Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Не случайно, что вслед за анализом того или иного этапа, автор



Называет имена исследователей, оказавших наиболее существенное

Влияние на развитие клубной теории. Это обстоятельство чрезвычайно

Характерно для представления о структуре парадигмы, в которой

Научное сообщество - это одновременно и носитель и генератор пара-

Дигмального контекста собственной науки.

Между тем, нам представляется, что исторические этапы развития

Отечественной культурно-воспитательной практики не всегда и не во

Всем совпадают с генезисом парадигмального контекста теории, осмысляющей

Эту практику. И именно в выявлении этого несовпадения

Видится одна из основных задач нашей работы, ибо ясность в вопросе

Раздел W. Генезис теории социально-культурной деятельности

О парадигмальной основе теории социально-культурной деятельности

Предполагает одновременное рассмотрение не только центральной

Линии генезиса теории, но и ее периферии. Периферия в нашем понимании

Включает ряд синтезирующе-обобщающих линий, отражающих

Взаимодействие различных научных дисциплин и социально-

Культурных контекстов, без которых понимание сущности нашей теории

Будет неполным. При этом трудно согласиться с названием этапа

"Развитие клубоведческих исследований в русле новых отраслей гуманитарных

наук (90-е годы)", которое подразумевает, что теория социально-

Культурной деятельности в общем-то есть нечто неизменное,

Постоянно и позитивно развивающееся, а изменяется лишь внешнее

Русло гуманитарных исследований. На наш взгляд, теория не является

Чем-то застывшим, так же как и парадигмы и методология, она имеет

Внутреннюю динамику видоизменения.

Формирование парадигм, методологии и теории происходит под

Влиянием многих факторов, среди которых в качестве основных выделяются

Интеллектуальная философско-педагогическая традиция; социально-

Культурный контекст, в котором развивается воспитательная

Деятельность в сфере досуга и осмысляющая ее наука; преобладающие

Ценностные ориентации исследователей.

При изучении этого процесса как результата межпарадигмального

Синтеза и революционной смены парадигм наглядно проявляется иное

Методологическое представление, в котором сущность генезиса теории

Социально-культурной деятельности определяется, прежде всего, ее

Качественными изменениями.

Каковы хотя бы общие черты этих качественных изменений?

На наш взгляд, при характеристике парадигм социально-

Культурной теории нельзя упускать из виду их педагогический характер.

Именно это обстоятельство позволит отличать парадигмы нашей

Науки от сходных, к примеру, культурологических или социологических

Парадигм. И, следовательно, как бы определит границы объясни-

Мости, которые так или иначе каждая наука должна ясно осознавать.

Или точнее, это позволит с большой вероятностью предсказать, какой

Факт, событие или закономерность будут позитивно объяснены в теории

Социально-культурной деятельности и попадут в ее предметную

Область, а какие, зачастую достаточно близкие и в каких-то чертах даже

сходные, останутся "за кадром" и потребуют привлечения методов

Других наук.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Как минимум мы можем выделить следующие образцы парадигм

социально-культурной теории:

•Парадигма гражданской инициативы (характерная для этапа пред-

Посылочного знания);

•Парадигма педагогического воздействия (просветления "затемненного"

Сознания масс, реализации социального заказа);

•Парадигма социальной активности личности в социально-

Культурной сфере (формирование либеральной ориентации исследований).

При анализе парадигмальных контекстов теории социально-

Культурной деятельности, которые определяли лицо и статус нашей

Науки, мы постараемся проследить важнейшие моменты на уровне

Генезиса методологии и теории, при этом выделяя сходные и различные

Компоненты парадигм Минимально достаточными критериями

Для анализа парадигм теории социально-культурной деятельности

являются: философско-педагогическая традиция и особенности методологии,

Социально-культурные условия, ценностные ориентации исследователей.

При этом соотнесение данных критериев с этапом развития



Просмотров 520

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!