Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Реклама в интегративной парадигме 6 часть



Вторым условием отнесения какого-то социального явления к числу социальных институтов является то, что соответствующая система может гарантировать сходное поведение людей в типовых ситуациях, реально может согласовывать и направлять в опреде­ленное русло их стремления, способы удовлетворения этих стрем­лений, обеспечивая тем самым стабильность общественной сис­темы в целом. Реклама с достаточной степенью вероятности га­рантирует типизацию потребительского поведения людей, поддерживая равновесие в системе «производство—потребление».

Третье. Чтобы институт работал, необходимо, чтобы внедряе­мые им установки, стереотипы стали достоянием внутреннего ми­ра личности, его ценностных ориентации и ожиданий. Реклама реализует это условие, именно под ее влиянием происходят зна­чимые изменения в психологических и поведенческих характери­стиках аудиторий.

Четвертый компонент институционализации — организаци­онное оформление социального института. Внешне институт рек­ламы представляет собой некое социальное объединение с опре­деленными материальными средствами и выполняющее некото­рую социально значимую функцию. Эта система характеризуется устойчивостью структуры, комплексом формальных и нефор­мальных норм и ценностей, разделяемых ее членами. Современ­ная реклама — это целая индустрия, мощная отрасль народного хозяйства, на протяжении mhoi их десятков лет выработавшая свой кодекс действий, закрепленный как в морали, так и в праве. Рабо­тающие в этой отрасли люди имеют свои корпоративные интересы, что привело к формированию целой системы саморегулирования

(ассоциаций рекламистов и т.п.). Таким образом, на рекламу рас­пространяются все основные условия институционализации и по­этому ее можно идентифицировать как социальный институт.

Т. Парсонс выделял три типа социальных институтов в зависи­мости от функций, реализуемых в рамках этого института. Первый тип институтов — «ситуационные», связанные с определенными ситуациями акторов. Таков институт родства, связанный с ситуа­цией единства происхождения индивида, политические институ­ты, организованные на основе солидарности. Второй тип институ­та — инструментальные, сформировавшиеся ради достижения вполне определенной цели. Пример — система современной ме­дицины, сформировавшейся в процессе институционализии роли врача. Третий тип институтов — «интегрирующие». Они ориенти­рованы на избежание конфликтов, на кооперацию членов социу­ма. Пример такого института — власть. Реклама более всего отве­чает тем параметрам, которые Т. Парсонс ассоциировал с инстру­ментальным институтом.

Идентифицируя рекламу как социальный институт, желатель­но выделить на уровне прагматического описания очевидные на­правления его влияния на индивида и общество. Мы выделяем следующие:

Социализация. Это процесс интернирования в сознание челове­ка знаний и представлений о существующих как в обществе в це­лом, так и в отдельных социумах нормах, стереотипах, ценностях, моделях поведения. Можно сказать, что реклама адаптирует чело­века к существующему социальному миру, с ее помощью он вклю­чается в общество. Образно об этом писал в 60-х годах крупней­ший исследователь современных социальных коммуникаций и их роли в развитии человечества, канадский философ и культуролог Герберт Маршалл Маклюэн в своей книге «Культура — наш биз­нес»: новое поколение всасывает через рекламу «все времена и все пространство мира из телевизора своей матери».

Реклама транслирует различным аудиториям предоставляемые обществом человеку материальные, социальные, культурные воз­можности. Она формирует желание использовать эти возможнос­ти, а также заставляет его действовать в направлении удовлетворе­ния этого желания. Как правило, эти действия соответствуют ин­тересам общества в целом. По большей части, рекламные «конструкции» находятся в поле социальных норм и социальных Ценностей. Рекламный мир на удивление светел и чист, дети там сыты и умыты, старики уважаемы, мужчины успешны, а женщинызаботливы. Тем самым реклама, в своей основной массе, интерниру­ет в аудитории социально одобряемые нормы, правила, ценности.

