Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Приятельские отношения. Симпатия



и антипатия

 

Приятельские отношения возникают, когда знакомые ощущают межличностную привлекательность (симпатию).

 

Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому или чемунибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющее ся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).

 

Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям нахо дить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания.

 

Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и малоосознан ными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нрав ственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1970), сим патия — это малоосознанное отношение или влечение одного человека к другому.

 

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих филосо фов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общ ность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протя жении многих столетий симпатия по существу рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить

 

и сейчас. Например, в словаре социальнопсихологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой симпатии выступает эмпатия

 

и что «…иногда симпатия ведет к альтруистической помощи, а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих

 

и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенны ми людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

 

Определяя природу симпатии и антипатии, американский социолог Дж. Мо рено (1958) выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врож денный характер и являются результатом tele — таинственной способности притя гивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах,


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 233

 

к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Дж. Морено, определенные люди обладают социальной одарен ностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде пото ка особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.

 

Эта гипотеза подверглась справедливой критике со стороны многих психоло гов, особенно отечественных, отмечавших, что главным определяющим симпатию или антипатию фактором является поведение человека в процессе взаимодействия с другими людьми, его нравственные и моральные качества, его идейные убежде ния. В этих взглядах тоже есть известный перехлест. Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что «иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках» (1971, с. 162). Феномен привлекательности, притягательности для объяснения природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele Дж. Морено используется другое понятие — аттракция.

 

Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяже ние», «влечение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Г. М. Андреева, 2006). Аттракция — это наличие чувства, отношения к другому человеку и его оценка. Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологиче ского характера.

 

Одной из таких причин является ассоциация одного человека с другим («ас социативная симпатия или антипатия»): мы испытываем симпатию к тому, кто похож на симпатичного и приветливого человека, которого мы уже знаем и с ко торым неоднократно общались, получая от этого удовлетворение, и наоборот, у нас возникает антипатия к человеку, который похож на нашего врага.

 

Хотя уже в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпоч тения, до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрос лым и сторонятся других (Stevenson, 1965).

 

Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадоч ным, это создает большие трудности для педагогов в воспитании детей и форми ровании положительного социального климата в детских группах. Как отмечает А. А. Рояк (1974), если дети не любят дошкольника, воспитателю очень трудно разобраться в причинах его непопулярности и порой просто не под силу создать расположение к нему других детей. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману (1987), ими являются:

свойства объекта аттракции;

свойства субъекта аттракции;

соотношение свойств объекта и субъекта аттракции;

особенности взаимодействия;

особенности ситуации общения;

культурный и социальный контекст;

время (динамика развития отношений во времени).


 

234 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, за висит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и сим патизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений), и определяется кон кретными социальными условиями.

 

Когда после напряженной трудовой недели мы отдыхаем возле камина, наслаждаясь вкусной едой, напитками и музыкой, то, скорее всего, будем испытывать добрые чувства к тем, кто в этот момент находится рядом с нами. Значительно меньше шансов на то, что мы проник_ немся симпатией к человеку, с которым столкнулись в тот момент, когда нас мучила мигрень.

 

Экспериментально этот принцип «ассоциативной симпатии» был проверен Павлом Ле_ вицки (Lewicki, 1985). Когда… студентам показали фотографии двух женщин и попросили сказать, какая кажется им более дружелюбной, их мнения разделились примерно поровну. В другой группе испытуемых, где эти же фотографии были показаны после того, как они по_ общались с симпатичным и приветливым экспериментатором, которая была похожа на жен_ щину на фотографии, в ее пользу было отдано в 6 раз больше голосов. Во время следующего опыта экспериментатор вела себя недружелюбно по отношению к половине испытуемых. Когда в дальнейшем им понадобилось отдать свои анкеты одной из двух женщин, практиче_ ски все постарались избежать общения с той из них, которая была похожа на эксперимента_ тора. (Возможно, вы и сами вспомните случай из своей жизни, когда вы хорошо или плохо реагировали на человека только потому, что он напомнил вам кого_то.)

