Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Реклама в интегративной парадигме 5 часть



Вместе с тем, проблемы социологии рекламы изучаются и в контексте теоретической, академической социологии. Эти иссле­дования концентрируются вокруг вопросов изучения рекламы как социального явления, социального феномена, социального ин­ститута, социальной коммуникации, компонента социального уп­равления. Уже упоминавшие В. Зомбарт, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Э. Фромм, У. Эко, 3. Бауман работали как раз в теоретическом по­ле социологии рекламы.

Существует также деление социологии по такому критерию, как уровень общности теории. В соответствиии с ним выделяют макро-социологию, микросоциологию, теории среднего уровня. Макро­социология — часть социологической науки, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, госу­дарств, социальных институтов, больших социальных групп). Ког­да стали развиваться эмпирические исследования, отвечающие на конкретные вопросы конкретных заказчиков, стала развиваться микросоциология. Объектом микросоциологии стали малые груп­пы, т.е. сфера непосредственного социального взаимодействия лю­дей (где люди сталкиваются лицом к лицу), социальные коммуни­кации в группах, лидерство, личность в группе, отдельные узкие проблемы (например, предвыборные предпочтения). Последними по времени в социологическом знании выделились так называе­мые теории среднего уровня, в которых теоретические подходы применялись к изучению крупномасштабных явлений, социаль­ных феноменов, но не носящих, вместе с тем, всеобъемлющего ха­рактера. Сами же эти явления и процессы изучаются на основе не столько абстрактных построений, сколько эмпирического опыта. К теориям среднего уровня относят сегодня многие так называе­мые «специальные или частные социологические теории» — соци­ологии политики, права, образования, науки и пр.Социология рекламы как отраслевая социологическая дисцип­лина более всего соответствует параметрам теории среднего уров­ня. Однако деление достаточно условно. Так, предметом макросо­циологии может быть исследование роли рекламы как социально­го института современного общества в целом, его социальных функций и влияния на основные характеристики социума (про­блематика «системного мира»). В рамках микросоциологии может изучаться воздействие рекламных коммуникаций на конкретные аудитории и, наоборот, воздействие различных характеристик ау­диторий на содержание и форму рекламных сообщений (пробле­матика «жизненного мира»).

Аналогичная ситуация имеет место с социологическим изуче­нием такого социального феномена, как коммуникация. Она ис­следуется в рамках и макро, и микросоциологии, и теорий средне­го уровня. Известный канадско-американский социолог Ирвин Гоффман разработал фундаментальную микросоциологическую теорию непосредственной коммуникации людей в повседневной жизни, занимался социологией рекламной коммуникации как те­орией среднего уровня и, наконец, разработал макросоциологиче-скую теорию «общества как большого обмана». Именно И. Гофма­ну принадлежит ставшее классическим прикладное социологиче­ское исследование по рекламной гендеристике [184].

В рамках данной работы предполагается выявить некоторые исходные позиции и направления исследования рекламы в рамках социологии рекламы как отраслевой социологической дисципли­ны. Но, вместе с тем, поле социологического знания едино, к ис­следованию любого объекта, без сомнения, может быть привлечен весь теоретический и практический аппарат, выработанный в рамках любой области социологической науки.

Чрезвычайно перспективным представляется нам задействова­ние в исследовании рекламы как социального явления методоло­гического и методического аппарата социологии управления, т.е. той отрасли социологического знания, которая изучает сложив­шуюся в обществе систему и практику управления в условиях сло­жившихся в обществе социальных отношениий. Причина этого достаточно очевидна. Прямое назначение рекламы — воздействие на сознание и поведение тех аудиторий, которые являются целью такого воздействия, достижение заранее заданного эффекта тако­го воздействия. Можно интерпретировать рекламные аудитории как социумы, которые подвергаются систематическому целена­правленному воздействию со стороны некоторого коллективного

