Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Виды любви по отношению к ее объекту 2 часть



 

…Более полезны для психологического понимания описательные подходы при анализе от_ дельных явлений любви типа понятия «наваждение» у Дороти Теннов, где рассматривается «любовь с первого взгляда», когда уже с первой встречи два человека оказываются полно_ стью увлеченными друг другом, охваченными всепоглощающей страстью, как любовь Ромео


 

 

252Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

и Джульетты (Tennov, 1979). Cогласно Теннов, такая любовь может длиться только в том слу_ чае, если она или безответна, или по меньшей мере не удовлетворена. «Наваждение» состо_ ит из состояния интенсивного вожделения к другому человеку, которое носит столь навязчи_ вый характер, что человек все время отсутствия контакта фантазирует о любимом, часто пользуясь для этого фотографиями или небольшими подарками. Это, по ее мнению, не мо_ жет продолжаться долго, и если желаемые взаимоотношения реально устанавливаются, то наваждение гаснет, а привлекательность иногда исчезает очень быстро. «Наваждение» мо_ жет выжить лишь в условиях случайного или прерывающегося подкрепления, т. е. чувство становится столь сильным в условиях принципиально недостижимой цели (Tennov, 1979).

Представляет известный интерес и описание динамики феномена «рокового влечения» у Фелмли. Она выделяет следующий набор качеств у партнеров, вызывающих такое влече_ ние: веселые, заботливые, умные, внешне привлекательные, необычные. В последующем происходит реинтерпретация этих качеств и разрыв отношений. «Веселость» начинает интер_ претироваться как «недостаток зрелости», «заботливость» оборачивается ревностью, ум — эго_ измом, «физические качества» ограничивают отношения лишь сексом, а необычность начи_ нает интерпретироваться как «с приветом» (Felmlee, 1995).

Бреслав Г. М., 2004, с. 343–344.

 

 

Со временем взаимоотношения влюбленных, если они сохраняются, переходят в отношения с меньшей эмоциональной интенсивностью, но с большей довери тельной близостью, которые называются любовью_дружбой (Bersheid, Walster, 1978).

 

Любовь$дружба

 

В отличие от любвистрасти с ее необузданными эмоциями любовьдружба — ме нее бравурная, но более глубокая связь. Если влюбляются чаще во внешне краси вых, то любят за душевную красоту, тем более что внешняя красота не вечна. Гру зинский поэт Н. Бараташвили так написал об этом:

 

Мужское отрезвленье — не измена. Красавицы, как вы ни хороши, Очарованье внешности мгновенно, Краса лица — не красота души. Печать красы, как всякий отпечаток, Когданибудь сотрется и сойдет, Со стороны мужчины недостаток: Любить не сущность, а ее налет. Природа красоты — иного корня

 

И вся насквозь божественна до дна,

 

И к этой красоте, как к силе горней,

 

В нас вечная любовь заронена. Та красота сквозит в душевном строе

И никогда не может быть стара.


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 253

 

Навек блаженны любящие двое, Кто живы силами ее добра.

 

Лишь между ними чувством все согрето, И если есть на свете рай земной — Он во взаимной преданности этой,

В бессмертной этой красоте двойной.

 

В любвидружбе возрастает роль других факторов, в частности — общности нравственных ценностей, забота о потомстве и прочее. Чем менее родители погло щены друг другом, тем больше у детей шансов вырасти здоровыми и психически развитыми (Kenrick, Trost, 1987). Поэтому ослабление влюбленности можно рас сматривать как естественный адаптивный процесс.

 

Однако к супругам, прожившим вместе более 20 лет, романтическое чувство может снова возвратиться после того, как подросшие дети разлетаются из семей ного гнезда и у родителей появляется возможность снова сосредоточить свое вни мание друг на друге.

 

Только прожив в браке четверть века, мужчина и женщина поймут, что такое лю бовь.

 

Марк Твен

 

В одном исследовании, проведенном индийскими учеными, обнаружен пара доксальный факт: супруги, поженившиеся по любви, после 5 лет совместной жиз ни стали меньше испытывать романтическую любовь, в то время как супруги, со стоящие в «договорном» браке, с течением времени начинают любить друга все сильнее (Gupta, Singh, 1982). Как здесь не вспомнить наше отечественное утверж дение: «Стерпится — слюбится» про тех, кого выдавали замуж или женили насиль но, по расчету.

 

Возникает вопрос: чем любовь_дружба отличается от простой дружбы? Одно из отличий состоит, очевидно, в том, что у дружбы отсутствует чувство собствен ности. Кроме того, дружить можно со многими, а объект каждого вида любви, как правило, один. Наконец, товарищество ориентировано на групповые цели. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба таковой быть не мо жет. Она предполагает межличностную аттракцию, т. е. проявление дружеских чувств с обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социально го взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интим_ но_доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению с симпатией,влечением, любовью имеет более осознанный, прагматичный характер.

