данное основание прекращения контракта и возможного увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД предусмотрено в п. 1 ч. 2 ст. 82 комментируемого Закона.

В рамках данной регламентации установлено, что контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон контракта с одновременным освобождением сотрудника ОВД от замещаемой должности и увольнением его со службы в ОВД в порядке, предусмотренном комментируемым Законом. Ранее такая норма законодательно закреплена не была. Она введена по аналогии со ст. 34 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

В свою очередь, подобное регулирование содержится в более обще норме ст. 78 ТрК РФ, согласно которой трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. В этой связи необходимо иметь в виду следующие разъяснения, данные в п. 20 Постановления Пленума ВС России от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Постановления Пленума ВС России от 28 декабря 2006 г. N 63): при рассмотрении споров, связанных с прекращением трудового договора по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 данного Кодекса), судам следует учитывать, что в соответствии со ст. 78 данного Кодекса при достижении договоренности между работником и работодателем трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, или срочный трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами; аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника.

Кроме того, представляется целесообразным упомянуть о следующей правовой позиции, выраженной в Определении КС России от 13 октября 2009 г. N 1091-О-О <1>: свобода труда предполагает также возможность прекращения трудового договора по соглашению его сторон, т.е. на основе добровольного и согласованного волеизъявления работника и работодателя; достижение договоренности о прекращении трудового договора на основе добровольного соглашения его сторон допускает возможность аннулирования такой договоренности исключительно посредством согласованного волеизъявления работника и работодателя, что исключает совершение как работником, так и работодателем произвольных односторонних действий, направленных на отказ от ранее достигнутого соглашения; такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса интересов сторон трудового договора и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права работника.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Статья 84. Расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 84

 

1. В комментируемой статье регламентирует расторжение контракта и увольнение со службы в ОВД по инициативе сотрудника ОВД. Согласно части 5 ст. 82 комментируемого Закона исключительно по инициативе сотрудника ОВД осуществляется расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п. 2, 4 или 16 ч. 2 указанной статьи. В соответствии с ч. 7 указанной статьи по инициативе одной из сторон контракта осуществляется расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п. 8, 11 или 12 ч. 2 указанной статьи. Ранее законодательство соответствующее регулирование в отношении сотрудника ОВД не предусматривало. Оно следовало из общих норм ст. 80 ТрК РФ, регламентирующих расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию).

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает право сотрудника ОВД расторгнуть контракт и уволиться со службы в ОВД по собственной инициативе до истечения срока действия контракта. В качестве условия реализации этого права данная норма указывает на необходимость подачи сотрудником в установленном порядке рапорта о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД за один месяц до даты увольнения. Иначе говоря, закреплена необходимость заблаговременного предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД.

Рассматриваемая норма согласуется с ч. 1 ст. 80 ТрК РФ, в которой (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусмотрено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен данным Кодексом или иным федеральным законом. Кстати говоря, там же определено, что течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о гражданской службе государственный гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с государственной гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено право сотрудника ОВД до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД в любое время отозвать свой рапорт. При этом установлено, что отзыв должен быть оформлен письменно. Рассматриваемая норма также устанавливает, что при отзыве рапорта контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в ОВД не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.

Ранее в отношении сотрудников ОВД подлежали применению следующие общие положения ч. 4 ст. 80 ТрК РФ: до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление; увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора. Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 36 Закона о гражданской службе.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи сотрудник ОВД по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД вправе прекратить выполнение служебных обязанностей. При этом установлено, что данное право может быть реализовано лишь при условии соблюдения сотрудником требований, предусмотренных ч. 7 ст. 89 комментируемого Закона, т.е. после того, как сотрудник сдаст закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а также служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.

Прежде в отношении сотрудников ОВД подлежала применению общая норма ч. 5 ст. 80 ТрК РФ, устанавливающая, что по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 36 Закона о гражданской службе.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы. Для этого необходимо согласие руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. При этом установлено, что контракт не может быть расторгнут и сотрудник ОВД не может быть уволен ранее выполнения сотрудником требований, которые предусмотрены ч. 7 ст. 89 комментируемого Закона и о которых говорилось выше.