 

Факт существования этого феномена — ассоциативной симпатии или антипатии — под_ тверждается и другими экспериментами. Согласно результатам одного из них, студенты коллед_ жа более позитивно оценивали незнакомых им людей, если процедуру проводили в уютной комнате, чем если ее проводили в жарком и душном помещении (Griffitt, 1970). Аналогичные результаты получены и при оценке людей, сфотографированных в изысканных, обставлен_ ных роскошной мебелью и освещенных мягким светом гостиных и в убогих, грязных и тесных комнатушках (Maslow, Mintz, 1956). И в этом случае, так же как и в первом, позитивные чув_ ства, вызванные элегантной обстановкой, оказались перенесенными на оцениваемых лю_ дей. Уильям Уолстер извлек из этих исследований весьма полезный вывод: «Романтические ужины, походы в театр, вечера, которые пары проводят дома вдвоем, и совместный отдых никогда не утрачивают своей значимости… Если вы хотите сохранить свои отношения, важ_ но, чтобы у обоих они продолжали ассоциироваться с приятными вещами» (Walster, 1978).

Майерс Д., 2004, с. 529–530.

 

 

В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), много кратно обнаруживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии — антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитив ными и поведенческими показателями. Наиболее точные совпадения с результа тами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.

 

Сплоченность.Межличностные отношения в группе влияют на сплоченностьгруппы. С другой стороны, по сплоченности можно судить о межличностных от ношениях в группе. По данным В. Н. Васильевой и Н. А. Васильева (1979), в млад


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 235

 

ших классах сплоченность девочек выше, чем мальчиков, однако с 5го класса мальчики становятся более сплоченными, чем девочки (табл. 14.1). Бульшая спло ченность мужчин по сравнению с женщинами подтвердилась и в студенческих учебных группах: в мужских группах коэффициент сплоченности был в пределах 0,28–0,53, а в женских — 0,08–0,11.

 

Таблица 14.1.Сплоченность лиц мужского и женского пола различного возраста

Классы
                     
Мужчины 0,04 0,01 0,17 0,16 0,64 0,70 0,91 0,05 0,80 0,89
Женщины 0,29 0,40 0,23 0,43 0,58 0,29 0,39 –0,04 0,70 0,31
                     

 

Эти данные свидетельствуют о том, что девочки, придя в школу, быстрее уста навливают положительные контакты друг с другом, чем мальчики, но эти контак ты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. От сутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1–8 классах практически была нулевой (от –0,09 до 0,16) и только в 9–10 классах выросла до 0,27–0,59.

 

По данным В. А. Гончарова (2001), число «изгоев» среди школьников 7–8 клас сов значительно выше у девочек, хотя часто они не осознают своего положения в классе. Девочки отвергаются изза особенностей темперамента или интеллекта, а мальчики — изза особенностей характера. Число школьников, получивших боль шое число положительных выборов, больше у мальчиков (41–54%), чем у дево чек (37–42%), что подтверждает бульшую сплоченность среди мальчиков, чем сре ди девочек.

 

Как отмечает Я. Л. Коломинский (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, 1999), чаще всего представителей противоположного пола выбирают те ученики младших и средних классов, которые занимают неблагоприятное положение в системе лич ных взаимоотношений. Так, если «звезды» выбирали представителей противопо ложного пола в 30%, то отвергаемые — в 75%.

 

По данным зарубежных авторов, отношения между мужчинами характеризу ются большей конфликтностью и соревновательностью (E. Aries, E. Johnson, 1983; R. Auckett et al., 1988; K. Farr, 1988). Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуа ции между девочками решаются на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотиро вании. Они чаще «наговаривают» друг на друга.

 

Привязанность и дружба

 

Привязанность — это чувство близости, основанное на симпатии к комунибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об щение между собой контактам с другими людьми.

 

Дж. Боулби полагает, что привязанность как таковая существует как у детей, так и у взрослых. При этом выделяют три вида (стиля) привязанности: прочная


 

236 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

(присуща 55% людей), с уклонением от общения (у 25% людей) и тревожнодвой ственная (у 20% людей) (Hazan, Shaver, 1994).