субъекта (структур, задействованных в процессе рекламной дея­тельности). Цель такого воздействия — изменение характеристик, состояний, поведения этих социумов в интересах субъекта воздей­ствия. Но ведь такое воздействие вполне может быть интерпрети­ровано как управление. «С социологической точки зрения... уп­равление представляет собой искусство направлять усилия людей к нужной не им, а организации цели таким образом, чтобы они не почувствовали никакого принуждения» [82, с. 169]. Но это можно назвать классической формулой рекламного воздействия — до­биться от людей нужного действия так, чтобы они посчитали это действие исключительно своим собственным решением. Поэтому некоторые разработанные в социологии управления понятия, ка­тегории, подходы могут быть весьма продуктивно использованы в рамках социологического изучения рекламы. Особенно значимым нам представляется интерпретация рекламного воздействия в контексте социальной технологии, что и будет рассмотрено далее. Но социология — мультипарадигмальная наука, что предпола­гает существенные различия в содержательной интерпретации анализируемых явлений и процессов, в теоретическом аппарате такого анализа. Поэтому ниже будет уделено особое внимание рассмотрению рекламы в свете основных парадигм социологичес­кой науки.Возможности

исследования рекламы в рамках основных парадигм социологии

2.1. Социология как мультипарадигмальная наука

Термин «парадигма» для обозначения внутринаучного регуля-тива был введен в эпистемологию в начале 60-х годов XX века фи­лософом Т. Куном. В своей работе «Структура научных револю­ций» он обозначил этим термином общепринятые научные прак­тики (включая закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование), которые дают исследователю моде­ли, из которых возникают конкретные методы, приемы, традиции научных исследований. Как синоним Т. Кун использовал также понятие «дисциплинарная матрица». Сегодня под парадигмой по­нимают общие теоретические ориентации для изначального позна­ния реальности, предшествующего ее детальной расшифровке. Такая «матрица» включает в себя совокупность устойчивых и общезна­чимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, пред­полагающих единство в теории, в эмпирических исследованиях, в толковании их результатов. Парадигма как бы модель постановки проблем и их принципиального решения. Т. Кун считал, что при­нятие всем научным сообществом устойчивой парадигмы означа­ет «нормальность» данной науки, окончание предпарадигмально-го этапа ее развития, когда на равных соперничает множество те­оретических направлений и методологических подходов, а единая концепция, ориентирующая деятельность научного сообщества, отсутствует.

В социальных науках парадигма, по выражению американско­го социолога Дж. Масиониса, — «тот исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования» [101, с. 42]. Сегодня социологи высказывают сомнения относительно самой возможности существования единого парадигмального основа­ния социальной теории, т.е. системного объяснения, как и почему отдельные факты социальной реальности связаны между собой. Причина таких сомнений — особая сложность, многообразие со­циальной реальности, превосходящие сложность и многообразие природного мира. Так, крупнейшему специалисту по истории

социальной теории Дж. Ритцеру «кажется невероятным, что соци­альная теория придет к тому состоянию, когда все в ней будет све­дено воедино. Скорее социология будет представлять собой об­ласть знаний с увеличивающимся числом направлений, имеющих своих приверженцев....Социологическая теория будет не просто миром, который следует принимать и использовать, но волную­щим миром, который предлагает множество старых и новых идей» [125, с. ПО].