Ранее в отношении сотрудников ОВД подлежала применению общая норма ч. 2 ст. 80 ТрК РФ, согласно которой при расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Аналогичная норма содержится в ч. 7 ст. 36 Закона о гражданской службе.

5. В части 5 комментируемой статьи определены особенности расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД в случае, когда рапорт о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД подан сотрудником ОВД в связи с невозможностью дальнейшего выполнения служебных обязанностей. В качестве таких случаев названы зачисление сотрудника в образовательное учреждение, избрание (назначение) сотрудника на государственную должность РФ, на должность государственной или муниципальной службы в соответствии с п. п. 1 - 4 и 6 ч. 1 ст. 37 комментируемого Закона. В указанных случаях согласно рассматриваемой норме руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель обязан расторгнуть контракт и уволить сотрудника со службы в срок, указанный в рапорте, с учетом времени, необходимого для передачи дел и осуществления окончательного расчета с сотрудником.

Прежде в отношении сотрудников ОВД подлежала применению общая норма ч. 3 ст. 80 ТрК РФ, согласно которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 36 Закона о гражданской службе. В то же время в отличие от данных норм в ч. 5 комментируемой статьи не говорится о случаях, аналогичных случаям установленного нарушения работодателем указанных нормативных актов и соглашений, договоров.

6. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает необходимость возмещения сотрудником ОВД в пользу ФОИВ в сфере внутренних дел затрат на обучение в случае расторжения по инициативе сотрудника ОВД срочного контракта, предусмотренного п. п. 3 и 4 ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона, т.е. срочного контракта, заключенного с гражданином, поступающим в образовательное учреждение высшего профессионального образования указанного федерального органа для обучения по очной форме, и срочного контракта, заключенного с сотрудником органов ОВД, поступающим в образовательное учреждение высшего профессионального образования указанного федерального органа для обучения по очной форме либо в очную адъюнктуру образовательного или научно-исследовательского учреждения указанного федерального органа. При этом предусмотрен исчерпывающий оснований, в случае расторжения контракта по одному из которых возмещение затрат на обучение не производится. Ранее соответствующее регулирование охватывалось положениями ч. 6 ст. 38 Закона о полиции (см. комментарий к ст. 76 Закона).

7. В части 7 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в ОВД контракт не расторгнут и сотрудник ОВД не настаивает на увольнении, то действие контракта продолжается на прежних условиях. Прежде в отношении сотрудников ОВД подлежала применению общая норма ч. 6 ст. 80 ТрК РФ: если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

8. Часть 8 комментируемой статьи запрещает сотруднику ОВД расторгать контракт по собственной инициативе в период прохождения службы в ОВД в особых условиях, предусмотренных ст. 35 комментируемого Закона, т.е. в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Рассматриваемая норма является нововведением, как и другие нормы о прохождении службы в ОВД в особых условиях (см. комментарий к указанной статье).

 

Статья 85. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя

 

Комментарий к статье 85

 

1. К комментируемой статье регламентировано расторжение контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Согласно части 6 ст. 82 комментируемого Закона исключительно по инициативе указанных лиц осуществляется расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п. 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 20 или 22 ч. 2 указанной статьи. В соответствии с ч. 7 указанной статьи по инициативе одной из сторон контракта осуществляется расторжение контракта по основанию, предусмотренному п. п. 8, 11 или 12 ч. 2 указанной статьи. Там же, в ч. 7 ст. 82 данного Закона, установлено, что расторжение контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника ОВД от перевода на иную должность в ОВД.

Ранее соответствующее регулирование сводилось к норме ч. 3 ст. 60 Положения 1992 г. о службе в ОВД, в которой (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) предусматривалось, что сотрудники ОВД ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников ОВД, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с п. п. "ж", "к", "л", "м", "н", "о", "п" ст. 58 названного Положения.

В развитие данного регулирования часть 1 комментируемой статьи закрепляет общее правило о том, что расторжение контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя и увольнение со службы в ОВД допускаются лишь при условии заблаговременного уведомления об этом сотрудника ОВД. Соответственно, расторжение контракта и увольнение со службы в ОВД с нарушением данного правила означает незаконность указанных действий.

