![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Превосходство райского блаженства над земными удовольствиями
Преходящие удовольствия этого мира можно ощутить и увидеть, а райское блаженство сокрыто от глаз, и пока это всего лишь обещание. На людей легко производит впечатление то, что можно увидеть, и им трудно расстаться с тем, что доступно для них, ради того, что они получат лишь в будущем, тем более, если обещанное можно получить только после смерти. Поэтому Всеблагой и Всевышний Аллах сравнивает преходящие блага этого мира с блаженством в Раю, разъясняя, что райские удовольствия лучше и прекраснее. Аллах многократно подчеркивает ничтожность земных благ и указывает на превосходство Последней жизни. Все это для того, чтобы рабы усердствовали ради своего будущего и обрели блаженство в Раю. Указания на презренность этого мира и восхвалениями удовольствий в Последней жизни, а также разъяснение превосходства награды у Аллаха над доступными, но тленными мирскими благами можно встретить во многих местах Корана: «Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых» (Аль ‘Имран, 198); «Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (т.е. неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (Та ха, 131).
В другом аяте сказано: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (Аль ‘Имран, 14-15). Если задуматься над тем, чем же все-таки блаженство в Последней жизни превосходит земные блага, то можно прийти к следующим выводам. 1. Земные удовольствия коротки. Всевышний сказал: «Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен”» (Ан-Ниса, 77). Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, показал на примере, насколько коротки мирские удовольствия по сравнению с блаженством в Последней жизни: ] وَاللَّهِ مَا الدُّنْيَا فِي الآخِرَةِ إِلاَّ مِثْلُ مَا يَجْعَلُ أَحَدُكُمْ إِصْبَعَهُ هَذِهِ - وَأَشَارَ يَحْيَى بِالسَّبَّابَةِ فِي الْيَمِّ فَلْيَنْظُرْ - بِمَ تَرْجِعُ [ «Клянусь Аллахом, в сравнении с Последней жизнью этот мир подобен тому, что останется на этом пальце (при этом он показал на указательный палец), если вы опустите его в море. Подумайте сами, что на нем останется?»[372] Что может остаться на пальце, вынутом из бескрайнего океана? Не больше, чем капля воды. Таков земной мир в сравнении с Последней жизнью. Удовольствия в этом мире преходящи и скоротечны, и поэтому Аллах упрекает тех, кто отдает предпочтение этим удовольствиям над райскими усладами: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (Ат-Тауба, 38). Что же касается многочисленности и нескончаемости удовольствий в будущей жизни, то мы уже привели немало текстов в подтверждение этого. 2. Блага будущей жизни превосходят земные блага по своим качественным особенностям. Одеяния, яства, напитки, убранства и дворцы в Раю намного прекраснее того, что есть в этом мире. Более того, их просто нельзя сравнивать друг с другом, ибо клочок земли длиной с хлыст в Раю лучше, чем земной мир со всеми его усладами. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [مَوْضِعُ سَوْطٍ فِي الْجَنَّةِ خَيْرٌ مِنْ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا ] «Место, которое занимает хлыст в Раю, лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[373]. В другом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом с его же слов, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] وَلَقَابُ قَوْسِ أَحَدِكُمْ فِي الْجَنَّةِ خَيْرٌ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ أَوْ تَغْرُبُ [ «Место величиной с лук кого-либо из вас в Раю лучше, чем то, над чем восходит солнце»[374]. Для того чтобы подчеркнуть превосходство того, что в Раю, над тем, что есть на земле, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил женщин в обоих мирах. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса о том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] وَلَوْ أَنَّ امْرَأَةً مِنْ نِسَاءِ أَهْلِ الْجَنَّةِ اطَّلَعَتْ إِلَى الأَرْضِ لأضَاءَتْ مَا بَيْنَهُمَا ، وَلَمَلأَتْ مَا بَيْنَهُمَا رِيحًا ، وَلَنَصِيفُهَا على رأسِها خَيْرٌ مِنْ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا [ «Если бы женщина, обитающая в Раю, заглянула в этот мир, то она осветила бы все пространство между собой и им, и оно заполнилось бы благоуханием. Поистине, косынка на ее голове лучше, чем этот мир со всем, что в нем есть»[375]. Подробнее о превосходстве райских услад над преходящими благами этого мира можно прочесть в главе, в которой описывается райское блаженство. 3. В Раю нет недостатков, которые присущи этому миру, и нет ничего, что может опечалить человека. В этом мире человек ест и пьет, но следствием этого являются испражнение, мочеиспускание, выделение неприятных запахов. Вино в этом мире лишает человека рассудка, а женщины здесь страдают кровотечениями и рожают детей. В Раю всего этого нет, и его обитатели не мочатся и не испражняются, не плюются и не отхаркиваются. Вино там белое, и тем, кто пьет его, оно доставляет только удовольствие. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 47). Вода там не застаивается, а молоко не прокисает: «В нем текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется» (Мухаммад, 15). Женщины там очищены от месячных и послеродовых кровотечений, а также любых других нечистот: «У них там будут очищенные супруги» (Аль-Бакара, 25). Сердца обитателей Рая чисты, их речи прекрасны, а поступки праведны. Там никто не услышит неприличных слов, которые могут оставить неприятный осадок на душе, омрачить настроение или вызвать раздражение. Рай очищен от лживых речей и порочных поступков. Там нет «ни празднословия, ни греха» (Ат-Тур, 23). Там говорят только правдивые и добрые слова, избавленные от любых недостатков, встречающихся в речах людей на земле: «Они не услышат там ни пустословия, ни лжи» (Ан-Наба, 35); «Они не услышат там празднословия, но услышат приветствие миром» (Марьям, 62); «Они не услышат там словоблудия» (Аль-Гашийа, 11). Это — обитель чистоты, целомудрия и невинности, в которой нет даже примеси порока и изъяна. Это — обитель мира и приветствия: «Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: “Мир! Мир!”» (Аль-Ваки‘а, 25-26). Поэтому, когда обитатели Рая минуют Ад, их остановят между этими двумя творениями, чтобы они рассчитались друг с другом за причиненные обиды и очистились. И только после этого они войдут в Рай с чистыми сердцами, в которых не останется ни взаимной вражды, ни зависти, ни прочих дурных черт, присущих человеку на земле. В обоих «Сахихах» приводится рассказ о том, как обитатели Рая войдут туда. В нем сказано: ] لا اخْتِلافَ بَيْنَهُمْ وَلا تَبَاغُضَ قُلُوبُهُمْ قَلْبٌ وَاحِدٌ يُسَبِّحُونَ اللَّهَ بُكْرَةً وَعَشِيًّا [ «Между ними не будет ни разногласий, ни вражды. Сердца их будут одинаковы, и они будут славить Аллаха утром и вечером»[376]. И правдивы слова Аллаха: «Мы исторгнем из их сердец злобу, и они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (Аль-Хиджр, 47). Передают от имени Ибн ‘Аббаса и ‘Али бин Абу Талиба, что при входе в Рай его обитатели напьются из источника, и Аллах очистит их сердца от злобы. Потом они напьются из другого источника, и их кожа засияет, а лица станут ясными. Возможно, они сделали такой вывод из слов Всевышнего: «Их Господь напоит их чистым напитком» (Аль-Инсан, 21). 