Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Конфликтные ситуации и конфликты



 

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуаF ция — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интеF ресов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинF тересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонаF ми друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз_ ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз_ ражение.

 

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:

 

ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискусF сия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорF щика они могут перерасти в конфликт;

учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположF ной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, облаF дают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.


 

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний,


 

 

Глава 13. Психология конфликтов 225

 

мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отноше_ ний» разногласия между людьми.

 

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являютF ся конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматF ривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обF суждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

 

Фазы развития конфликта

 

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную. Для конструктивной фазы характерна неудовлетворенность собой, оппонентом,

 

беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиF ях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее наF рушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общеF нию, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жеF стикуляции.

 

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не приF нимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

 

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетFворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деяF тельность или общение становятся неконтролируемыми.

 

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, саF моутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону опF понента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и выF зывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

 

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкF новения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорF ным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деF структивной фазы.

 

Исходы конфликтных ситуаций

 

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликF та, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

 

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом отнего самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта:


 

226 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чемуFлибо (наF пример, к драке, понятию чести и честности и т. п.), убеждать его, а не приказыF вать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование моF жет быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими форF мами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе гоF ворил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждеF ния в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

 

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальF ные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои. При этом учителю нужно:

 

1) проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

 

2) строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

 

3) постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

 

4) чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF лишне быстро;

 

5) попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

 

6) дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

 

7) уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

 

8) подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересоF ванность в решении его проблемы;

 

9) подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преF одолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

 

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное неF довольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межF личностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

 

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уходот разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто отклаF дывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает отF крытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психиF ческое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых


 

 

Глава 13. Психология конфликтов 227

 

учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). ОднаF ко при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

 

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот моFмент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоF циональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых приF чин для конфликта, что он чтоFто не сделал изFза неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конF фликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

 

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редF ко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженF ность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаF ружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…» Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

 

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решенияпутем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждеF ние в одностороннем порядке к одномуFединственнному варианту, а также отклаF дывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равноF сти прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости претензий друг к другу.

 

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни однаиз них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеF ры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываютF ся исчерпанными. Несмотря на то что такой исход конфликтной ситуации являF ется неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»). Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из туF пика.

 

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интереF сам, установкам, привычкам, обычаям.

 

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того ваFрианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. ПринужF дение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

 

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилосьнеправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

 

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов поFразному влияF ют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений. В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприF


 

228 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

ятны. «Сглаживание» снимает отрицательные переживания у одного или обоих участников конфликта, а «компромисс» стимулирует равноправное сотрудничеF ство, тем самым укрепляя межличностные отношения. «Уход» как пассивный исF ход может демонстрировать равнодушие одного из партнеров по общению, а если он используется обеими сторонами, то можно говорить о взаимном равнодушии отношений. Естественно, это не способствует успешности той деятельности, где требуются сплоченность, моральная поддержка друг друга.

 

«Конфронтация» и «принуждение» отрицательно влияют на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений между партнерами. Рано или поздно конF фронтация приводит к разрыву отношений между конфликтующими сторонами (ученик вынужден перейти в другую школу, сотрудник бросает работу в учрежF дении и т. д.).

 



Просмотров 1003

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!