Как предусматривалось в п. 17.12 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД: о предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением по установленной форме, вручаемым сотруднику под расписку; в случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из ОВД направляется заказным письмом; кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы; к участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, а также, по решению начальника органа внутренних дел, профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников ОВД; если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены органом внутренних дел, начальники, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника.

2 - 3. В положениях ч. 2 комментируемой статьи установлены минимальные сроки уведомления сотрудника ОВД о расторжении контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя:

два месяца (п. 1) - при увольнении по основанию, предусмотренному п. 8 (по состоянию здоровья), 9 (в связи с восстановлением в должности в ОВД сотрудника, ранее замещавшего эту должность) или п. 11 (в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником) ч. 2 ст. 82 комментируемого Закона;

две недели (п. 2) - при увольнении по основанию, предусмотренному п. 5 (в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в ОВД), п. 12 (в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения), п. 13 (в связи с отказом сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в особых условиях) или п. 15 (в связи с нарушением условий контракта сотрудником) ч. 2 ст. 82 комментируемого Закона.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность расторжения контракта до истечения указанных сроков. Согласно данной норме для реализации этой возможности необходимо получение согласия сотрудника ОВД. Рассматриваемое положение закреплено по аналогии с нормой ч. 2 ст. 80 ТрК РФ, предусматривающей, что по соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

4. В части 4 комментируемой статьи установлен запрет расторжения контракта по инициативе руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, во-первых, в период временной нетрудоспособности сотрудника ОВД, во-вторых, в период пребывания сотрудника ОВД в отпуске, и, в-третьих, в период пребывания сотрудника ОВД командировке.

Прежде в отношении сотрудников ОВД подлежала применению общая норма ч. 6 ст. 81 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), устанавливающая, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Уместно упомянуть, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ <1>) государственный гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3866.

 

Статья 86. Прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия

 

Комментарий к статье 86

 

1. Комментируемая статья регламентирует прекращение срочного контракта в связи с истечением срока его действия. Данное основание прекращения контракта и возможного увольнения сотрудника ОВД со службы в ОВД предусмотрено в п. 1 ч. 1 ст. 82 комментируемого Закона. Ранее законодательно соответствующее регулирование не предусматривалось. В нормах комментируемой статьи прослеживаются аналогии с положениями ст. 35 Закона о гражданской службе, регламентирующими расторжение срочного служебного контракта, заключенного с государственным гражданским служащим.

В части 1 комментируемой статьи установлено, что срочный контракт прекращается по истечении срока его действия, а также предусмотрено, что сотрудник ОВД должен быть предупрежден об этом в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней до дня истечения указанного срока. Эти правила закреплены по аналогии с нормой ч. 1 ст. 35 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено названным Законом.

Согласно же общим положениям ч. 1 ст. 79 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ): срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия; о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что срочный контракт, предусмотренный положениями п. п. 2, 3 и 7 ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона, прекращается при наступлении события, с которыми связано его прекращение, а именно:

контракт, заключенный для замещения должности временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется должность в ОВД (п. 2 ч. 5 ст. 22 Закона), - с выходом сотрудника на службу;

контракт, заключенный на период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел по очной форме (п. 3 ч. 5 ст. 22 Закона), - с окончанием такого обучения;

контракт, заключенный на период выполнения специальных задач либо задач в особых условиях (п. 7 ч. 5 ст. 22 Закона), - с окончанием периода выполнения таких задач.

Данные правила закреплены по аналогии с положениями ч. ч. 2 и 3 ст. 35 Закона о гражданской службе, регламентирующими прекращение срочного служебного контракта, заключенного с государственным гражданским служащим, а также с положениями ч. ч. 2 - 4 ст. 79 ТрК РФ, регламентирующими прекращение срочного трудового договора.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что по окончании срока действия предыдущего срочного контракта с сотрудником ОВД может быть заключен новый срочный контракт. Норма ч. 4 ст. 35 Закона о гражданской службе, по аналогии с которой закреплено данное правило, сформулирована несколько иначе: по истечении установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", государственный гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность государственный гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

Прежде в рамках соответствующего регулирования в п. 5.7 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее: не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель ОВД принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность; принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

 

Статья 87. Расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении

 

Комментарий к статье 87

 

В комментируемой статье регламентировано расторжение контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении. Данное обязательное основание расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД предусмотрено в п. 10 ч. 3 ст. 82 комментируемого Закона. Следует подчеркнуть, что речь идет об отличном от такого предусмотренного в п. 5 ч. 3 той же статьи основания расторжения контракта и увольнения со службы в ОВД как представление сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в ОВД.

