Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Заявляющие об исчезновении Рая



О том, что Рай прекратит свое существование, говорил аль-Джахм бин Сафван — тот самый, который верил в исчезновение Ада. Никто до него не говорил подобного — ни сподвижники, ни их верные последователи, ни мусульманские ученые, ни приверженцы сунны. Напротив, приверженцы сунны единодушно отвергли его точку зрения. Мутазилитский ученый Абу аль-Хузейл аль-‘Аллаф считал, что обитатели Рая и Ада прекратят двигаться, обретут «вечный покой», и никто из них не сможет сделать ни единого движения. Безусловно, это тоже ошибочное заявление.

Ибн Абу аль-‘Изз писал:

Каждый обязан знать, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что Рай вечен и никогда не исчезнет. Всевышний сказал:

«Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, кроме того, что пожелает твой Господь. Это будет неиссякаемый дар» (Худ, 108), т.е. он не прекратится и не закончится. Этому не противоречат слова «…кроме того, что пожелает твой Господь».

Комментируя разногласия ранних мусульман относительно смысла последней фразы, автор писал:

Ранние мусульмане разошлись во мнениях относительно смысла этого исключения. Одни считали, что речь идет о сроке их пребывания в Аду, но это относится не ко всем счастливым, а только к тем из них, которые вначале войдут в Ад, а потом выйдут оттуда. Другие считали, что речь идет о сроке стояния на месте сбора[213], третьи — о сроке пребывания в могиле и на месте сбора.

Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что Гос­подь сде­лал ис­клю­че­ние, но не по­же­ла­ет ни­че­го дру­го­го. На­при­мер, ты го­во­ришь: «Кля­нусь Ал­ла­хом, я уда­рю те­бя, ес­ли толь­ко не слу­чит­ся то-то». Но это­го не про­ис­хо­дит, и ты твер­до ре­ша­ешь уда­рить его. Со­глас­но дру­го­му мне­нию, сло­во إلا «кро­ме» ис­поль­зо­ва­но здесь в зна­че­нии «и». Это су­ж­де­ние со­от­вет­ст­ву­ет мне­нию не­ко­то­рых зна­то­ков грам­ма­ти­ки, но оно сла­бое.

По мне­нию Си­ба­вей­ха, إلا «кро­ме» ис­поль­зо­ва­но здесь в зна­че­нии «но», и в та­ком слу­чае ис­клю­че­ние при­об­ре­та­ет обор­ван­ный смысл[214]. Этой точ­ке зре­ния от­дал пред­поч­те­ние Ибн Джа­рир: «Все­выш­ний Ал­лах не на­ру­шит дан­но­го обе­ща­ния, и смысл это­го ис­клю­че­ния в том, что это бу­дет не­ис­ся­кае­мый дар». Го­во­ри­ли, что это вы­ра­же­ние по­хо­же на фра­зу أسكنتك داري حولا إلا ما شئت «жи­ви в мо­ем до­ме год — столь­ко, сколь­ко по­же­ла­ешь», т.е. ос­та­вай­ся в нем боль­ше го­да, ес­ли за­хо­чешь.

Су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что здесь ис­клю­че­ние сде­ла­но для то­го, что­бы ве­рую­щие зна­ли, что они хо­тя и бу­дут жить веч­но, но их бла­го­по­лу­чие все рав­но за­ви­сит от во­ли Ал­ла­ха. Они не из­ба­вят­ся от сво­ей за­ви­си­мо­сти от Его во­ли, и это не про­ти­во­ре­чит то­му, что Он твер­до ре­шил ода­рить их веч­ной жиз­нью. Это по­хо­же на сло­ва Все­выш­не­го Ал­ла­ха:

«Если бы Мы захотели, то лишили бы тебя того, что дали тебе в откровении. И никто не защитил бы тебя от Нас» (Аль-Исра, 86);

«Если бы Аллах пожелал, то наложил бы печать на твое сердце»

(Аш-Шура, 24);

«Скажи: “Если бы Аллах пожелал, то я не стал бы читать его вам, и Он не стал бы обучать вас ему”» (Йунус, 16). Похожих аятов много, и в них сообщается, что все зависит от воли Пречистого Аллаха. Происходит только то, что Ему угодно, а то, что Ему не угодно, не может произойти.

