Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Спортивные аддикции (аддикция упражнений)
В основе спортивной аддикциистремление справиться с психологическим дискомфортом через работу с телом. Спортивный аддикт не представляет себя вне сложившейся системы упражнений и тренировок.
Спортивные аддикты практически не обращаются за психологической помощью, кроме случаев, когда спортивная аддикция переходит в химическую зависимость. Возможно, поэтому спортивная аддикция считается социально приемлемой.
Человек в определенной степени отождествляет представление о себе и представление о собственном теле. В телесно – ориентированной психологии есть даже такое понятие - телесное «Я» Так вот, будущий спортивный аддикт в какой-то момент обнаруживает, что с помощью упражнений он легко может убежать от чувства психологического дискомфорта, вызванного ощущением уязвимости и незащищенности собственного «Я». Спортивные аддикты отмечают, что испытывают физическое и психологическое удовольствие от выполнения упражнений. Начиная выполнять упражнение, они входят в определенное трансовое состояние, в котором окружающие звуки перестают их волновать, в котором тело как будто действует механически, а в воображении рисуются картины собственных побед (достижение определенного результата в спорте) В этих картинах аддикт видит себя в несколько улучшенном виде. Он чемпион, он победил в марафоне, он входит на пьедестал за медалью, он выступает перед публикой и т.д. Картины могут быть разными. Спортивный аддикт отождествляет себя с этими картинами на время выполнения упражнений, и это является его психологическим убежищем. Проблематика заключается в том, что если он в реальности не приближается к намеченным результатам и реализации своих фантазий, то чувство психологического дискомфорта возвращается. Сознание все ближе и ближе подходит к мысли о том, что «Я» , воображаемое в спортивных фантазиях, является виртуальным, и поэтому у аддикта возникает необходимость постоянно поддерживать подпитывать эту иллюзию какими-то практическими результатами спорта. И таким образом, формируется зависимость спортивного аддикта не только от процесса выполнения упражнений, но и от определенного результата. Иначе, если не будет результата, чувство психологического дискомфорта вернется. Ради этого результата спортивные аддикты могут применять стероидные препараты и другие фармакологические средства, помогающие к этим результатам прийти, аддиктивное поведение может распространиться на все сферы жизни и подавить их лишь бы скорее прийти к результату. Риск травм и потеря здоровья не останавливает спортивного аддикта, и именно в этом опасность спортивной аддикции. Кроме того, во многих случаях, в определенный момент, аддикт уже не может поддерживать спортивный аддиктивный процесс по независящим от него причинам (травма, закрытие клуба и т.д.) и оказывается вынужден сменить аддиктивного агента. В этом причина распространенности алкоголизма среди бывших спортсменов.
Интернет - аддикция. Изначально термин использовался для обозначения непреодолимого желания пользоваться интернетом . (Goldberg (1996) характеризует интернет - зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную и психологическую сферы деятельности»)Сегодня так же используется понятие «патологическое использование компьютера» (PCU - pathologicalcomputeruse), этот термин используется, когда имеет место поглощение информации из интернета существенно большей, чем необходимо для профессиональных, бытовых и социальных нужд. Существуют интернет – аналоги некоторых приведенных выше аддикций:
Интернет-гемблеры В основном, это игроки сетевых игр типа Warcraft. В этих интернет играх виртуально создается реальность, в которой существуют целые сообщества, кланы игроков, которые ничего не знают друг о друге, кромеинтернет образа и имени используемого персонажа, эти сообщества в рамках игры совершают виртуальные войны, создают виртуальные государства. Между участниками могут создаваться виртуальные семьи, виртуальная дружба и т.д. Аддикт все больше и больше отожествляет себя со своим персонажем, и испытывает зависимость от игры.
Интернет-трудоголики Интернет трудоголиками являются в основном люди обслуживающие интернет ресурсы, сайты, форумы и т.д.
Интернет-сексоголики Люди, использующие порно продукцию из интернета для полового возбуждения и дальнейшей мастурбации. Попадая в зависимость, человек начинает фантазировать во время просмотра порнофильма, представляя себя участником событий происходящих на экране, либо каких-то других событий с персонажами порнофильма. При развитии аддиктивного процесса, у человека постепенно пропадает интерес к реальным потенциальным половым партнерам, либо он ищет схожести реальных людей с персонажами порнофильмов и пытается частично воплотить в реальности сцены фантазий. При этом, после произведенных попыток человек перестает быть интересен аддикту, интимная близость и искренние отношения его не интересуют.
Интернет-аддикты отношений
Часами общаются в чатах, бесконечно проверяют электронную почту и т.д.