Комментируемая статья предусматривает открытый перечень случаев, в которых производится расторжение контракта вследствие нарушения установленных комментируемым Законом и другими федеральными законами обязательных правил при его заключении. При этом установлено, что расторжение контракта производится при условии, если указанное нарушение исключает возможность дальнейшего замещения сотрудником ОВД должности и прохождения службы в ОВД.

Ранее соответствующее регулирование не предусматривалось. Положения комментируемой статьи закреплены в точной аналогии с ч. 1 ст. 40 Закона о гражданской службе, предусматривающей, что служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных названным Законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы и прохождения государственной гражданской службы в случае:

1) заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности государственной гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

2) заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с названным Законом или иным нормативным правовым актом;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Следует отметить, что указанная ст. 40 Закона о гражданской службе также содержит часть 2, по аналогии с которой в проекте комментируемого Закона предлагалось установить, что в случае расторжения контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении, если такое нарушение допущено не по вине сотрудника ОВД, в соответствии с приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или с приказом уполномоченного руководителя этому сотруднику выплачивается денежное довольствие за фактически отработанное время. Эта норма не вошла в комментируемый Закон, в обоснование чего при работе над законопроектом отмечалось следующее: норма не относится к предмету правового регулирования законопроекта; кроме того, норма является излишней, так как денежное довольстве при расторжении контракта выплачивается в любом случае.

 

Статья 88. Прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 88

 

1. Комментируемая статья регламентирует прекращение контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе в ОВД. Данное возможное основание прекращения контракта и увольнения со службы в ОВД предусмотрено в п. 2 ч. 1 ст. 82 комментируемого Закона.

Ранее соответствующая регламентация содержалась в ст. 59 Положения 1992 г. о службе в ОВД и обозначалась эта регламентация как возрастные ограничения, установленные для сотрудников ОВД. В этой связи представляется целесообразным напомнить о следующей правовой позиции КС России, о которой говорилось выше (см. комментарий к ст. 17 Закона): специфическая деятельность, которую осуществляют ОВД, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции; исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в ОВД, может устанавливать в этой сфере особые правила, в том числе специальные требования, связанные с соблюдением возрастных критериев при приеме на службу и увольнении по достижении предельного возраста службы.

В части 1 комментируемой статьи установлен предельный возраст пребывания на службе в ОВД:

1) 65 лет - для сотрудника ОВД, имеющего специальное звание генерала полиции РФ, генерал-полковника полиции, внутренней службы или юстиции;

2) 60 лет - для сотрудника ОВД, имеющего специальное звание генерал-лейтенанта полиции, внутренней службы или юстиции, генерал-майора полиции, внутренней службы или юстиции;

3) 55 лет - для сотрудника ОВД, имеющего специальное звание полковника полиции, внутренней службы или юстиции;

4) 50 лет - для сотрудника ОВД, имеющего иное специальное звание.

Прежде соответствующие возрастные ограничения для сотрудников ОВД регулировались иначе. Так, в части 1 ст. 59 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что сотрудники ОВД, имеющие специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, могут состоять на службе в ОВД до достижения ими 45-летнего возраста. Часть 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) устанавливала, что сотрудники ОВД, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в ОВД до достижения следующего возраста:

а) от младших лейтенантов полиции, младших лейтенантов внутренней службы, младших лейтенантов юстиции до подполковников полиции, подполковников внутренней службы, подполковников юстиции включительно - 45 лет;

б) полковники полиции, полковники внутренней службы, полковники юстиции - 50 лет;

в) генерал-майоры полиции, генерал-майоры внутренней службы, генерал-майоры юстиции, генерал-лейтенанты полиции, генерал-лейтенанты внутренней службы, генерал-лейтенанты юстиции - 55 лет;

