Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Отношение разных религиозных течений к заступничеству



Ха­рид­жи­ты и му­та­зи­ли­ты не при­зна­ют то­го, что за­ступ­ни­кам бу­дет по­зво­ле­но хо­да­тай­ст­во­вать за тех, кто со­вер­шал тяж­кие гре­хи. По их мне­нию, во­шед­шие в Ад уже не вый­дут от­ту­да. Аль-Кур­ту­би пи­сал: «Ере­ти­ки — харид­жи­ты и му­та­зи­ли­ты — от­вер­га­ют за­ступ­ни­че­ст­во, опи­ра­ясь на свои оши­боч­ные прин­ци­пы. Ру­ко­во­дству­ясь ло­ги­че­ски­ми су­ж­де­ния­ми, они при­зна­ют од­ни по­ло­же­ния пра­виль­ны­ми, а дру­гие — оши­боч­ны­ми»[200].

Эта идея, противоречащая многочисленным достоверным преданиям, возникла еще при жизни сподвижников. Муслим передал со слов Йазида аль-Факира: «Я был страстно увлечен воззрениями хариджи-тов. Однажды в составе многочисленной группы паломников я отправился в хадж. Мы решили объявить войну людям. Проходя через Медину, мы встретили Джабира бин Абдуллаха, который, сидя у столба, рассказывал людям о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда он упомянул о людях, которые выйдут из Геенны, я спросил его: “Сподвижник Посланника Аллаха, о чем вы говорите? Ведь Аллах же сказал:

«Ты опозоришь того, кого ввергнешь в Огонь» (Аль ‘Имран, 192);

«Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда» (Ас-Саджда, 20). О чем же вы говорите?” Он спросил: “Ты читаешь Коран?” Я ответил: “Да”. Он спросил: “Ты слышал о месте Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует?” Он имел в виду место, куда Аллах возведет его. Я ответил: “Да”. Он сказал: “Это — достославное место Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, через которого Аллах выведет оттуда тех, кого пожелает”. Потом он описал, как будет установлен Мост и как люди пройдут по нему. Описывая один из эпизодов, он сказал: “Боюсь, я уже не помню этого”. Он сообщил, что будут люди, которые попадут в Ад, а потом покинут его. Они выйдут оттуда как стебли кунжута, а потом войдут в одну из райских рек. Искупавшись в ней, они выйдут из нее точно листы. Мы одумались и сказали: “Горе вам! Неужели вы думаете, что этот пожилой человек наговаривал на Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?” Клянусь Аллахом, все мы отказались от прежних идей, за исключением одного человека»[201].

Хариджиты и мутазилиты заняли крайнюю позицию в данном вопросе, полагая, что люди, совершавшие тяжкие грехи, не выйдут из Ада и что заступничество не принесет им пользы. Противоположную крайнюю позицию в этом вопросе заняли мурджииты, полагавшие, что тяжкие грехи не приведут людей[202] в Ад. По их мнению, все, кто совершал тяжкие грехи, попадут в Рай без всякого наказания. Обе перечисленные крайности противоречат как сунне, дошедшей до нас от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, через многочисленных передатчиков, так и единому мнению ранних мусульман и великих ученых. По воле Аллаха приверженцы сунны и единой общины придерживаются правильной позиции в данном вопросе, веря в то, что судьба тех, кто совершал тяжкие грехи, зависит от воли Аллаха. Если Ему будет угодно, Он окажет им милость и простит их. Если нет, то Он накажет их за грехи, но потом смилостивится над ними и введет их в Рай:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»

(Ан-Ниса, 48);

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (Аз-Зумар, 53).

Аллах не простит тех, кто приобщал сотоварищей к Нему, но простит все остальные грехи, кому пожелает. Если же человек покаялся в совершенных делах, то он словно никогда не совершал их. Отрицая заступничество, хариджиты ссылаются на аяты, в которых содержится отрицание заступничества, в которое верят те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Они считают, что заступничество перед Ним подобно ходатайству в этом мире, где можно заступиться перед кем-либо без позволения того, к кому обращаются с такой просьбой, даже если он не доволен тем, за кого ходатайствуют. Всего этого не будет перед Всеблагим и Всевышним Аллахом, и в текстах опровергается подобное заступничество:

«Страшитесь того дня, когда ни один человек не принесет пользы другому и когда не будет принято заступничество, когда нельзя будет откупиться» (Аль-Бакара, 48);

«Заступничество ходатаев не поможет им» (Аль-Муддассир, 48);

«Не будет у несправедливых ни любящего родственника, ни заступника, которому подчиняются» (Гафир, 18).

