![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этнопсихология и ее вклад в развитие теории межкультурной коммуникации (Р.Бенедикт)
Воловикова М.Л. Теория и практика межкультурного общения (модульное учебное пособие для студентов языковых факультетов вузов). – Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2009. До начала XX в. культурные антропологи изучали культуру как таковую и лишь в первой половине XX века предметом изучения культурных антропологов стало взаимодействие личности и культуры. Данное направление получило название психологической антропологии, к нему принадлежали следующие ученые: М.Мид, Р.Бенедикт, Клайд Клакхон, Абрам Кардинер и др. Р.Бенедикт положила началоэтнопсихологическому изучению культур (20-30-е годы XX века). Основная идея этнопсихологии состояла в том, что каждой культуре присущ специфический тип личности, в котором выделялась некая доминантная модель поведения или определяющая психологическая черта. На основе изучения традиционных культур Р.Бенедикт выделяла аполлоновский тип (подчинение индивидов традициям группы, отказ от экстремально-эмоциональных проявлений характера, воспитание терпимости, умения сотрудничать), дионисийский тип (индивидуализм, частое применение насилия), и параноидный тип (конфликтность, подозрительность, враждебность). Данная концепция стала основой исследования национальных и культурных особенностей «Я» в различных странах (национальный характер, менталитет, анекдоты). Психологическая антропология, этнопсихология внесла и продолжает вносить большой вклад в межкультурные исследования. Основными особенностями этого направления являются: идея равноправия культур в их ценности для человечества; признание единства человеческого рода; критика тезиса о «высших» и «низших» культурах; развитие специфического типа личности, отражающего ту или иную культуру, использование принципов межкультурного сравнения в исследованиях.
11. Кросскультурная психология и ее вклад в развитие межкультурной коммуникации (К.Леви-Стросс, М.Коул). Кросскультурная психология – дисциплина, изучающая разнообразие типов мышления в культурах, роль культуры и культурных факторов в психической жизни человека, влияние культуры на восприятие, память, мышление, интерпретацию и категоризацию действительности. Первыми исследованиями этой области были работы Люсьена Леви-Брюля о первобытном мышлении. Он показал, что мышление адекватно тем практическим задачам, которые решает индивид в рамках той или иной культуры. Если в культуре нет форм деятельности, требующих абстрактного мышления, то последнее и не формируется. Исследования особенностей мышления в середине 50-х гг. XX в. М.Коулом, С.Скрибнером, Дж.Гликом и др. объясняли культурно-обусловленное разнообразие типов мышления особенностями экологических, ландшафтно-пространственных условий, различным уровнем сложности культурных систем, разнообразием ценностных установок и верований. На развитие этнопсихологических взглядов оказали влияние и идеи К. Леви-Строса французского этнографа и социолога. Главным направлением творчества Леви-Строса был анализ структур жизни и мышления, не зависящих от индивидуального сознания, на примере исследования первобытных обществ Южной и Северной Америки. По его мнению, культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в различных национальных общностях. Майкл Д. Коул— американский профессор коммуникации и психологии. Согласно теории М. Коула, психика создаётся и должна изучаться в коммуникации. Культура по мысли М. Коула — это «история в настоящем». Мы — люди, от рождения до смерти живём в мире людей и вещей, созданных в процессе человеческой деятельности. Именно поэтому нельзя трактовать опыт как нечто, происходящее внутри тела или души отдельного человека. Способность развиваться в культурной среде и обеспечивать её воспроизводство — это то, что отличает вид человеческий от других видов.
12. Этапы становления теории МК в середине XX века. Основные персоналии и направления исследований. 1946 г. - создание в США института дипломатической службы (Foreign Service Institute), 1954 г. - дата рождения межкультурной коммуникации как академической дисциплины (книга Э. Холла и Д. Трагера «Culture as Communication» («Культура как коммуникация»). 1960-70-е гг. - исследования аксиологического аспекта межкультурной коммуникации (Ф.Клакхон, Т.Стродбек, Р.Оливер). 1966 г. - открытие первого курса по межкультурной коммуникации (университет Питтсбурга). 1970-е гг.- выпуск журналов, посвященных межкультурной коммуникации, образование научных ассоциаций: (Ассоциация коммуникативного общения (The Speech Сommunication Association), Международная коммуникативная ассоциация (The International Communication Association), Общество межкультурного тренинга, образования и исследований (The Society for Intercultural Training, Education and Research). 1980-90-е гг. - становление теории межкультурной коммуникации (Е.Стюарт, У. Гадикунст, К. Клакхон, Л.Самовар, Р.Портер, Дж.Мартин, Т.Накаяма, Дж. Филипсен, Д. Хаймс, Дж. Кондон и др.), формирование ее основных научных направлений: философия МК, взаимосвязь языка, мышления и культуры, вербальный и невербальный аспекты МК, ценностные основания МК, культурный конфликт, формирование межкультурной компетенции, развитие поликультурной идентичности.
13. Коммуникация, ее виды, каналы и функции. Коммуникация – это обмен значениями между индивидами через общую состему символов, языковых знаков. Общение людей осуществляется с помощью: 1.Вербальная коммуникация - взаимодействие людей с помощью речи. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций и тд 2.Письменная коммуникация сегодня считается единицей, как вербальной, так и не вербальной сферы. Она реализуется через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, в процессе чтения книг. 3.Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. К нему относятся одежда, осанка, жесты, мимика, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Функции :Из модели Якобсона Р.О. вытекают шесть функций: 1.эмотивная,- Адресант непосредственно выражает свое отношение к теме и ситуации 2. конативная,- Внимание сосредоточено на адресате (обращения и императивы, привлечение внимания, побуждение) 3. референтивная, Фокусировка на самом сообщении и ради сообщения - внимание сосредоточено на объекте, теме, содержании дискурса. 4. поэтическая,- Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации(например Изображение игры света на картине.) 5. фатическая,- Использование коммуникативной системы для начала, поддержания и окончания общения, фокусировка на контактном элементе ситуации(например радиопозывные) 6. метаязыковая. - Сосредоточение внимания на самом коде; теория языка и коммуникации представляют собой метаязык для описания коммуникативного процесса(например объяснение правил учителем) Канал коммуникации - средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты). Каналом передачи может выступать сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании. Барьерами в коммуникации могут стать: сложная иерархическая структура в организации; исходная информация, если она плохо организована, закодирована.;язык и культура , обычаи и традиции. Основные виды коммуникации1) По субъекту и средствам коммуникации:1.Межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения. 2.Организационные коммуникации - это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах. Организационные коммуникации подразделяются на две большие группы: I. Внешние коммуникации - представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой: средства массовой информации, органы государственного регулирования, поставщики и потребители, ближайшие соседи и т.п. II. Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. 2) По каналам общения:1.Формальные коммуникации - определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. 2.Неформальные коммуникации - это те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов. Канал неформальных коммуникаций - это канал распространения слухов. 3)По организационному признаку:1.Вертикальные коммуникации - это обмен информацией между иерархическими уровнями организации 2.Горизонтальные коммуникации - между различными отделами. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. 4) По направленности общения:1.Нисходяще - используется руководителем для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимание, предложить варианты обратной связи по результатам работы. 2.Восходящие - восходящая информация в организациях перемещается от более низкого к более высокому уровню. Она используется для обратной связи подчиненных с руководством
![]() |