Содействие прогрессу. Реклама внедряет в сознание человека новые знания и представления о новых способах совершенствова­ния своей жизни. Тем самым она ускоряет внедрение технических и нетехнических нововведений в различные сферы социальной практики. Эта функция рекламы была подмечена уже давно. Еще Н. Плиский писал в своей работе 1894 г., что «заслуга рекламы со­стоит в том, что она... разносит повсюду знания, опыт и объясне­ния, она дает возможность всякому изобретателю и усовершенст-вователю делать общеизвестными плоды их полезных трудов, а множеству других лиц — пользоваться открытиями последнего времени» [115, с. 47].

Реклама выполняет свою инновационную функцию не только через предоставление информации о нововведениях, но и через подготовку сознания к предстоящим изменениям, частично сни­мая тот защитный барьер перед переменами, который имеется в сознании каждого человека. Реклама существенно ускорила вве­дение в жизни карманных калькуляторов, персональных компью­теров, систем здорового питания, экологических идей и т.д. Пер­вые два аспекта воздействия рекламы на общество можно, в прин­ципе, объединить в один пункт: «образовательный аспект рекламы». «Если мы будем рассматривать рекламу как выстроен­ную систему коммерческой информации и убеждения, мы пой­мем ее роль в воспитании в человеке потребителя, обучении пове­дению в условиях потенциального изобилия» [151, с. 263].

Впрочем, рекламная информация формирует лишь потенциал инновационного поведения, реализация этого потенциала зави­сит от многих иных составляющих. Как следует из теорий «соци­ального научения», индивид может активно перенимать образцы специально демонстрируемого ( в том числе и рекламой) поведе­ния. Но, вместе с тем, такое «внешнее подкрепление» отнюдь не является доминирующим, поскольку человек по определению — действующий субъект.

Воздействие на интеграцию общества. Реклама транслирует на различные аудитории тексты, образы, модели поведения, способствующие формированию в обществе единых ценностей, норм, стереотипов. Реклама содействует распространению и интернированию в большие группы людей общих (иногда даже глобальных) норм потребительского поведения, культуры по­требления.

Разберем, для примера, влияние рекламы на стереотипизацию сознания. Стереотип — это стандартизированный, устойчивый и, как правило, упрощенный образ какого-либо объекта или явле­ния в сознании человека. Человек воспринимает, оценивает ка­кой-либо реальный объект, ориентируясь на уже имеющуюся у него в голове «картинку» этого объекта — стереотип. Если при­близительно одни и те же «картинки» свойственны всему социу­му, то говорят о социальных стереотипах. Именно стереотипы яв­ляются основой для формирования социальных привычек, т.е. многократно повторяющихся в данном обществе или группе стандартных схем политического, экономического, бытового, до-сугового и иного поведения. Чем более распространены в общест­ве одни и те же стереотипы, тем более общество устойчиво, хотя при этом замедляется его развитие. Реклама предлагает массовым аудиториям одни и те же идеальные модели потребительской ак­тивности, одни и те же «модели перемен», улучшения своей жиз­ни и тем самым способствует типизации сознания и, как следст­вие, поведения членов общества в этой части социальной реаль­ности. Напомним, что в структурных теориях тезис о необходимости единой для общества нормативно-ценностной системы, которая позволит обеспечить согласованное и успешное социальное функционирование различных компонентов соци­ального организма, является одним из центральных.

