Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности



 

 

В качестве критерия нормы психического развития выступает способность субъекта к адаптации (М. Герберт, 1974). Неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

В психоанализе основным источником отклонений обычно считается конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка. «Эго» позволяет приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути. Задачей «Супер-Эго», по мнению 3игмундта Фрейда (1856-1939), является подавление требований «Оно» посредством морального влияния на «Эго». Личностные проблемы могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «Супер-Эго». Нормальное развитие личностипредполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями. В случае невротической защиты формирование личности принимает аномальный характер (3. Фрейд).

Отклоняющееся поведение личности часто может быть связано с такой индивидуальной особенностью, как стрессоустойчивость. В связи с этим изучается копинг-поведение. Под копингом понимается процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием (Л. Мерфи, 1962). Копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации. Копинг-поведение - это сознательные стратегии преодоления трудностей, сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты. Копинг-поведение может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродуктивным. Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности - совокупность условий, способствующих преодолению стресса. Выделяют следующие виды коппинг-ресурсов:
- физические (здоровье, выносливость);
- социальные (социально-поддерживающие системы);
- психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);
- материальные (деньги, оборудование).

Представители теории объектных отношений (Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер) видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Опыт взаимоотношения с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее щачение для нормального психического развития. Нарушения отношений в диаде «мать - дитя» служат важным фактором формирования пограничного личностного расстройства, характеризующегося размытойидентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон.

Согласно взглядам Альфреда Адлера, корни отклонений не столько в комплексах («комплекс неполноценности», «комплекс превосходства»), сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответвующий тип воспитания оказывают значительное (часто решающее) влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, формированию комплекса неполноценности.

Отклоняющееся поведение как результат научения выдвинули представители бихевиоризма (Эдвард Ли Торндайк, Джон Уотсон, Беррес Скиннер). Акцент здесь переносится на неадекватное социальное научение и возможность его коррекции посредством положительного подкрепления (Е. Маш, Е. Тердал).

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Представители психодидактического подхода акцентируют роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978).

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания (П. Роблок, 1973). Одну из причин отклоняющегося поведения Абрахам Маслоу (1908-1970) видит в блокировке процесса самоактуализации, блокировке базовых потребностей, фиксации на потребностях низшего уровня, недоразвитии высших потребностей. Если нормальная самоактуализация через любовь,творчество, духовность невозможна, то она подменяется самовыражением через девиантное поведение.

Экзистенционально-гуманистический подход рассматривает личность и его поведение в аспекте сущностных характеристик человека. В понимании австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла (1905—1997), человеческие характеристики — это духовность, свобода и ответственность, а проблемы поведения так или иначе связаны с дефицитом рассмотренных качеств. Когда фрустрировано (блокировано) стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциональной фрустрации. Апатия и скука продуцируют не только чувство бессмысленности существования и невроз, но и вызывают депрессию, наркоманию и агрессию.

Согласно клиентцентрированной терапии Карла Роджерса, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия (искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему).

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения:
1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида,
2. Педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного и школьного воспитания.
3. Психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе. Он проявляется, прежде всего, в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, в саморегулировании своего окружения.
4. Социальный фактор, который определяется социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.

В целом отклоняющееся поведение личности является штатом сложного взаимодействия социальных, биологически* и психологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.

 



Просмотров 2263

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!