Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ясафат Кунцэвіч. Яго ацэнкі ў беларускай гістарыяграфіі



 

Кунцевич (Кунчиц)Ян Иосафат(около 1580, г. Владимир Волынский – 12.XI..1623, г.Витебск, был похоронен в Полоцке) – базилианин, полоцкий униатский архиепископ, мученик, святой, который оказал своей деятельностью и смертью большое влияние на жизнь униатской церкви в ХVII в. Происходит из семьи горожан. Сын Гавриила, городского лавника, и Марии. При крещении получил имя Ян. Иосафат – монашеское имя. Начальное образование получил в школе при кафедральным соборе во Владимире. Это были азы чтения и письма на польском и «руском» языках, знание псалтири и литургического пения. Знал латинский алфавит, но латине никогда не научился. Хорошо знал «руский» и польский языки. Родители готовили его к купеческой карьере, для чего послали в Вильню под опеку виленского купца и заместителя бурмистра Иацента (Jacentego) Поповича, у которого он начал купеческую практику (работал продавцом в магазине). Больше чем другие города ВКЛ Вильня чувствовала тогда религиозный разрыв. Здесь Ян Кунцевич столкнулся с проблемой православия и унии. Религиозные проблемы интересовали его больше, чем купеческие. В Вильне он познакомился и подружил с выдающимися и образованными людьми: греческим ученым Петром Аркудием, в 1603 г. – с выпускником Греческой коллегии в Риме И.В.Рутским, с иезуитами-профессорами Виленской академии, которые оказали большое влияние на его внутреннее развитие, помогли компенсировать слабое образование, полученное на родине.

В 1604 г. под влиянием своих опекунов был принят в базилианский орден под именем Иосафата. Акт посвящения выполнил сам митрополит Ипатий Потей. Кунцевич был назначен дьяконом: пел псалмы, звонил в колокола, убирал в церкви, выполнял домашния работы. Свободное время отдавал науке под частным руководством профессоров академии. Вероятно, учился основам теологии и и философии в школе при Троицком монастыре. Учился также церковнославянскому языку и литургии. Много читал, интересовался полемической литературой. Тогда же сам начал делать первые пробы пера. Его первое полемическое произведение „О фалшованю писм словенских” (около 1611-1613) показало хорошую ориентацию автора в литературе, хорошее знание теологии и церковной истории. В атмосфере нарастающих конфликтов между униатами и православием проявил себя сторонником Брестской церковной унии и автором 7 коротких полемических трактатов, большинство из которых не сохранилось.

В 1609 г. был рукоположен в священники и назначен архимандритом И.Рутским руководителем новициата при монастыре св. Троицы. Это было время развития и превращения монастыря в крупный униатский центр и эксперимента по привитию западных монашеских форм на восточнославянской почве. Это встревожило сильные и доминирующие в Вильно православные круги, которые группировались вокруг братства св. Духа, имели поддержку городских властей и решили ликвидировать этот униатский очаг. Открытый конфликт разразился в 1608-1609 г. К Вильне присоединились церкви в Минске, Гродно, Новогрудке. Бунт был предотвращен в 1609 г. благодаря вмешательству короля и канцлера ВКЛ Л.Сапеги. Находясь в огне борьбы, Иасафат несомненно подвергся атаке православных. Но это испытание усилило в нем симпатию к унии и он стал ее горячим поборником. Проповеднический талант, энергичность, строгость образа жизни, знание церковной истории, языка литургии, отдаленность от господствующией тогда латинской культуры облегчали его контакты с православными, которые приводили к их конверсии (перемене веры). Противники назвали его ловцом душ – „душехватом”. Среди других, И.Кунцевичу удалось склонить к унии слонимского маршалка Григория Тризну, который пожертвовал базилианскому ордену 2 дома, из них один – в Бытени; и смоленского каштеляна Яна Мелешку – владетеля Жирович, где при материальной помощи Льва Сапеги был основан базилианский монастырь. Монастыри в Бытени и Жировичах сыграли позже важную роль в истории унии.