Существует и еще одно важное направление в оценке возмож­ностей рекламы в области социальной интеграции — ее способ­ность к нейтрализации социального беспокойства, социальной напряженности. Есть точка зрения, что реклама «сглаживает» со­циальную дифференциацию, создавая у не привилегированных социальных слоев общее поле представлений о циркулирующих в обществе благах (девушка из рабочей семьи, читая «Космополи-тен», оказывается в том же знако-символическом поле потреби­тельского дискурса, что и реальные потребительницы «брендо-вых» товаров). Соответственно, у части потребителей формирует­ся иллюзия относительной доступности таких моделей потребления и конкретных благ при определенном «везении», «стечении обстоятельств», «усилиях», приобщенности к единому социальному миру [182, с. 175—176]. Но тогда в «социальном ми­ре» должны циркулировать и социально одобряемые модели «до­стижения успеха», воспринимаемые как относительно доступные. При их отсутствии «рекламные картинки» из средства интеграции могут превратиться в социальный конфликтоген.Воздействие на дифференциацию общества. Общество пред­ставляет собой сложную систему, состоящую из различных больших и малых социокультурных групп. Именно их наличие служит залогом развития общества, поскольку источник любого развития — противоречие, конфликт между частью и целым, различными частями одного целого. Реклама, как уже говори­лось, способствует интеграции общества, но одновременно — и его социокультурной дифференциации, поскольку направлена, как правило, не на все общество, а на отдельные социумы, вхо­дящие в него, отдельные слои и группы потребителей. Пред­ставляя той или иной аудитории набор желательных для данной социокультурной группы товаров, желательную модель потреб­ления, она тем самым способствует идентификации членов группы, отделению их от иных групп. В этой связи интересна мысль В.П. Коломийца, что реклама присущими ей методами и средствами легитимирует социальную стратификацию, соотно­ся с определенными социальными группами те или иные знако-символические конструкции. Легитимация средствами рекла­мы — это акцентуация тех или иных феноменов и наделение их знаками престижного, должного, совершенного — подчеркива­ет В.П. Коломиец [71].

При этом дифференциация групп, групповая идентификация человека происходит по все более широкому кругу оснований. Так, Д. Мак-Куэйл выделяет в качестве таких оснований не толь­ко традиционные социальные группы (этнические, политичес­кие, конфессиональные и т.д.), но и культурные пристрастия, жа­нровые предпочтения, интеллектуальные интересы, привержен­ность определенному медиаисточнику, пристрастие к определенной «звезде» и пр. [193, с. 289—291].

Способствуя дифференциации, реклама в то же время «не скрывает» информацию о моделях потребления тех или иных групп, не делает ее «внутренней» информацией группы. Наоборот, размещая свои предложения в СМИ, реклама делает гласными модели потребления (стиль, моду, вкус, конкретные предметы по­требления), предназначенные для той или иной части общества, в том числе и элитных слоев. Широкая доступность информации о жизни различных социокультурных групп способствует, в конеч­ном счете, социальной мобильности общества, хотя при наличии условий (социальных, экономических), затрудняющих такую мо­бильность, презентация таких образцов может опять же спрово­цировать социальную напряженность, а то и конфликт.

Влияние на экономическое развитие Наиболее очевидное на­правление такого влияния — ускорение сбыта, рост оборачивае­мости средств, прибыли на всех этапах движения товара от про­изводителя к потребителю. В материалах Международной рек­ламной ассоциации эта функция охарактеризована так: «Когда реклама делает свою работу, миллионы людей сохраняют свою. Хорошая реклама не только информирует. Она продает. Она по­могает продвигать продукт и сохраняет бизнес. Каждый раз, ког­да реклама возбуждает интерес потребителя, достаточный для покупки, она укрепляет положение компании. И значит, помо­гает сохранять рабочие места тех, кто там работает» [63, с. 27].

Реклама также обостряет конкуренцию, заставляет производите­лей улучшать качество товаров, модифицировать их, снижать цены. От рекламы зависит развитие некоторых отраслей народного хозяй­ства — торговли, в первую очередь. За счет платы за размещение рек­ламы существуют средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Общеизвестно, что выручка от реализации тиража не покрывает всех расходов на выпуск газеты или журнала, а некабель­ные электронные СМИ не взимают платы со зрителей и слушателей. В некоторых концепциях медиаэкономики СМИ вообще рассмат­риваются прежде всего как инструмент создания (точнее, агрегиро­вания) аудиторий, реализуемых затем рекламодателям [20, с. 31].

Предлагая привлекательные модели перемен, реклама застав­ляет работника стремиться к получению больших возможностей внести эти перемены в свою жизнь. Он начинает добиваться улуч­шения своего материального положения через повышение своей квалификации, рост производительности труда и т.д. Образно об этом сказал У. Черчилль: «Реклама вскармливает потребительские способности людей. Она порождает потребности в более высоком уровне жизни. Она ставит перед человеком цель обеспечить себя лучшим жильем, лучшей одеждой, лучшей пищей. Она стимули­рует его усердие и производительность. Она объединяет в плодо­творный брачный союз такие вещи, которые в других обстоятель­ствах просто не сошлись бы друг с другом».

