Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вербальная и визуальная адаптация



 

Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, т. е. адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя: 1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание интереса ауди тории; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к вам или к предмету вашей речи; 5) адаптацию к установкам (мнениям) аудитории.

 

Достижение взаимопонимания.Это понимание того, что оратор и аудиториярасполагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения («вы», «нам», «мы», «наше»), задавая риторические вопросы (они стимулируют актив ность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего), пер_ сонифицируя информацию, т. е. относя ее к слушателям, чтобы они поняли, что онаимеет отношение и к ним тоже.


 

276 Раздел III. Практические аспекты общения

Привлечение и поддержание интереса аудитории.Эта задача решается путемиспользования четырех принципов: своевременности, близости, серьезности и живости.

 

Своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую онисмогут использовать немедленно или, по крайней мере, в ближайшем будущем.

 

Близость. Слушателей больше будет интересовать информация, которая близкаим, которая затрагивает их личное пространство, важные для них вещи, проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д., в зависимости от профиля аудитории.

 

Серьезность. Следует указать на важность излагаемого материала, его связьс физическими, экономическими и психологическими последствиями. Например, преподаватель может отметить, что этот материал обязательно будет в билетах на экзамене. Или что знание этой информации может пригодиться при приеме на работу, при конкурсе на вакантную должность и т. п.

 

Живость. При ослаблении внимания слушателей необходимо использоватьинтересные истории, анекдоты, связанные с темой сообщения. Однако важно при этом не увлекаться их использованием, иначе внимание слушателей рассеется от предмета обсуждения. Вообще следует отметить, что живая, образная, эмоцио нальная речь воспринимается слушателями гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная, монотонная речь, которая быстро усыпляет слушателей. К сожалению, не все люди обладают необходимыми речевыми способностями. Среди препода вателей, как показано Н. П. Фетискиным (1990), имеются монотонщики. Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняются очень редко, они практически не используют логическое ударение.

 

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Срав_ нение — это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов подобно или как. Метафора — это сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того что бы сказать, что одна вещь подобна другой, метафора говорит, что одна вещь явля ется другой.

 

Беглость речи является важной характеристикой ее живости. Беглость озна чает отсутствие колебаний и таких речевых помех, как «э», «так», «понимаете» и «как бы».

 

Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить предстоящую речь, а не запомнить ее. Запоминание речи предполагает ее многократное повторение, пока текст не запоминается слово в слово. Усвоение речи предполагает понимание идей, содержащихся в ней, а также возможность иной словесной формулировки идей.



Просмотров 869

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!