Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Виды любви по отношению к ее объекту 3 часть



 

В словаре «Психология» (1990) зависть рассматривается как проявление моти вации достижения, при котором чьилибо реальные или воображаемые преимуще ства в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть»,


 

258 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

с точки зрения автора этой статьи, является негативной эмоцией. Однако как эмо ция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какомуто объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

 

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отно_ шения к комулибо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чув ство досады, раздражения или злобы изза такого положения и на уровне реально го поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

 

1) социальное сравнение; «…В зависти всегда таится сравнение, а где невоз можно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон (1978, с. 370);

 

2) восприятие субъектом чьеголибо превосходства;

 

3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;

4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;

5) желание или реальное причинение ему вреда;

6) желание или реальное лишение его предмета превосходства.

 

Мне представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь за висть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес (Parrott, 1991), что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по уси ливающейся грубости противников можно в известной степени судить о разме рах собственного успеха.

 

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудо вую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользует ся ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

 

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, до бился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны — как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет — значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман (Titellman, 1982), осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаменталь ной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденны ми от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство не


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 259

 

полноценности, постоянного недовольства. Нередко зависть мотивирует челове ка на то, чтобы овладеть ее объектом даже преступным способом или испортить его (Кляйн, 1997).

Когда восторгается злоба — это называется завистью.

В. Гюго

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо

к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма,

 

к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущени ем дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродить ся и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер (1998), может вызвать физиологические симптомы: чело век «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повыша ется кровяное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. В принципе, по мнению этого автора, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсут ствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении их неравного положения с другим человеком: чтобы другой потер пел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрич ки захотели извести свою сестру за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бес чинства молодежи на улицах, когда она бьет стекла у припаркованных автомоби лей, громит витрины магазинов и т. д.

 

Факторы, облегчающие возникновение зависти, можно разделить на внешниеи внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являют ся такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие (Дескюрэ, 1899), тщесла вие и чрезмерное честолюбие (Аристотель).

 

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующе го завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои дос тижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе…» (1978, с. 94). Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть (Mises, 1981). Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагают этот автор и Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

 

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедли вости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможно


 

260 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

стями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли без работный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной буржуазной семьи, посещающих гимназию? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидо вали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

 

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, — значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи до пускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести по_ литические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы» (1998, с. 78).

 

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требова ние равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополу чию другой страны приводит к захватническим войнам.

 

Виды зависти.И. Кант (1965) делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелатель ность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к дру гому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присут ствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью (Neu, 1980), в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы вы не имели того, что имеете», а во втором: «Я хочу иметь то, что вы имеете». Такое деление сходно с тем, какое имеется у К. Хорни (нормальная и невротическая зависть). Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение» (Sсhoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

 

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую уни женным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

 

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испы тывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)» (с. 434). Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. «Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гёте, постараться са мостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анали зировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооце


 

Глава 14. Межличностные отношения 261

нивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которых он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть» (с. 79). Фор мирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

 

Зависть и возраст.В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, не удовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям

 

и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, зави дуют младшим, потому что родители относятся к ним с бульшим вниманием, тре петом.

 

Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социально го статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

 

Некоторые ученые считают, что в наше время зависть проявляется не так ин тенсивно и открыто, как во времена Шекспира (Spielman, 1971). Может быть, это

 

и так. Однако и сейчас наблюдаются проявления подлости и даже убийства из зависти.

 

Ревность

 

Некоторые ученые используют понятия «зависть» и «ревность» как синонимич ные. Имеются и такие, кто считает ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому считают возможным использовать вместо последнего понятие «ревность социального сравнения». Как отмечает К. Муздыбаев (1997), от такого смешива ния этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сфе ры межличностных отношений.

 

Ревность — самая исключительная страсть в мире.

Ф. М. Достоевский

 

Ревность — это подозрительное отношение человека к объекту обожания, свя занное с мучительным сомнением в его верности либо знанием о его неверности. Обусловлена ревность опасностью потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991; Salovey, 1991; Маслоу, 1997). Ф. Ларошфуко писал: «Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уве ренность» (1971, с. 153). В отличие от зависти, где есть две стороны — тот, кому завидуют, и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая — это ревнующий, вто рая — тот, кого ревнуют, и третья — тот (те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благо


 

262 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

склонность начальника и т. п. Д. Кинсли (D. Kingsley, 1977) добавляет еще и чет вертую сторону — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.

