![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Агрессивное поведение как проявление конфронтации
Часто конфронтация приводит к агрессивному поведению (агрессии). Оно являF ется выражением возникшего состояния фрустрации, когда попавшие в конфликтF ную ситуацию люди не могут достигнуть своей цели.
Исходя из выбранного человеком при конфронтации способа поведения, выF деляют физическую и вербальную агрессию. И та и другая может быть прямой и косвенной. Прямая физическая агрессия выражается в физическом воздействии на другого человека (нападении, препятствовании осуществлению какихFлибо действий). Косвенная физическая агрессия выражается в ломании предметов, стуF чании по столу кулаком, хлопаньи дверью при уходе из помещения. Прямая вер_ бальная агрессия — это словесное оскорбление человека, высказываемое ему лично,а косвенная вербальная агрессия — за его спиной (в разговоре с другими людьми, не участвовавшими в конфликте).
Прямая и косвенная физическая агрессия больше присуща лицам мужского пола, а вербальная агрессия, особенно косвенная, лицам женского пола.
В зависимости от направленности агрессивного поведения различают гетеро_ агрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя,самообвинение и самонаказание).
Многие маленькие дети склонны причинять другим боль и страдание. Это поведение имеет свои причины: ребенок хочет узнать, какова будет реакция предмета или живого существа на какой_то жест, слово, удар. Маленький ребенок неспособен понимать переживания других людей. Ему трудно представить, что кто_то, кроме него, может ощущать боль, печаль, страх. Подчас ребенок, причиняя себе или кому_то другому боль, стремится извлечь из этого ка_ кую_то пользу. Например, некоторые дети, склонные к истерическим проявлениям, бьются головой, даже наносят себе увечья — и этим преследуют конкретную цель: хотят обратить на себя внимание, получить какую_то выгоду и т. д.
Глава 13. Психология конфликтов 229
У старших детей, эмоционально и социально более зрелых, такого рода поведение встре_ чается все реже. Большинство детей, достигая определенного уровня развития, перестает стремиться к тому, чтобы причинять себе и другим боль — как физическую, так и психиче_ скую. Однако случается и так, что ребенок не «вырастает» из того состояния, которое психи_ атры называют детским мазохизмом. Для этих детей причинять боль другим, бить, нападать — способ получать удовлетворение и радость. Это дети злобные, язвительные, назойливые, агрессивные. В каждом коллективе, где они находятся, затевают ссоры, конфликты. В песоч_ ницу они идут не затем, чтобы строить, а прежде всего для того, чтобы разрушать то, что построили другие. В детском саду они не умеют дружно играть, мешают товарищам, толка_ ются, отнимают игрушки. В школе их мало интересует учеба, на уроках они скучают, зато во время перемен растрачивают всю свою энергию и находчивость: дергают, бьют других де_ тей, что_то портят, пачкают.
Одной из важных причин агрессивного отношения детей к окружающим являются психи_ ческие отклонения, выражающиеся в соответствующих изменениях характера. Однако психи_ ческие отклонения, обусловливающие агрессивное поведение, проявляются у детей достаточно редко. Отклонения в поведении детей сигнализируют о том, что в системе воспитания что_то срабатывает неправильно.
Чрезмерная агрессивность и склонность причинять боль другим очень часто бывает про_ явлением страха. Агрессивность сопутствует страху и одновременно является противоядием страха. Агрессивность помогает ребенку избавиться от ощущения затравленности, зажато_ сти. Он в бешенстве и отчаянии набрасывается на что_то или кого_то, и это ему приносит облегчение и позволяет ощущать себя победителем.
Причиной агрессивного поведения может быть также чувство обиды. Обиженный чело_ век, особенно незрелый, имеет обыкновение переносить чувства неприязни и ненависти на всех окружающих его людей. Если ребенка часто унижают, если он незаслуженно ощущает себя неудачником, обиженным, возникает необходимость в самозащите, появляется агрес_ сивность, очень часто — не только в моменты опасности, но и «профилактически», с целью предупреждения возможных неприятностей.
Агрессивные наклонности имеют, как правило, дети, которые любят быть лидерами. Что_ бы завоевать власть, недостаточно получить признание мягких, уступчивых, надо также под_ чинить себе сильных, а это требует борьбы. Если потребность в лидерстве не подкрепляется авторитетом, который заставляет других добровольно уступать, признавать лидера, у того появляется агрессивность в поведении. Когда не хватает моральной силы, чаще всего при_ меняют силу физическую.