С вступлением И.В.Руцкого в должность митрополита (1613) И.Кунцевич стал на его место архимандритом монастыря св. Троицы, который был в то время центром возрождения религиозной и монашеской жизни в униатской церкви и имел 60 монахов. Представляется, что тогда вместо мещанской фамилии Кунчиц (что значит „сын Кунчица”) он стал пользоваться шляхетской фамилией Кунцевич. В 1614-1617 г. вместе с И.Рутским совершил путешествие в Киев. В это же время он склонил к унии новогрудского воеводу Федора Скумина-Тышкевича и полоцкого воеводу Михаила Друцкого-Соколинского. Благодаря многочисленным контактам с „руской” шляхтой ему удалось получить много фундушей, на которые основывал монастыри и школы. В связи с растущим количеством монахов в 1617 г. вместе с новициатом переместился в Бытень (около Слонима). Организация нового центра и учебного учреждения, куда учителями были приглашены иезуиты, стало главной заботой И.Кунцевича. Принимал участие в реорганизации базилианского ордена, начатой И.Рутским в 1617 г.

На первой базилианской конгрегации в Руте (под Новогрудком) в 1617 г. получил королевское назначение на должность епископа-коадьютора в Полоцк. В 1618 г., после смерти своего преемника Г.Брольницкого, стал полоцким архиепископом восточнославянского обряда. Не имея еще 40 лет стал руководителем крупной епархии, которая охватывала почти всю восточную Беларусь. Церковная дисциплина, религиозная жизнь в той епархии были в упадке, а уния имела в ней только незначительные успехи. Руководил ей почти 5 лет. При его дворе находилось до 60 человек: церковный хор, художники и ремесленники, церковные слуги, но сам вел скромную, аскетическую жизнь и того же требовал от подчиненного духовенства. Несмотря на недоверие, с которым к нему здесь сначала отнеслись, с энергией и старательностью, не всегда считаясь с реалиями, приступил к деятельности: реогранизовывал монастыры в духе проводимой реформы монашества, ежегодно проводил епархиальные соборы. Для епархиального духовенства написал на белорусском языке „Правила … для пресвитеров”, переведенные во время беатификационного процесса на латинский язык. Они состояли из 48 поучительно-аскетических и юридических правил. Написал „Конституцию”, излагающую в 9 пунктах церковные наказания для подчиненного ему духовенства. Для малообразованных священников написал на языке, среднем между белорусским и украинским, с сильными польскими и церковнославянскими налетами „Катехизис” с изложением основ веры. Через повышение интеллектуального и морального уровня духовенства намеревался оказать влияние на уровень религиозной жизни верующих. Помогал больным, часто путешествовал, инспектировал церкви. Взялся забирать для униатов некоторые церкви, што находились во владении православных, чем вызвал с их стороны протесты. Выступал с проповедями, полемизировал с православными, что не уменшало к нему неприязни.

Своей энергичной деятельностью содействовал расширению и укреплению позиций Брестской церковной унии, но встретил сопротивление и одпор городов и православных братств. В 1619 г. Могилев закрыл перед И.Кунцевичем свои ворота, куда он прибыл с королевским мандатом, дающим право на перевод православных церквей в унию. Потребовалось вмешательство королевской власти, суда Л.Сапеги, который 22.III.1619 осудил нескольких человек на смерть, чтобы на протяжении 6 месяцев сломать одпор городских властей и склонить их к лояльности и нерпепятствованию пастырской деятельности И.Кунцевича. Такие экзекуции не создавали атмосферы доверия. Митрополит И.Рутский похвалил И.Кунцевича, который за 3 года многое сделал в епархии для унии – в 1621 г. его старанием след «схизмы» здесь почти исчез.