 

Выделяют также личную (непосредственную) и транзитивную (опосредство ванную) привязанность, надежную и ненадежную, которая, в свою очередь, про является по амбивалетносопротивляющемуся, дезорганизованному и избегаю щему типу.

 

Личная привязанность — это предрасположение человека к комулибо, преданность, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печа ли, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой ради него. Транзитивная привязанность — это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный человек. Напри мер, я симпатизирую Иванову. Иванов привязан к Петрову. Вследствие этого и я испытываю привязанность к Петрову.

 

Надежная привязанность характеризуется постоянным получением от другого человека поддержки, помощи и утешения. Ненадежная привязанность харак теризуется отсутствием ярко выраженных положительных признаков привязан ности.

 

Ненадежная привязанность по амбивалетносопротивляющемуся типу возни кает при недоверии к другому человеку или нежелании быть зависимым от него

 

и проявляется в том, что человек в случае дистресса ищет близости с заботящим ся о нем человеком, но при этом сопротивляется оказанию поддержки и утеше нию со стороны этого человека. Оба человека, привязанные друг к другу, одновре менно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений.

 

Ненадежная привязанность по избегающему типу возникает при стремлении к самостоятельности или при обиде на человека, к которому привязан, и проявля ется в сознательном избегании этого человека.

 

Ненадежная привязанность по дезорганизованному типу обнаруживает себя при страхе и неуверенности человека и представляет собой сочетание избегающе го и амбивалетносопротивляющегося типов. Этот тип привязанности отличает отсутствие какихлибо стабильных отношений между двумя привязанными друг к другу людьми.

 

Особый вид представляет из себя детская привязанность. Подробно об этом феномене у детей речь пойдет в разделе 19.6.

 

Избирательные привязанности находят свое наиболее яркое воплощение в фе номене дружбы. Ж.Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприим чив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба». К. К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого вхо дят: потребность в общении с объектом дружбы, усиленная привычкой, вызыва ющей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные переживания, бывшие, существующие

 

и возможные; эмоциональная память; чувство долга; страх потери; высокая (обыч но идеализированная) его оценка.

 

Для дружбы ключевыми моментами являются высокая степень избиратель ности и относительно длительное существование отношений во времени (Н. Н. Обо зов, 1997). Отмечают также следующие элементы дружбы: равенство, взаимо


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 237

 

помощь, удовольствие, доверие, принятие, спонтанность, уважение, понимание и интимность (Davis, Todd, 1982).

 

 

Если оба партнера в отношениях друг с другом вольно или невольно преследуют лишь каж_ дый свои цели, их дружба не может быть долговечной. Именно поэтому наше общество учит нас взаимовыгодному обмену, который Элайн Хатфилд, Уильям Уолстер и Эллен Бершайд назвали принципом справедливости: вознаграждение, которое вы и ваш партнер получа_ ете от ваших отношений, должно быть пропорционально тому, что каждый из вас вкладывает в них (Hatfield, Walster, Berscheid, 1978). Если двое получают равные вознаграждения, зна_ чит, их вклады в отношения тоже должны быть равными, иначе одному или другому это пока_ жется несправедливым. Если оба чувствуют, что их вознаграждения соответствуют их «акти_ вам» и усилиям, которые они прилагают, оба воспринимают ситуацию как справедливую.

 

…Не будет ли цинизмом полагать, что корни любви и дружбы лежат во взаимовыгодном обмене услугами? Разве не бывает так, что мы помогаем любимому человеку, не ожидая никакой ответной благодарности? Именно так и бывает: людей, состоящих в длительных от_ ношениях на равных, не волнует сиюминутное соответствие. Маргарет Кларк и Джадсон Миллс утверждают, что люди даже стараются избегать какого бы то ни было подсчета взаимных услуг (Clark, Mills, 1984, 1986). Помогая близкому другу, мы не рассчитываем на немедленное воз_ награждение. Если нас приглашают на обед, мы не спешим с ответным приглашением, что_ бы не создалось впечатления, будто мы всего лишь «отдаем социальный долг». Настоящие друзья «кожей чувствуют» потребности друг друга даже тогда, когда «оплата» в принципе невозможна (Ckark et al., 1986, 1989). Когда друзья понимают, что каждый из них готов по_ жертвовать ради другого собственными интересами, их взаимное доверие возрастает (Wieselquist et al., 1999). Одним из признаков того, что приятель превращается в близкого друга, является то, что он разделяет твои заботы даже в том случае, когда от него этого не ожидают (Miller et al., 1989).

