Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Практические аспекты общения




 

 

ГЛАВА 15

Публичное выступление

 

К публичным выступлениям относятся лекции, доклады, сообщения, связанные с передачей информации более или менее широкой аудитории. При этом проис ходит процесс общения лектора с аудиторией, так как между ними возникает пси хический контакт.

 

Принципы информирования

 

Перед выступающим стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать лучшему ее запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд прин ципов информирования.

 

Доверие.Аудитория будет охотнее слушать оратора, если он вызывает у неесимпатию и доверие. Для получения кредита доверия оратору необходимы знания(опыт), достоверность используемой информации и особые личные качества.

 

Интеллектуальная стимуляция.Аудитория более склонна прислушиватьсяк интеллектуально стимулирующей информации. Таковой она будет, если она новадля слушателей и отвечает их потребности в знаниях.

Креативность, т. е. способность человека генерировать новые и оригинальные

 

идеи и точки зрения.Аудитория более способна воспринимать, понимать и запоминать информацию, при изложении которой используется творческий подход.

 

Актуальность.Аудитория охотнее воспринимает и запоминает информацию,которая кажется ей актуальной. «С точки зрения восприятия информации, большинство людей подобны не губкам, впитывающим все, что они видят и слышат, а фильтрам, которые пропускают через себя только ту информацию, которую счи тают актуальной» (Р. Вердербер, К. Вердербер, 2007, с. 347). Актуальность — это субъективная ценность, приписываемая слушателями информации, отвечающей их потребностям и интересам. Особенно важно подчеркнуть актуальность темы в начале сообщения, во вступительной части, чтобы люди поняли, для чего им нужно слушать оратора.

 

Расстановка акцентов.Аудитория легче всего воспринимает и запоминает туинформацию, которая выделяется докладчиком. Люди помнят лишь небольшуючасть услышанного, поэтому важно выделить ту часть сообщения, которую слуша


 

 

Глава 15. Публичное выступление 273

 

телям необходимо запомнить. Для этого оратор должен заранее определить при оритетность информации и продумать способы ее предъявления: в виде нагляд ных материалов, повторения ключевых слов и идей, используя логические пере ходы («Итак, мы выяснили, что…», «Итак, мы рассмотрели….»), используя юмор (забавные истории) для выделения ключевых мыслей.

 

Методы информирования

К методам информирования слушателей в процессе публичного выступления от носятся повествование, описание, использование определений, объяснение, разъяс нение.

 

Повествование.Повествованиями называются рассказы или истории, построенные вокруг некой центральной мысли и заканчивающиеся развязкой, которая и придает всему рассказу смысл и интерес. Основная цель повествования — пре поднести заложенный в нем смысл настолько красочно, чтобы слушатель запом нил его именно благодаря форме изложения. Это достигается следующими при емами:

 

повествование должно содержать уточняющие детали (подробности), что бы усилить производимое рассказом впечатление;

на протяжении всего повествования нужно поддерживать атмосферу ожи дания, интриги; для этого кульминация повествования откладывается на самый конец; слушатели будут внимательными, потому что им будет инте ресно, правильно ли они прогнозировали по ходу повествования развитие событий;

по возможности в повествование следует включать диалоги.

 

Описание— это рассказ о том, что из себя представляет данный объект. Приописании важно умение подметить характерные детали предмета и красочно их передать. Для многих людей описание оказывается сложной задачей, так как они не привыкли использовать развернутые образные описания в повседневной жизни.

 

Определение— это объяснение значения слов. Умение давать определенияявляется одним из основных показателей эффективной коммуникации, помогая аудитории понять и соотнести между собой ключевые понятия речи. Использу ются как краткие, так и развернутые определения.

 

Объяснение процессов.Это рассказ о том, как можно чтото сделать, изготовить или как нечто работает. Объяснение может сопровождаться демонстрацией (непосредственным выполнением) необходимых действий и операций, например как пользоваться чемто, как чтото изготовить и т. д. При этом могут использо ваться видеозаписи этих действий. Во время демонстрации нужно говорить мед ленно, часто повторяя основные идеи.

 

Разъяснение.Это специфичный вид объяснения, целью которого являетсяобеспечить понимание определенной идеи, для более глубокого раскрытия кото рой требуется обращение к внешним источникам.