4. Земные блага тленны, а райское блаженство вечно. Поэтому Аллах называет земные прелести المتاع «преходящие блага», ведь человек пользуется ими, а потом они исчезают. Между тем блаженство в Последней жизни бесконечно и никогда не прекратится: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда» (Ан-Нахль, 96); «Это — Наш неиссякаемый удел» (Сад, 54); «Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (Ар-Ра‘д, 35). Аллах привел притчи о том, как быстро проходят удовольствия на земле: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Аль-Кахф, 45-46). В этой притче Аллах сравнивает недолговечные мирские блага с дождевой водой, которой питаются растения. Впитав ее, они расцветают и приносят плоды, но это длится не более чем короткий промежуток времени. Потом они теряют былое великолепие, чахнут и желтеют, а потом ветер рассеивает их по земле. То же самое происходит с земными благами: молодостью, богатством, детьми, пахотой, урожаем. Все это гибнет и исчезает: молодость проходит, здоровье ухудшается и сменяется дряхлостью или болезнью. Богатство и дети — все проходит, и однажды человек расстается со своей семьей и нажитым состоянием. Но будущая жизнь не исчезнет, и человек никогда не покинет свое последнее жилище. «Последняя обитель будет еще лучше. Как же прекрасна Обитель богобоязненных! Они войдут в сады Эдема, в которых текут реки» (Ан-Нахль, 30-31). 5. Усердие ради преходящих благ этого мира и пренебрежение будущей жизнью влекут за собой печаль, разочарование и наказание в огне: «Каждая душа вкусит смерть, но только в день воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (Аль ‘Имран, 185). Еда и питье обитателей Рая Мы уже рассмотрели, какими будут деревья и плоды в Раю. Их ветви будут наклоняться низко и не доставят никаких трудностей обитателям садов, а те будут вкушать любые фрукты, которые только пожелают. Поистине, там они получат любые яства и напитки — все, что будет угодно их душе. Их будут угощать «фруктами, которые они выберут, и мясом птиц, которое они пожелают» (Аль-Ваки‘а, 20-21); «Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (Аз-Зухруф, 71). Аллах позволит им наслаждаться всевозможными яствами и напитками: «Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (Аль-Хакка, 24). Мы также отметили, что, помимо обычных морей из воды, в Раю есть винный, молочные и медовые моря, откуда берут начало райские реки. Там есть много источников, и жители Рая будут напиваться из этих морей, рек и ключей. Всевышний сказал: «А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой. Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» (Аль-Инсан, 5-6); «Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирем, из источника, названного Салсабилем» (Аль-Инсан, 17-18); «Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближенные» (Аль-Мутаффифин, 27-28). Вино в Раю Одним из напитков, которым Аллах почтит обитателей Рая, будет вино. Оно будет избавлено от всех недостатков, присущих винам в этом мире. Эти вина лишают человека рассудка, вызывают мигрень и боли в животе, ослабляют тело и приносят болезни. Упущения могут быть сделаны в процессе их приготовления, и тогда они приобретают неправильный цвет, вкус и т.п. Райское вино лишено всех этих недостатков. Это — чистый и прекрасный напиток: «Их будут обходить с чашей родникового напитка (т.е. вина), белого, доставляющего удовольствие пьющим. Он не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 45-47). Аллах сообщил, что оно будет приятного белого цвета, и всякий, кто отведает его, получит удовольствие, но не лишится рассудка. Оно дарует «наслаждение пьющим» (Мухаммад, 18), и им не надоедает пить его. Оно «не лишает рассудка и не пьянит» (Ас-Саффат, 47). В другом месте говорится: «Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (т.е. вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок» (Аль-Ваки‘а, 17-19). Комментируя эти аяты, Ибн Касир сказал: «Оно не приносит головной боли и не лишает рассудка. Напротив, оно всегда приносит только радость и удовольствие. Ад-Даххак передал слова Ибн ‘Аббаса: “Вину присущи четыре особенности: оно вызывает опьянение, приносит головную боль, вызывает рвоту и побуждает к мочеиспусканию. Аллах упомянул райское вино и отметил, что ничто из этого не характерно для него”»[377]. В другом месте сказано: «Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (т.е. оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса)» (Аль-Мутаффифин, 25-26). Это вино охарактеризовано двумя качествами. Во-первых, оно запечатано. Во-вторых, когда они выпьют его, то с последним глотком ощутят привкус мускуса. Первое блюдо в Раю Первым блюдом, которым Аллах угостит обитателей Рая, будет придаток печени кита. روى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ] تَكُونُ الأَرْضُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ خُبْزَةً وَاحِدَةً يَتَكَفَّؤُهَا الْجَبَّارُ بِيَدِهِ، كَمَا يَكْفَأُ أَحَدُكُمْ خُبْزَتَهُ فِي السَّفَرِ، نُزُلاً لأهْلِ الْجَنَّةِ [ . فَأَتَى رَجُلٌ مِنْ الْيَهُودِ فَقَالَ : بَارَكَ الرَّحْمَنُ عَلَيْكَ يَا أَبَا الْقَاسِمِ ، أَلا أُخْبِرُكَ بِنُزُلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ؟ قَالَ: بَلَى ، قَالَ: تَكُونُ الأرْضُ خُبْزَةً وَاحِدَةً كَمَا قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَنَظَرَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَيْنَا ثُمَّ ضَحِكَ حَتَّى بَدَتْ نَوَاجِذُهُ ثُمَّ قَالَ : ] أَلا أُخْبِرُكَ بِإِدَامِهِمْ ؟[ قَالَ : ] إِدَامُهُمْ بَالامٌ وَنُونٌ قَالُوا : وَمَا هَذَا ؟ قَالَ: ثَوْرٌ وَنُونٌ يَأْكُلُ مِنْ زَائِدَةِ كَبِدِهِمَا سَبْعُونَ أَلْفًا [ Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Земля в день воскресения будет сплошным хлебом. Всемогущий переворачивает ее Своей Рукой, как вы перекладываете тесто в руках во время поездок[378], чтобы угостить обитателей Рая». Тут к нему подошел один из иудеев и сказал: «Пусть Милостивый благословит тебя, Абу аль-Касим! Рассказать ли тебе об угощении, которое получат обитатели Рая в день воскресения?» Он сказал: «Расскажи». Иудей сказал: «Земля будет сплошным хлебом». То же самое нам сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,, и он взглянул на нас, а потом засмеялся так, что показались его задние зубы. Потом он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рассказать ли вам об их закуске? Это — балам и нун». Его спросили: «Что это такое?» Он ответил: «Бык и кит. Придаток их печени съедят семьдесят тысяч человек»[379]. Комментируя этот хадис, ан-Навави сообщил, что слово النزل «нузул» означает «угощение, подаваемое гостю». Выражение يتكفؤها بيده «йатакаффауха би-йадих» означает «перекладывает тесто из руки в руку, чтобы сделать его цельным и плоским». Смысл хадиса в том, что Всевышний Аллах превратит землю в Раю в огромную лепешку, которая приготовлена для обитателей Рая. Слово النون «нун» означает «кит», а слово بالام «балам» на древнееврейском языке означает «бык». Придаток печени кита — это доля печени, отделенная от ее большей части. Считается, что это — ее самая вкусная часть[380]. В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ о том, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, ‘Абдуллах бин Салам задал ему несколько вопросов. В частности, он спросил его: «Что будет первым, что отведают обитатели Рая?» Он ответил: «Придаток печени кита»[381]. في صحيح مسلم عن ثوبان رضي الله عنه ، أن يهودياً سأل رسول الله صلى الله عليه وسلم قَالَ : فَمَا تُحْفَتُهُمْ حِينَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ قَالَ : ] زِيَادَةُ كَبِدِ النُّونِ [ . قَالَ فَمَا غِذَاؤُهُمْ عَلَى إِثْرِهَا ؟ قَالَ : ] يُنْحَرُ لَهُمْ ثَوْرُ الْجَنَّةِ الَّذِى كَانَ يَأْكُلُ مِنْ أَطْرَافِهَا [ .قَالَ فَمَا شَرَابُهُمْ عَلَيْهِ ؟ قَالَ : ] مِنْ عَيْنٍ فِيهَا تُسَمَّى سَلْسَبِيلاً [. قَالَ صَدَقْتَ. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Саубана о том, что один из иудеев спросил Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Чем их угостят, когда они войдут в Рай?» Он ответил: «Придатком печени кита». Иудей спросил: «А что они съедят вслед за этим?» Он ответил: «Для них заколют быка, который питается по окраинам Рая». Он спросил: «А чем они будут запивать его?» Он сказал: «Напитком из источника, который называется Салсабил». Тогда иудей сказал: «Ты прав»[382].
![]() |