Одновременно реклама способствует формированию так назы­ваемого компетентного потребителя, т.е. такого потребителя, ко­торый информирован, требователен. Высокие же требования по­требителя являются одним из самых мощных стимулов развития экономики.

Однако главным является следующий довод. Высокий жиз­ненный уровень развитых стран базируется на системе массовогопроизводства. Но она, в свою очередь, полностью зависит от си­стемы массового сбыта. Реклама обеспечивает массовый сбыт. Да, расходы на рекламу удорожают продукцию, на некоторые ви­ды товаров (духи, например) затраты на рекламу составляют до 40% цены. Однако парадокс состоит в том, что без рекламы мно­гие товары стоили бы еще дороже, т.к. не удалось бы создать их массовое производство и обеспечить изначально низкую себесто­имость товара.

В этой связи, анализируя современные теории информацион­ного общества, Ф. Уэбстер приводит мнения известных в области рекламы и производства американских специалистов, сводящие­ся примерно к следующему. Несколько десятилетий на рубеже XIX и XX веков рост производства в десять раз обгонял рост насе­ления. Но привести к впечатляющему росту благосостояния ре­ального, конкретного человека это производственное изобилие могло только при соответствующем росте продаж. Чтобы снизить неопределенность, связанную с рынком, потребовалось упорядо­чить и систематизировать отношения с потребителем. Для стаби­лизации сбыта потребительских товаров массового спроса (таких, как одежда, сигареты, предметы домашнего обихода, продуктовые полуфабрикаты, моющие средства, а позднее автомобили), нужно было информировать публику об их наличии, доступности и при­влекательности. «Необходимость формировать потребительский спрос неизбежно должна была привести в начале XX века к разви­тию рекламного дела как основы маркетинга» [151, с. 263].

Содействие становлению демократического общества. Реклама появляется там, где есть возможность выбора (потребительского, политического), она «обслуживает» право человека на выбор. А именно возможность выбора из нескольких альтернатив — непре­менный атрибут демократии вообще и гражданского общества, в частности. Но, вместе с тем, именно реклама, ставя в центр потре­бительскую активность, создает опасность окончательного преоб­разования человека-гражданина в человека-потребителя, охотнее пользующегося той частью прав, которая связана с консьюмериз-мом, а не с политической активностью. На это обращал внимание Г.М. Маклюэн. Под влиянием рекламы — писал он в книге «Неиз­вестные медиа» — происходят метаморфозы сознания и демокра­тические ценности преобразуются в озабоченность людей не по­литикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, привлекательностью формы женской груди, уходом за деснами и т.д.

Непосредственная цель функционирования института рекла­мы — информационное воздействие на потребительскую аудито­рию с целью изменения ее сознания и, как следствие, поведения в сфере потребления. Но эту функцию реклама выполняет, как уже отмечалось, формируя идеальную модель поведения индивида в сфере потребления, фактически — проектируя социальную роль «потребитель». Реклама задает в определенном секторе социаль­ной реальности систему социальных ожиданий относительно по­требления данного актора в соответствии с его положением в со­циальном пространстве (статусом и ролью). Институт рекламы, таким образом, оказывает влияние и на другие социальные инсти­туты (функционально дифференцированные системы) — ситуа­тивный институт «потребление», интегрирующий институт «соци­альная стратификация» и т.д.