г) генерал-полковники полиции, генерал-полковники внутренней службы, генерал-полковники юстиции - 60 лет.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает общее правило, согласно которому по достижении сотрудником ОВД предельного возраста пребывания на службе в ОВД контракт подлежит прекращению, а сотрудник - увольнению со службы в ОВД. Данное правило согласуется с упомянутым выше положением п. 2 ч. 1 ст. 82 комментируемого Закона, предусматривающим соответствующее возможное основание прекращения контракта и увольнения со службы в ОВД. В рассматриваемой норме также указано на исключения, предусмотренные комментируемым Законом. Речь идет, прежде всего, о норме ч. 3 комментируемой статьи. Рассматриваема норма согласуется с нормой ч. 3 ст. 22 комментируемого Закона, указывающей, что контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ОВД, за исключением случаев, установленных данным Законом.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 59 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что сотрудники ОВД, достигшие предельного возраста, установленного указанной статьей для службы в ОВД, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных Законом и названным Положением. Однако в отличие от данной нормы исключения из общего правила ч. 2 комментируемой статьи могут быть предусмотрены только комментируемым Законом.

3 - 4. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована возможность заключения нового контракта с сотрудником ОВД, достигшим предельного возраста пребывания на службе в ОВД:

в качестве необходимых условий для этого предусмотрено: наличие у такого сотрудника положительной последней аттестации; соответствие такого сотрудника к состоянию здоровья сотрудников ОВД в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; наличие согласия и соответствующего рапорта такого сотрудника.

новый контракт с таким сотрудником заключается ежегодно, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в ОВД. Заключение соответствующего срочного контракта предусмотрено в п. 10 ч. 5 ст. 22 комментируемого Закона.

В отношении заключения нового контракта с сотрудником ОВД, замещающим должность высшего начальствующего состава и достигшим предельного возраста пребывания на службе в ОВД, часть 4 комментируемой статьи делегирует полномочия по установлению соответствующего порядка Президенту РФ. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего указа Президента РФ.

Ранее в рамках соответствующей регламентации в ст. 59 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее:

в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники ОВД в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников (ч. 4);

в исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников ОВД из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет (ч. 5);

решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника ОВД по основаниям, предусмотренным названным Положением (ч. 6).

Соответственно, сохраняет свою силу следующая правовая позиция, выраженная в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 20 июня 2008 г. N 30-В08-4 <1>: руководителям ОВД предоставлено право продлить срок службы сотрудника милиции сверх установленного срока с учетом названных в Законе обстоятельств или принять решение о его увольнении в связи с достижением предельного возраста; обязанность по оставлению на службе сотрудника милиции, достигшего предельного срока службы, на руководителей ОВД не возложена.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Следует также отметить, что п. 17.10 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД содержал следующее регулирование:

решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста принимаются начальниками, имеющими право назначения этих сотрудников на должность, путем утверждения персональных списков. Списки сотрудников ОВД, оставляемых на службе сверх установленного возраста, составляются кадровыми подразделениями ежегодно к 1 марта. Они составляются раздельно для сотрудников, которым срок службы продлевается впервые и повторно, на основании их рапортов и ходатайств непосредственных начальников;

в ходатайствах излагаются выводы последней аттестации, краткая характеристика деловых и нравственных качеств сотрудника, иные сведения и обстоятельства, которые могут иметь значение для принятия решения, а также указывается, до какого времени (месяц, год) предлагается оставить сотрудника на службе в ОВД;

военно-врачебной комиссией МВД России дается оценка состояния здоровья сотрудника, свидетельствующая об отсутствии у него противопоказаний для службы в занимаемой должности;

принятые решения об оставлении сотрудников на службе сверх установленного для них предельного возраста или отказе в этом объявляются сотрудникам лично непосредственными начальниками;

утвержденные персональные списки направляются в кадровые подразделения по месту службы сотрудников и хранятся в установленном порядке. На основании поступивших документов в личных делах сотрудников, оставленных на службе, в раздел 10 послужного списка вносится соответствующая запись. Ходатайства и рапорта приобщаются к личным делам сотрудников.