Но с другой стороны, если следовать Т.Куну, то многообразие ба­зовых концепций, отказ науки от признания одной парадигмы в ка­честве доминирующей при объяснении эмпирики, может означать и то, что данная наука еще на закончила период своего окончатель­ного оформления и находится на предпарадигмальном этапе. В си­туации предпарадигмальности достаточно быстро выясняется не­полнота, противоречия любой концепции, предлагаемой в качестве базовой. В науке появляется кризисная ситуация, которая подготав­ливает «прорыв мышления», т.е. выдвижение новой парадигмы. Та­кая диалектика характерная для любой науки, но в когнитивных об­ластях, находящихся на предпарадигмальной стадии, такие концеп­туальные «прорывы» носят перманентный характер. В некоторых работах, в том числе и у самого Дж. Ритцера, обилие социологичес­ких теорий, рассматриваемых в качестве базовых, действительно подталкивает к выводу, что социология — наука исторически столь молодая, что еще далека от «нормальной» научной ситуации, когда есть общепризнанная научным сообществом объяснительная мо­дель. Вместе с тем, как раз Ритцер пытается интегрировать эти кон­цепции воедино, предложив свою интегрированную социологическую парадигму [125, с 419—420]. Он оценивает ее как метатеоретическую схему, в которой могут найти свое место высказанные его предшест­венниками основные социологические концепции. Ни одна из них, в свою очередь, не дает исчерпывающего объяснения общества, но каждая вносит в это объяснение частичный вклад. Не случайно в сво­ей фундаментальной книге по обзору современных социальных тео­рий он слово «парадигма» использует только несколько раз примени­тельно к предложенной им «метатеории». Для остальных он оставля­ет слово «школы», «теории». Так, он насчитывает семь современных социологических «школ» (структурный функционализм, неофунк-Ционализм и теория конфликта; неомарксизм; теория систем; сим­волический интеракционизм; этнометодология; теория обмена, сете­вая теория, теория рационального выбора; теории феминизма), а также несколько «постсовременных» социальных теорий.В целом же у Дж. Ритцера отчетливо проявляется некий пара­докс современной социологии: одновременное стремление к по-липарадигмальности и к монизму социального познания. Поли-парадигмальность считается чрезвычайно важной для свободы научного поиска и отвечает общему духу толерантности стран «первого мира». Монизм как стремление к формированию неко­торых «незыблемых» основ социального познания обусловлен до­статочным накопленным опытом социологической науки, стрем­лением этой науки к «нормальности» в «куновском» понимании этого слова. Эти две некоторым образом противоречащие друг другу тенденции проявились в процессе дискуссий на XIV Все­мирном социологическом конгрессе в Канаде в 1997 г., особенно в выступлениях А. Турена и М. Валлерстайна. На XV конгрессе в Брисбене (2002 г.) доминировала тенденция к многовариантности социологических подходов.

Полипарадигмальность социологии поддерживается и уже упоминавшимся Дж. Масионисом. Он выделил три основные подхода, которые «направляют ход мышления и исследования» в социологии: структурно-функциональная парадигма, парадигма социального конфликта, парадигма символического интеракцио-низма [101, с. 42]. По нашему мнению, автор несколько сузил по­нятие парадигмы, сведя парадигму до уровня теории Между тем, парадигма предусматривает, как правило, возможность существо­вания нескольких теорий, сходных по базовому основанию. Да и сам «структурный функционализм» — название, как отмечает Дж. Ритцер, несколько искусственное. По его мнению, термины «структурный» и «функционализм» не следует использовать в со­четании, хотя обычно их объединяют. Ведь можно изучать струк­туры общества, не заботясь об их функциях по отношению к дру­гим структурам, и наоборот — исследовать функции разнообраз­ных социальных процессов, которые могут и не принимать структурную форму. Так, например, для крупнейшего социолога XX века Т. Парсонса важнейшим объектом исследования была со­циальная структура, хотя и социальным функциям он уделял са­мое пристальное внимание. Для не менее известного в социоло­гии Р. Мертона, при всем внимании его к элементам социальной системы, первоочередным предметом исследования были все же «функции».

Но еще важнее то, что по своей сути теории социального кон­фликта также базируются на схожем со структурным функцио­нализмом основании — представлении общества как некоторой

системы взаимодействующих социальных структур Но если в структурном функционализме акцент делается на «солидарности» социальных структур, то в конфликтных теориях — на «неравенст­ве» и вытекающих из факта такого неравенства противостоянии и борьбе различных социальных групп. Поэтому «разводить» их по разным парадигмам вряд ли стратегически правильно.

