Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



КАЧКА СУДНА И ДИАГРАММЫ ШТОРМОВАНИЯ



При неблагоприятном стечении обстоятельств шторм может быть опасен для любого судна, особенно для судов небольшого тоннажа или со слабыми машинами, а также находящихся в балласте. Любое судно, определив по метеопрогнозам характер шторма и размеры штормовой области и руководствуясь местными признаками погоды, в зависимости от обстоятельств, должно принять все меры к обеспечению своей безопасности: укрыться в порту-убежище, выбрать курс на уклонение от встречи с центральной областью циклона или выбрать курс и скорость, при которых было бы наименьшим влияние качки.

 

Рис. 56. Явление резонанса
Наиболее неблагоприятный и даже опасный характер качка приобретает при совпадении кажущегося периода волн, т. е. наблюдаемого с идущего судна, и периода его собственных колебаний.

Это явление называется резонансом

На рисунке приводится зависимость амплитуды бортовой качки А от отношения периода собственных поперечных колебаний судна к кажущемуся периоду волны . Как видно из рисунка, влияние резонанса сказывается не только при точном совпадении периодов, но и в том случае, если они отличаются друг от друга менее чем на 30%. Отсюда вытекает, что судно должно избегать резонанса качки.

Период бортовой качки может быть рассчитан по формуле

,

где В — ширина судна, м;

f — коэффициент, который может быть выбран из графика

h — начальная метацентрическая высота, м.

Кажущийся период волны может быть определен по формуле

,

где — истинная длина волны, м;

с — скорость бега волны, м/с;

— скорость судна, уз;

q — курсовой угол направления бега волн, град.

В море кажущийся период волны можно определить по промежутку времени прохождения двух последовательных гребней через какую-либо отметку на борту. Более точно результат будет получен, если зафиксировать время прохождения нескольких гребней и разделить его на их число (за вычетом первого).

Длина волны на судне может быть определена, если замерить промежуток времени прохождения гребня одной и той же волны последовательно через две точки (места двух наблюдателей) на борту судна, расстояние между которыми известно.

При расчете применяется формула

,

где — кажущийся период волны, с;

l — расстояние между точками, принятыми для измерения длины волны, м;

q — курсовой угол бега волн, град;

— время прохождения гребнем одной и той же волны расстояния l, с.

Диаграммы штормования. Для облегчения задачи управления судном в шторм учеными были предложены специальные диаграммы для выбора курса и скорости в штормовых условиях. Наиболее удобен вариант универсальной диаграммы качки, разработанный в 1966 г. коллективом ученых Николаевского кораблестроительного института под руководством Ю. В. Ремеза. Нижняя часть диаграммы представляет собой сетку концентрических окружностей с центром в начале координат и лучей, расходящихся из той же точки. Каждая полуокружность соответствует определенному значению скорости судна, а каждый из лучей — курсовому углу направления бега волн. Диаметральная плоскость судна совпадает с лучом, соответствующим данному курсовому углу q, и судно считается как бы идущим от центра к периферии графика.

В верхней части диаграммы по оси ординат отложены значения длин волн, по оси абсцисс — проекции скорости на направление бега волн . Каждая из семейства кривых, нанесенных выше оси абсцисс, соответствует значению кажущихся периодов волны в с, рассчитанных по формуле, правая половина диаграммы — носовым курсовым углам волнения, левая — кормовым. Пунктирная кривая, помеченная знаком , соответствует случаю, когда судно идет попутной волной и их скорости равны Re (идет «оседлав волну»). Левая часть диаграммы, расположенная ниже пунктирной линии, соответствует случаю обгона судном волны.

Над диаграммой помещена шкала для определения кажущихся периодов волны, ограничивающих зоны усиленной качки в соответствии с соотношением 0,7 < < 1,3 или 1,43 > > 0,77. Слева от диаграммы помещены шкалы А и В для определения границ зоны усиленной качки при нерегулярном волнении, справа — шкала баллов волнения, используемая в тех же случаях.



Просмотров 1513

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!