Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Этнопсихология и ее вклад в развитие теории межкультурной коммуникации (Р.Бенедикт)



Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009.

До начала XX в. культурные антропологи изучали культуру как таковую и лишь в первой половине XX века предметом изучения культурных антропологов стало взаимодействие личности и культуры. Данное направление получило название психологической антропологии, к нему принадлежали следующие ученые: М.Мид, Р.Бенедикт, Клайд Клакхон, Абрам Кардинер и др.

Р.Бенедикт положила началоэтнопсихологическому изучению культур (20-30-е годы XX века). Основная идея этнопсихологии состояла в том, что каждой культуре присущ специфический тип личности, в котором выделялась некая доминантная модель поведения или определяющая психологическая черта. На основе изучения традиционных культур Р.Бенедикт выделяла аполлоновский тип (подчинение индивидов традициям группы, отказ от экстремально-эмоциональных проявлений характера, воспитание терпимости, умения сотрудничать), дионисийский тип (индивидуализм, частое применение насилия), и параноидный тип (конфликтность, подозрительность, враждебность). Данная концепция стала основой исследования национальных и культурных особенностей «Я» в различных странах (национальный характер, менталитет, анекдоты).

Психологическая антропология, этнопсихология внесла и продолжает вносить большой вклад в межкультурные исследования. Основными особенностями этого направления являются: идея равноправия культур в их ценности для человечества; признание единства человеческого рода; критика тезиса о «высших» и «низших» культурах; развитие специфического типа личности, отражающего ту или иную культуру, использование принципов межкультурного сравнения в исследованиях.

 

11. Кросскультурная психология и ее вклад в развитие межкультурной коммуникации (К.Леви-Стросс, М.Коул).

Кросскультурная психология – дисциплина, изучающая разнообразие типов мышления в культурах, роль культуры и культурных факторов в психической жизни человека, влияние культуры на восприятие, память, мышление, интерпретацию и категоризацию действительности.

Первыми исследованиями этой области были работы Люсьена Леви-Брюля о первобытном мышлении. Он показал, что мышление адекватно тем практическим задачам, которые решает индивид в рамках той или иной культуры. Если в культуре нет форм деятельности, требующих абстрактного мышления, то последнее и не формируется. Исследования особенностей мышления в середине 50-х гг. XX в. М.Коулом, С.Скрибнером, Дж.Гликом и др. объясняли культурно-обусловленное разнообразие типов мышления особенностями экологических, ландшафтно-пространственных условий, различным уровнем сложности культурных систем, разнообразием ценностных установок и верований.

На развитие этнопсихологических взглядов оказали влияние и идеи К. Леви-Строса французского этнографа и социолога. Главным направлением творчества Леви-Строса был анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивиду­ального сознания, на примере исследования первобытных об­ществ Южной и Северной Америки. По его мнению, культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает при­мерно одинаковым набором признаков в различных национальных общностях.
Соотношение между сосуществующими современными обществами — индуст­риально развитыми и «примитивными» — он назвал соотноше­нием «горячих» и «холодных» обществ: первые стремятся произ­водить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые — ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и схожих условий существования. Однако, по его мнению, чело­века нового и древнего, развитого и «примитивного» объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования челове­ческого разума.

Майкл Д. Коул— американский профессор коммуникации и психологии. Согласно теории М. Коула, психика создаётся и должна изучаться в коммуникации. Культура по мысли М. Коула — это «история в настоящем». Мы — люди, от рождения до смерти живём в мире людей и вещей, созданных в процессе человеческой деятельности. Именно поэтому нельзя трактовать опыт как нечто, происходящее внутри тела или души отдельного человека. Способность развиваться в культурной среде и обеспечивать её воспроизводство — это то, что отличает вид человеческий от других видов.

 

12. Этапы становления теории МК в середине XX века. Основные персоналии и направления исследований.

1946 г. - создание в США института дипломатической службы (Foreign Service Institute),

1954 г. - дата рождения межкультурной коммуникации как академической дисциплины (книга Э. Холла и Д. Трагера «Culture as Communication» («Культура как коммуникация»).

1960-70-е гг. - исследования аксиологического аспекта межкультурной коммуникации (Ф.Клакхон, Т.Стродбек, Р.Оливер).

1966 г. - открытие первого курса по межкультурной коммуникации (университет Питтсбурга).

1970-е гг.- выпуск журналов, посвященных межкультурной коммуникации, образование научных ассоциаций: (Ассоциация коммуникативного общения (The Speech Сommunication Association), Международная коммуникативная ассоциация (The International Communication Association), Общество межкультурного тренинга, образования и исследований (The Society for Intercultural Training, Education and Research).

1980-90-е гг. - становление теории межкультурной коммуникации (Е.Стюарт, У. Гадикунст, К. Клакхон, Л.Самовар, Р.Портер, Дж.Мартин, Т.Накаяма, Дж. Филипсен, Д. Хаймс, Дж. Кондон и др.), формирование ее основных научных направлений: философия МК, взаимосвязь языка, мышления и культуры, вербальный и невербальный аспекты МК, ценностные основания МК, культурный конфликт, формирование межкультурной компетенции, развитие поликультурной идентичности.

 

 

13. Коммуникация, ее виды, каналы и функции.

Коммуникация – это обмен значениями между индивидами через общую состему символов, языковых знаков.

Общение людей осуществляется с помощью:

1.Вербальная коммуникация - взаимодействие людей с помощью речи. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций и тд

2.Письменная коммуникация сегодня считается единицей, как вербальной, так и не вербальной сферы. Она реализуется через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, в процессе чтения книг.

3.Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. К нему относятся одежда, осанка, жесты, мимика, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими.

Функции :Из модели Якобсона Р.О. вытекают шесть функций:

1.эмотивная,- Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации

2. конативная,- Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение)

3. референтивная, Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения - внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса.

4. поэтическая,- Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации(например Изображение игры света на картине.)

5. фатическая,- Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации(например радиопозывные)

6. метаязыковая. - Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса(например объяснение правил учителем)

     

Канал коммуникации - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты). Каналом передачи может выступать сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.

Барьерами в коммуникации могут стать: сложная иерархическая структура в организации; исходная информация, если она плохо организована, закодирована.;язык и культура , обычаи и традиции.

Основные виды коммуникации1) По субъекту и средствам коммуникации:1.Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.

2.Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Организационные коммуникации подразделяются на две большие группы:

I. Внешние коммуникации - представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой: средства массовой информации, органы государственного регулирования, поставщики и потребители, ближайшие соседи и т.п.

II. Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями.

2) По каналам общения:1.Формальные коммуникации - определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

2.Неформальные коммуникации - это те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов.

3)По организационному признаку:1.Вертикальные коммуникации - это обмен информацией между иерархическими уровнями организации

2.Горизонтальные коммуникации - между различными отделами. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий.

4) По направленности общения:1.Нисходяще - используется руководителем для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимание, предложить варианты обратной связи по результатам работы. 2.Восходящие - восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством



Просмотров 2661

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!