Согласно другому мнению, слово ما «что» здесь использовано в значении من «кто», т.е. они пребудут там вечно, кроме тех счастливых рабов, которых Аллах пожелает бросить в Ад за их грехи.

В любом случае, исключение здесь относится к иносказательным[215] выражениям.

Всевышний сказал:

«Это будет неиссякаемый дар» (Худ, 108). В других аятах говорится:

«Это — Наш неиссякаемый удел» (Сад, 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (Ар-Ра‘д, 35). Аллах во многих местах Корана подчеркнул, что обитатели Рая будут жить вечно.

«Там они не вкусят смерти после первой смерти» (Ад-Духан, 56). Здесь исключение тоже имеет оборванный смысл[216], и если сопоставить его со словами Всевышнего «…кроме того, что пожелает твой Господь», то становится ясно, что в обоих аятах исключение указывает на ту часть вечности, которую счастливые рабы не провели в Раю. В одном случае исключением является первая смерть, предшествовавшая вечной жизни, а в другом — тот срок, в течение которого обитатели Рая не находились в нем, предшествовавший их вечному пребыванию там[217].


Глава третья

Описание Рая

Рай бесподобен

Рай­ское бла­жен­ст­во не­опи­суе­мо, и его нель­зя да­же во­об­ра­зить. В зем­ном ми­ре нет ни­че­го, что мож­но бы­ло бы срав­нить с ним. Ка­ких бы вер­шин ни дос­тиг­ли лю­ди в этом ми­ре, по­лу­чае­мое ими удо­воль­ст­вие есть лишь ни­чтож­ная часть бла­жен­ст­ва в Раю. В не­ко­то­рых пре­да­ни­ях со­об­ща­ет­ся, что Рай бес­по­до­бен: «Это — свер­каю­щий свет и ко­леб­лю­щие­ся тра­вы, воз­ве­ден­ные двор­цы и бе­гу­щие ру­чьи, спе­лые фрук­ты и рас­пре­крас­ные, кра­си­вые же­ны, а так­же мно­го­чис­лен­ные уб­ран­ст­ва в веч­ном мес­те, в бла­жен­ст­ве и бле­ске, в вы­со­кой, пре­чис­той и бли­ста­тель­ной оби­те­ли»[218].

Когда сподвижники Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, спросили его о домах в Раю, он описал их самым удивительным образом:

] لَبِنَةٌ مِنْ فِضَّةٍ ، وَلَبِنَةٌ مِنْ ذَهَبٍ ، وَمِلاطُهَا الْمِسْكُ الأَذْفَرُ ، وَحَصْبَاؤُهَا اللُّؤْلُؤُوَالْيَاقُوتُ ، وَتُرْبَتُهَا الزَّعْفَرَانُ ، مَنْ دَخَلَهَا يَنْعَمُ لا يَبْأَسُ ، وَيَخْلُدُ لا يَمُوتُ ، لا تَبْلَى ثِيَابُهُمْ ، وَلا يَفْنَى شَبَابُهُمْ [

«Там кир­пи­чи из зо­ло­та и се­реб­ра, рас­твор — бла­го­ухаю­щий мус­кус, ще­бень — жем­чуг и яхонт, а зем­ля — шаф­ран. Во­шед­ший ту­да бла­жен­ст­ву­ет и не бед­ст­ву­ет, жи­вет веч­но и не уми­ра­ет, его оде­ж­да не из­на­ши­ва­ет­ся, а мо­ло­дость не про­хо­дит»[219]. Прав­див Ал­лах, ска­зав­ший:

«Взглянув же, ты увидишь там благодать и великую власть» (Аль-Инсан, 20).

Райские блага, сокрытые от нас Аллахом, есть нечто великое, чего нельзя ни постичь умом, ни вообразить:

«Ни один че­ло­век не зна­ет, ка­кие ус­ла­ды для глаз со­кры­ты для них в воз­дая­ние за то, что они со­вер­ша­ли» (Ас-Сад­жда, 17). В «Са­хи­хе» при­во­дит­ся рас­сказ Абу Ху­рей­ры о том, что По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

«Аллах сказал: “Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа”. Если хотите, то прочтите: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них” (Ас-Саджда, 17)»[220].