 

По Платонову, чувство дружбы к объекту другого пола может входить в чувство половой любви, но может и не быть связано с ней.

 

Псевдолюбовь


 

Э. Фромм пишет о нескольких видах псевдолюбви. Один из них он назвал невро тической любовью, когда оба «любовника» больше привязаны не друг к другу, а к своим родителям, и выбирают себе объект любви не как самоценную личность,


 

254 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

а как воплощение в ней черт своих родителей. Матерински ориентированные муж чины в своих любовных отношениях часто остаются детьми и требуют от женщи ны, так же как в свое время от матери, материнской любви. Они бывают добрыми, нежными, но беспомощными и безвольными. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, а не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, если она хочет быть лю бимой и окруженной вниманием и не согласна прощать ему любовные дела с дру гими женщинами, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным.

 

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые в детстве были очень привязаны к своему отцу. Став взрослыми, они ищут такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты их отца, и обычно крепко при вязываются к нему. Такая женщина бывает счастлива с мужем, который заботится о ней, как о ребенке.

 

Другая разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к кумиру. Это са моуничтожающая любовь, любовьпоклонение, любовьобожествление. Человек, любящий так другого человека, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. Это не любовь, а идолопоклонничество.

 

К псевдолюбви Э. Фромм относит и сентиментальную любовь. Здесь на пер вый план выходит ритуальное, поверхностное ухаживание, театральное поведе ние с эпизодами мелодрамы, без наличия глубокого чувства к «любовнику». Че ловек с сентиментальной любовью скорее занят самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви, на которое он, вероятно, вообще не способен.

 

Э. Фромм отмечает, что любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может скрепить любовь, но для этого она должна быть. Без любви сексуальный акт со здает лишь видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной не знания друг друга, пишет Э. Фромм. Такой акт исключительно чувствен, а настоя щая любовь сердечна и сознательна.

 

Вражда

 

Вражда — это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конф ликте. А. Басс (Buss, 1961) понимает враждебность как узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Мне более импонирует пони мание враждебности К. Изардом, который определяет ее как комплексную аффек тивнокогнитивную черту, или ориентацию личности, что соответствует моему пониманию чувства как эмоциональной установки. Чувство враждебности возни кает из отрицательного опыта общения и взаимодействия с какимлибо челове ком в ситуации конфликта. Оно легче возникает у обидчивых и мстительных людей. Чувство враждебности проявляется в «агрессивном настроении», «агрес сивном состоянии» (Н. Д. Левитов), т. е. в эмоциях злости (гнева), отвращения и презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут при водить к агрессивному поведению. В связи с этим Ч. Спилбергер c коллегами


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 255

 

(Spielberger et al., 1985) говорят о синдроме ВАГ (враждебность—агрессия—гнев), причем враждебность они рассматривают как личностную черту, представляю щую собой набор склонностей, которые мотивируют агрессивное поведение и слу жат основой и предпосылкой гнева.

 

Однако А. Басс отмечает, что враждебность и агрессивное поведение сочета ются хотя и часто, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных отношениях, но никакой агрессии не проявлять хотя бы потому, что заранее извест ны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессия без враж дебности, когда, например, грабят человека, не испытывая к нему никаких враж дебных чувств.

 

К. Изард тоже подчеркивает, что агрессивные вербальные и физические дей ствия не входят во враждебность, и это действительно так. Враждебное (агрессив ное) поведение может проистекать из чувства враждебности, мотивироваться им, но само этим чувством не является. Враждебность еще не есть агрессия (хотя труд но представить себе, чтобы по отношению к объекту вражды человек не проявил косвенную вербальную агрессию, т. е. не пожаловался на него комунибудь, не сказал про него какуюнибудь колкость. Очевидно, у этих авторов речь идет о прояв лении прямой физической и вербальной агрессии).

 

К. Изард даже считает, что враждебность является сложным мотивационным состоянием. Действительно, чувство враждебности может участвовать в мотивации враждебного поведения (агрессии или, наоборот, уклонения от контакта) в каче стве одного из мотиваторов.

 

Ненависть.Сильно выраженное чувство враждебности обозначается как ненависть (Олпорт, 1998). Ненавидеть можно не только отдельных людей, но и че ловечество в целом:

Я ненавижу человечество.

 

Я от него бегу спеша. Мое единое отечество — Моя пустынная душа, — писал К. Бальмонт.