 

Причиной возникновения ревности Е. Хетфилд и Г. Уолстер (Hatfield, Walster, 1977) считают чувство ущемленной гордости и осознание нарушения прав соб ственности. Именно угроза самооценке, по мнению П. Сэловея (Salovey, 1991), является главным фактором возникновения ревности. При этом чем более значи ма для самооценки субъекта та или иная область и чем выше способности сопер ника в этой области, тем сильнее субъект испытывает ревность (Bers, Rodin, 1984;

De Steno, Salovey, 1996; Sharpsteen, 1995).

 

П. Тительман следующим образом определяет различия между завистью и рев ностью: чувство зависти возникает, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет; чувство ревности возникает, когда изза наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что значимо для него. Г. Клентон и Л. Смит (Clanton, Smith, 1977) отмечают и другое различие: завистник пытается контролировать абстракт ные и материальные объекты (статус, деньги и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над людьми, значимыми для него.

 

Если зависть, как было показано выше, в большинстве случаев считается не достатком человека, то ревность, имеющая объективные основания, является со циально одобряемым чувством и поощряется обществом. Ф. Ларошфуко писал поэтому, что «ревность до некоторой степени разумна и справедлива, ибо она хо чет сохранить нам наше достояние или то, что мы считаем таковым, между тем как зависть слепо негодует на то, что какоето достояние есть и у наших близких» (там же, с. 152). Это мнение разделяет и Матез (Mathes, 1986), выявивший в результате лонгитюдного исследования связь высокой ревности с удовлетворенностью парт неров взаимоотношениями и их длительностью свыше 7 лет. На основании этого он пишет, что ревность предохраняет любовь и содействует ей.

 

За последние 20 лет предлагались различные модели описания причин и механизма ревно_ сти, включая понимание ревности как «эволюционно обусловленной» реакции (Buss, Larsen, Westen, Semmelroth, 1992), черты личности (Bringle, 1991), результата воспринимаемого несо_ответствия в ценности взаимоотношений (Buunk, 1991), как социокультурного явления (Bryson, 1991; Hupka, 1991) и, наконец, как защиты самооценки в близких партнерских взаимоотно_ шениях (Salovey, 1991; Salovey, Rothman, 1991). Только первая из этих моделей в какой_то степени перекликается с теорией врожденного эдипова комплекса у Фрейда, порождающего неизбежную ревность к родителю своего пола, остальные же теории рассматривают ревность как продукт и/или характеристику достаточно сложного социального взаимодействия.

Бреслав Г. М., 2004, с. 363.

 

 

Ревность к объекту сексуальной любви.Особое положение занимает ревность,проявляемая во взаимоотношениях между полами. Она связана с чувством люб ви, и поводом для нее служит тот факт, что ктото любит не нас, а другого (или делает вид, чтобы раззадорить и помучить партнера, см. стихотворение А. С. Пуш


 

 

Глава 14. Межличностные отношения 263

 

кина). В этом случае собственное достоинство любящего становится уязвленным, оскорбленным. Эта ревность переживается особенно остро. Стоит только челове ку представить, что его возлюбленный встречается не с ним, а с кемто другим, как он начинает испытывать невыносимую душевную боль. В такие моменты челове ка пронизывает мысль, что он навсегда лишился чегото очень ценного, что его бросили, предали, что он никому не нужен, а его любовь оказалась бессмыслен ной. Возникающее сознание своего одиночества (изолированности, по П. Кутте ру) и внутренней опустошенности сопровождается разочарованием, печалью, оби дой, стыдом, досадой, гневом. В подобном состоянии человек не способен вести себя рационально. Ревность преследует его повсюду. «Как сон, неотступный и гроз ный, мне снится соперник счастливый. И тайно и злобно кипящая ревность пы лает, и тайно и злобно оружия ищет рука».

 

Прогуливаясь с любимым человеком, ревнующий подозрительно озирается; он не позволяет любимому прихорашиваться, поскольку считает, что это может служить приманкой для ненавистного соперника. Он старается никогда не упус кать из виду любимого человека, а если расстается, то поручает друзьям следить за ним и даже нанимает частного сыщика.

 

Ревность связана с имевшейся ранее уверенностью человека в любви близкого человека и с его представлением, что только он вправе обладать им. Результатом этого является посягательство на личную свободу любимого, деспотизм, подозри тельность. Нередки аффективные вспышки ревности, могущие привести к траги ческим последствиям. Вследствие ревности любовь переходит в ненависть. Тогда человек стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого им человека. Подобная ненависть часто остается подавленной и прояв ляется в виде измывательства над возлюбленным.



Просмотров 498

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!