Но при первом испытании результаты его труда дали трещину и стали рассыпаться в песок. Восстановление в 1620 г., при поддержке Турции и Москвы, иерусалимским патриархом Феофаном от имени Константинополя православной иерархии в Речи Посполитой еще более усложнило ситуацию на Беларуси и Украины. Единственными руководителями «русской» церкви здесь были униатские епископы, за которыми стоял авторитет короля, и которых вынуждено было признавать все духовенство. Назначенный Феофаном на Полоцкую архиепархию Мелетий Смотрицкий приступил к организации одпора деятельности И.Кунцевича. Он разослал пастырские листы, в которых представил себя единственным легальным и настоящим пастырем; а И.Кунцевича называл папежником, латинником, отступником восточной церкви. Антагонистом И.Кунцевича стал наиболее способный и образованнейший человек среди духовенства из окружения Феофана. М.Смотрицкий превосходил И.Кунцевича образованием, полученным на Украине, в Вильне и в Германии. Был знаменитым оратором, чудесным писателем и полемистом. За ним стояла поддержка казаков, киевских монахов, всех церковных братств. Началась борьба.

Смотрицкий, названый королевским универсалом изменником, который вопреки королю принял епископскую митру, не осмелился приехать в Полоцк. Он скрылся в церкви св. Духа в Вильне и оттуда высылал своих людей в Полоцк, Могилев, Витебск, Мстиславль, писал полемические брошюры. Было использовано отсутсвие И.Кунцевича, который в 1621 г. вместе с И.Руцким находился на сейме в Варшаве. По возвращении он нашел взбунтовавшимися все города. Имея на своей стороне, кроме части верующих, официальную поддержку государственной власти, И.Кунцевич силой отбирал церкви, занятые православными. Его поступки встретили определенные предостережения из окружения короля и на сейме. Вопрос «успокоения греческой веры» начал занимать все больше места на сеймовых заседаниях. Отобрание церквей в Мстиславле вызвало дискуссию с Львом Сапегой (1622 г.), которая приобрела широкий резонанс. Сапега выступил против методов, применяемых И.Кунцевичем относительно православных. Кунцевич утверждал, что до появления М.Смотрицкого паства была ему послушна, и доказывал, что, защищая имущество своей церкви, он только выполняет обязанности епископа. Использование им светских методов чтобы одолеть противников своей церкви привело к еще большему усилению конфликта. Тем не менее, проблема И.Кунцевича – в оставлении пастыря своей паствой, а не в каком-то терроре.

В то же время, борясь во имя «руского» патриотизма и традиций восточной церкви, М.Смотрицкий и его сторонники не всегда отдавали себе отчет, что они были орудием далекоидущей политики возрождающейся Москвы.

Понимая опасность, И.Кунцевич, тем не менее, объезжал города, стремясь собственным примером удержать народ и духовенство при унии. Во время очередной попытки восстановления своей епископской власти в Витебске был там 12.ХI.1623 убит православными горожанами. Поводом для расправы стал арест службой И.Кунцевича попа, который утром оскорбил владыку. Узнав об этом, Кунцевич приказал его выпустить. Но было поздно – в городе уже ударили в колокола. Сбежалась разъяренная толпа, выбили дверь резиденции. Когда И.Кунцевич вышел навстречу, раздался крик: «Бей, убей папежника. латинника». Люди расправились с епископом, тело осквернили и кинули в Двину. Потом наступило протрезвление.