 

Стернберг (цит. по Г. М. Бреслав, 2004), аналогизируя структуру ненависти с представленной им структурой любви, выделяет в первой три компонента: а) от рицание интимности (дистанцирование) вследствие испытываемого отвращения, омерзения; б) страсть (гнев или страх при опасности) и в) девальвация человече ского достоинства (взгляд на объект ненависти как на неполноценное существо).

 

Различное сочетание этих компонентов дает, по Стернбергу, семь видов нена висти (табл. 14.4).

 

Нельзя не отметить, что в этой классификации совмещены чувство ненависти как устойчивое отношение к комулибо и эмоциональные переживания чувства ненависти, возникающие внезапно (кипящая ненависть) при восприятии объек та ненависти как отвратительного (негодующая ненависть), и даже предполагае мые или желаемые действия по отношению к объекту ненависти (сжигающая не нависть). Условность этой классификации и даваемых видам ненависти названий очевидна.


 

256 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Таблица 14.4.Виды ненависти по Стернбергу

Виды ненависти Отрицание Страсть (гнев Девальвация  
интимности и/или страх)  
     
         
Рассудочная +  
Горячая +  
Холодная +  
Кипящая + +  
Негодующая (нетерпимость) + +  
Бурлящая (оскорбление) + +  
Сжигающая (потребность + + +  
в уничтожении)        
         

 

Озлобленность— это фрустрированность, результат частого подавления обид

 

и злости, форма хронической неприязни ко всем и вся, ожесточение. Это хрони ческое состояние раздражения и крайнего, доходящего до жестокости озлобления (ненависти). Озлобленность формируется постепенно и часто свои истоки имеет в младенчестве. Так, «озлобленными детьми» нередко являются воспитанники детских домов. Озлобленными становятся дети вследствие жестокого обращения с ними родителей и взрослых. Они относятся к окружающим с таким же равноду шием, черствостью, бессердечием, а порой и жестокостью, с каким относились ког дато к ним. У них озлобленность призвана закрыть собой невыносимые обиды

 

и разочарования.

 

Ксенофобия.Ненависть, обращенная против определенных групп населения,например против таких меньшинств, как иностранцы или эмигранты, обознача ется как ксенофобия, в которой, как пишет П. Куттер (1998), «нет и следа страсти, а есть только неприкрытая ненависть и жажда разрушения…» (с. 58–59). У неко торых женщин и мужчин в результате неудачной любви может возникнуть нена висть ко всем лицам противоположного пола.

 

Ненависть проявляется также в злопыхательстве, т. е. в исполненном злобы раздраженнопридирчивом отношении к комунибудь, а также в клевете, особен но если ненависть носит скрытый характер.

 

В то же время чувство ненависти может быть полезно для человека. Однако для моральной оценки этого чувства важно знать, на что или на кого направлена не нависть.

 

Цинизм.Специфичным проявлением презрения является цинизм, т. е. устойчивое презрительное отношение человека к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин «цинизм» обязан своим про исхождением древнегреческой философской школе киников, которые проводили свои диспуты на афинском холме под названием Kynosarges. В латинском языке слово «киники» стало звучать как «циники». Киники проповедовали презрение

к общественной культуре, полную независимость человека от общества, возврат

 

к «естественному» состоянию. Проявляется цинизм как в словах, так и в поступ ках: надругательстве над тем, что составляет культуру человечества, глумлении над нравственными принципами, осмеянии идеалов, попрании человеческого до


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 257

 

стоинства. Таким образом, цинизм является не только эмоциональным, но и мо ральным чувством.

 

Зависть

 

Зависть как психологический и этический феномен привлекает внимание как ре лигиозных мыслителей («Зависть…», 1996; 1998), так и ученых различных специ альностей — философов, социологов (С. П. Колпакова, 1995; А. Ю. Согомонов, 1989, 1990; Д. Т. Шупило, 1996) и, конечно, психологов (М. Кляйн, 1997; Е. Е. Со колова, Е. П. Аккуратова, 1991). В дальнейшем основное внимание будет уделено психологическим аспектам зависти.

 

Сущность зависти.Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или пре имущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Такое по нимание зависти, как враждебной, «черной», идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в досто инствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию» (1978, с. 369). О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вре дил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорча ются сами, но и, как только могут, омрачают радость других» (1989, с. 561). Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы все: успехи, заслуги, рас положение других людей, богатство — безраздельно принадлежали только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, всетаки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и поло жению — как сильно они скучают» (2000, с. 571–572). Поэтому, пишет он, мы долж ны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

 

Если у Б. Спинозы (1957) зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко (1971) считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

 

Надо отметить, что зависть понимается психологами неоднозначно. К. К. Пла тонов (1984) считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович (1998) рассматривают зависть как социальнопсихологическую черту личности, проявляющуюся в не довольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопут ствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.



Просмотров 573

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!