![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Кого в Раю больше: мужчин или женщин?
Дискуссии по этому вопросу между мужчинами и женщинами разгорелись еще при жизни сподвижников. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн Сирина о том, что между мужчинами и женщинами возникли разногласия: кто из них составит большинство в Раю? В одной из версий говорится, что они то ли спорили, то ли обсуждали, кого в Раю будет больше: мужчин или женщин? Когда же они спросили об этом Абу Хурейру, он сказал, что женщин будет больше, сославшись на слова Пророка: ] إِنَّ أَوَّلَ زُمْرَةٍ تَدْخُلُ الْجَنَّةَ عَلَى صُورَةِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ ، وَالَّتِي تَلِيهَا عَلَى أَضْوَإِ كَوْكَبٍ دُرِّيٍّ فِي السَّمَاءِ ، لِكُلِّ امْرِئٍ مِنْهُمْ زَوْجَتَانِ اثْنَتَانِ ، يُرَى مُخُّ سُوقِهِمَا مِنْ وَرَاءِ اللَّحْمِ ، وَمَا فِي الْجَنَّةِ أَعْزَبُ [ «Поистине, первая группа тех, кто войдет в Рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. У каждого мужчины будут две жены, и костный мозг их голеней можно будет увидеть через тело, и в Раю не будет холостых»[301]. Из хадиса явствует, что женщин в Раю будет больше. Тем не менее, некоторые ученые полагали, что там будет больше мужчин, опираясь на хадис о том, что женщины составят большинство в Аду. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, достаточно сказать, что если женщины составят большинство в Аду, то это еще не значит, что в Раю их будет меньше, чем мужчин. Об этом говорил еще Ибн Хаджар аль-‘Аскалани[302]. Сопоставив эти хадисы, можно утверждать, что и в Раю, и в Аду женщин будет больше, чем мужчин. Из этого следует, что женщин рождается больше, чем мужчин. На это можно возразить: в хадисе Абу Хурейры не проводятся различия между женщинами из земного мира и гуриями. И снова встает вопрос: кого же все-таки больше в Раю: мужчин из этого мира или женщин из этого мира? Аль-Куртуби попытался совместить оба хадиса и пришел к заключению, что женщин в Аду будет больше до заступничества и до того, как ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут оттуда. Когда же они покинут Ад благодаря ходатайству заступников и милости Самого милосердного из милосердных, то они составят большинство в Раю[303]. С другой стороны, хадис ‘Амра бин аль-‘Аса, переданный Ахмадом и Абу Йа‘лой, указывает на то, что женщин в Раю будет немного. В нем сказано: ] بَيْنَمَا نَحْنُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي هَذَا الشِّعْبِ إِذْ قَالَ : ]انْظُرُوا هَلْ تَرَوْنَ شَيْئًا؟ [ فَقُلْنَا : نَرَى غِرْبَانًا فِيهَا غُرَابٌ أَعْصَمُ أَحْمَرُ الْمِنْقَارِ وَالرِّجْلَيْنِ ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ]لا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ النِّسَاءِ إلاَّ مَنْ كَانَ مِنْهُنَّ مِثْلَ هَذَا الْغُرَابِ فِي الْغِرْبَانِ [ «Когда мы вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находились в этом ущелье, он сказал: “Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?” Мы сказали: “Мы видим черную ворону с белым пятном на ноге, красным клювом и красными лапками”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Женщины, которые войдут в Рай, подобны этой вороне среди остального воронья”»[304]. О тех, кто не достиг совершеннолетия Дети верующих Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия[305], попадут в Рай, если так будет угодно Всевышнему Аллаху. Он смилостивится над ними и окажет им великую честь: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрел» (Ат-Тур, 21). Сославшись на слова Всевышнего: «Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (Аль-Муддассир, 38), ‘Али бин Абу Талиб утверждал, что дети верующих попадут в Рай, ведь они не совершали грехов и не могут быть заложниками своих прегрешений[306]. Аль-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха»: «О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребенка с верой и надеждой на награду Аллаха». В ней приводится хадис Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] مَا مِنْ النَّاسِ مِنْ مُسْلِمٍ يُتَوَفَّى لَهُ ثَلاثٌ لَمْ يَبْلُغُوا الْحِنْثَ إِلاَّ أَدْخَلَهُ اللَّهُ الْجَنَّةَ بِفَضْلِ رَحْمَتِهِ إِيَّاهُمْ [ «Если у кого-нибудь из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введет его в Рай по милости Своей к ним». Там же приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что женщины сказали Пророку: «Отведи для нас день». Он прочел им проповедь и сказал: ] أَيُّمَا امْرَأَةٍ مَاتَ لَهَا ثَلاثَةٌ مِنْ الْوَلَدِ كَانُوا حِجَابًا مِنْ النَّارِ [قَالَتْ امْرَأَةٌ: وَاثْنَانِ قَالَ: ]وَاثْنَانِ [ «Если у какой-либо женщины умрут трое детей, то они заслонят ее от Огня». Одна из женщин спросила: «А если двое?» Он ответил: «И двое тоже»[307]. В другой главе того же сборника, названной «О том, что было сказано о (покойных) детях мусульман», помимо вышеназванного хадиса Анаса, приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] مَنْ مَاتَ لَهُ ثَلاثَةٌ مِنْ الْوَلَدِ لَمْ يَبْلُغُوا