 

* * *


 

274 Раздел III. Практические аспекты общения

Читателю, наверное, приходилось выступать с сообщениями, выступлениями, докладами, т. е. произносить речь. Иногда они проходили успешно, иногда — не важно. От чего же это зависело? Конечно, от вашего настроения, от степени вол нения, — ответите вы и будете правы. Однако имеется и еще ряд моментов, кото рые влияют на успешность публичного выступления. О них и пойдет речь.

 

Оценка аудитории

 

Публичное выступление — это общение с аудиторией. Поэтому перед выступле нием нужно собрать сведения о тех, перед кем предстоит выступать. Одно дело — выступать с научным докладом перед коллегами, т. е. подготовленной аудиторией, другое дело — перед учащимися, т. е. неподготовленной для понимания научных терминов аудиторией. Оценка аудитории включает: 1) сбор основных демографи ческих показателей слушателей и 2) определение уровня заинтересованности, зна ний и установок по отношению к оратору и выбранной им теме. Результаты этой оценки помогут выступающему отобрать подходящие примеры, организовать и пред ставить свою речь в форме, удобной для слушателей.

 

Сбор демографических данных нужен для того, чтобы определить, какой кон тингент преобладает среди слушателей, следовательно, на кого нужно больше ори ентироваться. При этом учитываются возраст, пол, уровень образованности, со циальная принадлежность, вероисповедание.

 

Однажды я выступал с лекцией для руководителей предприятий г. Кохтла_Ярве. В качестве примера доминантного состояния при ожидании чего_то (концентрации внимания) я привел пример о щуке, сидящей в заводи и ждущей, когда мимо проплывет карась. Этот пример очень понравился слушателям, поскольку большинство из них, как оказалось, были заядлыми ры_ баками. В результате моя лекция была воспринята очень хорошо.

 

Учет обстановки выступления

 

Оценка того места (обстановки), где предстоит выступать, подскажет, как лучше справиться с ожиданиями слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Такая оценка включает в себя следующие пункты.

 

1. Насколько велика будет аудитория.Если аудитория маленькая (до 50 человек), то можно стоять к слушателям довольно близко, говорить нормаль ным голосом и чувствовать себя раскованно. Если же аудитория большая, то, вероятнее всего, потребуется микрофон и передвижения по залу будут нецелесообразны.

 

2. В какое время суток состоится выступление.Если выступление (например,лекция) состоится рано утром, то слушатели будут сонными, их нужно будет растормошить яркими примерами, большей эмоциональностью речи. То же может быть и тогда, когда выступать придется сразу после обеденного пере рыва: слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать.


 

 

Глава 15. Публичное выступление 275

 

3. Когда по программе предстоит выступать.Если ваше выступление единственное или основное, то у вас есть очевидное преимущество — внимание будет приковано к вам. Однако когда по программе много выступлений (на пример, на научной дискуссии), ваша очередь может повлиять на то, как вас примут. Невыгодно выступать первым, так как требуется «разогреть» слу шателей и они будут отвлекаться на приход опоздавших. Невыгодно вы ступать и последним, так как слушатели могут уже устать от предыдущих ораторов.

 

4. Сколько времени вам отведено.От этого зависит количество информации,которое вы собираетесь сообщить аудитории, и отбор самой важной инфор мации.

 

5. Чего ждут слушатели.Важно иметь представление, как понимают темувыступления слушатели. От этого зависят их ожидания и отношение к вы ступлению.

 

Однажды мне довелось читать лекцию перед большой аудиторией о темпе раменте человека. К моему удивлению, пришло очень много слушателей. Как потом выяснилось при задавании ими вопросов, многие понимали тем перамент не как характеристику поведения, а как страстность в сексуаль ных отношениях.

 

6. Где предстоит выступать.Нужно обратить внимание на размер помещения,освещенность, наличие трибуны, расстояние между выступающим и пер вым рядом. Если предстоит выступать в длинном, узком помещении, то при дется говорить громче обычного, так чтобы слышали задние ряды.

 

7. Какое оборудование потребуется для выступления.Не предупредив заранее организаторов выступления о необходимости доски, проекционного аппарата, указки и других технических средств, выступающий может по пасть в затруднительное положение.

 



Просмотров 1330

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!