Это происшествие произвело большое впечатление на все общество. Прежде всего оно обратило внимание общественной мнения на униатскую церковь как на жертву насилия. Пробудились симпатия и заинтересованность унией сената, короля, латинской иерархии, которая до того видела в ней больше вреда, чем пользы; остыло прежнее кипение православных. На непосредственных виновников пали суровые репрессии. Королевский суд во главе с Л.Сапегой наказал смертью 19 организаторов бунта, у города отобраны привилегии (магдебургское право); все церковные колокола, которые звали к выступлению, требовалось переплавить в один колокол для верной И.Кунцевичу кафедральной церкви. Не только суровая кара утихомирила «дизунитов» – они поняли, что таким образом бороться нельзя. Расправа с И.Кунцевичем повлекла за собой мобилизацию на стороне унии и части ее прежних противников. После длительной и драматической внутренней борьбы перешел на ее сторону главный антагонист И.Кунцевича М.Смотрицкий. Убийство И.Кунцевича изменило отношение к унии и дезориентированной донесениями из Речи Посполитой римской курии. Папа Урбан VIII приложил все усилия, чтобы поддержать униатскую церковь. Смерть И.Кунцевича стала поворотным пунктом в истории Брестской церковной унии.

После витебской трагедии по просьбе униатского епископата Конгрегация пропаганды веры в Риме в 1624 г. начала беатификационный и канонизационный процесс. Он проходил в Полоцке. 16.V.1643 папа Урбан VIII объявил И.Кунцевича блаженным. В войне 1654-1667 г., мощи И.Кунцевича оказались под угрозой уничтожения оккупационными войсками и были временно вывезены в Супрасль. В Северной войне их перевозили с места на место (в том числе в Жировичи). Наконец канцлер ВКЛ Кароль Радзивилл поместил их в замковой каплице в Бельске Подлясском. После смерти К.Радзивилла (1711 г.) возник спор из-за реликвий, но они пробыли в замке до 1864 г. Позже их перенесли в местную базилианскую церковь.

Личность и мученическая смерть И.Кунцевича родили огромную гимнографическую и агиографическую литературу, правда, малоисследованную белорусским литературоведением. Его фигура сама принадлежит к первоплановым в проповедническом мастерстве Беларуси и Польши ХVII-XIX в.

В обстановке постоянного военного лихолетья, а затем царского гнета интерес к личности И.Кунцевича возрастал, ширилось его почитание. С его культом связывали преследование униатской церкви царскими властями, его стали считать патроном церковного, национального и гражданского единства. Во время восстания К.Калиновского И.Кунцевич был объявлен патроном антимосковской борьбы, в связи с чем 8.I.1865 Ватикан объявил начало канонизационного процесса и намерение объявить его святым всей католической церкви. Это вызвало атаку со стороны официального Петербурга. Александр II высказал папе Пию IX свое недовольство по этому поводу, к которому присоединил ряд дискредитирующих И.Кунцевича сфальсифицированных документов, в том числе подделанное письмо Л.Сапеги 1622 г., а российская пресса и наспех изданные книжки представляли Иосафата как преступника и ненавистника, преследователя с целью скомпроментировать его и не допустить провозглашения общим святым. В ответ на это французская, немецкая, итальянская пресса разоблачила эти фальшивки и наговоры на Иосафата, а западные ученые (Гвепин, Пелеш, Контиери, Мартин) издали ряд богато документированных трудов в его защиту. Ватиканский собор католических епископов и высшего духовенства со всего света (присутствовало свыше 500 человек) ратифицировал канонизацию. Торжественная церемония канонизации произошла в Ватикане 29.VI.1867 г. и имела международный характер. В ней участвовали и представители белорусско-украинской униатской церкви. Не в силах воспрепятствовать канонизации, Петербург, когда время приглушило международную память об этом акте, приказал спрятать мощи И.Кунцевича. Их сняли с алтаря церкви св. Варвары в Бельске Подлясском и замуровали в подземелье церкви, затирая следы снаружи. Там они находились до 1915 г., когда были выявлены на основании информации одного из свидетелей скрытия. По ходатайничеству униатской иерархии в 1916 г. мощи были перевезены в греко-католическую церковь в Вену, а оттуда в 1949 г. – в Рим, где и теперь хранятся в алтаре св. Василия Великого в соборе св. Павла.

День памяти св. Иосафата – 12 ноября – день его мученической смерти.



Просмотров 608

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!