الْحِنْثَ كَانَ لَهُ حِجَابًا مِنْ النَّارِ أَوْ دَخَلَ الْجَنَّةَ [ «Если у кого-либо умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то они заслонят его от Огня или введут в Рай». После него приводится хадис аль-Бары: «Когда скончался Ибрахим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ إِنَّ لَهُ مُرْضِعًا فِي الْجَنَّةِ ] “Поистине, в Раю у него есть кормилица”»[308]. Приведенные имамом аль-Бухари хадисы указывают на то, что дети верующих попадут в Рай. Ибн Хаджар по этому поводу сказал: «Тот, кто заслоняет от Ада своих родителей, больше заслуживает того, чтобы его уберегли от Ада, ибо в этом суть милости и ее причина»[309]. О том, что потомки верующих попадут в Рай, недвусмысленно говорится в ряде сообщений. Например, в дополнениях к «Муснаду», составленных ‘Абдуллахом бин Ахмадом, приводится хадис ‘Али бин Абу Талиба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَأَوْلادهمْ فِي الْجَنَّة ] «Поистине, мусульмане и их дети попадут в Рай». В «Муснаде» Ахмада приводится другой восходящий хадис, переданный со слов Абу Хурейры: «Если у кого-либо из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то Аллах по милости Своей введет их в Рай вместе с родителями»[310]. Муслим в «Сахихе» и Ахмад в «Муснаде» передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] صِغَارُهُمْ دَعَامِيصُ الْجَنَّةِ، يَتَلَقَّى أَحَدُهُمْ أَبَاهُ أَوْ قَالَ أَبَوَيْهِ ، فَيَأْخُذُ بِثَوْبِهِ أَوْ قَالَ بِيَدِهِ كَمَا آخُذُ أَنَا بِصَنِفَةِ ثَوْبِكَ هَذَا ، فَلا يَتَنَاهَى أَوْ قَالَ فَلا يَنْتَهِي حَتَّى يُدْخِلَهُ اللَّهُ وَأَبَاهُ الْجَنَّةَ [ «Малолетние из них — младшие в Раю. Они встретятся со своим родителем (или родителями) и схватят их за одежду (или за руку) так, как я держу за край твоей одежды, и не отпустят, пока Аллах не введет их вместе в Рай»[311]. Имам Ахмад, Ибн Хиббан и аль-Хаким передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ ذَرَارِيُّ الْمُسْلِمِينَ فِي الْجَنَّةِ يَكْفُلُهُمْ إِبْرَاهِيَمُ عَلَيْهِ السَّلام ] «Детей мусульман в Раю опекает Ибрахим u»[312]. Абу Ну‘ейм в «Ахбар Асбахан», ад-Дейлами и Ибн ‘Асакир передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] أَطْفَالُ الْمُسْلِمِينَ في جَبَلِ فِي الْجَنَّةِ يَكْفُلُهُمْ إِبْرَاهِيَمُ وسارَةُ حتى يَدْفَعُونَهُمْ إلى آبائهمْ يَوْمَ القِيَامَةِ [ «Дети верующих находятся на горе в Раю, а Ибрахим и Сара опекают их до тех пор, пока не вернут их родителям в день воскресения»[313]. Ан-Навави сообщил, что авторитетные мусульманские ученые были единодушны в том, что дети мусульман, умершие, не достигнув совершеннолетия, попадают в Рай. Он же сообщил, что некоторые ученые воздерживались от окончательного суждения по данному вопросу[314]. Аль-Куртуби передал, что среди тех, кто воздерживался от суждения по данному вопросу, были Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Исхак бин Рахавейх[315]. По словам ан-Навави, эти ученые не утверждали категорично того, что дети мусульман попадают в Рай, из-за хадиса ‘Аиши, переданного Муслимом: «Когда в одной из семей ансаров скончался ребенок, я сказала: “Ему уготована Туба. Он не совершил зла и не дожил до него”. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ أَوَ غَيْرَ ذَلِكَ يَا عَائِشَةُ ، إِنَّ اللَّهَ خَلَقَ لِلْجَنَّةِ أَهْلاً ] “А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для Рая…”»[316] Возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей поспешно говорить о чем-либо, не имея веских доказательств. Возможно, это произошло до того, как ему было открыто, что дети мусульман попадут в Рай[317]. Полагаю, что в действительности из хадиса следует, что нельзя заявлять с уверенностью о том, что какой-то конкретный человек непременно попадет в Рай, хотя в целом мы знаем, что дети мусульман окажутся там. Второй важный момент — указание на недопустимость подобных речей, чтобы никто не осмеливался говорить на такие темы. К сожалению, в наше время все происходит именно так, и, оплакивая своих родственников, люди заявляют, что те попадают в Рай, даже если те были самыми нечестивыми грешниками. Ибн Теймийя говорил: «Нельзя свидетельствовать о том, что кто-либо конкретно из детей верующих попадает в Рай, несмотря на то, что в целом мы свидетельствуем об этом»[318]. Дети неверующих Одна из глав свода аль-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [ اللَّهُ إِذْ خَلَقَهُمْ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ] “Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”». В другом хадисе, рассказанном Абу Хурейрой, сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ] «Аллах лучше знает, что бы они совершили». С его же слов передан хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ ، كَمَثَلِ الْبَهِيمَةِ تُنْتَجُ الْبَهِيمَةَ ، هَلْ تَرَى فِيهَا جَدْعَاءَ [ «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!»