 

Людей больше удовлетворяют те отношения, которые они считают равноправными (Fletcher et al., 1987; Hatfield et al., 1985; Van Yperen, Buunk, 1990). Воспринимающие свои отношения как неравноправные испытывают дискомфорт: если человеку кажется, что он со_ вершил выгодную для себя сделку, он испытывает чувство вины, если же он чувствует, что «просчитался», — испытывает постоянное раздражение.

Майерс Д., 2004, с. 541–543.

 

 

Дружба начинается со знакомства, товарищества или приятельства. Когда вза имоотношения становятся более стабильными, глубокими, интимными, они пе рерастают в дружбу. С другой стороны, при дружбе интимность не достигает того уровня, как при любви. Кроме того, дружба более рассудочна и ритуально опреде ляется определенными правилами поведения в отношении друг друга. Темы обще ния выбираются такие, которые интересны и значимы для каждого из друзей. В меж личностном общении друзья проявляют особую деликатность, чтобы не обидеть друг друга.

 

Чтобы дружить, надо созреть нравственно и интеллектуально. Поэтому появ ляется дружба в раннем юношеском возрасте, когда у молодого человека возника ют первые проблемы и вопросы сугубо личного характера, в которых он не может


 

238 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

самостоятельно разобраться. У взрослых дружеские отношения могут возникнуть

с коллегами по работе, имеющими сходные профессиональные интересы и цели.

 

М. Аргайл (1990) отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека зани мает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может меняться. Она важнее всего для молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова становится высокозначимой в пожилом возрасте, когда люди вы ходят на пенсию или теряют близких людей. В промежутке между этими возрас тами дружба по значимости уступает работе и семье.

 

Причины дружбы.М. Аргайл отмечает три причины, по которым устанавливаются дружеские отношения:

 

1) нужда в материальной помощи и информации, хотя друзья обеспечивают ее в меньшей степени, чем семья или сослуживцы;

 

2) нужда в социальной поддержке в форме совета, сочувствия, доверительно го общения (для некоторых замужних женщин друзья в этом отношении более важны, чем мужья);

3) совместные занятия, общие игры, общность интересов.

 

И. С. Кон (1987) в качестве таких причин называет: потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; свойства партнера, стиму лирующие интерес или симпатию к нему; особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию парных отношений; объектив_ ные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругуобщения, групповая солидарность).

 

Согласно данным М. Аргайла, женщины имеют более тесные дружеские взаи моотношения, чем мужчины, они более склонны к самораскрытию и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и со вместным играм с друзьями.

 

Критерии выбора друзей.Во многих работах обсуждается вопрос: по какимпризнакам (по сходству или по различию) выбираются друзья. И. С. Кон (1987) считает, что, прежде чем решать этот вопрос, нужно уточнить ряд обстоятельств.

 

Вопервых, о каком классе сходств идет речь (пол, возраст, темперамент и т. д.). Вовторых, степень предполагаемого сходства (полное или ограниченное). Втре тьих, значение и смысл данного сходства для самой личности. Вчетвертых, объем, широта диапазона сходств. Сходство друзей может ограничиться одной какой либо характеристикой, а может проявиться по многим. Определение сходства или несходства во многом зависит также от того, каким представляет человек самого себя и друзей и какие они есть на самом деле.

 

Многочисленные социальнопсихологические исследования показывают, что ориентация на сходство в социальных установках явно преобладает над ориента цией на дополнительность. Подавляющее большинство людей предпочитает дру жить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Желательно также сходство основных ценностей, интересов. Правда, когда речь идет не о социальных установках и демографических признаках, получаемые ре зультаты не так однозначны.


