Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Признательность (чувство благодарности)



 

Впервые, если не считать переводную работу М. Кляйн (1997), рассмотрение это го чувства осуществлено в русскоязычной литературе Г. М. Бреславом (2004, с. 329–336). Ниже мной будет дано краткое изложение раздела его книги о чув стве благодарности.

 

Бреслав отмечает, что феномен благодарности редко рассматривается в науч ной литературе, причиной чего является отсутствие общепринятого описания и операционализации этого научного конструкта, вследствие чего это понятие еще не стало объектом постоянного внимания. Кроме того, благодарность тесно свя зана с феноменами обязанности и вежливости, что переводит рассмотрение этого вопроса в плоскость этики.

 

Чувство благодарности выражает положительное отношение к другому чело веку за оказанную субъекту услугу. Причем, по Ф. Хайдеру (Heider, 1958), это чув ство возникает у получателя помощи только в том случае, если «благодетель», по мнению получателя, стремился лишь к достижению блага для другого, не ожидая благодарности взамен и не будучи вынужденным это делать. Сходные представ ления имеются и у Ортони с коллегами (Ortony et al., 1988).

 

Р. и Б. Лазарус (R. Lazarus, B. Lazarus, 1994) относят благодарность к группе «эмпатических эмоций», т. е. полагают, что корни этого эмоционального феноме на лежат в способности сопереживать другим. Основанием для выражения благо дарности является оценка поступка благодетеля как альтруистического, направ ленного на благо получателя. Но испытывать чувство благодарности, по мнению авторов, может лишь тот, кто сопереживает действиям благодетеля по предостав лению блага нуждающемуся.

 

МакКаллог с коллегами (McCullough et al., 2001) выделяют три функции бла годарности: а) «моральный барометр» (реакция на восприятие другого как благо детеля по отношению к нуждающимся и/или достойным); б) моральный мотив (побуждение благодарных людей к просоциальному поведению по отношению к благодетелю и другим людям); в) моральное подкрепление (благодарность по ощряет благодетеля к моральному поведению и в будущем).

 

Степень выраженности чувства благодарности определяется тем, насколько намеренным было благодеяние, насколько дорого оно обошлось благодетелю и ка кую ценность благодеяние имеет для получателя. Отмечается, что люди чувству ют бульшую благодарность по отношению к тем благодетелям, которые имеют более высокий статус или большие ресурсы (Hegtvedt, 1990). Оценивается также то, насколько оказываемая помощь выходит за рамки ролевых ожиданий (Ortony et al., 1988).

 

Грехем (Graham, 1988) полагает, что чувство благодарности возникает лишь в младшем школьном возрасте.


 

268 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Уважение

 

Уважение является еще одними видом положительных межличностных отноше ний. Уважение — это проявление внимания или предупредительность к человеку и соблюдение его прав. Это почтительное отношение, основанное не только на признании достоинств человека, но и на взгляде на человека как на личность со своими ценностями, имеющую право на свое мнение и убеждения. В соответствии с таким отношением человеку с заслугами оказывают честь сделать чтото первым, сажают на лучшие места, уступают дорогу и т. д.

 

При общении (диалоге) уважение проявляется в том, что слушающий внима тельно и серьезно относится к тому, что говорит уважаемый собеседник, к его чув ствам, не позволяет себе резких и нетактичных высказываний.

 

Альтруизм (заботливость)

В психоаналитической концепции З. Фрейда альтруизм рассматривается как не вротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины либо как компен сация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. Исходным для фор мирования человека как альтруиста является наличие у него желания оказывать помощь другим. Однако альтруистическими такие стремления становятся тогда, когда эта помощь оказывается бескорыстно, а подчас и в ущерб себе. В результате закрепления у человека формируется альтруистическая установка, становящая ся для него моральным принципом.

 

Альтруизм рассматривается в западной психологии как стремление оказывать помощь. Данный мотив (need nurturence, заботливость по Г. Мюррею [H. Murrey, 1938]) проявляется в сочувствии, в удовлетворении потребностей беспомощного, в стремлении опекать, утешать, защищать, заботиться, успокаивать и исцелять тех, кто в этом нуждается. Альтруизм проявляется по собственному убеждению, без какого бы то ни было давления со стороны, и базируется на нравственных нормах общества, таких, например, как чувство долга, социальная ответственность. У веру ющих альтруизм основывается на религиозном постулате «возлюби ближнего сво его». Важную роль в проявлении альтруизма играет способность человека к сопе реживанию (эмпатии).

 

Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому пове дению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающему ся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае (Дж. Кок с соавторами [J. Coke,

 

C. Batson, K. McDevis, 1978]).

 

Известны три теории альтруизма. Согласно теории социального обмена, оказание помощи, как и любое другое социальное поведение, мотивируется желанием минимизировать затра_ ты и оптимизировать вознаграждение. Другие же психологи считают, что к оказанию помощи побуждает и подлинный, бескорыстный альтруизм.


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 269

 

Теория социальных норм исходит из того, что оказание помощи связано с существовани_ем в обществе определенных правил. Норма взаимности побуждает нас отвечать добром, а не злом тем, кто пришел нам на помощь. Норма социальной ответственности заставляет нас заботиться о тех, кто в этом нуждается, столько времени, сколько нужно, даже тогда, когда они не в состоянии отблагодарить нас.

 

Эволюционная психология исходит из существования двух типов альтруизма: альтруиз_ ма, основанного на защите собственного рода, и альтруизма, основанного на взаимном об_ мене. Однако большинство психологов_эволюционистов полагают, что у генов эгоистичныхиндивидов больше шансов выжить, чем у генов личностей, склонных к самопожертвованию, и что поэтому общество должно учить альтруизму.

Майерс Д., 2004, с. 572.

 

С. Шварц и Г. Клаузен (S. Schwartz, G. Clausen, 1970) показали, что готовность

 

к оказанию помощи более выражена у людей с внутренним локусом контроля, воспринимающих себя как активных субъектов действия.

 

Е. Стауб (E. Staub, 1974) отмечает положительную роль уровня морального раз вития и отрицательную роль макиавеллизма (пренебрежение моральными прин ципами ради достижения цели) для готовности оказать помощь.

 

В связи с этим можно констатировать, что проявление альтруизма связано с дву мя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с мотивом МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удов летворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избе гание или устранение искажения моральных аспектов Яконцепции, представле ния о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно поразному (и даже иногда отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с мотивом МД (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуют ся повышенной личной ответственностью.

 

Человек с мотивом МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не дохо дит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы изза возможного уменьшения идентификации и повы шения личной ответственности.

 

Эгоизм

 

Эгоизм означает предпочтение при выборе линии поведения собственных инте ресов и потребностей интересам общества, потребностям других людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма. Способствуют возникнове нию эгоизма неправильные воспитательные воздействия родителей, формирую щие у ребенка завышенную самооценку и эгоцентризм. Последний означает не способность человека, сосредоточиваясь на собственных интересах, желаниях, потребностях, влечениях, понять стремления, переживания других людей. В то же время эгоцентризм и эгоизм — не одно и то же. Эгоист может не быть эгоцентристом;


 

270 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

он может хорошо представлять себе цели других людей, но сознательно пренеб регать ими.

 

Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте и преодолевается в большинстве случаев к 12–14 годам. В старческом возрасте он снова возрастает. Нередко эгоцентризм проявляется при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, психопатии, истерии).


 

РАЗДЕЛ III

 

 



Просмотров 934

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!