Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПОСТАНОВКА СУДНА НА ДВА ЯКОРЯ



Постановка на два якоря необходима для уменьшения радиуса циркуляции при стоянке на стесненном рейде в свежую погоду, а также при значительных приливо-отливных течениях.

Постановка судна на два якоря с ходу.Подойдя к месту стоянки на самом малом ходу, разворачиваются перпендикулярно к линии ветра и отдают якорь с наветренного борта. Застопорив машину и продолжая двигаться по инерции, травят две-три смычки якорной цепи. Когда судно остановится отдают второй якорь. После того как судно под действием ветра пойдет назад, травят цепь второго якоря. Когда судно окажется между якорями и развернется против ветра выравнивают якорь-цепи и ставят на них стопоры.

Отдача второго якоря при стоянке на одном из якорей. Бывают случаи, когда при усилении ветра судну, стоящему на одном якоре, необходимо отдать второй якорь. Отдавать второй якорь нужно очень осторожно, чтобы не перехлестнуть им якорную цепь отданного якоря.

 
 

Порядок отдачи второго якоря в этом случае таков: готовый к отдаче второй якорь в момент, когда судно рыскнет в сторону отдаваемого второго якоря и отклонение его от линии ветра будет максимальным отдают и травят его якорную цепь. Когда находящееся против ветра судно начнет отходить назад, потравливают якорную цепь первого якоря, чтобы второй якорь лучше вошел в грунт. Если этот якорь хорошо держит судно, потравливают обе якорные цепи, а затем накладывают на них стопоры.

Постановка судна на два якоря способом фертоинг. Постановку судна способом фертоинг применяют на небольших рейдах с сильным приливо-отливным течением. Большой разнос якорей позволяет судну при изменении направления течения или ветра занимать сравнительно небольшое водное пространство и полностью устраняет перекручивание якорных цепей.

Следуя против течения, в районе якорной стоянки отдают один якорь и продолжают двигаться тем же курсом с минимальной скоростью, потравливая якорь-цепь. Затем машиной отрабатывают назад и, погасив инерцию, отдают второй якорь. Когда судно под действием течения и заднего хода начнет двигаться, травят цепь второго якоря, а слабину цепи первого якоря выбирают до тех пор, пока судно не станет между якорями .При такой постановке судно будет иметь незначительную циркуляцию. Отрицательной стороной стоянки является то, что под нагрузкой фактически находится один якорь и при усилении ветра не может использоваться второй. При работе винта назад следует соблюдать особую осторожность, так как цепь может оказаться под корпусом и намотаться на винт.


Для надежной стоянки на двух якорях при среднем грунте на глубинах до 20 м обычно отдают от трех с половиной до четырех смычек одного каната и полторы-две смычки другого. Такое соотношение вытравленных смычек обеспечивает надежную стоянку даже при ветрах силой до 7—8 баллов.

СТОЯНКА НА ЯКОРЕ

Обеспечение безопасности стоянки в любых условиях является главной заботой вахтенной службы. В зависимости от состояния погоды и причины стоянки на якоре машине дают определенную готовность (постоянную, 30-минутную, часовую и т. д.).

Вахтенная служба должна осуществлять тщательный контроль за положением судна и работой якорного устройства. Вахтенный штурман должен быть на мостике в течение всего времени и при любых условиях стоянки судна на якоре (Конвенция ПДНВ-78). Он обязан следить за состоянием погоды и окружающей обстановкой, положением якорной цепи, проверять место якорной стоянки путем периодического пеленгования ориентиров и рядом стоящих судов и замера глубин, принимая необходимые и своевременные меры для предотвращения дрейфа судна.