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 239

 

К. Изард при сравнении психологических черт 30 дружеских пар и случай но выбранных пар обнаружил, что среди первых сходство значительно большее. Н. Н. Обозов (1979) тоже обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характе ристикам личности. Однако Т. Б. Карцева (1981), изучив пары друзей и недругов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контра ста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, примерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая половина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминантности

 

и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осто рожных, благоразумных или же робких, нерешительных человека редко бывают друзьями.

 

Дружат часто совершенно непохожие по психическому складу люди. Откры тый и импульсивный человек может выбрать себе в друзья замкнутого и сдержан ного человека. Отношения между такими друзьями дают каждому из них макси мальную возможность для самовыражения при минимальном соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую бульшим разнообразием черт личности, чем каждый в отдельности (Hartup, 1970). Однако друзья редко быва ют полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мне ний как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

 

Показателен в этом плане эксперимент, который проделал американский со циальный психолог Т. Ньюком (Newcomb, 1961). Он расселял студентовпервокур сников по комнатам в разных сочетаниях по принципу сходства или несходства имевшихся у них социальных установок, а затем изучал динамику их взаимоот ношений. Оказалось, что на ранних стадиях знакомства аттракция больше зави сит от пространственной близости, чем от сходства установок. В дальнейшем, од нако, фактор сходства установок стал сильнее влияния соседства.

 

Заканчивая рассмотрение вопроса о сходстве и различии друзей, приведу дан ные исследования Д. Кендела (Kandel, 1978), обследовавшего 1800 дружеских пар американских старшеклассников. Оказалось, что друзья очень похожи по своим социальнодемографических характеристикам (социальное происхождение, пол, раса, возраст), значительное сходство было по некоторым аспектам поведения (особенно делинквентного), по интересам и степени участия в групповой жизни сверстников. По психологическим же особенностям (оценке своих личных ка честв и отношений с родителями) сходство между друзьями было значительно меньшим.

 

Возникновению дружбы способствует территориальная близость людей, со здающая условия для частой пересекаемости путей двух людей. Это облегчает возникновение контактов, постоянное попадание людей в поле нашего зрения

 

и возникновение в результате этого симпатии. Как показывают эксперименты, мы предрасположены больше любить того или испытывать симпатию к тому, кого (или что) чаще видим. Правда, все имеет предел, и частые встречи тоже. Симпа тия возникает в том случае, если другой человек появляется в поле нашего зре ния с умеренной частотой.


 

240 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Эффект «простого попадания в поле зрения» влияет и на то, как мы оцениваем других: нам нравятся знакомые люди (Swap, 1977). Даже самих себя мы больше любим тогда, когда мы такие, какими привыкли видеть себя. Теодор Мита, Маршалл Дермер и Джеффри Найт (Mita, Dermer, Knight, 1977) провели эксперимент, вызывающий восхищение. Они сфотографиро_вали студенток… и затем показывали каждой из них ее реальную фотографию и фотографию, сделанную с изображения этой фотографии в зеркале. Когда они спрашивали испытуемых, которой из двух фотографий они отдают предпочтение, большинство выбрали снимок, сде_ ланный с помощью зеркала, т. е. то изображение своего лица, которое они привыкли видеть в зеркале… Когда же обе фотографии показывали близким друзьям испытуемых, они выби_ рали «настоящий» снимок — то изображение, которое они привыкли видеть.

Майерс Д., 2004, с. 504.

 

 

Правила поведения друзей.М. Аргайл и М. Хендерсон (Argyle,Henderson, 1984)путем опроса установили общие правила поведения, которые считаются наиболее важными для продолжения дружеских отношений и несоблюдение которых при водит к их разрыву. Из 27 правил дружбы они выделили 13 наиболее важных и распределили их на четыре группы.

 

Обмен:

делиться новостями о своих успехах;

выказывать эмоциональную поддержку;

добровольно помогать в случае нужды;

стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

возвращать долги и оказанные услуги*.

 

Интимность:

уверенность в другом и доверие к нему.