В священных текстах разъясняется, что заступаться перед Аллахом будут только с Его позволения:

«Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» (Аль-Бакара, 255);

«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» (Аль-Анбийа, 28);

«Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит [заступиться] за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!» (Ан-Наджм, 26);

«Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним» (Аль-Анбийа, 28);

«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (Саба, 23).

Эти тексты опровергают заступничество ангелов, пророков и праведников, которое признают те, кто приобщает сотоварищей к Аллаху. Вместе с тем они подтверждают истинность заступничества тех, кем Аллах доволен, за тех, кем Он доволен, и только с Его позволения. Аллах никогда не будет доволен неверующими, которые равняют с Ним других. Что же касается тех, кто грешил, но не приобщал сотоварищей к Нему, то за них будут заступаться, но не за тех, кто приобщал сотоварищей к Аллаху.

روى البخاري في صحيحه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّهُ قَالَ: قُلْتُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَنْ أَسْعَدُ النَّاسِ بِشَفَاعَتِكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ؟ فَقَالَ : ] لَقَدْ ظَنَنْتُ يَا أَبَا هُرَيْرَةَ أَنْ لايَسْأَلَنِي عَنْ هَذَا الْحَدِيثِ أَحَدٌ أَوَّلُ مِنْكَ ، لِمَا رَأَيْتُ مِنْ حِرْصِكَ عَلَى الْحَدِيثِ ، أَسْعَدُ النَّاسِ بِشَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَنْ قَالَ : لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ خَالِصًا مِنْ قِبَلِ نَفْسِهِ [

Аль-Бухари передал в «Сахихе», что Абу Хурейра спросил: «Посланник Аллаха, кто те счастливейшие из людей, которые будут удостоены твоего заступничества в день воскресения?» Он сказал: «Абу Хурейра, видя твое рвение к изучению хадисов, я предполагал, что именно ты первым спросишь меня об этом. Счастливейшие из людей, которые будут удостоены моего заступничества в день воскресения, — это те, кто искренне, от всей души, говорил, что нет божества, кроме Аллаха»[203].

Последний, кто войдет в Рай

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, поведал нам историю о последнем человеке, который покинет Ад и войдет в Рай, и сообщил, о чем он будет говорить со своим Господом. Он поведал о той великой награде, которой почтит его Аллах и которая превзойдет все его ожидания. Ибн аль-Асир собрал разные версии этого хадиса в сборнике «Джами‘ аль-усул», и мы процитируем хадисы оттуда[204].

1. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنِّي لأَعْلَمُ آخِرَ أَهْلِ النَّارِ خُرُوجًا مِنْهَا، وَآخِرَ أَهْلِ الْجَنَّةِ دُخُولاً الْجَنَّةَ : رَجُلٌ يَخْرُجُ مِنْ النَّارِ حَبْوًا ، فَيَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى لَهُ : اذْهَبْ فَادْخُلْ الْجَنَّةَ، فَيَأْتِيهَا فَيُخَيَّلُ إِلَيْهِ أَنَّهَا ملأَى ، فَيَرْجِعُ فَيَقُولُ : يَا رَبِّ وَجَدْتُهَا ملأَى ، فَيَقُولُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى لَهُ : اذْهَبْ فَادْخُلْ الْجَنَّةَ ، قَالَ : فَيَأْتِيهَا فَيُخَيَّلُ إِلَيْهِ أَنَّهَا ملأَى ، فَيَرْجِعُ فَيَقُولُ : يَا رَبِّ وَجَدْتُهَا مَلأَى، فَيَقُولُ اللَّهُ لَهُ : اذْهَبْ فَادْخُلْ الْجَنَّةَ ، فَإِنَّ لَكَ مِثْلَ الدُّنْيَا وَعَشَرَةَ أَمْثَالِهَا ، أَوْ إِنَّ لَكَ عَشَرَةَ أَمْثَالِ الدُّنْيَا ، قَالَ : فَيَقُولُ: أَتَسْخَرُ بِي أَوْ أَتَضْحَكُ بِي وَأَنْتَ الْمَلِكُ؟ قَالَ : لَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ ، قَالَ : فَكَانَ يُقَالُ ذَاكَ أَدْنَى أَهْلِ الْجَنَّةِ مَنْزِلَةً [

