![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Раздел 1. Тема: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Отношения в сфере образования регулируются нормами административного, гражданского, трудового, земельного, налогового, бюджетного и т.д. законодательства. Совокупность норм законодательства, направленных на регулирование образовательных отношений, обозначается как комплексное образовательное законодательство; как образовательное право (ОП) – совокупность норм поведения, установленных государством или от его имени для урегулирования образовательных правоотношений; как совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения; как отрасль права (совокупность норм права, содержащихся в нормативных актах). Предметом правового регулирования ОП являются соответствующие общественные отношения – образовательные. 1. Предмет правового регулирования ОП:– образовательные правоотношения. Понятия, характеризующие в ФЗ-273 образовательные правоотношения (ст.2): 1) образовательные отношения – совокупность общественных отношений по реализации прав граждан на образования, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ; 2) отношения в сфере образования – образовательные отношения + общественные отношения, связанные с образовательными отношениями; 3) общественные отношения, связанные с образов отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование – отношения по финансовому обеспечению, созданию, реорганизации, ликвидации образовательных организаций и др. 2. Субъекты образовательных правоотношений: – физические лица, наделённые взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования + юридические лица. Понятия, характеризующие в ФЗ- 273 субъектный состав образовательных правоотношений: 1) участники образовательных отношений – а) обучающиеся и родители несовершеннолетних обучающихся; б) педагогические работники и их представители; в) организации, осуществляющие образовательную деятельность; 2) участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений + федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления + работодатели и их объединения; Понятия, характеризующие организации, осуществляющие образовательную деятельность: 1) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации + организации, осуществляющие обучение + индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность; 3) организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности 3. Объект образовательных правоотношений – действия всех субъектов образовательных правоотношений, обеспечивающие новые качества и свойства обучающихся в результате освоения образовательных программ. 4. Принципы образовательного права в РФ ( принципы отрасли права согласуются с конституционно-правовыми нормами ): 1) общедоступность образования; 2) общеобязательность основного общего образования; 3) бесплатность дошкольного, основного общего, среднего профессионального и на конкурсной основе высшего профессионального образования; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) светский характер образования. 5. Источники образовательного права –формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу образовательно-правовые нормы: нормативные документы и договоры, содержащие общезначимые нормы, регулирующие отношения в области образования, включающие: 1) международно-правовые акты, договоры и соглашения (Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах – ст. 13, 1966 г., Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, 1960 г.; Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989 г.; Болонская декларация, 1999 г. и др.); 2)внутригосударственные нормативно-правовые акты РФ:Конституция РФ, 1993 г.(ст. 43); Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 г.; ФГОСы; Трудовой Кодекс РФ; Гражданский Кодекс РФ и др 6. Основные образовательно-правовые понятия: образование, конституционное право на образование, доступность образования, светский характер образования, образовательная деятельность, образовательные отношения, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, обучающийся, образовательная организация, педагогический работник, уровень образования, формы получения образования, формы обучения, виды образования, типы образовательных организаций, общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение, качество образования, документы об образовании, лицензирование, государственная и общественная аккредитация образовательной деятельности. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование; 2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ; 3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования; 4) определение правового положения участников отношений в сфере образования. Субъектами образовательных правоотношений являются, прежде всего, их непосредственные участники – обучающиеся (и родители несовершеннолетних), педагогические работники и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Характерной особенностью образовательных отношений является их трехсторонность: правоотношения, связывающие педагога и обучающегося, возникают только при участии образовательного учреждения. В качестве объекта образовательных правоотношений выступают действия субъектов, обеспечивающие новые качества и свойства обучающихся в результате освоения образовательных программ. К основным методам правового регулирования образовательных отношений относят совокупность приемов и средств, с помощью которых регулируется поведение их участников: правовое положение субъектов; юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Правовое положение субъектов образовательных отношенийопределяется всеобщностью и обязательностью среднего образования для всех граждан РФ и правом граждан на получение иных видов и форм образования. Особенности правового положения образовательных учреждений: они реализуют государственные образовательные стандарты и образовательные программы, что закрепляется юридически. Новое законодательство, помимо традиционных образовательных институтов, включило в круг организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальных предпринимателей. Педагогический работник, в силу выполнения им воспитательной роли связан в своих действиях нормами профессиональной этики и может быть уволен с работы в связи с их нарушением. Наибольшим своеобразием отличается правовое положение обучающегося: его правовой статус зависит от возраста; состояния здоровья; от его поведения: подростки с девиантным поведением обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Особенности юридических фактов ОП проистекают из особой природы образовательных отношений. Большинство юридических фактов выступает в форме документов, удостоверяющих личностные качества: свидетельство о рождении ребенка – возраст, заключение психолого-педагогической комиссии – адаптационные способности ребенка к социальной жизни, медико-педагогической комиссии – здоровье ребенка, аттестат об окончании средней школы – уровень образования. Образовательное право может быть представлено совокупностью шести принципов (общих положений, которые имеют обязательное значение и подлежит применению при регулировании образовательных отношений: 1) общедоступность образования; 2) обязательность основного общего образования; 3) бесплатность общего, среднего профессионального и на конкурсной основе – высшего; 4) государственная социальная помощь обучающимся; 5) свобода и плюрализм в образовании (право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям); 6) светский характер образования. Эти принципы вытекают из содержания конституционного права граждан на образование в РФ. Тема 2. Содержание конституционного права граждан на образование и гарантии его реализации. Под образованием в ФЗ №273 понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Ст.43 Конституции РФ признает за каждым право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Нормы ст. 43 Конституции в полной мере отвечают нормам международного права, в частности ст. 