Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Обеспечение понимания себя другим



 

Чтобы облегчить решение задачи, о которой только что говорилось, необходимо позаботиться о том, чтобы партнер по общению понял тебя. В связи с этим нужно решить две задачи: найти возможно более доступную для оппонента форму самоF выражения и позаботиться о самоограничении.

 

Первая задача решается путем воздержания от поступков или высказываний, которые могут вызвать неоправданную и нежелательную реакцию другого челоF века. Например, зная о болезненном самолюбии человека, не стоит подчеркивать его недостатки при каждом случае. Однако необходимо учитывать и свои недоF статки, что приведет к решению и второй задачи — самоограничению. Ведь взаиF мопонимание во многом зависит от того, как общающиеся умеют управлять своими эмоциями, насколько в ладу друг с другом у них ум и эмоции. Для этого требуется постоянное изучение себя, своих реакций, своих установок в оценках явлений и поступков других людей. Н. Г. Чернышевский писал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. — М., 1954. Т. 3. С. 426).

 

Важно уметь дать бесхитростный прямой ответ на трудный вопрос, обратить угрозу в шутку, не принять на свой счет двусмысленной обидной реплики. Давая ту или иную оценку поведения другого человека, нужно показать свою доброжеF лательность, в противном случае у того возникнет оборонительная реакция.

 

Очень часто родители, педагоги и руководители пользуются при обсуждении проступков других обобщением, рассматривают отдельный частный поступок как проявление общей системы, создающей человеку репутацию лодыря, прогульщиF ка, недисциплинированного и т. п. Однако такое обсуждение приводит, по сути дела, к осуждению личности. Естественно, осуждаемый сразу занимает оборониF тельную позицию, используя при этом обвинения как средство самозащиты.


 

Глава 12. Установление взаимопонимания между общающимися 221

Вообще при обеспечении взаимопонимания нужно чаще опираться на то поF ложительное, что имеется у партнера по общению, а не бороться с ним, «вытравF лять» недостатки. Ведь при этом у осуждающего невольно проскальзывают в речи нотки враждебности, властности, деспотизма и вообще неуважение к партнеру общения. Выявление же положительного у человека заряжает его эмоционально положительной энергией, стимулирует деятельность, так как поднимает в глазах этого человека собственный престиж. Он старается удержаться в своей самооценF ке, поэтому и впредь старается заслужить одобрение родителя, педагога или руF ководителя.

 

Подход к партнеру по общению с положительной стороны создает предпосылF ки для сдвигания его позиции вследствие возникновения положительного отноF шения к педагогу или руководителю как человеку, возникновения доверия к нему. Это обеспечивает переход к последнему этапу установления взаимопонимания.

 

В ходе общения важно знать, как партнер воспринимает наши слова, какое впеF чатление мы производим на него. Помогает решить эту задачу такой психологиF ческий механизм, как рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это самопознание и осознание человеком себя и того, как он воспринимается партF нерами по общению, т. е. взгляд на себя глазами другого. Это удвоенный, а иногда и утроенный процесс зеркального отражения друг друга. Об этом хорошо сказано в стихотворении Р. Бернса:

 

Он думал, что уснула я И все во сне стерплю, Иль думал, что я думала, Что думал он: я сплю!

 

В процессе общения благодаря рефлексии человек выступает как бы в четыF рех лицах: каким он является на самом деле; каким он себя видит; каким его виF дит партнер; каким ему представляется свой образ в сознании партнера.

 

Если учесть, что в стольких же лицах может выступать каждый участник общеF ния, то можно представить, насколько сложно решать психологическую задачу рефлексивного понимания и установить взаимопонимание между хотя бы двумя лицами.

 



Просмотров 470

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!