Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Нарушения в детско-родительских отношениях



Одно из направлений в описании типологии семейного воспи-

тания —изучение воспитательных родительских установок и пози-

ций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неопти-

мальная родительские позиции.

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям

адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции может быть определена

как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего

ребенка, замечать происходящие в его душе изменения.

Гибкость родительской позиции рассматривается как способ-

ность изменения воздействия на ребенка по ходу его взросления и

в связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребе-

нок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения

должен опережать появление новых психических и личностных ка-

честв детей. В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребен-

ка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявля-

ется изменение родительских позиций.

К числу наиболее часто встречающихся дисфункциональных

родительских позиций относятся следующие:

Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как ≪тя-

желую обязанность≫, стремятся освободиться от этой ≪обузы≫, по-

стоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют

терпение.

ю*

148 Часть /. Педагогика

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоцио-

нально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят слу-

чайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобо-

да и бесконтрольность.

Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции

характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению

к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социаль-

ной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного

воспитания —дисциплина, режим, угрозы, наказания.

Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают

ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с

его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют за-

вышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный ав-

торитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятель-

ность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

Среди моделей, описывающих дисгармоничность детско-роди-

тельских отношений, можно встретить не только типологии де-

формаций родительских позиций, но и описания ролей, которые

приписываются детям в проблемных семьях. Было выделено четы-

ре наиболее типичные роли:

≪козел отпущения≫ —возникает в семье, когда супружеские

проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом перехо-

дят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции ро-

дителей, которые на самом деле они испытывают по отношению

друг к другу;

≪любимчик≫ —возникает тогда, когда родители не испытывают

друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется

преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему;

≪беби≫ —отдален от родителей, он как бы вытесняется из се-

мейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье

только ребенком, от которого ничего не зависит;

≪примиритель≫ —рано включившийся в сложности семейной

жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя

супружеские конфликты.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее

как средство, используемое родителями для решения проблем су-

пружеских отношений.

Рассмотрим еще две классификации неблагоприятных вариан-

тов семейных отношений.

\

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 149

Так, например, А.С. Спиваковская выделяет восемь типов се-

мей с такими отношениями.

Внешне спокойная семья. В этой семье события протекают гладко, со

стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и

согласованы. Однако за благополучным ≪фасадом≫ скрываются силь-

но подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу.

≪Вулканическая≫ семья. В этой семье отношения изменчивы и от-

крыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся,

чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искрен-

не и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосред-

ственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того

родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи

оказывает постоянное воздействие на личность ребенка.

Семья-≪санаторий≫, Это характерный тип/:емейной дисгармонии.

Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачива-

ются на своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все

время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. По-

скольку бессознательная цель одного из супругов —удерживание

любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недоста-

ток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограничен-

ность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к посто-

янной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозмож-

ных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в

семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесце-

ниванию общения ребенка, предпочитаемых форм проведения сво-

бодного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная

защита от реальных и мнимых опасностей —характерные признаки

отношения к детям в семьях ≪санаторного≫ типа.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегруз-

ке нервной системы ребенка, при которой возникают невротиче-

ские срывы.

Семья-≪крепость≫. Для такого типа характерна ограниченность

рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связя-

ми. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется,

необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой

фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу ≪крепости≫ любовь ребенка все более приоб-

ретает условный характер, он любим тогда/ когда оправдывает воз-

ложенные на него семейным кругом требования. Подобная семей-

150 Часть!. Педагогика

ная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуве-

ренности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают

протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма.

Семья по типу ≪крепости≫ ставит ребенка в противоречивую пози-

цию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласова-

нием между требованиями родителей, окружения и собственным

опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к

перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск не-

вротического заболевания.

Семья-≪театр≫. В таких семьях стабильность удерживается пу-

тем специфического ≪театрализованного≫ образа жизни. Отноше-

ния в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило,

один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потреб-

ность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также

остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним

любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения,

что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих

родительских обязанностей —формальная необходимость, навязы-

ваемая социальными нормами.

В ≪театрализованном≫ образе жизни семьи часто возникает

особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его

недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению са-

моконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлин-

ной близости с родителями формирует эгоистическую направлен-

ность личности.

Семъя-≪третий лишний≫. Возникает в тех случаях, когда личност-

ные особенности супругов, стиль их взаимодействия составляют

особую значимость, а родительство бессознательно воспринимает-

ся как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отноше-

ний с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в

подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в

себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойст-

венны мучительные переживания собственной неполноценности

при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. В таких

семьях у детей часто возникают опасения за жизнь о здоровье ро-

дителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с

ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

Семья,с ≪кумиром≫. Возникает тогда, когда забота о ребенке превра-

щается в единственную силу, способную удержать родителей друг с

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 151

другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом

повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей.

Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к огра-

ничению самостоятельности, чему в значительной степени способст-

вует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, по-

скольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы.

При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе

с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недоста-

ет любви. Требование признания любой ценой порождает демонстра-

тивность поведения. Критичное осознание собственных личностных

качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями не-

справедливости и жестокости окружающих.

Семья-≪маскарад≫. Порождается несогласованностью жизненных

целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты

непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным,

порой с противоречивыми сторонами. Мелькание ≪масок≫ повы-

шает чувство тревожности. Несогласованность действий родите-

лей, например повышенная требовательность отца при гиперопе-

ке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и рас-

щепление его самооценки.

М.И. Буянов предлагает следующую классификацию типов вос-

питания, деформирующих характер ребенка.

Воспитание по типу ≪Золушки≫, когда родители чрезмерно при-

дирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку,

предъявляя к нему завышенные требования, не давая.нужной ему

ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми,

неспособными за себя постоять. Вместо того чтобы активно отно-

ситься к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу ≪кумира≫ семьи. В таких случаях выполняют-

ся все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут кап-

ризными, упрямыми.

Гиперопека —особый вид воспитания, при котором ребенка ли-

шают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают раз-

вернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают не-

решительными, слабовольными.

Воспитание по типу ≪гипоопека≫, когда ребенок предоставлен сам

себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки

социальной жизни, не обучает его пониманию ≪что такое хорошо

и что такое плохо≫.

]52 Часть I. Педагогика



Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!