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого ООН 16 декабря 1966 года: право каждого человека на образование; начальное образование должно быть бесплатным и обязательным для всех, стремиться к введению бесплатного среднего образования во всех его формах, включая профессионально-техническое образование; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. В Конституции РФ право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Оно существует прежде норм Конституции и других юридических норм, которые это право признают и защищают. Однако право на образование (в отличие, например, от права на жизнь, здоровье, свободу) может быть признано за человеком лишь на определенном этапе развития общества (накопление и систематизация достаточного массива знаний) и при наличии соответствующего потенциала государства, который позволял бы создавать систему образовательных организаций. При этом Конституция может безусловно гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения и даже способностей, вправе получать любое образование. Но: это не означает, что конкретный человек получит не только надлежащее образование, но и минимально необходимое для занятия определенной деятельностью – по причине отсутствия у него способностей или средств для получения такого образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения. В этих целях: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности (показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте); 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Тема 3. Стратегия развития системы образования РФ.Образовательная стратегия (стратегия развития образования) – концепция, заложенная в основу образовательной политики, определяющая основные направления и принципы развития системы образования как социального института. Формируется исходя из доминирующих социальных и культурных ценностей, представлений о целях развития общества, экономики, науки, технологии, культуры и понимании роли образования в их достижении. Стратегию развития образования определяет образовательная политика – совокупность замыслов и действий всех заинтересованных субъектов (государство, общество, личность) по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или отдельных её подсистем. Образовательная политика складывается из: содержания господствующих идей (ценностно-смысловые и целевые аспекты) образования, характера образовательного законодательства и выдвигаемых законодательных инициатив, направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности в области образования. Ведущей идеей и главной задачей российской образовательной политики является модернизация образования, обеспечение его современного качества в соответствии с перспективными потребностями личности, общества, государства. На данном этапе развития общества образовательную стратегию определяет государственная политика в области образования – деятельность, осуществляемая с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определённых стратегических целей и разрешения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, постановлений правительства, международных программ, договоров и др. актов, путём привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для её поддержки. Государство осуществляет конституционные гарантии на образование через основные функции государственной политики в сфере образования: консолидирующую, ценностно-ориентирующую, обеспечение государственной безопасности. В РФ гос. политику в сфере образования уполномочено осуществлять Министерство образования и науки РФ. Стратегия развития российского образования осуществляется сегодня по 3 основным направлениям: 1) защита прав детей, развитие системы воспитания и социализации детей и молодёжи; 2) модернизация образования – приведение системы образования и образовательной деятельности к текущим и опережающим требования жизни с целью создания условий для устойчивого развития; 3) развитие науки и технологий. Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы. Организационной основой и основными инструментами реализации выступили Федеральная целевая программа развития образования, федеральная целевая программа "Русский язык", федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования. Модернизация системы дошкольного, общего, дополнительного и высшего образования законодательное выражение нашла в ФЗ №273"Об образовании в Российской Федерации" (2012г.). Ведущими стимулами системных изменений в образовании стали: 1) выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования – и 2) внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат. Реформы осуществлялись на основе конкурсной финансовой поддержки проектов модернизации образования в регионах по принципу "деньги в обмен на обязательства". В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования, основные направления которой были определены в 2000-е годы: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме); общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная отчетность образовательных организаций. Однако эти меры по модернизации не привели к повышению качества образования в соответствии с новыми требованиями. Приоритеты государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р); Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р); Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. N 537); Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р); Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 1760-р; План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р ("О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"); Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61); Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" и др. Приоритеты гос. политики на современном этапе развития образования формулирются в гос. проектах и программах. Миссия образования рассматривается в них как реализация каждым гражданином своего позитивного потенциала, и в конечном итоге – как социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность образования. Задачи доступности были слабо решены в дошкольном образовании. Поэтому 1 приоритетом в прошедшие пять летстало обеспечение доступности дошкольного образования. 2 системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях. Речь идет об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики; о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. Поэтому актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании, определение того, какие знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. 3 приоритетом становится развитие сферы непрерывного образования, включающей вариативные формы получения образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Отсюда традиционные институты образованиясегодня дополняются растущими секторами дополнительного образования детей и взрослых, корпоративной подготовки, современными средами самообразования, т.е. изменяетсявся среда образования и социализации человека. В связи с этим приоритетна модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих обучающихся, их семьи, родительской общественности, работодателей. 4 приоритетом является укрепление единства образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием).
Вспомогательный материал 2
![]() |