[319] Как подметил Ибн Хаджар, на основании этих хадисов можно предположить, что имам аль-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвященной толкованию суры «ар-Рум», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в Рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в Рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нем, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей»[320]. В версии, переданной аль-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится: ] وَأَمَّا الْوِلْدَانُ الَّذِينَ حَوْلَهُ فَكُلُّ مَوْلُودٍ مَاتَ عَلَى الْفِطْرَةِ [ . فَقَالَ بَعْضُ الْمُسْلِمِينَ : وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ فَقَالَ : ] وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ [ «А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников»[321]. Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нем говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нем использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном аль-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авии, что ее дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадет в Рай?” Он сказал: “Пророк будет в Раю, павший мученик будет в Раю, младенец будет в Раю”». Его иснад хороший[322]. В пользу этого суждения также свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ] أَطْفَالُ الْمُشْرِكِينَ خَدَمُ أَهْلِ الْجَنَّةِ [ «Дети многобожников будут прислуживать обитателям Рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». Аль-Албани назвал его версии в совокупности достоверными[323]. О том, что дети многобожников попадут в Рай, говорило немало ученых. Этому мнению отдал предпочтение Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи[324]. Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал: «Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (Аль-Исра, 15). Потом он сослался на хадисы, переданные аль-Бухари и др.[325] Этому мнению также отдал предпочтение аль-Куртуби. Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вначале сказал, что они попадут в Ад вместе со своими родителями. Потом он предпочел воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Аль-Исра, 15). И тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, заключил, что они попадут в Рай[326]. В подтверждение этого суждения он привел хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар аль-‘Аскалани назвал его слабым[327]. Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нем можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху. Утверждение о том, что в Рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадет в Рай и Ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод еще находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребенком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху. Некоторые ученые считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Ибн аль-Мубарак, Исхак. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в Рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[328]. Это же мнение передал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины[329], и ему отдал предпочтение Ибн Теймийя. Ссылаясь на авторитет Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадет в Рай или Ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадет в Рай, а тот, кто ослушается Его, войдет в Ад. Об этом сообщил Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины»[330]. В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в Последней жизни, о чем говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[331]. Ибн Хаджар, описывая испытания в Последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдет туда, он обернется прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных аль-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза бин Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишенных и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной[332]. Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребенка, этот праведник сказал: «Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (Аль-Кахф, 80). В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о мальчике, которого убил аль-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Теймийя сказал: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т.е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим». Аль-Куртуби назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Аль-Хулейми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью»[333]. Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Теймийя сказал: Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т.е. в Рай или Ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал: «В тот день, когда обнажится Голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (Аль-Калам, 42). В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого. Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится Голень…» (Аль-Калам, 42)[334]. Следовательно, испытание завершается только после попадания в Рай или Ад. Однако утверждение аль-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников.
![]() |