Реклама может быть также рассмотрена не с точки зрения ее ин-ституционализации, а в контексте выдвинутой Т. Парсонсом кон­цепции социального действия. Он считал, что люди действуют, ори­ентируясь на внешний мир, а также на ожидания партнеров относи­тельно себя. Если эти ожидания, на которые ориентируется человек в своих действиях, стандартизированы, то общество стабильно и при наличии в нем конфликтов и противоречий. Реклама как значимая система трансляции на социум стандартов (в первую очередь — по­требления), интернирования их в акторов социальных действий, ак­тивно участвует в процессе формирования и поддержания социаль­ного порядка. Можно также обратить внимание на мысль Парсонса о том, что при достаточном развитии какой-то сферы человеческого взаимодействия появляются символические посредники, помогаю­щие регулировать эту сферу (так при развитии товарообмена появ­ляются деньги). Рекламные сообщения при определенных условиях также можно рассматривать как такие символические посредники, обслуживающие развитую сферу потребления. Они заменяют реаль­ные товары информационными моделями этих товаров. С одной стороны, это облегчает процесс купли-продажи потребительских благ. С другой стороны, распространяя эти информационные конст­рукции на гораздо более широкую аудиторию, чем это возможно бы­ло бы сделать посредством демонстрации реальных товаров, рекла­ма стандартизирует социальные ожидания больших групп. А ведь именно о такой стандартизации говорил Парсонс как о механизме поддержания социальной стабильности.

Институт рекламы достаточно успешно описывается и в ко­ординатах функционалистской теории Р. Мертона [3]. Мертонрассматривал общество как совокупность индивидов, каждый из которых обладает своим статусом и ролью. Действия каждого ин­дивида обусловлены тремя уровнями: нормативным, вероятност­ным, идеальным. Нормативный — общепринятые ожидания от­носительно этого индивида. Вероятностный — те допуски в реа­лизации статуса и роли, с которыми общество согласно. Идеальный — мысли, идеи, взгляды, которыми должен обладать носитель данного статуса и роли. Рекламу в рамках данной кон­цепции необходимо рассматривать не столько в ее товарном, сколько в социальном дискурсе, т.е. как систему трансляции груп­пам потребителей с определенными ролями и статусами социаль­ных ожиданий на всех трех уровнях (норм, допусков в реализации норм, идеальных представлений). Наличие в рекламе социально­го дискурса хорошо корреспондируется и с принципиально важ­ным для Мертона теоретическим построением — выделением яв­ных и латентных функций. Явные (т.е. намеренно сконструиро­ванные) функции рекламы очевидны при анализе ее товарного дискурса. Но любая реклама имеет и социальный дискурс. Это зо­на действия латентных (ненамеренных) функций рекламного ин­ститута. Рекламисты прямо не проектируют эти аспекты реклам­ного послания, они проявляются на аудитории как бы сами собой. В связи с этим весьма продуктивна для анализа рекламы и другая концепция Мертона — о непредвиденных последствиях социаль­ных действий. «Непредвиденные последствия» рекламы могут до­ходить и до провоцирования социального конфликта, причем не только частного (как в случае с МММ), так и системного.

Рассмотрим возможности позиционирования рекламы в рам­ках теории конфликта. Основу их составляет мысль, что общест­во — это прежде всего группы людей с разными интересами и раз­ным доступом к ресурсам. Только через конфликт таких групп об­щество развивается, меняет свои формы, адаптируется к изменившимся условиям. Но теории социального конфликта раз­личаются тем, что их авторы видят основой конфликта. Так, марк­сизм основой любого конфликта считает, в конечном счете, разви­тие производительных сил. Основные конфликтующие груп­пы — классы, различающиеся по критерию «владение капиталом». С точки зрения рекламы, марксова теория классо­вого конфликта не дает особых перспектив для интерпретации роли рекламы. Ведь системообразующая база рекламы — систе­ма потребления Потребление же прямо не зависит от критерия «обладание капиталом» (опять же в марксовой трактовке понятия

«капитал»). Так, наемный топ-менеджер, сам не владеющий сред­ствами производства, по потреблению близок к владельцу крупно­го капитала. Наоборот, владелец мелкого бизнеса близок по по­треблению к наемному рабочему.