«Поистине, мне известен тот, кто последним выйдет из Огня и последним попадет в Рай. Он выйдет из Ада ползком, и Аллах скажет ему: “Ступай и войди в Рай”. Когда он подойдет к нему, ему покажется, что Рай полон. Он вернется и скажет: “Господи, оказалось, что он уже полон”. Могучий и Великий Аллах скажет ему: “Ступай и войди в Рай, и ты получишь все, что вмещал земной мир, и в десять раз больше в придачу (или: в десять раз больше, чем земной мир)”. Он скажет: “Ты насмехаешься (или: смеешься) надо мной? Ведь Ты же — Царь!”» ‘Абдуллах сказал: «Я видел, как в тот момент Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся так, что были видны его задние зубы. Считалось, что этот человек займет самое низкое место в Раю». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

В версии Муслима сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنِّي لأعْرِفُ آخِرُ أَهْلِ النَّارِ خُرُوجًا مِنْ النَّارِ : رَجُلٌ يَخْرُجُ مِنْهَا زَحْفًا، فَيُقَالُ لَهُ : انْطَلِقْ فَادْخُلْ الْجَنَّةَ ، قَالَ: فَيَذْهَبُ فَيَدْخُلُ الْجَنَّةَ، فَيَجِدُ النَّاسَ قَدْ أَخَذُوا الْمَنَازِلَ ، فَيُقَالُ لَهُ : أَتَذْكُرُ الزَّمَانَ الَّذِي كُنْتَ فِيهِ ؟ فَيَقُولُ : نَعَمْ ، فَيُقَالُ لَهُ : تَمَنَّ ، فَيَتَمَنَّى، فَيُقَالُ لَهُ : لَكَ الَّذِي تَمَنَّيْتَ ، وَعَشَرَةَ أَضْعَافِ الدُّنْيَا ، قَالَ: فَيَقُولُ : أَتَسْخَرُ بِي وَأَنْتَ الْمَلِكُ؟ قَالَ : فَلَقَدْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ [

«Поистине, я знаю того из обитателей Ада, который последним выйдет оттуда. Этот мужчина выберется оттуда ползком, и ему будет сказано: “Ступай и войди в Рай”. Он пойдет и, войдя в Рай, обнаружит, что люди уже заняли там свои места. Ему будет сказано: “Помнишь ли ты свое прошлое?” Он ответит: “Да”. Ему скажут: “Желай!” Он перечислит свои желания, а потом ему скажут: “Ты получишь все, что пожелал, и в десять раз больше, чем земной мир, в придачу”. Он скажет: “Неужели Ты насмехаешься надо мной? Ведь Ты же — Царь!”» ‘Абдуллах сказал: «Я видел, как в тот момент Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся так, что были видны его задние зубы». Версия ат-Тирмизи идентична с версией Муслима.