Сомнения вызывает и определение символического интеракци-онизма как парадигмы. Интеракционизм — в переводе с лат. озна­чает взаимодействие. Для социологов, придерживающихся этого направления, характерно представление общества как системы по­вседневных действий (акций) людей. Символический интеракцио­низм — теория, придающая особое значение в таких взаимодейст­виях символам, знакам, репрезентирующим те или иные смыслы и значения. Понимание общества как непрерывной череды социаль­ных взаимодействий на микроуровне характерно и для иных соци­ологических теорий — например, теории социального обмена, эт-нометодологии, хотя, безусловно, символический интеракционизм был и остается наиболее влиятельной теорией этого круга.

В отечественной социологии тезис о мультипарадигмальности нашел широкое распространение. Так, по мнению российского социолога Г.В. Осипова социология уже прошла допарагматичес-кую стадию, вычленила несколько равноценных парагматических вариантов, но так и не достигла того «парагматического статуса», который Т. Кун считал атрибутом любой «нормальной» науки Но по поводу «списка» социологических парадигм существуют раз­ные точки зрения.

Так, в работе авторского коллектива под руководством С.А. Кравченко [86] статус «парадигмы» присваивается концепциям, обозначенным Дж Ритцером как «школы». Таких «парадигм» предлагается 12: функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон); марксизм; неомарксизм (А. Грамши, Д. Лукач, Г. Мар-кузе, Ю. Хабермас); немарксистсая конфликтология ( Р. Дарен-дорф); парадигма социального действия (М. Вебер); символичес­кий интеракционизм; феноменология; этнометодология; интег­ральная парадигма П. Сорокина; теория структурации (А. Гидденс); структурный конструктивизм (П. Бурдье); деятельност-ная социология (П. Штомпка). Но, в отличие от Дж. Ритцера, ав­торами упомянутой работы предлагается довольно удачная струк­туризация этих парадигм на три группы [86, с. 26]:

Структурные парадигмы рассматривают общество как еди­ное системное целое, которое имеет свою четкую организацию,соподчинение частей. Каждая из частей общества имеет свою функцию. Задача исследователя — рассмотреть, как обществен­ная система функционирует, развивается, как части выполняют свои функции. К структурным парадигмам относятся все разно­видности функционализма, марксизм, неомарксизм, немарксист-сая теория конфликта.

Интерпретативные парадигмы изучают и интерпретируют че­ловеческое поведение в социальной среде. Это — основной пред­мет исследования в парадигме социального действия; символиче­ском интеракционизме; феноменологической социологии; этно-методологии. Видимо, сюда можно отнести и предложенную собственно С. Кравченко парадигму «играизации общества»[85].

Объединительные парадигмы анализируют явления через диа­лектику общественной структуры и индивида, представляя собой интеграцию первых двух подходов. Это концепции П. Сорокина, А. Гидденса, П. Бурдье, П. Штомпки. Мы бы добавили сюда и концепцию Дж. Ритцера.

Г.В. Осипов в своем докладе на Втором Всероссийском социо­логическом конгрессе (2003 г.) предложил выделять в современ­ной социологии не три, а четыре парадигмальных основания, кор­респондирующихся с известными социологическими теориями:

1. Парадигма социально-исторического детерминизма, сложив­шаяся на основе марксистской социологической традиции.

2. Парадигма социальных дефиниций, когда важнейшим объек­том изучения является интерсубъективность, а социальная реаль­ность выводится из интерсубъективности. К этой парадигме отно­сятся такие теории, как теории социального действия, символиче­ского интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии.

3. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реаль­ность к социальным структурам и социальным институтам. В рам­ках этой парадигмы «объясняют общество» структурно-функцио­нальные, системные, конфликтные теории.

4. Парадигма социального поведения, когда единственной соци­альной реальностью считается человеческое поведение, а общест­во рассматривается как инструмент вознаграждения желательного и наказания нежелательного поведения. Теоретическими вариан­тами такого подхода являются бихевиористская социология и те­ория социального обмена.

