Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями



 

Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в Раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчеркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство Последней жизни. Все это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в Раю.

Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в Последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана:

«Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (Аль ‘Имран, 198);

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т.е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха, 131).

 

В другом аяте сказано:

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (Аль ‘Имран, 14-15).

Если задуматься над тем, чем же все-таки блаженство в Последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам.

1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал:

«Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”» (Ан-Ниса, 77).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в Последней жизни:

] وَاللَّهِ مَا الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ مِثْلُ مَا يَجْعَلُ أَحَدُكُمْ إِصْبَعَهُ هَذِهِ - وَأَشَارَ يَحْيَى بِالسَّبَّابَةِ فِي الْيَمِّ فَلْيَنْظُرْ - بِمَ تَرْجِعُ [

«Клянусь Аллахом, в сравнении с Последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нем останется?»[372] Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с Последней жизнью.

Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдает предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами:

«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (Ат-Тауба, 38).

Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого.

2. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в Раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в Раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [مَوْضِعُ سَوْطٍ فِي الْجَنَّةِ خَيْرٌ مِنْ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا ]

«Место, которое занимает хлыст в Раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[373].

В другом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] وَلَقَابُ قَوْسِ أَحَدِكُمْ فِي الْجَنَّةِ خَيْرٌ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ أَوْ تَغْرُبُ [

«Место величиной с лук кого-либо из вас в Раю лучше, чем то, над чем восходит солнце»[374]. Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в Раю, над тем, что есть на земле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] وَلَوْ أَنَّ امْرَأَةً مِنْ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ اطَّلَعَتْ إِلَى الأَرْضِ لأضَاءَتْ مَا بَيْنَهُمَا ، وَلَمَلأَتْ مَا بَيْنَهُمَا رِيحًا ، وَلَنَصِيفُهَا على رأسِها خَيْرٌ مِنْ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا [

«Если бы женщина, обитающая в Раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы все пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на ее голове лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[375].

Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство.

3. В Раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьет, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В Раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьет его, оно доставляет только удовольствие. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает:

«В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (Мухаммад, 15). Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот:

«У них там будут очищенные супруги» (Аль-Бакара, 25).

Сердца обитателей Рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (Ат-Тур, 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле:

«Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (Ан-Наба, 35);

«Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром»

(Марьям, 62);

«Они не услышат там словоблудия» (Аль-Гашийа, 11). Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия:

«Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (Аль-Ваки‘а, 25-26).

Поэтому, когда обитатели Рая минуют Ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причиненные обиды и очистились. И только после этого они войдут в Рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели Рая войдут туда. В нем сказано:

] لا اخْتِلافَ بَيْنَهُمْ وَلا تَبَاغُضَ قُلُوبُهُمْ قَلْبٌ وَاحِدٌ يُسَبِّحُونَ اللَّهَ بُكْرَةً وَعَشِيًّا [

«Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером»[376]. И правдивы слова Аллаха:

«Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (Аль-Хиджр, 47).

Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али бин Абу Талиба, что при входе в Рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего:

«Их Господь напоит их чистым напитком» (Аль-Инсан, 21).

4. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести المتاع «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в Последней жизни бесконечно и никогда не прекратится:

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда»

(Ан-Нахль, 96);

«Это — Наш неиссякаемый удел» (Сад, 54);

«Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (Ар-Ра‘д, 35).

Аллах привел притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды»

(Аль-Кахф, 45-46).

В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав ее, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Все это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — все проходит, и однажды человек расстается со своей семьей и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет свое последнее жилище.

«Последняя обитель будет еще лучше. Как же прекрасна Обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки»

(Ан-Нахль, 30-31).

5. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне:

«Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (Аль ‘Имран, 185).

Еда и питье обитателей Рая

Мы уже рассмотрели, какими будут деревья и плоды в Раю. Их ветви будут наклоняться низко и не доставят никаких трудностей обитателям садов, а те будут вкушать любые фрукты, которые только пожелают. Поистине, там они получат любые яства и напитки — все, что будет угодно их душе. Их будут угощать «фруктами, которые они выберут, и мясом птиц, которое они пожелают» (Аль-Ваки‘а, 20-21); «Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (Аз-Зухруф, 71). Аллах позволит им наслаждаться всевозможными яствами и напитками:

«Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!»

(Аль-Хакка, 24).

Мы также отметили, что, помимо обычных морей из воды, в Раю есть винный, молочные и медовые моря, откуда берут начало райские реки. Там есть много источников, и жители Рая будут напиваться из этих морей, рек и ключей.

Всевышний сказал:

«А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (Аль-Инсан, 5-6);

«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирем, из источника, названного Салсабилем» (Аль-Инсан, 17-18);

«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближенные» (Аль-Мутаффифин, 27-28).

