![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Не случайно, что вслед за анализом того или иного этапа, автор
Называет имена исследователей, оказавших наиболее существенное Влияние на развитие клубной теории. Это обстоятельство чрезвычайно Характерно для представления о структуре парадигмы, в которой Научное сообщество - это одновременно и носитель и генератор пара- Дигмального контекста собственной науки. Между тем, нам представляется, что исторические этапы развития Отечественной культурно-воспитательной практики не всегда и не во Всем совпадают с генезисом парадигмального контекста теории, осмысляющей Эту практику. И именно в выявлении этого несовпадения Видится одна из основных задач нашей работы, ибо ясность в вопросе Раздел W. Генезис теории социально-культурной деятельности О парадигмальной основе теории социально-культурной деятельности Предполагает одновременное рассмотрение не только центральной Линии генезиса теории, но и ее периферии. Периферия в нашем понимании Включает ряд синтезирующе-обобщающих линий, отражающих Взаимодействие различных научных дисциплин и социально- Культурных контекстов, без которых понимание сущности нашей теории Будет неполным. При этом трудно согласиться с названием этапа "Развитие клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных наук (90-е годы)", которое подразумевает, что теория социально- Культурной деятельности в общем-то есть нечто неизменное, Постоянно и позитивно развивающееся, а изменяется лишь внешнее Русло гуманитарных исследований. На наш взгляд, теория не является Чем-то застывшим, так же как и парадигмы и методология, она имеет Внутреннюю динамику видоизменения. Формирование парадигм, методологии и теории происходит под Влиянием многих факторов, среди которых в качестве основных выделяются Интеллектуальная философско-педагогическая традиция; социально- Культурный контекст, в котором развивается воспитательная Деятельность в сфере досуга и осмысляющая ее наука; преобладающие Ценностные ориентации исследователей. При изучении этого процесса как результата межпарадигмального Синтеза и революционной смены парадигм наглядно проявляется иное Методологическое представление, в котором сущность генезиса теории Социально-культурной деятельности определяется, прежде всего, ее Качественными изменениями. Каковы хотя бы общие черты этих качественных изменений? На наш взгляд, при характеристике парадигм социально- Культурной теории нельзя упускать из виду их педагогический характер. Именно это обстоятельство позволит отличать парадигмы нашей Науки от сходных, к примеру, культурологических или социологических Парадигм. И, следовательно, как бы определит границы объясни- Мости, которые так или иначе каждая наука должна ясно осознавать. Или точнее, это позволит с большой вероятностью предсказать, какой Факт, событие или закономерность будут позитивно объяснены в теории Социально-культурной деятельности и попадут в ее предметную Область, а какие, зачастую достаточно близкие и в каких-то чертах даже сходные, останутся "за кадром" и потребуют привлечения методов Других наук. История и методология теории социально-культурной деятельности Как минимум мы можем выделить следующие образцы парадигм социально-культурной теории: •Парадигма гражданской инициативы (характерная для этапа пред- Посылочного знания); •Парадигма педагогического воздействия (просветления "затемненного" Сознания масс, реализации социального заказа); •Парадигма социальной активности личности в социально- Культурной сфере (формирование либеральной ориентации исследований). При анализе парадигмальных контекстов теории социально- Культурной деятельности, которые определяли лицо и статус нашей Науки, мы постараемся проследить важнейшие моменты на уровне Генезиса методологии и теории, при этом выделяя сходные и различные Компоненты парадигм Минимально достаточными критериями Для анализа парадигм теории социально-культурной деятельности являются: философско-педагогическая традиция и особенности методологии, Социально-культурные условия, ценностные ориентации исследователей. При этом соотнесение данных критериев с этапом развития
![]() |