Интегральные теории в качестве особой парадигмы Г.В. Оси-повым не выделяются, но отмечается тенденция к когерентности

социальных теорий и к формированию монопарагматического статуса социологической науки. Такая структуризация вполне воз­можна и в ряде случаев продуктивна, но представляется, что марк­систская социология все же достаточно близка к парадигме соци­альных фактов. Поведение же, если оно рассматривается именно как поведение, а не как деятельность, в большей мере объект пси­хологии и социальной психологии, хотя границу между ними и со­циологией вряд ли кто возьмется прочертить однозначно. Если же рассматривать поведение как действие, то социальные действия рассматриваются в любой парадигме, но с разных методологичес­ких позиций.

Отметим также, что изложенные предложения по структури­зации современных социологических концепций сделаны в рам­ках академической социологии, тяготеющей, в общем и целом, к монизму социального познания. Вместе с тем, можно с уверен­ностью сказать, что в ее рамках вопрос «один мир — одна социо­логия» сегодня фактически не ставится. Актуален иной тезис — «много социологии для одного мира». Но в социологии циркули­рует и целый ряд теорий разного уровня общности и системнос­ти, объединямых термином «неклассическая социология» (вита­листе кая парадигма, универсуумный подход и т.п.). Их исходный тезис — «разные социологии для разных миров». Обусловлен та­кой подход, в конечном счете, социальной реальностью — мно­гообразием циркулирующих в мире культурных и социальных моделей, противоречащих друг другу как в онтологическом, так и в гносеологическом плане. Скажем попутно о такой точке зре­ния, что даже самый актуальный сегодня термин — «толерант­ность» — косвенно можно счесть свидетельством разобщенности народов и культур, когда «другого» остается только «терпеть» [103]. Впрочем, к «неклассическим» относятся иногда и все со­циологические концепции, выходящие за рамки парадигмаль-ной модели социологической науки, предложенной ее «отцом» О. Контом.

В нашу задачу не входит обоснование той или иной классифи­кации социологических теорий и парадигм и, тем более, предло­жение своего варианта. Но принцип мультипарадигмальности со­циологии дает нам основания (и требует одновременно) анализа возможностей позиционирования и исследования рекламы (как социального явления) в разнообразных областях социологическо­го дискурса, иногда пересекающихся, а иногда и автономных друг от друга. По аналогичному поводу, исследуя социологию спорта,Дж. Масионис писал, что «каждая парадигма позволяет ответить на ряд вопросов, но наиболее полным образом понять объект ис­следования можно в том случае, если в социологическом изуче­нии задействованы все парадигмы. Теоретические парадигмы представляют различные интерпретации, но ни одна из них не бы­вает правильнее другой. Относительно разных проблем каждая парадигма дает свое толкование; чтобы в полной мере оценить си­лу социологического подхода, необходимо познакомиться со все­ми этими подходами и предлагаемыми в их рамках объяснения­ми» [101,с.47,50].

Той же точки зрения придерживается и такой известный иссле­дователь, как Р. Хоислинг. Он полагает, что социологические кон­цепции представляют собой не сущностные (как в философии), а функциональные определения и функциональные описания со­циальных реалий. Описывать же их можно, ориентируясь на не­сколько модельных теорий, т. е. для описания одного и того же по­ложения вещей можно сформировать несколько альтернативных непротиворечивых концепций. Различие их заключается не в том, что в одной концепции задействованы более истинные высказы­вания, чем в другой, а в том, что одна при описании данных реа­лий дает результаты, более применимые для понимания происхо­дящего. Плюрализм социологических концепций соответствует многослойности самой социальной реальности. «С различных по­зиций, имеющих собственные предпосылки и углы зрения, учи­тываются разные центры тяжести, выделяются разные аспекты и становятся видимыми разные взаимосвязи», — подчеркивает Хо­ислинг [168, с. 32-33].