Муслим передал его со слов Абу Хурейры через несколько путей, и в одной из них сказано:

] قَالَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : أَعْدَدْتُ لِعِبَادِيَ الصَّالِحِينَ مَا لا عَيْنٌ رَأَتْ ، وَلا أُذُنٌ سَمِعَتْ ، وَلا خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ ، ذُخْرًا بَلْهَ مَا أَطْلَعَكُمْ اللَّهُ عَلَيْهِ [

«Ал­лах ска­зал: “Я при­го­то­вил про за­пас для Мо­их пра­вед­ных ра­бов то, че­го не ви­де­ли гла­за, че­го не слы­ша­ли уши, о чем да­же не по­мыш­ля­ла че­ло­ве­че­ская ду­ша”. Ос­тавь­те же то, что Ал­лах по­ка­зал вам[221]». По­том он про­чел: «Ни один че­ло­век не зна­ет, ка­кие ус­ла­ды для глаз со­кры­ты для них» (Ас-Сад­жда, 17)[222].

Мус­лим пе­ре­дал со слов Сах­ля бин Са‘да ас-Са‘иди: «Я при­сут­ст­во­вал на со­б­ра­нии, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, описал Рай. В заключение он сказал:

] فِيهَا مَا لا عَيْنٌ رَأَتْ ، وَلا أُذُنٌ سَمِعَتْ ، وَلا خَطَرَ عَلَى قَلْبِ بَشَرٍ [

“Там то, чего не видели глаза, не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа”. Потом он прочел аят:

“Они от­ры­ва­ют свои бо­ка от по­сте­лей, взы­вая к сво­ему Гос­по­ду со стра­хом и на­де­ж­дой, и рас­хо­ду­ют из то­го, чем Мы их на­де­ли­ли. Ни один че­ло­век не зна­ет, ка­кие ус­ла­ды для глаз со­кры­ты для них в воз­дая­ние за то, что они со­вер­ша­ли” (Ас-Сад­жда, 16-17)»[223].

Врата Рая

У Рая есть врата, через которые туда входят верующие и ангелы:

«[Праведникам уготованы] сады Эдема, врата которых будут раскрываться перед ними» (Сад, 50);

«Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (Ар-Ра‘д, 23). Всеблагой и Всевышний Господь сообщил, что эти врата раскроются, когда верующие подойдут к Раю, а ангелы будут встречать их приветствиями, поздравляя их с благополучным прибытием:

«Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: “Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!”» (Аз-Зумар, 73).

Наш Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам, что райские врата раскрываются каждый год в месяце рамадан. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает рамадан, раскрываются врата Рая»[224].

Райских врат восемь, и одно из них называется Ар-Райян. Через него туда войдут только постящиеся. В обоих «Сахихах» приводится рассказ Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] فِي الْجَنَّةِ ثَمَانِيَةُ أَبْوَابٍ ، فِيهَا بَابٌ يُسَمَّى الرَّيَّانَ ، لا يَدْخُلُهُ إِلاَّ الصَّائِمُونَ [

«У Рая восемь врат, и одно из них называется Ар-Райян. Через него туда войдут только те, кто постился»[225].

Наряду с этими вратами, уготованными для постящихся, есть врата для тех, кто много молился, и для тех, кто раздавал пожертвования, и для тех, кто сражался на пути Аллаха. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَنْ أَنْفَقَ زَوْجَيْنِ مِنْ مَالِهِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ دُعِيَ مِنْ أَبْوَابِ الْجَنَّةِ ، وَلِلْجَنَّةِ أَبْوَابٌ ، فَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصَّلاةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّلاةِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصَّدَقَةِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الصَّدَقَةِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الْجِهَادِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الْجِهَادِ ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الصِّيَامِ دُعِيَ مِنْ بَابِ الرَّيَّانِ [، فَقَالَ : أَبُو بَكْرٍ وَاللَّهِ يَا رَسُولَ اللَّهِ ، مَا عَلَى أَحَدٍ مِنْ ضَرُورَةٍ مِنْ أَيِّهَا دُعِيَ؟ فَهَلْ يُدْعَى مِنْهَا كُلِّهَا أَحَدٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ : ] نَعَمْ ، وَإِنِّي أَرْجُو أَنْ تَكُونَ مِنْهُمْ [

«Кто расходовал на пути Аллаха золото и серебро из своего имущества, того позовут через врата Рая, а у Рая есть врата. Того, кто много совершал намаз, позовут через врата намаза, того, кто много раздавал милостыню, — через врата милостыни. Того, кто участвовал в джихаде, позовут через врата джихада, а того, кто много постился, — через врата Ар-Райян». Тут Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, те, кого позовут через любые из этих врат, ни в чем не будут нуждаться. Но, Посланник Аллаха, найдутся ли такие, кого позовут через все эти врата?» Он сказал: «Да, и я надеюсь, что ты — один из них»[226].