Но сегодня широкое распространение получила немарксистская социология конфликта, наиболее ярким представителем которой можно считать Р .Дарендорфа. Причину конфликтов он видит в разном доступе к ресурсам разного рода, их которых наиболее де­фицитные — власть и авторитет. Доступ этот закреплен позицией человека в социальной структуре и соответствующей этой позиции социальной ролью. По мысли Дарендорфа, социальная среда изна­чально конфликтна. Он выделял 15 типов социальных конфликтов, не носящих характер классовых конфликтов — конфликт целого и части, противников одного ранга, объектов, находящихся в отно­шении подчинения и т.д. На практике такие конфликты предстают как конфликты национальные, конфессиональные, тендерные, между профессиональными группами, политическими организаци­ями и пр. [36] Мирное социальное сосуществование возможно только при условии высокой социальной мобильности. Но, считает Дарендорф, такая конфликтность есть непременный атрибут соци­альной системы, без него она мертва, т.к. нет механизма развития. Стабильность и изменение, согласие и конфликт, функция и дис­функция, консенсус и принуждение присутствуют в каждом обще­ственном процессе и диалектически связаны.

В рамках такого теоретического построения открываются ши­рокие возможности исследования социальной роли рекламы. Рек­лама проявляет конфликт, формирующийся вокруг доступа к ре­сурсам потребления. Рекламные сообщения — это ведь идеальные модели потребления, отсутствующие пока еще в реальной жизни аудитории, являющейся объектом рекламного воздействия. Чело­веку предоставляется информация о социально одобряемых моде­лях перемен, повышающих, в конечном счете, качество его жизни. Реклама формирует желание воспользоваться этими моделями, реализовать предлагаемые возможности изменения своей жизни. Такой алгоритм рекламного воздействия находится в обшем русле «мирного сосуществования» разных социальных групп в кон­фликтной среде.

Но этот алгоритм дает позитивные результаты (повышает соци­альную мобильность, например) только тогда, когда индивид ви­дит не только рекламные «модели перемен», но и вырабатывает мнение о возможности реализовать их социально одобряемымспособом (повышая свою квалификацию, трудясь более интен­сивно, сужая временно текущее потребление и пр.). Но возможны ситуации, когда институт рекламы распространяет на социум иде­альные модели потребления в социально-экономических услови­ях, не дающих оснований большинству членов этого социума сформировать мнение о доступности этих моделей (а в России именно такая ситуация, как будет показано далее). Тогда институт рекламы начинает играть деструктивную роль, формируя кон­фликт, который в сложившейся социальной системе разрешиться позитивно не может. Последствия в данном случае могут быть весьма радикальными для социальной системы.

В рамках немарксистских теорий конфликта может также быть рассмотрен уже более частный аспект социального бытования рекламы, а именно противоречие интересов всех участников рек­ламного процесса — рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и рекламополучателей. Каждая из этих сторон решает свои специфические задачи, не совпадающие часто с задачами других звеньев рекламной цепочки. Особенно интересен конфликт интересов между рекламной аудиторией (рекламополучателем), рекламодателем и СМИ, транслирующим рекламу на аудиторию (рекламораспространителем). Интересы рекламопроизводителей, в частности, желание реализовать свой творческий потенциал, также приводит порой к конфликту с рек­ламной аудиторией. Некоторые подобные противоречия будут бо­лее подробно освещены далее.

Итак, рассматривая рекламу в рамках структурной парадигмы, необходимо признать, что она дает широкие возможности для ре­ализации социологического подхода к этому феномену, т.е. опре­делению места рекламы в социальной статике и динамике, описа­нию ее функции в социальной системе. Но достаточно большое число социологов предпочитает рассматривать рекламу в рамках другой социологической парадигмы — интерпретативной.

2.3. Реклама в свете

интерпретативной парадигмы

социологии («социологии дефиниций»)

Интерпретативаная парадигма социологии называется иначе герменевтический подход. Герменевтика (от имени греч. бога Герме­са — вестника и передатчика воли богов) — искусство понимания и толкования явлений, в т.ч. чужой индивидуальности. По мнению социологов, работающих в рамках данной парадигмы, в центре

социологии должна быть интерпретация поведения людей, выяв­ление их мотивов, смыслов, вкладываемых ими в действия и т.д. Последователи интерпретативного подхода в социологии не отри­цают наличия у общества структуры, но считают ее производной от действий людей. Соответственно, только изучив типичное по­ведение людей, их реакции, вкладываемые ими в те или иные со­циальные проявления смыслы, можно изучить общество, выявить его структуру и т.д. Иначе говоря, чтобы понять общество и людей нужно интерпретировать действия людей в рамках контекста культурного, экономического, политического, языкового. Осно­вателем герменевтического подхода в социологии можно считать создателя «понимающей социологии», крупнейшей величины в истории социологии — М. Вебера.

