![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Лучшее из пахучих растений в Раю
Аллах поведал о том, что в Раю есть пахучие растения: «Если он будет одним из приближенных, то обретет покой, базилик и Сад блаженства» (Аль-Ваки‘а, 88-89). Посланник же , да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что лучшим из пахучих растений в Раю будет хенна. Ат-Табарани в «Аль-му‘джам аль-кабире» передал со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ سَيِّدُ رَيْحانِ الجَنَّةِ الحِنَّاءُ ] «Лучшее из пахучих растений в Раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима[287]. Стволы райских деревьев из золота Среди удивительных рассказов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и аль-Бейхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] مَا فِي الْجَنَّةِ شَجَرَةٌ إِلا سَاقُهَا مِنْ ذَهَبٍ [ «Стволы всех деревьев в Раю из золота»[288]. Как верующий может обрести больше деревьев в Раю? Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим u, встретив нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в Раю. Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] لَقِيتُ إِبْرَاهِيمَ لَيْلَةَ أُسْرِيَ بِي فَقَالَ : يَا مُحَمَّدُ أَقْرِئْ أُمَّتَكَ مِنِّي السَّلامَ ، وَأَخْبِرْهُمْ أَنَّ الْجَنَّةَ طَيِّبَةُ التُّرْبَةِ عَذْبَةُ الْمَاءِ ، وَأَنَّهَا قِيعَانٌ ، وَأَنَّ غِرَاسَهَا سُبْحَانَ اللَّهِ ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ ، وَلا إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ [ «В ту ночь, когда я был перенесен [из Мекки в Эль-Кудс], я встретил Ибрахима. Он сказал: “О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в Раю благоухает. Вода в нем вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова ‘субхана-Ллах’, ‘альхамдули-Ллях’, ‘ля иляха илля-Ллах’ и ‘Аллаху акбар’”»[289]. Звери и птицы в Раю Зверей и птиц в Раю столько, что доподлинно о них известно только Всевышнему Аллаху. В описаниях блаженства обитателей Рая подчеркивается, что их будут угощать «мясом птиц, которое они пожелают. [Их женами будут] черноокие, большеглазые девы» (Аль-Ваки‘а, 21-22). في سنن الترمذي عَنْ أَنَسِ قَالَ : سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم مَا الْكَوْثَرُ قَـالَ : ] ذَاكَ نَهْرٌ أَعْطَانِيهِ اللَّهُ - يَعْنِى فِى الْجَنَّةِ - أَشَدُّ بَيَاضًا مِنَ اللَّبَنِ ، وَأَحْلَى مِنَ الْعَسَلِ ، فِيهَا طَيْرٌ أَعْنَاقُهَا كَأَعْنَاقِ الْجُزُرِ [. قَالَ عُمَرُ إِنَّ هَذِهِ لَنَاعِمَةٌ. قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: ] أَكَلَتُهَا أَنْعَمُ مِنْهَا [. В «Сунане» ат-Тирмизи приведен хадис Анаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о Каусаре, и он сказал: “Это — река, которую подарил мне Аллах. Вода в нем белее, чем молоко, и слаще, чем мед, и там есть птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов”. ‘Умар сказал: “Как прекрасны эти птицы!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Те, которые их едят, еще прекраснее”». Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» и аль-Хаким в «Мустадраке» передали со слов Ибн Мас‘уда: «Один человек привел верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Посланник Аллаха, я жертвую эту верблюдицу на пути Аллаха”. Он сказал: [ لَكَ بِهَا سَبْعُ مِائَةِ نَاقَةٍ مَخْطُومَةٌ في الجَنَّةِ ] “Ты получишь за нее семьсот верблюдиц с поводьями в Раю”». Аль-Хаким назвал хадис достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима, и с ним согласился аз-Захаби. Шейх Насир ад-Дин аль-Албани подтвердил справедливость этой оценки[290]. В «Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Мас‘уда аль-Ансари: «Один человек привел верблюдицу, на которой был повод, и сказал: “Я жертвую ее на пути Аллаха”. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] لَكَ بِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ سَبْعُ مِائَةِ نَاقَةٍ كُلُّهَا مَخْطُومَةٌ [ “В день воскресения ты получишь за нее семьсот верблюдиц, и все они будут с поводьями”»[291]. Глава четвертая Обитатели Рая
Деяния, приводящие в Рай