Абу Бакр имел в виду людей, которые сумеют вобрать в себя все перечисленные качества, т.е. будут много молиться и много поститься, раздавать милостыню и участвовать в джихаде, совершать прочие благие дела. Таких людей позовут через все врата Рая. Из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, также следует, что через все восемь врат будут призваны те, кто расходует золото и серебро на пути Аллаха. Он же сообщил, что если человек исправно совершает омовение, а потом поднимает взор к небу и говорит: «Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник», — то для него раскроются все восемь врат Рая, и он сможет войти через любые из них по собственному усмотрению.

В «Сахихе» Муслима, «Муснаде» Ахмада и четырех «Сунанах» приводится хадис эмира правоверных ‘Умара бин аль-Хаттаба о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ يَتَوَضَّأُ فَيُبْلِغُ أَوْ فَيُسْبِغُ الْوَضُوءَ، ثُمَّ يَقُولُ : أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَأَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُ اللَّهِ وَرَسُولُهُ ، إِلاَّ فُتِحَتْ لَهُ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ الثَّمَانِيَةُ يَدْخُلُ مِنْ أَيِّهَا شَاءَ [

«Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и Его Посланник”, — то перед ним раскроются восемь райских врат, и он сможет войти через любые из них»[227].

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, также сообщил, что мусульмане, которым не будет представлен счет, войдут в Рай через особые врата, приготовленные для них — самые правые врата Рая, а остальные мусульмане войдут через остальные врата вместе с последователями других общин. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры хадис о заступничестве, в котором говорится: «Аллах скажет: “О Мухаммад, введи тех из твоих последователей, которым не будет представлен счет, через правые врата, а через другие врата они войдут вместе с остальными людьми”». В этом хадисе также описывается ширина райских врат: расстояние между двумя краями ворот равно расстоянию от Мекки до Хаджара или от Мекки до Бусры. В нем говорится:

] وَالَّذِى نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ إِنَّ مَا بَيْنَ الْمِصْرَاعَيْنِ مِنْ مَصَارِيعِ الْجَنَّةِ لَكَمَا بَيْنَ مَكَّةَ وَهَجَرٍ أَوْ كَمَا بَيْنَ مَكَّةَ وَبُصْرَى [

«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, расстояние между створками райских врат равно расстоянию между Меккой и Хаджаром или между Меккой и Бусрой»[228].

Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, поведал о том, что в рамадане врата Рая раскрываются. В обоих «Сахихах» и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] إِذَا دَخَلَ شَهْرُ رَمَضَانَ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ السَّمَاءِ[

«Когда наступает месяц рамадан, раскрываются врата на небе». В одной из версий сказано: [...فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ ]

«…раскрываются врата Рая, и запираются врата Огня»[229].

В некоторых хадисах говорится, что расстояние между створками райских врат равно сорока годам пути. Ахмад в «Муснаде» и Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» передали со слов Хакима бин Му‘авии, что его отец рассказывал со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,:

] وَمَا بَيْنَ مِصْرَاعَيْنِ مِنْ مَصَارِيعِ الْجَنَّةِ مَسِيرَةُ أَرْبَعِينَ عَامًا ، وَلَيَأْتِيَنَّ عَلَيْهِ يَوْمٌ وَإِنَّهُ لَكَظِيظٌ [

«Поистине, расстояние между двумя створками ворот в Раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено». Иснад хадиса достоверен.

Муслим и Ахмад передали со слов ‘Утбы бин Газвана: «Нам было сказано, что расстояние между двумя створками ворот в Раю равно сорока годам пути, но настанет день, когда оно будет переполнено толпами».

Ат-Табарани в своде «Аль-му‘джам аль-кабир» передал слова ‘Абдуллаха бин Салама: «Поистине, расстояние между двумя створками в Раю равно сорока годам пути, но толпиться в них будут так, как толпятся у водопоя верблюды, страдающие от жажды»[230].

Ступени Рая



Просмотров 1218

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!