![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Пользовавшегося широкой популярностью среди народников
И либеральной университетской профессуры. ... В работах, появившихся В печати в последние годы XIX в. и начале XX в., нередко улавливаются Отзвуки неокантианства и виндельбандо-риккертианского противопоставления «исторических» и «естественноведческих» наук (например у Е. Чижова, В.М. Хвостова, В.Н. Ивановского и др.)»77. Но Отражая взгляды западных философов, русские ученые высказывали Интересные мысли и давали своеобразные группировки знаний. Избегая Обобщенной характеристики истории русской библиотечно- библиографической науки, так как это не входит в наши планы, остановимся Лишь на особенностях классификации явлений, которые составляют Предметную область теории социально-культурной деятельности. Важным этапом в развитии дореволюционной классификационной Теории и практики являются работы русского библиографа П.М. Богданова. В классификации П.М. Богданова (1915), выполненной на Десятичной основе, образование и воспитание помещены в Общий Отдел, поскольку автор классификации рассматривал их как общие Дисциплины, охватывающие все или несколько отраслей знания. Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации. - Т. 2. - М: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1959. - С. 255. Раздел IV. Генезис теории социально-культурной деятельности Классификация П.М. Богданова (1915/8 Общий отдел История и методология наук Энциклопедии Газеты и общелитературные журналы Учетные учреждения, общества и выставки энциклопедического Характера Библиография и книговедение Образование и воспитание. Общие и теоретические Сочинения. Школьное образование Внешкольное образование Библиотековедение Методы преподавания Внешкольное образование, как видим, имеет собственный классификационный Номер и органично встраивается в классификацию основных Направлений воспитательной деятельности в социально- Культурной сфере, хотя нужно отметить, что отсутствует их детализация. Вопросы воспитания и образования не «прижились» в Общем отделе, Поскольку устремления ученых найти наиболее точные логические Основания классификации неизбежно сталкивались с необходи-, Мостью выявления конкретных взаимосвязей наук и явлений окружающего Мира. Именно поэтому в других дореволюционных классификациях, В том числе недесятичных, внешкольное образование устойчиво Связывалось с общепедагогической деятельностью (ср. классификации Н. Боровко, М.Е. Беккер, Н.М. Лисовского, В.В. Сабанина, И.И. Лемана и др.), которая со временем стала рассматриваться в Классификации как самостоятельная область знания. После 1917 г. в библиотечно-библиографических классификациях соотношение «общая педагогика - внешкольное образование» существенно Не изменилось. Долгое время сохранялась структура методов Содействия внешкольному образованию, сложившаяся в дореволюционной России, а также представление об отсутствии специальной теории, Рассматривающей закономерности социокультурного воспитания. 78 Цит. по: Шамурин Е.И. Очерки по истории библиотечно- библиографической классификации. - Т. 2. - М.: Изд-во Всесоюзной книжной Палаты, 1959. - С. 397. История и методология теории социально-культурной деятельности В 1921 г. Главполитпросвет РСФСР принял постановление об обязательном Применении международной десятичной классификации. В классификационных таблицах Е.Н. Добржинского, составленных по Руководству института Международной библиографии в Брюсселе, внешкольное образование входило в раздел «37. Воспитание и образование ». Для анализа важно на наш взгляд показать и еще один раздел «36. Различные социальные институты и общества». Классификация Е.Н. Добржинского (1924/9 Различные социальные институты и общества Благотворительность. Филантропия. Различные организации Помощи государственной. Общественной и частной. Трудовая помощь. Социальное обеспечение. Помощь населению в исключительных случаях: землетрясения, наводнения, война, голод, эпидемии и Т.п. 362. Благотворительные учреждения для разного рода нуждающихся: Больницы, диспансеры; приюты для детей, стариков, инвалидов, Слепых, слабоумных, нищих. Рабочие дома. Квартиры для бедных. Защита материнства и младенчества. «Капля молока». 363. Политические общества (не партийные): политические клубы,
![]() |