Вино в Раю

Одним из напитков, которым Аллах почтит обитателей Рая, будет вино. Оно будет избавлено от всех недостатков, присущих винам в этом мире. Эти вина лишают человека рассудка, вызывают мигрень и боли в животе, ослабляют тело и приносят болезни. Упущения могут быть сделаны в процессе их приготовления, и тогда они приобретают неправильный цвет, вкус и т.п. Райское вино лишено всех этих недостатков. Это — чистый и прекрасный напиток:

«Их будут обходить с чашей родникового напитка (т.е. вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 45-47). Аллах сообщил, что оно будет приятного белого цвета, и всякий, кто отведает его, получит удовольствие, но не лишится рассудка. Оно дарует «наслаждение пьющим» (Мухаммад, 18), и им не надоедает пить его. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 47). В другом месте говорится:

«Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т.е. вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок» (Аль-Ваки‘а, 17-19).

Комментируя эти аяты, Ибн Касир сказал: «Оно не приносит головной боли и не лишает рассудка. Напротив, оно всегда приносит только радость и удовольствие. Ад-Даххак передал слова Ибн ‘Аббаса: “Вину присущи четыре особенности: оно вызывает опьянение, приносит головную боль, вызывает рвоту и побуждает к мочеиспусканию. Аллах упомянул райское вино и отметил, что ничто из этого не характерно для него”»[377].

В другом месте сказано:

«Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т.е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса)» (Аль-Мутаффифин, 25-26). Это вино охарактеризовано двумя качествами. Во-первых, оно запечатано. Во-вторых, когда они выпьют его, то с последним глотком ощутят привкус мускуса.

Первое блюдо в Раю

Первым блюдом, которым Аллах угостит обитателей Рая, будет придаток печени кита.

روى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ] تَكُونُ الأَرْضُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ خُبْزَةً وَاحِدَةً يَتَكَفَّؤُهَا الْجَبَّارُ بِيَدِهِ، كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ خُبْزَتَهُ فِي السَّفَرِ، نُزُلاً لأهْلِ الْجَنَّةِ [ . فَأَتَى رَجُلٌ مِنْ الْيَهُودِ فَقَالَ : بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ يَا أَبَا الْقَاسِمِ ، أَلا أُخْبِرُكَ بِنُزُلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ؟ قَالَ: بَلَى ، قَالَ: تَكُونُ الأرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً كَمَا قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَنَظَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَيْنَا ثُمَّ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ ثُمَّ قَالَ : ] أَلا أُخْبِرُكَ بِإِدَامِهِمْ ؟[ قَالَ : ] إِدَامُهُمْ بَالامٌ وَنُونٌ قَالُوا : وَمَا هَذَا ؟ قَالَ: ثَوْرٌ وَنُونٌ يَأْكُلُ مِنْ زَائِدَةِ كَبِدِهِمَا سَبْعُونَ أَلْفًا [

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Земля в день воскресения будет сплошным хлебом. Всемогущий переворачивает ее Своей Рукой, как вы перекладываете тесто в руках во время поездок[378], чтобы угостить обитателей Рая». Тут к нему подошел один из иудеев и сказал: «Пусть Милостивый благословит тебя, Абу аль-Касим! Рассказать ли тебе об угощении, которое получат обитатели Рая в день воскресения?» Он сказал: «Расскажи». Иудей сказал: «Земля будет сплошным хлебом». То же самое нам сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,, и он взглянул на нас, а потом засмеялся так, что показались его задние зубы. Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказать ли вам об их закуске? Это — балам и нун». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Бык и кит. Придаток их печени съедят семьдесят тысяч человек»[379].

Комментируя этот хадис, ан-Навави сообщил, что слово النزل «нузул» означает «угощение, подаваемое гостю». Выражение يتكفؤها بيده «йатакаффауха би-йадих» означает «перекладывает тесто из руки в руку, чтобы сделать его цельным и плоским». Смысл хадиса в том, что Всевышний Аллах превратит землю в Раю в огромную лепешку, которая приготовлена для обитателей Рая. Слово النون «нун» означает «кит», а слово بالام «балам» на древнееврейском языке означает «бык». Придаток печени кита — это доля печени, отделенная от ее большей части. Считается, что это — ее самая вкусная часть[380].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ о том, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, ‘Абдуллах бин Салам задал ему несколько вопросов. В частности, он спросил его: «Что будет первым, что отведают обитатели Рая?» Он ответил: «Придаток печени кита»[381].

في صحيح مسلم عن ثوبان رضي الله عنه ، أن يهودياً سأل رسول الله صلى الله عليه وسلم قَالَ : فَمَا تُحْفَتُهُمْ حِينَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ قَالَ : ] زِيَادَةُ كَبِدِ النُّونِ [ . قَالَ فَمَا غِذَاؤُهُمْ عَلَى إِثْرِهَا ؟ قَالَ : ] يُنْحَرُ لَهُمْ ثَوْرُ الْجَنَّةِ الَّذِى كَانَ يَأْكُلُ مِنْ أَطْرَافِهَا [ .قَالَ فَمَا شَرَابُهُمْ عَلَيْهِ ؟ قَالَ : ] مِنْ عَيْنٍ فِيهَا تُسَمَّى سَلْسَبِيلاً [. قَالَ صَدَقْتَ.

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Саубана о том, что один из иудеев спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Чем их угостят, когда они войдут в Рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А что они съедят вслед за этим?» Он ответил: «Для них заколют быка, который питается по окраинам Рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Салсабил». Тогда иудей сказал: «Ты прав»[382].



Просмотров 1431

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!