Отношение к третьим лицам:

защищать друга в его отсутствие;

быть терпимым к остальным его друзьям*;

не критиковать друга публично**;

сохранять доверенные тайны**;

не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого**.

 

Координация:

не быть назойливым, не поучать*;

уважать внутренний мир и автономию друга**.

 

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками. Правила, отмеченные одной звездочкой, важны для обычных уровней дружбы, но при осо бенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 241

 

одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую на зойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, тоже считаются важными и их нарушение может привести к прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Они не являются специфичными толь ко для дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

 

Все эти правила можно свести к более обобщенным, а именно к справедливо_ сти, равноправию, уважению, умению понять друг друга, готовности всегда прий_ ти на помощь, доверию и преданности, самораскрытию. Нарушение одного из этихправил ведет к разрушению дружеских отношений.

 

В одном из исследований было показано, что состояние здоровья тех людей, которые явля_ ются одинокими или не имеют друзей, как правило, хуже, чем состояние здоровья людей, сохранивших дружеские связи с окружающими людьми. Тот, кто несет свои горе и болезнь

 

в одиночестве, имеет больше проблем со здоровьем, чем те, у кого есть возможность выго_ вориться, излить свою душу, поделиться переживаниями с другом. Давно замечено, что в усло_ виях так называемых индивидуалистических культур, к которым, например, принадлежит современная американская культура, растет число психогенных заболеваний по сравнению с коллективистическими культурами, где люди больше заботятся друг о друге и в большей степени несут ответственность друг за друга. Более тесные социальные связи между людьми

 

в культурах, построенных на коллективистической основе, — такой традиционно является российская культура… — обеспечивают людям поддержку и защиту со стороны общества,

в частности защиту от одиночества и отчуждения.

Немов Р. С., Алтунина И. Р., 2008, с. 95–96.

 

 

Доверие друг к другу, понимание друг друга и принятие друг друга такими, какими партнеры по общению являются, приводят к их самораскрытию (С. Джу рард), так как каждый из них уверен, что такое раскрытие не приведет к потере привязанности другого. По мере самораскрытия партнеры все больше узнают друг друга.

 

Откровенность людей зависит от их состояния (когда человек чемто расстроен, он более склонен к откровенности — Stiles et al., 1992), от того, намерен ли человек продолжить отношения и в будущем (Shaffer et al., 1996), от того, насколько от кровенен с ним собеседник (эффект взаимности самораскрытияBerg, 1987;

 

Miller, 1990), демонстрируются ли прочные стили привязанности. Однако партнеры приближаются к доверительным отношениям постепенно, шаг за шагом рас сказывая о себе.

 

Некоторые люди — особенно женщины — обладают редким даром «исповедников»: они рас_ полагают к откровенности даже тех, кто обычно не очень склонен «впускать посторонних в свою душу» (Miller et al., 1983; Pegalis et al., 1994; Shaffer et al., 1996). Как правило, такие люди умеют слушать собеседников. Во время разговора они — само внимание и всем своим видом дают понять, что получают от него удовольствие (Purvis et al., 1984). Они могут также


 

242 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

время от времени произносить определенные фразы, демонстрируя тем самым говоряще_ му, что поддерживают его. Таких людей психолог Карл Роджерс (Rogers, 1980) назвал «раз_ вивающими слушателями»: они отзывчивы и неравнодушны, умеют сопереживать другим, искренни в выражении своих собственных чувств и способны понять чувства других.

Майерс Д., 2004, с. 544–545.

 

 

Детская дружба.Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа (цит. по:Кон, 1987), изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нор мативных ожиданий проходит три стадии развития:

 

1) ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

 

2) договорный характер отношений — неукоснительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

 

3) «внутреннепсихологическая» стадия — первостепенное значение приобре тают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности.

 

Р. А. Смирнова (1981) составила сводку тех особенностей, которые психологи указывают в качестве основы дружеских привязанностей между детьми разного возраста (табл. 14.2).

