Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особую роль приобретает сегодня комплекс документов и мероприятий, получивших название «Болонский процесс»



Первый период (1957–1982 гг.) взял свое начало после Римского договора 1957г. Конференция министров образования в 1971г. уже обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: взаимное признание дипломов; обоснование идеи формирования европейского университета; кооперация вторичного (в РФ этот уровень охватывает полное среднее образование) и высшего образования; создание европейского центра развития образования; учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования. В 1976г. состоялась презентация Программы действий, содержащей шесть пунктов: Доступ в высшую школу; Признание дипломов; Общие программы обучения; Короткие образовательные программы; Информационная политика; Европейский университетский институт

Второй период приходится на 1983–1992 гг. В продолжение его уточнялись цели, задачи и проблемы кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза и прежде всего ее правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах.

Хартия университетов (1988, Болонья, Италия). В Хартии подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. К основным принципам отнесены: автономность университетов, выполняющих функцию критического осмысления действительности для целей распространения культуры путем преподавания и научных исследований; независимость университетов от политических, экономических и идеологических властей; тесная связь преподавания и научных исследований; достижения на этой основе соответствия потребностям экономики и общества; свобода исследований, преподавания и обучения; выполнение своей миссии при соблюдении требований свободы с обеих сторон: власти и университетов; отторжение нетерпимости и поддержание диалога, превращение университетов в место встречи преподавателей, способных к передаче знаний и их углублению, и студентами, мотивированными к их освоению; охранение ценностей европейского гуманизма; реализация основных задач в части достижения универсальных знаний вне географических и политических границ, взаимное познание и взаимодействие различных культур.

В качестве инструментов осуществления названных целей-принципов требуются:

– наличие средств, отвечающих современным запросам;

– отбор профессорского состава и наделение преподавателей статусом в соответствии с принципом единства педагогической и научно-исследовательской деятельности;

– предоставление студентам гарантий (с учетом специфики обстоятельств) необходимых свобод и условий для достижения ими культурных и образовательных целей;

– развитие современных научных проектов между европейскими университетами;

– стимулирование мобильности преподавателей и студентов;

– достижение равнозначности дипломов, квалификаций, степеней, экзаменов и стипендий при безусловном уважении к национальным осо­бенностям и беспристрастном отношении к ним.

 

Третий период связывался с подписанием Маастрихстского договора (1992 г.). В это время усиливается звучание идеи о европейском гражданстве, согласно которой каждый гражданин страны-члена Евросоюза имеет гражданские права этого сообщества (свободное перемещение, выдвижение своей кандидатуры на выборах в коммунальные органы и т.п.).

Белая Книга 1995 г.«Учение и учеба: развитие обучающегося общества» концентрировалась на трех признанных в Европейском Сообществе факторах влияния: информационное общество; интернационализация; научный и технический мир. Эта общность факторов побудила к выработке направлений согласованной образовательной политики, охватывающей:

– содействие производству знаний;

– сближение образования и экономики;

– усиление роли образования как второго шанса личности;

– освоение выпускниками по меньшей мере трех европейских языков;

– утверждение равной полезности инвестиций в экономику и образование.

Таким образом, Болонский процесс начинался задолго до подписания Болонской декларации в лоне процессов европейской экономической и политической интеграции. Болонская декларация – одновременно и результат предшествующих ей инициатив, и стимулятор процесса реформирования высшего образования. Роль европейских университетов видится в том, чтобы они стали носителями европейского стиля и европейского сознания. Именно здесь кроются истоки курса на формирование единого общеевропейского пространства высшего образования и сближение его моделей.

Сорбонская декларация. 25 мая 1998 г. четыре министра (Франция, Италия, Великобритания, Германия) подписали в Париже (Сорбонна) совместную декларацию, направленную на гармонизацию национальных систем высшего образования. Ее главными тезисами стали:

– формирование открытого европейского пространства в сфере высшей школы;

– международное признание и международный потенциал систем высшего образования непосредственно связан с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций;

– ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признаний;

– использование системы кредитов (ECTS);

– международное признание первой ступени высшего образования (бакалавр);

– предоставление выпускникам первой ступени права выбора продолжения обучения с целью получения диплома магистра (более короткий путь) или доктора (длинный путь) в последовательном режиме;

– подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности;

– подтверждение Лиссабонской конвенции (Лиссабон, 1997) определение основных терминов (доступ; прием; оценка высших учебных заведений и программ); оценка (индивидуальных квалификаций); полномочный орган по вопросам признания; высшее образование; высшее учебное заведение; программа высшего образования; период обучения; квалификация (квалификация высшего образования; квалификация, дающая доступ к высшему образованию); признание; требования (общие требования; особые требования); определение компетенции государственных органов; основных принципов, относящихся к оценке квалификаций; признании квалификаций, дающих доступ к высшему образованию; признании периодов обучения; признании квалификаций высшего образования; признании квалификаций, обладателями которых являются беженцы, перемещенные лица и лица, находящиеся в положении беженцев;

– информации об оценке высших учебных заведений и программ;

– поиск путей ратификации полученных знаний и изыскание оптимальных возможностей для признания дипломов и ученых степеней;

– стимулирование процесса выработки единых рекомендаций с целью достижения внешних признаний дипломов и квалификаций и трудоустраиваемости выпускников;

– формирование европейского пространства высшего образования;

– сближение общих структур выдаваемых дипломов и циклов (ступеней, этапов, уровней, ярусов) обучения;

– консолидация позиции, занимаемой Европой в мире, путем постоянного усовершенствования и обновления образования, доступного всем гражданам Евросоюза.

Под Болонской декларацией (1999, Болонья, Италия) поставили свои подписи руководители образовательных систем 29 стран, в том числе и не входящих в Европейское сообщество.

Очевидно, что Болонская декларация – документ европейского значения. Она исходит из тех объективных условий, которыми отличается современная Европа, а именно:

– процесс европейской интеграции стал реальностью, а перспектива расширения Евросоюза придает ему новые горизонты;

– это в свою очередь выдвигает императив укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-техничес­кого потенциала Европы;

– высшее образование призвано стать адекватным вызовам нового тысячелетия и содействовать воспитанию у студентов и всех граждан чувства причастности к совместным ценностям и общему социально-культурному партнерству

– на высшей школе лежит ответственность за подготовку мобильной рабочей силы, расширение перспектив ее трудоустройства и развитие континента в целом.

Декларацией предусматривается:

– использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (обеспечение трудоустройства выпускников и усиление конкурентоспособности системы высшего образования);

– введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного; доступ ко второму этапу требует завершения первого. Степень, получаемая после окончания первого этапа (бакалавриат), признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

– принятие системы кредитов (зачетных единиц) как средства повышения мобильности студентов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;

– стимулирование академической мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;

– развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.



Просмотров 2108

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!