Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сближение позиций и поддержание взаимопонимания



 

Взаимопонимание между двумя субъектами общения может быть двух уровней. Первый уровень — это понимание целей, мотивов, установок друг друга и согласоF вывание на этой основе своих действий и поступков. Второй уровень — не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позвоF ляет устанавливать отношения особого рода: дружбы, симпатии, любви. Конечно, нельзя обязательно добиваться взаимопонимания второго уровня с коллегами по работе или педагога с учащимися, тем более что и взаимопонимания на первом уровне достигнуть не так легко. Главные вопросы, которые при этом возникают:


 

222 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

что нужно сделать, если взгляды субъектов общения не совпадают? Каким путем можно сдвинуть позицию по тому или иному вопросу у противоположной стороF ны, чтобы прийти к какомуFто компромиссному решению?

 

Психологи Карри и Кени, выявив мнение испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мне_ ниями по тем же вопросам, принадлежащими другим людям, и просили оценить этих людей. Предъявляемые мнения варьировались от полного совпадения до совершенного несовпаде_ ния с позицией испытуемых. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожида_ ли. Убежденность в этом предполагаемом «родстве душ» настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не склонны замечать (Kelman, 1961).

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 29–30.

 

 

Очевидно, что даже неоспоримые доказательства, если они не затрагивают потребностей и ценностей другой стороны, будут большей частью обречены на неудачу. Рассмотрим конкретный пример.

 

Учитель выставляет на районную школьную олимпиаду ученика, видя его одаF ренность. Школьник отказывается от участия в ней, так как боится опозориться перед товарищами. Учитель же в связи с его отказом начинает говорить ему, что у него нет чувства коллективизма, ответственности, гордости за школу. ПоскольF ку у ученика, как ему до сих пор казалось, эти качества были, он обижается на учиF теля и, в свою очередь, обвиняет его в черствости, в нежелании понять его боязнь. Очевидно, что при такой ситуации, когда каждый отстаивает свою позицию, взаF имопонимания учителю с учеником не достигнуть.

 

Учителю нужно найти такой довод, который сделал бы отказ школьника выF ступить на олимпиаде противоречащим мотиву самозащиты своего достоинства. Например, нужно убедить школьника, что его отказ участвовать в олимпиаде буF дет расценен товарищами как проявление трусости. Теперь школьник поставлен перед ситуацией, что неучастие в олимпиаде поставит его в невыгодное положеF ние перед товарищами. Однако прослыть трусом для него более неприятно, чем неочевидная перспектива опозориться, поэтому, скорее всего, он даст согласие на участие в олимпиаде.

 

Таким образом, компромиссное решение вопроса может быть достигнуто в том случае, когда учитель найдет способ включить свои мотивы и доводы в мотивы поступков и действий учащихся. Взаимопонимание первого уровня будет достигF нуто за счет частичного совпадения мотивов учителя и ученика.

 

Созданию взаимопонимания могут мешать психологические барьеры отчужF денности, недоверия и нетерпимости.

 

Барьер отчужденности проявляется во взаимной или односторонней незаинFтересованности в содержании и причинах переживаний партнеров по общению. Преодолеть такой барьер можно только проявлением внимания к настроению и чувствам собеседника, его взглядам и убеждениям.


 

 

Глава 12. Установление взаимопонимания между общающимися 223

 

Барьер недоверия возникает вследствие неискренности одного или обоих партFнеров по общению. Заметив малейшие проявления неискренности чувств, собеF седник логично делает вывод, что его хотят обмануть. Доверие к словам собеседF ника исчезает, а процесс общения принимает формальный характер, становится игрой или вовсе прекращается.

 

Барьер нетерпимости выражается в одностороннем или взаимном нежеланиипартнеров сблизить свои позиции по частным, непринципиальным вопросам. Каждый из партнеров по общению считает, что его точка зрения единственно праF вильная. Возникает взаимная неуступчивость, ненужная запальчивость, перехоF дящая в упрямство.

 

Создание взаимопонимания — это еще половина дела. Созданное взаимопониF мание нужно уметь удержать. Для этого требуется ряд условий: желание обоих партнеров по общению сохранить достигнутое взаимопонимание, проявление ими настойчивости, терпения в сближении позиций при вновь возникающих разноглаF сиях по ряду вопросов, сдержанность и проявление уступчивости, такт в общении.

 

* * *

 

Можно ли развить у себя компоненты, необходимые для установления взаиF мопонимания? Этот вопрос является дискуссионным. Однако попытки научить человека точнее и полнее воспринимать другого человека делаются, например, с помощью так называемого социально_психологический тренинга. Самый простой способ улучшить свое восприятие других — это узнать о существующих штампах и отказаться от них. Штампов бытует много. Показано, например, что квадратный подбородок часто считается признаком воли, большой лоб — ума, полнота — доброF душия, малый рост — свидетельством властности, красота — признаком глупости. И хотя тренинг не может полностью снять эти житейские представления, однако он может снизить абсолютность этих оценок.

 

Другой прием — научиться видеть себя со стороны, сопоставив собственные представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Важно, чтобы этот тренинг осуществлялся в реальных группах, объединенных совместной деятельF ностью.


 

 

ГЛАВА 13

Психология конфликтов

 

 



Просмотров 629

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!