Сообразуясь с наличием некоторых фундаментальных прин­ципов социологического познания («принцип монизма») и стремлением к минимизации «многовариантности», мы счита­ем возможным принять в качестве схемы исследования рекла­мы как социального явления ту структуру современного социо­логического знания, которая предложена С.А.Кравченко, М.О. Мнацакяном и Н.Е. Покровским, вычленив в социологи­ческом подходе три парадигмальных основания теоретических построений (структурную парадигму, интерпретативную и объ­единительную).

Таким образом, наша задача в рамках данного параграфа сво­дится к анализу того, как реклама рассматривалась в рамках соот­ветствующих трех парадигмальных групп социологических тео­рий или как она, в принципе, может быть рассмотрена.

2.2. Реклама в структурной парадигме («парадигме фактов»)

Рекламу можно продуктивно исследовать в рамках структур­ного функционализма, рассматривающего общество через призму формирующих это общество социальных институтов и изучаю­щего место и функции этих институтов в целостной социальной системе. Рекламу неоднократно определяли и рассматривали как социальный институт. Вместе с тем, нельзя не обратить внима­ние на то, что, применительно к рекламе (и не только) дефини­ция «социальный институт» зачастую носит скорее характер об­разного выражения, чем четкого научного термина. Как подчер­кивается во многих социологических публикациях, несмотря на повсеместное использование, понятие «социальный институт» в социологическом лексиконе однозначного определения не полу­чило; напротив, в литературе существует впечатляющее много­образие таких определений. Это позволяет определять как соци­альные институты самые разные социальные явления и процес­сы — по образному выражению социолога М. Глотова — «от языка до коммунальной квартиры». Но, несмотря на такое раз­нообразие, институт понимается, в конечном счете, как некото­рые правила социальных действий, направленные на «объекти­вацию дисциплины жизни».

В социологии достаточно устоялась трактовка социального ин­ститута как относительно устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается воспроизводство связей и отношений в рамках социальной организации человеческой жизнедеятельнос­ти. Институционализация — это замена спонтанного эксперимен­тального поведения на предсказуемое, которое ожидается, моде­лируется, регулируется. Институт всегда возникает там, где воз­никает устойчивая необходимость в создании системы, действующей в направлении удовлетворения некоторой общест­венной потребности [159, с. 124].

Тем не менее, существуют значительные расхождения во мне­ниях по поводу того «ядра», вокруг которого и формируется, собст­венно, социальный институт. В некоторых случаях в качестве тако­го «ядра» называется исторически сложившаяся организация со­циальной деятельности. Такая точка зрения идет еще от О. Конта и его последователя Г. Спенсера, хотя они не дали определения соци­ального института. Другая позиция соотносит социальный инсти­тут с устойчивыми моделями действий в тех или иных социальнозначимых ситуациях. Родоначальником ее можно считать амери­канского социолога XIX века Т. Веблена. Популярна концепция, в рамках которой «ядром» социального института полагается систе­ма статусов и ролей, особенно важных для социума. Распростра­нена также точка зрения, увязывающая социальный институт с системой норм, правил, принципов, идей, регулирующих различ­ные сферы человеческой деятельности. Последний подход осо­бенно распространен в англо-американской социологической традиции, в которой социальный институт определяется как не­которые установившиеся формы мышления, ментальные образо­вания, регулирующие поведение человека. Родоначальником та­кой точки зрения следует, видимо, считать Ч. Кули, работавшего в США в начале прошлого века, хотя, как правило, сам Кули счита­ется представителем «социологии дефиниций».

Интегративную позицию занимает родоначальник структур­ного функционализма Т. Парсонс. Он определял социальный ин­ститут как систему стандартизированных ожиданий (тех самых «стандартов», «норм» и «принципов»), определяющих «правиль­ное» поведение личности, исполняющей некоторую социальную роль. Ожидание («стандарт») — ментальное построение. Это сбли­жает Парсонса с другими представителями англо-американской социологической традиции. Но, с другой стороны, Парсонс ука­зывает на то, что процесс институционализации — это, прежде всего, институционализация ролей. «Институционализированная роль» — это, во-первых, возможность преодолеть социально не­желательные «крайности», а во-вторых, гарантия поддержки дей­ствию, соответствующему социальным ожиданиям [114, с. 406].

