Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций



Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009.

Понятие и сущность межкультурной коммуникации, особенности межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация - это процесс взаимодействия, участники которого:

1)принадлежат к разным культурам

2)осознают данный факт

3)в ходе общения используют собственную систему кодировки информации, нормы,

4)установки и формы поведения, принятые в родной культуре

5)сталкиваются с иными кодировками, нормами, установками и поведением

 

Правила де/кодирования, а также связанные с ними эмоции и ценностные суждения, формируют основу «культурных фильтров», которыми мы пользуемся, когда взираем на мир. Они становятся нормальной составляющей нашей психологической конституции благодаря тому способу, каким нас приобщали к культуре.

Мы говорим о межкультурной коммуникации, когда партнеры по коммуникации являются представителями различных культур и осознают это, то есть когда присутствует взаимное ощущение «чужеродности» партнера. В процессе общения люди, как правило, воспринимают и оценивают друг друга с позиций собственной культуры и внутренних, присущих ей стандартов, т.е. с позиций этноцентризма. Этноцентризм - тенденция рассматривать мир сквозь собственный культурный фильтр. Источниками возникновения культурных фильтров являются:

-семья

-социальное окружение

-социальные институты

-СМИ

-личный коммуникативный опыт

Процесс межкультурной коммуникации начинается с простого осознания факта реально существующих культурных различий. Целью межкультурного общения становится преодоление культурных различий и достижение коммуникативной цели. Характерными чертами межкультурной коммуникации являются неопределенность, двусмысленность и тревожность

Сценарии межкультурной коммуникации:

- доминирование одного языка и культуры;

- смена культурного архетипа – формирование единой культуры;

- диалог равноправных культур и языков;

- формирование 3-ей культуры, в основе которой заложены общечеловеческие нормы и ценности, дополненные кросскультурными различиями, релевантными для данной коммуникативной ситуации.

Межкультурная коммуникация и другие научные дисциплины: междисциплинарные связи.

Теория и практика МК имеет междисциплинарный характер. Она создавалась на основе межнаучной интеграции антропологии, этнологии, социологии, психологии, коммуникативистики, культурологии и др.

Междисциплинарный характертеории межкультурной коммуникации выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей гуманитарного знания. Каждая из наук, с которыми теория межкультурной коммуникации входит в контакт, дает возможность углубить знание о ее предмете

Культурная антропология открывает путь к познанию сущности культуры как системы, ее свойств и функций.

Социология выявляет закономерности взимодействия различных социокультурных групп в обществе.

Этнология исследует национально-этническую самобытность народов мира, роль культуры в межличностных отношениях.

Коммуникативистика раскрывает сущность коммуникативных стратегий различных культур, критерии успешности коммуникативнго акта.

Лингвистика изучает, какие языковые особенности и механизмы влияют на понимание или непонимание в МК.

Философия открывает путь к познанию сущности культуры и коммуникации

Ближе всего к психологиинаходится изучение различных коммуникативных стилей в их использовании коммуникантами внутри или за пределами своей группы. Психологическое понятие аккомодации, то есть – приспособления - исследуется в отношении таких параметров коммуникации, как темп речи, выбор соответствующей лексики (при разговоре с иностранцем, с ребенком и.т.п.), упрощение или усложнение грамматической структуры. Аккомодация может быть позитивной (подстраивание под собеседника) или негативной (использование максимально отличного от собеседника стиля).

 

Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций.

Методы межкультурных исследований:

семиотические методы предполагают рассмотрение культуры как знаковой системы.

лингвистические антропологические, полевое психо-культурное исследование

этнографические - наблюдение, описание деятельности людей в реальных жизненых условиях, рефлексия собственного опыта.

социологические – анкетирование определенных групп, анализ статистических данных.

кросскультурный анализ - сравнительный метод исследования культур, опирающийся на положения о существовании универсальных культурных моделей (паттернов).
Существует несколько методов изучения культурных систем. К ним относятся:

1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека.

2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения. Благодаря этому интеллектуальная и эмоциональная энергия участников процесса обучения направляется на анализ и оценку этих ситуаций.

3. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе

4. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов, структурированных наблюдений и тестов.

5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и результатов исходя из различных точек зрения и аспектов.

 

 

Социокультурные, политические и экономические условия становления теории и практики межкультурной коммуникации как научной области во второй половине XX в.: мультикультурализм, НТР, миграция, экономическая глобализация.

1. Рост масштабов межэтнического и межкультурного взаимодействия как массового явления, усиление общемировых миграционных процессов.

Доминирующим принципом мультикультурализма является признание равенства между культурами, составляющими единый организм общества, а стратегия мультикультурализма рассчитана на достижение толерантного отношения между этническими группами в государствах с полиэтническим составом.

2. Научно-техническая революция в сфере информатики и коммуникационных средств, переход в информационный этап развития человечества.

Развитие технологий делает необратимым сближение культур. Развитие разнообразных каналов общения создает отдельные персоны для каждого человека в зависимости от среды, так называемые «перформативные идентичности».

3. Глобализация культуры и культурная диффузия.

Впервые термин глобализация был предложен в 1983 году применительно к экономике. Под ним понимался феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых ТНК(транснациональная корпорация)

Глобализация культуры – это ускорение интеграции наций и культур в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, экономических связей, СМИ, формированием транснациональных корпораций и единого мирового рынка. Отрицательные последствия глобализации: потеря культурной самобытности, угроза ассимиляции, формирование унифицированного культурного стандарта. Положительные стороны глобализации: культура – это открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, для своего развития она (культура) как всякая открытая система должна обмениваться энергией (информацией) с окружающей средой. С помощью глобализации осуществляется процесс обмена ценной этнокультурной, политической информацией, символами и знаниями, мыслями, и чувствами, социальным и нравственным опытом различных культур. Общение и познание способствует сближению народов и такому взаимообогащению культур, которое раньше было просто неосуществимо.



Просмотров 3589

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!