Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Агрессивное поведение как проявление конфронтации



 

Часто конфронтация приводит к агрессивному поведению (агрессии). Оно являF ется выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтF ную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели.

 

Исходя из выбранного человеком при конфронтации способа поведения, выF деляют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной. Прямая физическая агрессия выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствовании осуществлению какихFлибо действий). Косвенная физическая агрессия выражается в ломании предметов, стуF чании по столу кулаком, хлопаньи дверью при уходе из помещения. Прямая вер_ бальная агрессия — это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично,а косвенная вербальная агрессия — за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте).

 

Прямая и косвенная физическая агрессия больше присуща лицам мужского пола, а вербальная агрессия, особенно косвенная, лицам женского пола.

 

В зависимости от направленности агрессивного поведения различают гетеро_ агрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя,самообвинение и самонаказание).

 

Многие маленькие дети склонны причинять другим боль и страдание. Это поведение имеет свои причины: ребенок хочет узнать, какова будет реакция предмета или живого существа на какой_то жест, слово, удар. Маленький ребенок неспособен понимать переживания других людей. Ему трудно представить, что кто_то, кроме него, может ощущать боль, печаль, страх. Подчас ребенок, причиняя себе или кому_то другому боль, стремится извлечь из этого ка_ кую_то пользу. Например, некоторые дети, склонные к истерическим проявлениям, бьются головой, даже наносят себе увечья — и этим преследуют конкретную цель: хотят обратить на себя внимание, получить какую_то выгоду и т. д.


 

 

Глава 13. Психология конфликтов 229

 

У старших детей, эмоционально и социально более зрелых, такого рода поведение встре_ чается все реже. Большинство детей, достигая определенного уровня развития, перестает стремиться к тому, чтобы причинять себе и другим боль — как физическую, так и психиче_ скую. Однако случается и так, что ребенок не «вырастает» из того состояния, которое психи_ атры называют детским мазохизмом. Для этих детей причинять боль другим, бить, нападать — способ получать удовлетворение и радость. Это дети злобные, язвительные, назойливые, агрессивные. В каждом коллективе, где они находятся, затевают ссоры, конфликты. В песоч_ ницу они идут не затем, чтобы строить, а прежде всего для того, чтобы разрушать то, что построили другие. В детском саду они не умеют дружно играть, мешают товарищам, толка_ ются, отнимают игрушки. В школе их мало интересует учеба, на уроках они скучают, зато во время перемен растрачивают всю свою энергию и находчивость: дергают, бьют других де_ тей, что_то портят, пачкают.

 

Одной из важных причин агрессивного отношения детей к окружающим являются психи_ ческие отклонения, выражающиеся в соответствующих изменениях характера. Однако психи_ ческие отклонения, обусловливающие агрессивное поведение, проявляются у детей достаточно редко. Отклонения в поведении детей сигнализируют о том, что в системе воспитания что_то срабатывает неправильно.

 

Чрезмерная агрессивность и склонность причинять боль другим очень часто бывает про_ явлением страха. Агрессивность сопутствует страху и одновременно является противоядием страха. Агрессивность помогает ребенку избавиться от ощущения затравленности, зажато_ сти. Он в бешенстве и отчаянии набрасывается на что_то или кого_то, и это ему приносит облегчение и позволяет ощущать себя победителем.

 

Причиной агрессивного поведения может быть также чувство обиды. Обиженный чело_ век, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей. Если ребенка часто унижают, если он незаслуженно ощущает себя неудачником, обиженным, возникает необходимость в самозащите, появляется агрес_ сивность, очень часто — не только в моменты опасности, но и «профилактически», с целью предупреждения возможных неприятностей.

 

Агрессивные наклонности имеют, как правило, дети, которые любят быть лидерами. Что_ бы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также под_ чинить себе сильных, а это требует борьбы. Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признавать лидера, у того появляется агрессивность в поведении. Когда не хватает моральной силы, чаще всего при_ меняют силу физическую.

 

Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа.1979. № 8 (Польша).

 

От агрессивного поведения следует отличать агрессивность как свойство личF ности. Агрессивность — это склонность человека разрешать конфликтные ситуа_ ции с помощью агрессивного поведения. Одни ученые считают, что агрессивность —это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие. Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преобF ладанием у первых мужского полового гормона. Известно, например, что прием


 

230 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

анаболиков (в состав которых входит этот гормон) увеличивает агрессивность. С другой стороны, показано, что в близком к первобытности племени, традициF онно считающемся миролюбивым, агрессивность мужчин и женщин отсутствует.

 

Уровень агрессивности зависит от социального статуса школьников в классе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергаеF мых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором — неудовлетворенностью своим положеF нием, состоянием фрустрированности.

 

Общая агрессивность человека складывается из его различных частных осоF бенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, неF терпимости, неуступчивости, склонности к доминированию, мстительности, бесF компромиссности. У высокоагрессивных субъектов все эти свойства выражены сильнее, однако наибольший вклад в склонность к агрессивному поведению вноF сят вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Играет роль и склонность челоF века к демонстративности, т. е. к желанию все время производить впечатление на других людей, привлекать к себе внимание. Очевидно, именно такая склонность приводит к легко возникающей обиде, к заносчивости.


 

 

ГЛАВА 14

Межличностные отношения

 

К. А. АбульхановаСлавская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать межличностные отношения от проблемы общения неразумно. Но, с дру гой стороны, рассматривать общение только как межличностные отношения, не учитывая самостоятельность коммуникационной составляющей, как это имеет место у Г. Гусева (1979): «На что направлена деятельность общения? На создание, поддержание, изменение или разрушение отношений между людьми. Следова тельно, эти отношения и есть предмет общения» (с. 48), тоже не следует.

 

Рассмотрим, какие межличностные отношения могут иметь место в зависимо сти от тесноты общения и испытываемых чувств.

 

Отношения знакомства

 

Знакомство — это отношения между людьми, знающими друг друга (С. И. Оже гов). К этому надо добавить, что это самые поверхностные отношения из всех су ществующих. Это не простое узнавание человека («Я знаю, что он живет в моем подъезде»), а возникновение контакта между людьми, пусть и кратковременного. Знакомство связано со снятием чувства неловкости, бестактности при желании пообщаться, открывает «шлюз» для общения. Однако знакомство накладывает и ряд ограничений на процесс общения и выражения своего отношения к знако мому человеку.

 

Например, знакомство в городском транспорте, на пляже с лицом противопо ложного пола считается неприемлемым, так как имеет окраску установления легко мысленных связей. Отсюда даже при возникновении первого контакта его продол жение затруднительно. При этом вопрос, с которым можно обратиться к другому человеку, не оскорбив его, должен быть достаточно поверхностным и главное — безличным («Сегодня хорошая погода», «В метро такая духота!» и т. п.). Даже при самых благоприятных условиях для знакомства (экскурсии, совместный отдых) прямая оценка внешности может рассматриваться как легкий, а может быть, и ос корбительный флирт.

 

При легкой, неглубокой готовности познакомиться проще получить положи тельный отклик партнера. В то же время не все любят сразу признавать факт зна


 

232 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

комства, так как часто оно бывает вынужденным или случайным, не обусловлен ным потребностью в поддержании контакта с данным человеком. Поддержание знакомства зависит от психологических особенностей людей: общительности, со циального положения, застенчивости и т. д.

 

Отношения знакомства проявляются в акте опознания и приветствия как про явлении внимания. Закрепляясь, отношения знакомства перерастают в приятель ские отношения.

 



Просмотров 566

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!