Маковская И. Агрессивность: проявления, причины, предупреждение // Родина и школа.1979. № 8 (Польша).
От агрессивного поведения следует отличать агрессивность как свойство личF ности. Агрессивность — это склонность человека разрешать конфликтные ситуа_ ции с помощью агрессивного поведения. Одни ученые считают, что агрессивность —это влечение, уровень которого задан человеку от рождения. Другие говорят о роли воспитания, научения путем подражания. Правы и те и другие. Агрессивность более выражена у лиц мужского пола, чем женского, что можно связать с преобF ладанием у первых мужского полового гормона. Известно, например, что прием
230 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание анаболиков (в состав которых входит этот гормон) увеличивает агрессивность. С другой стороны, показано, что в близком к первобытности племени, традициF онно считающемся миролюбивым, агрессивность мужчин и женщин отсутствует.
Уровень агрессивности зависит от социального статуса школьников в классе и в компании. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и отвергаеF мых. В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, во втором — неудовлетворенностью своим положеF нием, состоянием фрустрированности.
Общая агрессивность человека складывается из его различных частных осоF бенностей: вспыльчивости, обидчивости, заносчивости, подозрительности, неF терпимости, неуступчивости, склонности к доминированию, мстительности, бесF компромиссности. У высокоагрессивных субъектов все эти свойства выражены сильнее, однако наибольший вклад в склонность к агрессивному поведению вноF сят вспыльчивость, обидчивость, мстительность. Играет роль и склонность челоF века к демонстративности, т. е. к желанию все время производить впечатление на других людей, привлекать к себе внимание. Очевидно, именно такая склонность приводит к легко возникающей обиде, к заносчивости.
ГЛАВА 14 Межличностные отношения
К. А. АбульхановаСлавская (1981) пишет, что «психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними» (с. 225). Поэтому отрывать межличностные отношения от проблемы общения неразумно. Но, с дру гой стороны, рассматривать общение только как межличностные отношения, не учитывая самостоятельность коммуникационной составляющей, как это имеет место у Г. Гусева (1979): «На что направлена деятельность общения? На создание, поддержание, изменение или разрушение отношений между людьми. Следова тельно, эти отношения и есть предмет общения» (с. 48), тоже не следует.
Рассмотрим, какие межличностные отношения могут иметь место в зависимо сти от тесноты общения и испытываемых чувств.
Отношения знакомства
Знакомство — это отношения между людьми, знающими друг друга (С. И. Оже гов). К этому надо добавить, что это самые поверхностные отношения из всех су ществующих. Это не простое узнавание человека («Я знаю, что он живет в моем подъезде»), а возникновение контакта между людьми, пусть и кратковременного. Знакомство связано со снятием чувства неловкости, бестактности при желании пообщаться, открывает «шлюз» для общения. Однако знакомство накладывает и ряд ограничений на процесс общения и выражения своего отношения к знако мому человеку.
Например, знакомство в городском транспорте, на пляже с лицом противопо ложного пола считается неприемлемым, так как имеет окраску установления легко мысленных связей. Отсюда даже при возникновении первого контакта его продол жение затруднительно. При этом вопрос, с которым можно обратиться к другому человеку, не оскорбив его, должен быть достаточно поверхностным и главное — безличным («Сегодня хорошая погода», «В метро такая духота!» и т. п.). Даже при самых благоприятных условиях для знакомства (экскурсии, совместный отдых) прямая оценка внешности может рассматриваться как легкий, а может быть, и ос корбительный флирт.
При легкой, неглубокой готовности познакомиться проще получить положи тельный отклик партнера. В то же время не все любят сразу признавать факт зна
232 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание комства, так как часто оно бывает вынужденным или случайным, не обусловлен ным потребностью в поддержании контакта с данным человеком. Поддержание знакомства зависит от психологических особенностей людей: общительности, со циального положения, застенчивости и т. д.
Отношения знакомства проявляются в акте опознания и приветствия как про явлении внимания. Закрепляясь, отношения знакомства перерастают в приятель ские отношения.
![]() |