Изинтернетаддиктов наиболее часто за психологической помощью обращаются родители молодых интернет - гемблеров, либо жены взрослых интернет – гемблеров. Ситуация осложняется тем, что родители после беседы или цикла бесед с психологом, как правило, осознают в какой-то мере степень своей ответственности за втягивание ребенка в интернет-аддикцию, и неспособные принять её они продолжают до последнего отрицать глубину и масштаб проблемы. На первых этапах, родителям бывает удобной интернет - аддикция ребенка, он сидит дома, всегда на виду и т.д. Родители сами покупают ребенку компьютер и дают деньги на оплату сетевых игр. Родители начинают бить тревогу уже тогда, когда у подростка начинаются первые аффективные вспышки, возникающие в результате синдрома отмены, а к психологу обращаются зачастую уже после психозов, во время которых подростки могут быть неуправляемыми и опасными, могут крушить мебель в квартире и совершать физическое насилие над родными. При этом, родители, как правило, хотят быстрой и эффективной помощи со стороны, с минимальным личным участием.
На сегодня, психологическая помощь, которую можно оказать в таких случаях – это комплексная психодиагностика эмоционально волевой сферы и личности ребенка, цикл профилактических бесед, включающих в себя общую информацию об интернет-аддикции, о её негативном влиянии на личность и эмоционально – волевую сферу ребенка, и рекомендации относительно развития эмоционально-волевой серы ребенка и мер по профилактики аддиктивного поведения в семье.
В случаях с взрослыми интернет-гемблерами практически всегда мы имеем дело с аддиктами, изменившими другой аддиктивный агент на интернет аналог. Другими словами, взрослые интернет-гемблеры – это в подавляющем большинстве случаев – бывшие алкоголики, трудоголики, любовные аддикты или аддикты отношений. За психологической помощью чаще всего обращаются не они, а их родные. Как правило, жены интернет-гемблеров, которые из-за своей аддикции перестали выполнять свои функции в семье. При чем, поскольку терапевтической мотивации самих интернет-гемблеров в этом случае практически нет, очень часто дело заканчивается разводом и тогда психолог уже работает не с интернет-аддиктом, а с его родственниками переживающими развод.
Список потерь самих интернет-аддиктов, кому времени как они начинают задумываться о посещении реабилитационных групп взаимопомощи Анонимных Игроков или тематических психотерапевтических групп, кроме семьи насчитывает, к сожалению, еще много пунктов.
В настоящее время, несмотря на то, что запрос общества и интерес специалистов к интернет- аддикциям довольно большой, эффективных широко применяемых программ психотерапии и реабилитации интернет -аддикций нет.
Религиозная аддикция.
Понятие религиозная аддикция чаще всего используется для описания синдрома зависимости от тоталитарных сект, при этом, среди специалистов описывающих этот феноменбытует мнение о разделении синдрома зависимости от тоталитарных сект от аналогичных по своей структуре и содержанию поведенческих синдромов у представителей традиционных конфессий. Так же можно наблюдать что, несмотря на фактическую идентичность синдрома, к религиозным аддикциям не относят зависимость ПАВ аддиктов (наркоманов, алкоголиков)от популярных реабилитационных программ, сформированных по принципу «12 шагов», и реабилитационных программ различных религиозных конфессий.
При таком пристрастном подходе весьма сложно разобраться, что к чему. Для понимания сути религиозного аддиктивного процесса необходима как минимум религиозная толерантность, а в лучшем случае, религиозная беспристрастность.
В программах 12-ти шагов и программах традиционных конфессий по реабилитации алкоголиков и наркоманов религиозная аддикция и аддикция отношений является заменой для аддикций химических, аддикта целенаправленно втягивают в новый аддиктивный процесс с целью прервать прежний, в основе которого употребление химического вещества. И в этом есть большой медицинский и социальный смысл. Медицинский смысл в том, что аддикт прекращает употребление химического вещества разрушающего его здоровье, и являющееся причиной его преждевременной смерти. Социальный смысл в том, что религиозный аддикт и аддикт отношений, в отличии от хронического алкоголика или наркомана, может быть полноценной социальной единицей. Может создать семью и обеспечить материально приемлемую жизнь собственных детей.
На наш взгляд, открытая позиция и объективный взгляд на функцию, и значимость альтернативной аддикции в реабилитационных программах необходим.Поскольку иначе, материально заинтересованными лицами распространяется ложное представление о чудодейственности и божественности причин эффекта продолжительных ремиссий. Это является причиной довольно распространенного негативного отношения к религиозным реабилитационным компаниям в медицинском сообществе, что в свою очередь, еще больше усугубляет ситуацию, потому что дает основание лидерам реабилитационных сообществ, для противопоставления себя медицине и психологии.
В основе религиозной аддикции является,естественный для человека, процесс вхождения человеком в определенное трансовое состояние, во время, так называемой молитвы, или просьбы, или какого-то другого обращения ориентированного на эгоистические потребности обращающегося к воображаемому божественному источнику, якобы обладающему абсолютной властью над материальным миром, и потенциально способному удовлетворить просьбу вопрошающего.