Обитатели Рая — это верующие, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху. Всякий, кто равнял кого-либо с Аллахом, не веровал в Него или отрицал какой-либо из столпов веры, непременно будет лишен Рая и окажется в Аду. В Коране часто повторяется, что в Рай войдут верующие, творящие добро, но в некоторых местах праведные деяния, приводящие туда, описываются подробно. Вот некоторые из отрывков, где ясно подчеркивается, что Рай можно заслужить благодаря вере и праведным деяниям: «Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: “Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (Аль-Бакара, 25); «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги. Мы введем их в густую тень» (Ан-Ниса, 57); «Те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно» (Аль-А‘раф, 42); «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние» (Ат-Тауба, 72); «Воистину, тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Господь поведет верным путем за их веру. В садах блаженства под ними будут течь реки. Там они будут взывать: “Пречист Ты, Аллах!” Там их приветствием будет слово: “Мир!” А их молитвы завершатся [словами]: “Хвала Аллаху, Господу миров!”» (Йунус, 9-10); «А что до тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, то ведь Мы не теряем награды тех, кто совершал добро. Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Там они будут возлежать на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!» (Аль-Кахф, 30-31); «А тем, кто явится к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени — сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился» (Та ха, 75-76). В других местах указывается на то, что заслужить Рай можно благодаря исправному выполнению одного из требований веры или праведного поступка. Иногда перечисляется множество добрых дел. Есть аяты, в которых сообщается, что Рай можно заслужить благодаря вере и исламу: «О рабы Мои! Сегодня вы не познаете страха и не будете опечалены. Вы были теми, которые уверовали в Наши знамения и были мусульманами. Войдите же в Рай радостными вместе со своими женами» (Аз-Зухруф, 68-70). В других местах подчеркивается, что обитатели Рая заслужили его благодаря искреннему служению Аллаху: «Это не относится лишь к избранным (или искренним) рабам Аллаха. Именно им уготован известный удел — фрукты. Им будут оказаны почести в садах блаженства» (Ас-Саффат, 40). Рай можно заслужить и благодаря крепкой привязанности к Аллаху, стремлению к Нему и усердному поклонению: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Ас-Саджда, 15-17). К праведным поступкам относятся, например, терпение и упование: «Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-‘Анкабут, 58-59). К ним относится приверженность прямому пути: «Воистину, те, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — и последовали прямым путем, не познают страха и не будут опечалены. Они являются обитателями Рая, в котором они пребудут вечно в воздаяние за то, что они совершали» (Аль-Ахкаф, 13-14). Еще одним праведным поступком считается смирение: «Воистину, те, которые уверовали, совершали праведные деяния и были смиренны пред своим Господом, будут обитателями Рая и пребудут там вечно» (Худ, 23). Сюда же можно отнести страх перед Аллахом: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (Ар-Рахман, 46). Сюда же относится неприязнь к неверующим, приобщающим сотоварищей к Аллаху: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им» (Аль-Муджадала, 22). В некоторых аятах праведные деяния, посредством которых можно заслужить Рай, перечисляются одно за другим. Например, в суре «ар-Ра‘д» указывается на то, что обитатели Рая верили в истинность всего, что было ниспослано Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сдерживали данное слово и не нарушали обязательств, поддерживали родственные связи, боялись Аллаха и опасались сурового расчета. Они терпели ради Аллаха, совершали намаз и раздавали пожертвования тайно и открыто, а если кто-либо причинял им зло, то они отвечали ему добром: «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе от твоего Господа является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом, ! которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств, ! которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, ! которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель — ! сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. ! Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!» (Ар-Ра‘д, 19-24). В начале суры «аль-Муминун» возвещается, что успеха добьются только верующие, а потом перечисляются качества, которые гарантируют такой исход. Наряду с этим, там разъясняется, что успех — это не что иное, как попадание в Фирдаус на веки веков: «Воистину, преуспели верующие, ! которые смиренны во время своих намазов, ! которые отворачиваются от всего праздного, ! которые выплачивают закят, ! которые оберегают свои половые органы от всех, ! кроме своих жен или [невольниц], которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, ! тогда как желающие сверх этого являются преступниками; ! которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, ! которые регулярно совершают намаз. ! Именно они являются наследниками, ! которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (Аль-Муминун, 1-11). Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, тоже поведал нам о трех великих поступках, посредством которых можно заслужить Рай. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Ийада бин Химара аль-Муджаши‘и о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одной из своих проповедей сказал: ] وَأَهْلُ الْجَنَّةِ ثَلاثَةٌ : ذُو سُلْطَانٍ مُقْسِطٌ مُتَصَدِّقٌ مُوَفَّقٌ ، وَرَجُلٌ رَحِيمٌ رَقِيقُ الْقَلْبِ لِكُلِّ ذِي قُرْبَى وَمُسْلِمٍ ، وَعَفِيفٌ مُتَعَفِّفٌ ذُو عِيَالٍ [ «Трое будут обитателями Рая: справедливый человек, обладающий властью, раздающий милостыню и успешно справляющийся с обязанностями, милосердный человек, болеющий душой за каждого родственника и мусульманина, а также целомудренный человек, воздерживающийся от попрошайничества и имеющий детей»[292]. Путь в Рай тернист Рай — это высокая ступень, и восхождение на нее требует больших усилий. Дорога в Рай лежит через борьбу с соблазнами и тем, что нравится душе, и пройти этот путь нельзя без твердой решимости и сильной воли. В хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] حُجِبَتْ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ ، وَحُجِبَتْ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ [ «Огонь скрыт за соблазнами, а Рай — за тяготами». В версии Муслима вместо глагола «скрыт» сказано: «окружен»[293]. Ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи в своих «Сунанах» передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] لَمَّا خَلَقَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ الْجَنَّةَ قَالَ يَا جِبْرِيلُ : اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا ، فَذَهَبَ فَنَظَرَ فَقَالَ : يَا رَبِّ وَعِزَّتِكَ لا يَسْمَعُ بِهَا أَحَدٌ إِلاَّ دَخَلَهَا ، ثُمَّ حَفَّهَا بِالْمَكَارِهِ ثُمَّ قَالَ : اذْهَبْ فَانْظُرْ إِلَيْهَا ، فَذَهَبَ فَنَظَرَ فَقَالَ : يَا رَبِّ وَعِزَّتِكَ لَقَدْ خَشِيتُ أَنْ لا يَدْخُلَهَا أَحَدٌ [ «Когда Могучий и Великий Аллах создал Рай, Он сказал: “Джибрил, иди, посмотри на него”. Он пошел и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, все, кто услышит про него, попадут туда”. Тогда Аллах окружил его тяготами и сказал: “Иди, посмотри на него”. Он пошел и посмотрел на него, а потом сказал: “Господи, клянусь Твоим могуществом, я боюсь, что теперь никто не попадет туда”»[294]. Ан-Навави в комментариях к первому хадису отметил: Это — пример удивительного красноречия и лаконичности изречений, которые были дарованы Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Смысл этих слов в том, что попасть в Рай можно только, преодолевая трудности, а попасть в Ад — поддаваясь соблазнам. Рай и Ад скрыты за ними, и тот, кто срывает эту завесу, достигает того, что скрывалось за ней. Для того чтобы снять завесу с Рая, нужно преодолеть трудности, а для того, чтобы снять завесу с Ада, достаточно поддаться соблазну. К трудностям относится усердное и регулярное поклонение, терпеливое преодоление связанных с ним тягот, подавление гнева, прощение, сдержанность, раздача милостыни, доброе отношение к тем, кто причинил тебе зло, воздержание от потакания страстям и т.п.[295]
![]() |