Особая бдительность должна быть проявлена при ухудшении погоды, усилении ветра или перемене течения на таких рейдах, где стоит много судов. Если условия стоянки изменились в худшую сторону, вахтенный штурман обязан немедленно доложить об этом капитану и в дальнейшем руководствоваться его распоряжениями. При этом нужно привести в полную готовность машину и подготовить к отдаче второй якорь, и , если необходимо, потравить якорь-цепь и установить за ней наблюдение. Ввиду отсутствия полной гарантии в надежности работы всего якорного устройства (прочности якорь-цепи, правильно отданного якоря, держащей силы грунта и т. д.) необходимо особенно тщательно вести наблюдение за положением судна, т. е. наличием дрейфа. Нужно помнить, что чем раньше обнаружен дрейф своего или рядом стоящего судна, тем больше мероприятий может быть предпринято для его предотвращения или сноса в опасном направлении. Появление дрейфа может контролироваться:

- судно «зависает» в положении «лагом»;

- обычными навигационными способами ;

- применением дополнительных сигнальных средств, одним из которых является опущенный с носа судна лот;

- наблюдением за якорь-цепью: если якорь плохо держит, то якорь-цепь начинает ползти, и натянутая якорь-цепь внезапно ослабевает, образуя провис, после чего вновь натягивается, затем снова провисает и т. д.

В отдельных случаях дрейф можно определить по биению якорь-цепи в клюзе или вздрагиванию цепи под ногой в районе палубного клюза и т. д.

При ветре и волнении стоящее на якоре судно непрерывно изменяет свое положение относительно линии отданного якоря, т. е. судно рыскает.

Рыскливость судна зависит от водоизмещения судна (груженое или порожнее), его осадки, количества вытравленной якорь-цепи, величины надводного борта и постоянства воздействия ветра и течения, глубины места якорной стоянки и т. д.

В результате рыскания судно как бы дергает якорь-цепь, поэтому якорь, если он плохо держится за грунт или если длина цепи недостаточна, начинает ползти.

Здесь целесообразнее всего потравить якорь-цепь или отдать второй якорь. Потравливание цепи должно быть максимально плавным, заблаговременным и ни в коем случае не во время шторма, иначе будут рывки и возможен обрыв цепи.

 
 

ПРИ ОЧЕНЬ СИЛЬНОМ ветре рекомендуется следующий способ отдачи двух якорей: Один якорь—с возможно большим количеством якорь-цепи (при глубинах 15—20 м до 8—9 смычек), а второй — с минимальным количеством якорь-цепи (до грунта плюс полсмычки). В дополнение подрабатывают машиной, удерживая цепь в натянутом положении. При стоянке на двух якорях в шторм таким способом можно использовать следующие схемы покладки якорей. Груженое судно рыскает значительно меньше, чем порожнее. Если судно в балласте, и принято решение отстаиваться на якорях, то надо заполнить водой танки, диптанки, канатные ящики и т. д. При этом уменьшается рыскливость, а следовательно, и динамические нагрузки на цепь при рывках. Желательно также удифферентовать судно на нос.

 

На практике часто бывает, что принять такие меры не представляется возможным, а отдача двух якорей с предельно вытравленными цепями и работа машины бывают недостаточными. Порожнее судно, имея большую парусность из-за большой площади надводного борта, разворачивается почти бортом к ветру и под его влиянием дрейфует с большой скоростью. Оно плохо управляется, так как руль и винт почти наполовину оголены вследствие малой осадки.В связи с этим судно в балласте может быть выброшено на мель только потому, что после подъема якоря его не удается привести к ветру, несмотря на полный ход машины и соответствующее положение руля. В таких случаях лучше попытаться отойти от берега кормой против ветра.

При съемке с якорей в тяжелых штормовых условиях необходимо знать следующее:

- развернуть крупное судно в порожнем состоянии на ветер малыми ходами невозможно, лучше маневрировать полными ходами;

- при сильном натяжении цепи якорь может поползти раньше, чем будет выбран, вследствие чего судно начнет дрейфовать; чтобы этого не случилось, необходимо, даже если в воде оба якоря, при их выборке дать машинам ход вперед и, протаскивая якорь .по грунту, выходить на ветер;

- когда якорь выбрать невозможно, следует якорь-цепь расклепать; прежде чем сбросить ее в воду, к ней нужно подсоединить буек на крепком стальном тросе, чтобы в дальнейшем можно было найти и выбрать оставленную якорь-цепь и якорь;

- если сняться с якорей невозможно и судно продолжает дрейфовать на мель, то целесообразнее посадить его на мель преднамеренно; для этого надо, подойдя на соответствующую глубину, заполнить трюмы забортной водой до необходимого для посадки на дно судна предела.