2. Сообщают со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] آخِرُ مَنْ يَدْخُلُ الْجَنَّةَ رَجُلٌ ، فَهْوَ يَمْشِي مَرَّةً ، وَيَكْبُو مَرَّةً ، وَتَسْفَعُهُ النَّارُ مَرَّةً ، فَإِذَا مَا جَاوَزَهَا الْتَفَتَ إِلَيْهَا فَقَالَ : تَبَارَكَ الَّذِي نَجَّانِي مِنْكِ ، لَقَدْ أَعْطَانِي اللَّهُ شَيْئًا مَا أَعْطَاهُ أَحَدًا مِنْ الأَوَّلِينَ وَالآخِرِينَ ، فَتُرْفَعُ لَهُ شَجَرَةٌ ، فَيَقُولُ : أَيْ رَبِّ ، أَدْنِنِي مِنْ هَذِهِ الشَّجَرَةِ فَلأَسْتَظِلَّ بِظِلِّهَا ، وَأَشْرَبَ مِنْ مَائِهَا ، فَيَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : يَا ابْنَ آدَمَ لَعَلِّي إِنَّ أَعْطَيْتُكَهَا سَأَلْتَنِي غَيْرَهَا؟ فَيَقُولُ : لا يَا رَبِّ ، وَيُعَاهِدُهُ أَنْ لا يَسْأَلَهُ غَيْرَهَا ، وَرَبُّهُ يَعْذِرُهُ ، لأنَّهُ يَرَى مَا لا صَبْرَ لَهُ عَلَيْهِ، فَيُدْنِيهِ مِنْهَا فَيَسْتَظِلُّ بِظِلِّهَا وَيَشْرَبُ، مِنْ مَائِهَا، ثُمَّ تُرْفَعُ لَهُ شَجَرَةٌ هِيَ أَحْسَنُ مِنْ الأُولَى ، فَيَقُولُ : أَيْ رَبِّ ، أَدْنِنِي مِنْ هَذِهِ لأَشْرَبَ مِنْ مَائِهَا ، وَأَسْتَظِلَّ بِظِلِّهَا ، لا أَسْأَلُكَ غَيْرَهَا ، فَيَقُولُ يَا ابْنَ آدَمَ ، أَلَمْ تُعَاهِدْنِي أَنْ لا تَسْأَلَنِي غَيْرَهَا؟ فَيَقُولُ : لَعَلِّي إِنْ أَدْنَيْتُكَ مِنْهَا تَسْأَلُنِي غَيْرَهَا؟ فَيُعَاهِدُهُ أَنْ لا يَسْأَلَهُ غَيْرَهَا ، وَرَبُّهُ يَعْذِرُهُ لأَنَّهُ يَرَى مَا لا صَبْرَ لَهُ عَلَيْهِ ، فَيُدْنِيهِ مِنْهَا فَيَسْتَظِلُّ بِظِلِّهَا ، وَيَشْرَبُ مِنْ مَائِهَا ، ثُمَّ تُرْفَعُ لَهُ شَجَرَةٌ عِنْدَ بَابِ الْجَنَّةِ ، هِيَ أَحْسَنُ مِنْ الأُولَيَيْنِ ، فَيَقُولُ : أَيْ رَبِّ أَدْنِنِي مِنْ هَذِهِ لأَسْتَظِلَّ بِظِلِّهَا ، وَأَشْرَبَ مِنْ مَائِهَا ، لا أَسْأَلُكَ غَيْرَهَا ، فَيَقُولُ: يَا ابْنَ آدَمَ ، أَلَمْ تُعَاهِدْنِي أَنْ لا تَسْأَلَنِي غَيْرَهَا؟ قَالَ : بَلَى يَا رَبِّ هَذِهِ لا أَسْأَلُكَ غَيْرَهَا ، وَرَبُّهُ يَعْذِرُهُ لأنَّهُ يَرَى مَا لا صَبْرَ لَهُ عَلَيْهَا ، فَيُدْنِيهِ مِنْهَا ، فَإِذَا أَدْنَاهُ مِنْهَا فَيَسْمَعُ أَصْوَاتَ أَهْلِ الْجَنَّةِ ، فَيَقُولُ ، أَيْ رَبِّ أَدْخِلْنِيهَا، فَيَقُولُ : يَا ابْنَ آدَمَ ، مَا يَصْرِينِي مِنْكَ ، أَيُرْضِيكَ أَنْ أُعْطِيَكَ الدُّنْيَا وَمِثْلَهَا مَعَهَا ، قَالَ : يَا رَبِّ أَتَسْتَهْزِئُ مِنِّي وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟[ فَضَحِكَ ابْنُ مَسْعُودٍ فَقَالَ: أَلا تَسْأَلُونِي مِمَّ أَضْحَكُ؟ فَقَالُوا : مِمَّ تَضْحَكُ : قَالَ : هَكَذَا ضَحِكَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ . فَقَالُوا : مِمَّ تَضْحَكُ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ : ] مِنْ ضِحْكِ رَبِّ الْعَالَمِينَ حِينَ قَالَ : أَتَسْتَهْزِئُ مِنِّي وَأَنْتَ رَبُّ الْعَالَمِينَ؟ فَيَقُولُ : إِنِّي لا أَسْتَهْزِئُ مِنْكَ ، وَلَكِنِّي عَلَى مَا أَشَاءُ قَادِرٌ [