Итак, сделаем некоторые обобщения. С внешней стороны, со­циальный институт — это устойчивый и достаточно легко иденти­фицируемый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, механизмов, технологий, структур, упорядочиваю­щий какие-то важные для общества в целом практики — т.е. прак­тики, критически необходимые для функционирования социаль­ного целого. Так, институт семьи упорядочивает сексуальные от­ношения между членами общества, воспроизводство населения, социализацию детей, родительские, имущественные и прочие права и обязанности. Институт права упорядочивает формальные нормы поведения и санкции за нарушение этих норм. Институт морали упорядочивает неформальные нормы поведения и нефор­мальную ответственность за их нарушение. Но «внутренне» любой социальный институт — это устойчивая, нормативно закрепленная

совокупность социальных ролей и статусов, позволяющих обеспе­чить выполнение какой-то критически важной для общества прак­тики. Не случайно современный французский социолог А. Турен обозначает социальный институт как «не то, что было институцио­нализировано, а того, кто институционализирует» [150, с. 57].

Напомним, что ранее мы связали процесс институционализа­ции рекламы с отделением рекламной деятельности от других ви­дов коммуникационной деятельности, формированием особой профессиональной сферы, задачей которой было предоставление членам социума информационных моделей благ, вынесенных на рынок производителями (продавцами) этих благ с целью обмена. Вследствие масштабности подобных рыночных операций, соци­альная система испытывала устойчивую потребность в специфи­ческой рыночной информации — а именно — в рекламной инфор­мации. Актором, удовлетворяющим потребности социальной систе­мы в такой информации, стал рекламист. Постепенно об этой профессии стало возможным говорить как об особой социальной роли. Впрочем, по поводу существования собственно профессии «рекламист» ведутся дискуссии. Слишком уж разные виды трудо­вых операций выполняют «рекламисты». Здесь и дизайнеры, и ме­неджеры, и экономисты.. Но на концепцию «рекламист как соци­альная роль» такая ситуация не влияет. По мере формирования четких социальных стандартов выполнения этой роли (стандарти­зированных ожиданий) стало возможным говорить о формирова­нии особого социального института — рекламы.

Как социальное явление, т.е. значимую для человека часть со­циальной реальности, рекламу можно идентифицировать, види­мо, с того периода, который В. Зомбарт определяет как «начало рекламы» (время разрушения цеховой организации производства в XVI-XVII веках). Как о социальном институте о рекламе можно говорить с начала XX века. Именно тогда эта область деятельнос­ти оформилась как устойчивый и достаточно легко идентифици­руемый комплекс норм, правил, технологий, структур. Его назна­чение — упорядочить процесс формирования индивидуальных, групповых и общественных представлений об идеальной модели социальной практики в сфере потребления, а также предложить пути реализации этой модели для данного человека, группы, об­щества в целом. Выполнение этой функции возможно постольку, поскольку реклама представляет собой определенную систему нормативно закрепленных, деперсонифицированных ролей и ста­тусов. Как социальный институт реклама, напомним, аналогичнаискусству. Искусство — система, формирующая эстетический идеал человека, группы, общности. Реклама — система, формиру­ющая потребительский идеал.

Укажем нате признаки, которые позволяют определить рекла­му как социальный институт. Первым условием институционали-зации является существование устойчивой социальной потребно­сти в тех функциях, которые выполняет данный институт. Иначе говоря, социальное явление, претендующее называться социаль­ным институтом, должно быть устойчиво необходимо для жизне­деятельности общества. Эти функции достаточно многочислен­ны: участие в социализации, содействие прогрессу, влияние на интеграцию и дифференциацию общества, влияние на экономи­ческую сферу, развитие демократических структур. Более подроб­но они будут рассмотрены далее.



Просмотров 697

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!