![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особую роль приобретает сегодня комплекс документов и мероприятий, получивших название «Болонский процесс»
Первый период (1957–1982 гг.) взял свое начало после Римского договора 1957г. Конференция министров образования в 1971г. уже обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного (в РФ этот уровень охватывает полное среднее образование) и высшего образования; создание европейского центра развития образования; учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования. В 1976г. состоялась презентация Программы действий, содержащей шесть пунктов: Доступ в высшую школу; Признание дипломов; Общие программы обучения; Короткие образовательные программы; Информационная политика; Европейский университетский институт Второй период приходится на 1983–1992 гг. В продолжение его уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза и прежде всего ее правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах. Хартия университетов (1988, Болонья, Италия). В Хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. К основным принципам отнесены: автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований; независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; тесная связь преподавания и научных исследований; достижения на этой основе соответствия потребностям экономики и общества; свобода исследований, преподавания и обучения; выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов; отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентами, мотивированными к их освоению; охранение ценностей европейского гуманизма; реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур. В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов требуются: – наличие средств, отвечающих современным запросам; – отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности; – предоставление студентам гарантий (с учетом специфики обстоятельств) необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей; – развитие современных научных проектов между европейскими университетами; – стимулирование мобильности преподавателей и студентов; – достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным особенностям и беспристрастном отношении к ним.
Третий период связывался с подписанием Маастрихстского договора (1992 г.). В это время усиливается звучание идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны-члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества (свободное перемещение, выдвижение своей кандидатуры на выборах в коммунальные органы и т.п.). Белая Книга 1995 г.«Учение и учеба: развитие обучающегося общества» концентрировалась на трех признанных в Европейском Сообществе факторах влияния: информационное общество; интернационализация; научный и технический мир. Эта общность факторов побудила к выработке направлений согласованной образовательной политики, охватывающей: – содействие производству знаний; – сближение образования и экономики; – усиление роли образования как второго шанса личности; – освоение выпускниками по меньшей мере трех европейских языков; – утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование. Таким образом, Болонский процесс начинался задолго до подписания Болонской декларации в лоне процессов европейской экономической и политической интеграции. Болонская декларация – одновременно и результат предшествующих ей инициатив, и стимулятор процесса реформирования высшего образования. Роль европейских университетов видится в том, чтобы они стали носителями европейского стиля и европейского сознания. Именно здесь кроются истоки курса на формирование единого общеевропейского пространства высшего образования и сближение его моделей. Сорбонская декларация. 25 мая 1998 г. четыре министра (Франция, Италия, Великобритания, Германия) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Ее главными тезисами стали: – формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы; – международное признание и международный потенциал систем высшего образования непосредственно связан с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; – ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признаний; – использование системы кредитов (ECTS); – международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр); – предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме; – подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности; – подтверждение Лиссабонской конвенции (Лиссабон, 1997) определение основных терминов (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ); оценка (индивидуальных квалификаций); полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация (квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию); признание; требования (общие требования; особые требования); определение компетенции государственных органов; основных принципов, относящихся к оценке квалификаций; признании квалификаций, дающих доступ к высшему образованию; признании периодов обучения; признании квалификаций высшего образования; признании квалификаций, обладателями которых являются беженцы, перемещенные лица и лица, находящиеся в положении беженцев; – информации об оценке высших учебных заведений и программ; – поиск путей ратификации полученных знаний и изыскание оптимальных возможностей для признания дипломов и ученых степеней; – стимулирование процесса выработки единых рекомендаций с целью достижения внешних признаний дипломов и квалификаций и трудоустраиваемости выпускников; – формирование европейского пространства высшего образования; – сближение общих структур выдаваемых дипломов и циклов (ступеней, этапов, уровней, ярусов) обучения; – консолидация позиции, занимаемой Европой в мире, путем постоянного усовершенствования и обновления образования, доступного всем гражданам Евросоюза. Под Болонской декларацией (1999, Болонья, Италия) поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество. Очевидно, что Болонская декларация – документ европейского значения. Она исходит из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно: – процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза придает ему новые горизонты; – это в свою очередь выдвигает императив укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; – высшее образование призвано стать адекватным вызовам нового тысячелетия и содействовать воспитанию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному партнерству – на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом. Декларацией предусматривается: – использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования); – введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного; доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа (бакалавриат), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации; – принятие системы кредитов (зачетных единиц) как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями; – стимулирование академической мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей; – развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий; усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.
![]() |