«По­след­ним, кто вой­дет в Рай, ста­нет муж­чи­на, ко­то­рый бу­дет ид­ти, спо­ты­ка­ясь, и огонь вре­мя от вре­ме­ни бу­дет об­жи­гать его. Ми­нуя Ад, он по­вер­нет­ся к не­му и ска­жет: “Бла­го­сло­вен Тот, Кто спас ме­ня от те­бя! Ис­тин­но, Ал­лах ода­рил ме­ня тем, чем не ода­рил ни­ко­го из пер­вых и по­след­них [лю­дей]”. Тут он уви­дит де­ре­во и ска­жет: “Гос­по­ди, при­близь ме­ня к то­му де­ре­ву, что­бы я ук­рыл­ся в его те­ни и на­пил­ся от­ту­да во­ды”. Мо­гу­чий и Ве­ли­кий Ал­лах ска­жет: “О сын Ада­ма, оче­вид­но, ес­ли Я по­зво­лю те­бе это, ты по­про­сишь ме­ня о боль­шем?” Он от­ве­тит: “Нет, Гос­по­ди”. Он по­обе­ща­ет не про­сить Его ни о чем боль­ше, но Мо­гу­чий и Ве­ли­кий Гос­подь про­стит его, ведь он уви­дит то, пе­ред чем не смо­жет ус­то­ять. Ал­лах при­бли­зит его к де­ре­ву, и он ук­ро­ет­ся в его те­ни и на­пьет­ся от­ту­да во­ды, а по­том уви­дит де­ре­во, ко­то­рое луч­ше пер­во­го. Он ска­жет: “Гос­по­ди, при­близь ме­ня к то­му де­ре­ву, что­бы я на­пил­ся от­ту­да и ук­рыл­ся в его те­ни, и я боль­ше ни о чем не по­про­шу Те­бя”. Он ска­жет: “О сын Ада­ма, раз­ве ты не обе­щал, что боль­ше ни о чем не по­про­сишь Ме­ня? Оче­вид­но, ес­ли Я по­зво­лю те­бе это, ты по­про­сишь ме­ня о боль­шем?” Он по­обе­ща­ет не про­сить Его ни о чем боль­ше, но Все­выш­ний Гос­подь про­стит его, ведь он уви­дит то, пе­ред чем не смо­жет ус­то­ять. Ал­лах при­бли­зит его к де­ре­ву, и он ук­ро­ет­ся в его те­ни и на­пьет­ся от­ту­да во­ды, а по­том уви­дит де­ре­во, на­хо­дя­щее­ся вбли­зи от врат Рая. Оно бу­дет пре­крас­нее, чем два пре­ды­ду­щих. Он ска­жет: “Гос­по­ди, при­близь ме­ня к то­му де­ре­ву, что­бы я ук­рыл­ся в его те­ни и на­пил­ся от­ту­да, и я боль­ше ни о чем Те­бя не по­про­шу”. Он ска­жет: “О сын Ада­ма, раз­ве ты не обе­щал, что боль­ше ни о чем не по­про­сишь Ме­ня?” Он ска­жет: “Обе­щал, Гос­по­ди, но те­перь еже боль­ше ни о чем не по­про­шу!” Мо­гу­чий и Ве­ли­кий Гос­подь сно­ва про­стит его, по­то­му что он уви­дит то, пе­ред чем не смо­жет ус­то­ять. Он при­бли­зит его к де­ре­ву, и от­ту­да он ус­лы­шит го­ло­са оби­та­те­лей Рая. Он ска­жет: “Гос­по­ди, по­зволь мне вой­ти ту­да!” Ал­лах ска­жет: “О сын Ада­ма, что за­ста­вит те­бя ос­та­но­вить­ся? Ты бу­дешь до­во­лен, ес­ли Я дам те­бе все, что вме­щал зем­ной мир, и еще столь­ко же?” Он ска­жет: “Гос­по­ди, не­у­же­ли Ты на­сме­ха­ешь­ся на­до мной? Ведь Ты же — Гос­подь ми­ров”». Тут Ибн Мас‘уд за­сме­ял­ся, а по­том спро­сил: «Вы не спро­си­те, за­чем я за­сме­ял­ся?» Лю­ди спро­си­ли его об этом, и он ска­зал, что так же за­сме­ял­ся По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, и лю­ди спро­си­ли: «По­че­му ты сме­ешь­ся, По­слан­ник Ал­ла­ха?» Он ска­зал: «По­то­му что Гос­подь ми­ров за­сме­ет­ся, ко­гда тот че­ло­век спро­сит его: “Не­у­же­ли Ты на­сме­ха­ешь­ся на­до мной? Ведь Ты же — Гос­подь ми­ров”. Он ска­жет: “Я не на­сме­ха­юсь над то­бой, но Я спо­со­бен на все, что по­же­лаю!”» Ха­дис пе­ре­дал Мус­лим[205].