Выделение интерпретативной парадигмы как особого подхода к описанию и анализу социальной реальности не означает, что в рамках структурных теорий знако-символическая проблематика не рассматривается вообще. Можно хотя бы вспомнить, какое внимание уделял один из «отцов-основателей» социологической науки Э. Дюркгейм изучению «социальных представлений». Т. Парсонс выделял такую категорию, как «символические посред­ники». Но и на более общем уровне своей концепции он придавал знако-символической составляющей системное значение Так, рассматривая социальные действия индивида, Парсонс подчерки­вает, что при таком действии актор учитывает разнообразные эле­менты ситуации, которые приобретают особые смыслы в качестве знаков или символов, относящихся к системе его ожиданий. Эти знаки и символы служат в качестве средств коммуникации. При­чем успех взаимодействия зависит во-многом именно от наличия «общих для обоих символической системы». Эта система есть, по сути, система «способов ориентирования» в ситуации. Если внеш­ние символы порождают у взаимодействующих акторов один и тот же или взаимодополнительный образец ориентации, то совмест­ное социальное действие возможно. Такую систему взаимной нор­мативной ориентации Парсонс называет элементарной формой культуры и считает, что без нее никакие социальные системы не­возможны. Но придавая большое значение смыслу действий, по­следователи структурного подхода в социологии уделяли все же первоочередное внимание самой социальной структуре и систе­ме действий. Последователи интерпретативных концепций фоку­сируют свое внимание именно на смыслах, которые люди приписы­вают своему социальному миру, конструируя в ходе повседневногообщения социальную реальность, которую затем воспринимают как объективно данную. Реальность в интерпретативном подхо­де — сложная мозаика субъективных смыслов, которые люди вкладывают в те или иные жизненные проявления.

Рассматривая рекламу в рамках интерпретативного подхода, необходимо, прежде всего, взять за основу анализа концепцию Дж. Мида — основателя символического интеракционизма [3]. Лю­ди вступают в отношения с другими объектами (людьми, вещами, идеями и т.д.), окружающими их в повседневной жизни, ориенти­руясь на те значения (смыслы), которые они имеют для них. Зна­чения эти формируются в процессе интерпретации тех объектов, с которыми приходится сталкиваться человеку в ходе повседневно­го социального взаимодействия. Последователи этого направле­ния рассматривают смысл не как нечто внутренне присущее пред­мету и не как личностное психологическое восприятие, а как со­циальный продукт, создаваемый через смыслообразующую деятельность взаимодействующих людей. Ученик Мида — Дж. Блумер (именно он ввел понятие «символический интеракци-онизм) — выразил это в четкой формуле — смысл предмета для личности обусловлен тем, как другие люди действуют в отношении этой личности, имея в виду данный предмет. Но процесс возникно­вения смыслов обусловлен не только внешне (окружением), но и внутренне, через внутренний диалог познающего субъекта с са­мим собой. Не все последователи этой теории разделяли тезис о необходимости интерсубъективности в процессе выработки смысла. Социолог и философ Н. Элиас, например, признавал лишь «социальность» происхождения смыслов. Но Блумер гово­рит о интерпретации значений (установлении смысла) как не ав­томатическом приложении уже имеющихся значений, а «форма­тивном процессе», в котором значения могут пересматриваться, устанавливаться вновь.

Итак, люди живут в мире устанавливаемых в процессе соци­ального взаимодействия значений предметов. Они воспринимают сигналы от других и посылают их сами. Так. создание собственно­го имиджа — это намеренная попытка передать информацию о се­бе другим через снабжение себя определенными знаками и симво­лами, понятными этим другим. Если в обществе много общеприз­нанных символов, т.е. тех, которые члены общества понимают одинаково и на которые реагируют однотипно, то жизнь в таком обществе устойчива. Если же таких символов немного, то возни­кают конфликты, напряжения, доходящие до стадии аномии.



Просмотров 754

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!