 

Таблица 14.2.Особенности ребенка, обеспечивающие привязанность к нему ровесников

Возраст Качества ребенка Автор, год  
       
3–7 лет Эмоционально-волевые Я. Л. Коломинский, 1976  
  качества, уравновешенность Н. И. Белкин, 1974  
     
  Интеллектуальные качества Я. Л. Коломинский, 1976,  
    В. Хартан, 1967  
  Внешняя привлекательность Т. А. Репина, 1978  
  Приветливость, учет Т. В. Антонова, 1975  
  интересов товарища,    
  намерений партнеров    
  Умение организовать игру, В. Н. Лозоцева, 1977,  
  учиться, трудиться Т. А. Репина, 1978 и др.  
     
3–15 лет Нравственные качества: Л. В. Артемова, 1970,  
  чуткость, отзывчивость, В. Н. Лозоцева, 1977,  
  справедливость и др.  
  Т. А. Репина, 1975 и др.  
     
  Дружелюбие В. Хартан, 1967  
5–15 лет Внимание к сверстнику М. Колдуэлл, 1970,  
    Ч. Уорт, В. Хартан, 1967  
       

 

Из таблицы следует, что главными факторами являются личностные особен ности детей, характеризующие стиль общения, и особенности поведения в совмест ной деятельности.


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 243

 

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в восьмых классах этот фактор выбора друзей проявился только у 20% школьников. В настоящее время при дружбе ребят стал играть важную роль фактор национальной принадлежно сти. По данным Д. И. Фельдштейна (1993), 69% 6–7летних детей, выбирая това рища, на первое место ставят этот фактор. У подростков этот процент еще выше — 84%.

 

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Она может прекратиться изза пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

 

Р. и А. Селман (Selman, Selman, 1979) показали возрастные различия в пред ставлениях детей о друге. Для ребенка 3–7 лет друг — это наличный партнер по игре. В возрасте 4–9 лет друг — это тот, кто чтото делает для ребенка. В возрасте 6–12 лет дети понимают дружбу как взаимовыгодную кооперацию. В 9–15 лет на первое место выходит потребность в сопереживании, в том, чтобы можно было поделиться с другом сокровенным. Подростки старше 12 лет понимают дружбу как автономную взаимозависимость: друзьям позволено устанавливать независи мые отношения с третьими лицами.

 

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее изза потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интим ностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отно шениях не возникнут какието трудности.

 

Особенности дружбы сельских ребят.Интересные сведения о спецификедружбы между сельскими ребятами приводит на основании собственного иссле дования И. С. Кон. У сельских юношей реже встречается «парная» дружба и чаще — экстенсивная, объединяющая свыше пяти друзей. У сельских школьников значительно больше развиты межклассные контакты, встречи друзей чаще происходят в общественных местах. Они реже ощущают дефицит дружеского общения. У них меньше выражен «мотив понимания» в качестве причины дружбы.

 

Желающие подробнее узнать о чувстве дружбы и сопутствующем ему поведе нии могут обратиться к книге И. С. Кона (1987).

 

Любовь

 

Если опросить людей, какие чувства, имеющиеся у них, они могут назвать, то в пер вую очередь будет названо чувство любви. Философы, психологи, физиологи по святили ей много страниц в своих работах.

 

В любви особенно восхитительны паузы. Как будто в эти минуты накапливается нежность, прорывающаяся потом сладостными излияниями.

В. Гюго


 

Слово «любовь», как и многие другие слова (например, «чувство»), использу ется очень широко и не всегда в одном и том же смысле. Б. Марстейн (Murstein,


 

244 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

1986) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую АвстроВенгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудно совмести мых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» рассматривает как собирательное для множества разных явлений во взаимоотно шениях между людьми и Келли (Kelley, 1983).

 

Э. Фромм (1990) пишет, что «вряд ли какоенибудь слово окружено такой дву смысленностью и путаницей, как слово “любовь”. Его используют для обозначе ния почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они “увлечены” кемто. Они также называют любовью свою зависимость и свое соб ственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, труд ность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное любовь представ ляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее — одна их труднейших задач. Подлинная любовь коренится в плодо



Просмотров 931

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!