В такой форме хадис был передан аль-Хумейди и вошел в сборник Муслима, а предыдущее сообщение было передано обоими имамами — аль-Бухари и Муслимом. Мы же упомянули его, потому что в нем есть добавки, которых нет в предыдущем хадисе.

3. В хадисе Абу Са‘ида аль-Худри сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِنَّ أَدْنَى أَهْلِ الْجَنَّةِ مَنْزِلَةً : رَجُلٌ صَرَفَ اللَّهُ وَجْهَهُ عَنْ النَّارِ قِبَلَ الْجَنَّةِ، وَمَثَّلَ لَهُ شَجَرَةً ذَاتَ ظِلٍّ ، فَقَالَ: أَيْ رَبِّ قَدِّمْنِي إِلَى هَذِهِ الشَّجَرَةِ أَكُونُ فِي ظِلِّهَا ...[

«Поистине, самое низкое место в Раю займет тот, кого Аллах отвратит от Ада и повернет лицом к Раю. Перед ним возникнет тенистое дерево, и он скажет: “Господи, приблизь меня к тому дереву, чтобы я укрылся в его тени”». Далее в нем говорится то же, что и в хадисе Ибн Мас‘уда, за исключением концовки, начиная со слов «Аллах скажет: “О сын Адама, что заставит тебя остановиться?”»

Вместо них в нем говорится:

] وَيُذَكِّرُهُ اللَّهُ، سَلْ كَذَا وَكَذَا ، فَإِذَا انْقَطَعَتْ بِهِ الأَمَانِيُّ، قَالَ اللَّهُ: هُوَ لَكَ وَعَشَرَةُ أَمْثَالِهِ ، قَالَ : ثُمَّ يَدْخُلُ بَيْتَهُ ، فَتَدْخُلُ عَلَيْهِ زَوْجَتَاهُ مِنْ الْحُورِ الْعِينِ ، فَتَقُولانِ : الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَاكَ لَنَا ، وَأَحْيَانَا لَكَ ، قَالَ: فَيَقُولُ: مَا أُعْطِيَ أَحَدٌ مِثْلَ مَا أُعْطِيتُ [

«Ал­лах бу­дет на­по­ми­нать ему: “По­про­си то-то и то-то”. Ко­гда же его же­ла­ния за­кон­чат­ся, Ал­лах ска­жет: “Ты по­лу­чишь это и в де­сять раз боль­ше в при­да­чу”. По­том он всту­пит в свой дом, и к не­му вой­дут две же­ны — чер­но­окие гу­рии. Они ска­жут: “Хва­ла Ал­ла­ху, Ко­то­рый вос­кре­сил те­бя для нас и нас для те­бя”. А он ска­жет: “Ни­кто не по­лу­чил то, что по­лу­чил я”». Мус­лим при­вел это со­об­ще­ние по­сле ха­ди­са Ибн Мас‘уда[206].



Просмотров 1123

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!