Учитывая, что судно при отданных двух якорях дрейфует кормой к берегу, необходимо во время заполнения танков и трюмов создать больший дифферент на нос, чтобы судно село на мель всей площадью днища,— в противном случае возможна поломка его руля, рамы и винта. В результате заполнения отсеков судна водой будет создана возможность удержать его на грунте и предохранить от аварии. При улучшении погоды воду из трюмов и танков следует откачать, тогда судно всплывет и будет свободным для маневрирования.

СЪЕМКА СУДНА С ЯКОРЯ

Подготовка. Своевременно, примерно за 15 мин, заказывают питание на брашпиль, а на бак вызывают одного из помощников капитана (обычно старшего), боцмана и вахтенного матроса, которые готовят якорное устройство для выбирания якоря: подготавливают брашпиль к работе и проверяют его на холостом ходу; разносят шланг для промывки цепи; заказывают воду; цепные барабаны соединяют с механизмом брашпиля; отдают дополнительные стопоры и сообщают на мостик о готовности якорного устройства для выбирания якорь-цепи.

Процесс выбирания якоря. По окончании подготовительных мероприятий с мостика подают команду: «Вира якорь!». По этой команде отдают ленточный стопор и приводят в действие брашпиль. По мере выбирания якорь-цепи (каната) помощник капитана следит за канатом и сообщает на мостик ее направление и силу натяжения; матрос струей воды из шланга скатывает грязь с якорь-цепи; боцман стоит у пульта управления брашпиля и отмечает ударом в рынду прохождение каждой смычки через звездочку брашпиля. Количество ударов в рынду указывает на количество смычек якорь-цепи на брашпиле.

В процессе выбирания рекомендуется производить наружный осмотр якорь-цепи для обнаружения ослабевших и выпавших контрофорсов, износа спинок звеньев и других дефектов.

Во время выбирания каната лицу, стоящему у пульта управления (боцману), отлучаться не рекомендуется.

Когда якорь-цепь будет выбрана с грунта и установится в вертикальном положении — «панер», об этом сообщают на мостик сигналом - частые удары колокола.

В момент, когда лапы якоря оторвутся от грунта — «якорь встал», дают сигнал колоколом (один удар). Момент отрыва якоря от грунта можно определить по работе брашпиля: при отрыве якоря от грунта он сразу ускоряет обороты, а туго натянутая ранее якорная цепь дает слабину.

Как только якорь встал, судно считается на ходу, следует убрать якорные сигналы. Но ход давать можно только убедившись, что якорь чист.

По выходе якоря из воды колоколом дают сигнал «два удара» и сообщают на мостик о состоянии якоря «чист» или «нечист». Якорь хорошо промывают струей воды из шланга, так как грязь и куски грунта на нем не только загрязняют судно, но и уменьшают держащую силу якоря при последующей отдаче. При стоянках на якоре с илистым грунтом якорь иногда настолько засасывает, что брашпиль не в состоянии его оторвать. Тогда якорную цепь зажимают стопором (кулачковым или винтовым) и немного стравливают с брашпиля. Машине дают самый малый ход, отрывают якорь от грунта, а затем стопорят машину и подбирают якорь брашпилем.

Во время сильного ветра или течения для ускорения и облегчения поднятия якоря также прибегают к помощи машины. Это нужно делать осторожно, все время наблюдая за положением якорь-цепи, чтобы она была направлена вперед и не имела излишней слабины.

При съемке с двух якорей первоначально выбирают якорь с короткой ветвью якорь-цепи или якорь того борта, который ближе расположен копасностям (к рядом стоящим судам). На течении и при ветре первым выбирают также якорь с короткой ветвью якорь-цепи, а при равных ветвях — подветренный. При малом угле между якорь-цепями в обычных условиях их выбирают одновременно.


 



Просмотров 1958

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!