 

Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 89

 

1. В комментируемой статье определен порядок увольнения со службы в ОВД и исключения из реестра сотрудников ОВД. В этом отношении, прежде всего, необходимо отметить, что КС России исходя из выраженной в Постановлении КС России от 6 июня 1995 г. N 7-П правовой позиции, носящей общий характер, в Определении от 20 ноября 2003 г. N 432-О <1>, указал, что законодатель вправе устанавливать особый порядок увольнения сотрудников ОВД.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Открывает комментируемую статью норма, устанавливающая, что прекращение или расторжение контракта с сотрудником ОВД, увольнение его со службы в ОВД и исключение из реестра сотрудников ОВД осуществляются руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. Ранее такая общая норма законодательно закреплена не была. В частях 1 и 2 ст. 60 Положения 1992 г. о службе в ОВД была непосредственно установлена компетенция начальников ОВД по увольнению сотрудников ОВД со службы (см. ниже).

2. В части 2 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел полномочия по определению порядка представления сотрудников ОВД к увольнению со службы в ОВД и порядка оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников ОВД. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее соответствующие вопросы регулировались, прежде всего, Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД.

3 - 4. Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи предусматривают, что сотрудник ОВД, замещающий должность высшего начальствующего состава, а также сотрудник ОВД, имеющий специальное звание полковника полиции, внутренней службы или юстиции, увольняется со службы в ОВД приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел. При этом в отношении сотрудника ОВД, замещающего должность высшего начальствующего состава, установлено, что он увольняется после освобождения от должности указом Президента РФ. Данное положение учитывает норму ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона, согласно которой именно Президентом РФ осуществляется освобождение от такой должности. В отношении сотрудника ОВД, имеющего специальное звание полковника полиции, внутренней службы или юстиции, часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что дата его увольнения устанавливается с учетом положений ч. 12 данной статьи, т.е. должны быть учтены период временной нетрудоспособности, пребывание в отпуске и в командировке.

Прежде в ч. 2 ст. 60 Положения 1992 г. о службе в ОВД (здесь и далее в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) устанавливалось, что увольнение сотрудников ОВД, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится:

а) до подполковника полиции, внутренней службы, юстиции включительно - заместителями министра внутренних дел РФ, руководителями ОВД, которым такое право предоставлено министром внутренних дел РФ;

б) до полковника полиции, внутренней службы, юстиции включительно и сотрудников ОВД из числа высшего начальствующего состава - министром внутренних дел РФ, если иное не предусмотрено законодательством.

Часть 1 указанной статьи предусматривала, что увольнение со службы сотрудников ОВД, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.

Соответственно данным положениям в п. 17.1 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Приказа МВД России от 5 мая 2006 г. N 3211) указывалось, что увольнение сотрудников ОВД производится:

а) увольнение сотрудников ОВД, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, до подполковника милиции, внутренней службы, юстиции включительно - заместителями Министра внутренних дел РФ, начальником Следственного комитета при МВД России, начальниками департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, которым такое право предоставлено в соответствии с Положением о подразделении, начальниками главных управлений МВД России по федеральным округам, министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, управлений внутренних дел на транспорте, управлений внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, окружных управлений материально-технического снабжения МВД России, образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и научно-исследовательских учреждений МВД России, УВД административных округов г. Москвы;

б) увольнение лиц рядового и младшего начальствующего состава - должностными лицами, перечисленными в подп. "а", начальниками подразделений вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, Главного клинического госпиталя и начальниками (командирами) строевых и других подразделений ОВД, которым предоставлено такое право начальниками, перечисленными в подп. "а".

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает необходимость оформления представления на сотрудника ОВД, увольняемого со службы в ОВД. При этом установлены требования к содержанию такого представления - в нем должны быть указаны сведения в том числе об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в ОВД, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения. Перечень иных сведений, подлежащих указанию в представлении, подлежит определению ФОИВ в сфере внутренних дел.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в п. 17.14 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что на сотрудников ОВД, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из органов внутренних дел. Как предусматривалось там же, к представлению прилагаются: заявление сотрудника, если увольнение производится по его инициативе;

заключение военно-врачебной комиссии;

заключение об обстоятельствах, причинах и виновных лицах в нарушении условий контракта (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. "д" (в связи с нарушением условий контракта) ст. 58 Положения 1992 г. о службе в ОВД);

заключение по материалам служебных проверок (на сотрудников, представляемых к увольнению по п. "к" (за грубое нарушение служебной дисциплины), п. "л" (за совершение проступков, несовместимых с предъявляемыми требованиями) ст. 58 Положения);



Просмотров 3518

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!