Будущий религиозный аддикт, как правило, испытывает сильный психологический дискомфорт. Находится в состоянии психологического кризиса, который может быть вызван совершенно разными причинами.
Далее он реагирует либо на рекламу какого-либо религиозного сообщества, либо вступает в прямой контакт с представителями той или иной конфессии, или секты, или реабилитационной программы. В ходе первых контактов, членами религиозного сообщества дается интерпретация причин существующего у будущего религиозного аддикта психологического дискомфорта, эта интерпретация, часто содержит информацию о лишь косвенной ответственности самого будущего аддикта за его нынешнее состояние, а самому состоянию приписывается какой-то глубокий духовный смысл. Далее, будущему аддиктуобещается полное избавление от психологического дискомфорта, в случае, если он исправит свое поведение и свои мысли на такие, которые в данном религиозном сообществе считаются духовно чистыми и помогающими человеку раскрыть божественный источник и получить из него удовлетворение всех своих нужд. В результате, будущийаддикт принимает идею о посредничестве религиозных лидеров или авторов учения с божественным источником. Далее, в результате контакта с группой, будущий религиозный аддикт вступает в динамический процесс группы и становится частью системы в основе которой аддикция отношений между членами группы, и постепенно справляется с чувством психологического дискомфорта, приобретая ресурс в трансовых психотехниках, которые традиционно используются для «установления более тесного контакта с божеством» и называются либо общими молитвами, либо медитациями, либо служениями. И перенимает позитивный настрой через проективную идентификацию с членами группы. Далее он впадает в религиозную зависимость от лидеров группы, которые в его преставлении являются посредниками между ним и божественным источником и имеют сверхзначимость, они как будто бы могут прекратить связь с божественным источником, если найдут достаточно расхождений между мыслями и поведением аддикта и их требованиями и требованиями учения. Далее, эти лидеры диктуют всем участникам группы нормы поведения, которые являются необходимым условием получения «света», «сил от божественного ресурса» или говоря языком психологии – психологического ресурса и позитивного жизненного настроя.
В процессе развития аддиктивного процесса значимость лидеров доходит до того, что ведомые их требованиями религиозные аддикты способны расстаться со своим имуществом, здоровьем и даже жизнью, ради осуществления поведенческих актов, доказывающих их право на получение «божественного света».
В последнее время получили распространение сообщества, сформированные по похожему принципу, что и религиозные секты, но отличающиеся от них. В основе этих сообществ лежит не аддикция отношений, или религиозная аддикция, а финансовая взаимозависимость участников друг от друга и своеобразная система представлений об «успешной личности», которой участник может стать, если станет богатым внутри предложенной системы финансовых отношений между людьми. Отождествляя себя с этим образом «успешной личности», человек попадает в зависимость от сообщества, внутри которого этот образ может реализоваться в жизни. Пока участники находятся внутри этого сообщества, они говорят о себе как о лидерах, хозяевах своей жизни и т.д. Но когда, после нескольких месяцев или лет человеку удается вернуть вложенные изначально деньги, и фактически оказывается, что участие в этой организации не приводит человека к успеху, а приводит к потерям даже существующего уровня достатка и социального успеха, участники делают попытки выйти из предложенной системы отношений.
Суть этих отношений заключается в том, что человек приходя в эту организацию, вносит в качестве членского взноса определенную сумму, с которой часть идет на дальнейшую организацию встреч с участниками,оплату услуг выступающих на сцене агитаторов, а остальная часть распределяется между теми, кто сагитировал этого человека на приход в сообщество, теми, кто сагитировал их, и теми, кто сагитировал их и т.д. Таким образом, получается, что каждый участник тем больше заработает, чем больше приведет в эту организацию участников, и чем больше те, кого он привел, приведут в свою очередь еще участников. Деятельность сообщества заключается в организации встреч, на которых участникам приводятся примеры «успешных личностей», «лидеров», «хозяинов своей жизни» и т.д., ставших оными внутри предложенной системы финансовых отношений между людьми.
Эти сообщества являются закрытыми, поэтому информация о них довольно противоречива. Известно, что участники слушают специальную музыку, которая дает мотивирующий эффект за счет того, что с помощью наложения звука на ударники, слушателю сообщается скрытая команда «делай деньги». Так же, со слов некоторых бывших участников, на встречах дают пить какой-то специальный напиток, и есть какие-то специальные пирожные.
Последний факт довольно сомнительный, вероятнее всего идет мистификация простого чаепития, с целью снять с себя частично ответственность за принятое ранее бывшим участником решение, вернуть изначально потерянные при первом вложении деньги, за счет обмана и втягивания в сообщество авантюристов новых участников.
|