Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Кого в Раю больше: мужчин или женщин?



Дискуссии по этому вопросу между мужчинами и женщинами разгорелись еще при жизни сподвижников. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Ибн Сирина о том, что между мужчинами и женщинами возникли разногласия: кто из них составит большинство в Раю? В одной из версий говорится, что они то ли спорили, то ли обсуждали, кого в Раю будет больше: мужчин или женщин? Когда же они спросили об этом Абу Хурейру, он сказал, что женщин будет больше, сославшись на слова Пророка:

] إِنَّ أَوَّلَ زُمْرَةٍ تَدْخُلُ الْجَنَّةَ عَلَى صُورَةِ الْقَمَرِ لَيْلَةَ الْبَدْرِ ، وَالَّتِي تَلِيهَا عَلَى أَضْوَإِ كَوْكَبٍ دُرِّيٍّ فِي السَّمَاءِ ، لِكُلِّ امْرِئٍ مِنْهُمْ زَوْجَتَانِ اثْنَتَانِ ، يُرَى مُخُّ سُوقِهِمَا مِنْ وَرَاءِ اللَّحْمِ ، وَمَا فِي الْجَنَّةِ أَعْزَبُ [

«Поистине, первая группа тех, кто войдет в Рай, будет подобна луне в ночь полнолуния. Те, которые придут вслед за ними, будут подобны самой яркой звезде на небе. У каждого мужчины будут две жены, и костный мозг их голеней можно будет увидеть через тело, и в Раю не будет холостых»[301].

Из хадиса явствует, что женщин в Раю будет больше. Тем не менее, некоторые ученые полагали, что там будет больше мужчин, опираясь на хадис о том, что женщины составят большинство в Аду. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, достаточно сказать, что если женщины составят большинство в Аду, то это еще не значит, что в Раю их будет меньше, чем мужчин. Об этом говорил еще Ибн Хаджар аль-‘Аскалани[302]. Сопоставив эти хадисы, можно утверждать, что и в Раю, и в Аду женщин будет больше, чем мужчин. Из этого следует, что женщин рождается больше, чем мужчин. На это можно возразить: в хадисе Абу Хурейры не проводятся различия между женщинами из земного мира и гуриями. И снова встает вопрос: кого же все-таки больше в Раю: мужчин из этого мира или женщин из этого мира? Аль-Куртуби попытался совместить оба хадиса и пришел к заключению, что женщин в Аду будет больше до заступничества и до того, как ослушники, не приобщавшие сотоварищей к Аллаху, выйдут оттуда. Когда же они покинут Ад благодаря ходатайству заступников и милости Самого милосердного из милосердных, то они составят большинство в Раю[303].

С другой стороны, хадис ‘Амра бин аль-‘Аса, переданный Ахмадом и Абу Йа‘лой, указывает на то, что женщин в Раю будет немного. В нем сказано:

] بَيْنَمَا نَحْنُ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي هَذَا الشِّعْبِ إِذْ قَالَ : ]انْظُرُوا هَلْ تَرَوْنَ شَيْئًا؟ [ فَقُلْنَا : نَرَى غِرْبَانًا فِيهَا غُرَابٌ أَعْصَمُ أَحْمَرُ الْمِنْقَارِ وَالرِّجْلَيْنِ ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ]لا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مِنْ النِّسَاءِ إلاَّ مَنْ كَانَ مِنْهُنَّ مِثْلَ هَذَا الْغُرَابِ فِي الْغِرْبَانِ [

«Когда мы вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находились в этом ущелье, он сказал:

“Посмотрите, видите ли вы что-нибудь?” Мы сказали: “Мы видим черную ворону с белым пятном на ноге, красным клювом и красными лапками”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Женщины, которые войдут в Рай, подобны этой вороне среди остального воронья”»[304].

О тех, кто не достиг совершеннолетия

Дети верующих

Дети верующих, которые не достигли совершеннолетия[305], попадут в Рай, если так будет угодно Всевышнему Аллаху. Он смилостивится над ними и окажет им великую честь:

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек — заложник того, что он приобрел» (Ат-Тур, 21). Сославшись на слова Всевышнего:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (Аль-Муддассир, 38), ‘Али бин Абу Талиб утверждал, что дети верующих попадут в Рай, ведь они не совершали грехов и не могут быть заложниками своих прегрешений[306].

Аль-Бухари назвал одну из глав своего «Сахиха»: «О достоинстве того, кто переносит смерть своего ребенка с верой и надеждой на награду Аллаха». В ней приводится хадис Анаса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَا مِنْ النَّاسِ مِنْ مُسْلِمٍ يُتَوَفَّى لَهُ ثَلاثٌ لَمْ يَبْلُغُوا الْحِنْثَ إِلاَّ أَدْخَلَهُ اللَّهُ الْجَنَّةَ بِفَضْلِ رَحْمَتِهِ إِيَّاهُمْ [

«Если у кого-нибудь из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введет его в Рай по милости Своей к ним».

Там же приводится рассказ Абу Са‘ида о том, что женщины сказали Пророку: «Отведи для нас день». Он прочел им проповедь и сказал:

] أَيُّمَا امْرَأَةٍ مَاتَ لَهَا ثَلاثَةٌ مِنْ الْوَلَدِ كَانُوا حِجَابًا مِنْ النَّارِ [قَالَتْ امْرَأَةٌ: وَاثْنَانِ قَالَ: ]وَاثْنَانِ [

«Если у какой-либо женщины умрут трое детей, то они заслонят ее от Огня». Одна из женщин спросила: «А если двое?» Он ответил: «И двое тоже»[307].

В другой главе того же сборника, названной «О том, что было сказано о (покойных) детях мусульман», помимо вышеназванного хадиса Анаса, приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] مَنْ مَاتَ لَهُ ثَلاثَةٌ مِنْ الْوَلَدِ لَمْ يَبْلُغُوا الْحِنْثَ كَانَ لَهُ حِجَابًا مِنْ النَّارِ أَوْ دَخَلَ الْجَنَّةَ [

«Если у кого-либо умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то они заслонят его от Огня или введут в Рай». После него приводится хадис аль-Бары: «Когда скончался Ибрахим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ إِنَّ لَهُ مُرْضِعًا فِي الْجَنَّةِ ] “Поистине, в Раю у него есть кормилица”»[308].

Приведенные имамом аль-Бухари хадисы указывают на то, что дети верующих попадут в Рай. Ибн Хаджар по этому поводу сказал: «Тот, кто заслоняет от Ада своих родителей, больше заслуживает того, чтобы его уберегли от Ада, ибо в этом суть милости и ее причина»[309].

О том, что потомки верующих попадут в Рай, недвусмысленно говорится в ряде сообщений. Например, в дополнениях к «Муснаду», составленных ‘Абдуллахом бин Ахмадом, приводится хадис ‘Али бин Абу Талиба о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَأَوْلادهمْ فِي الْجَنَّة ]

«Поистине, мусульмане и их дети попадут в Рай». В «Муснаде» Ахмада приводится другой восходящий хадис, переданный со слов Абу Хурейры: «Если у кого-либо из мусульман умрут трое детей, не достигших совершеннолетия, то Аллах по милости Своей введет их в Рай вместе с родителями»[310].

Муслим в «Сахихе» и Ахмад в «Муснаде» передали со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] صِغَارُهُمْ دَعَامِيصُ الْجَنَّةِ، يَتَلَقَّى أَحَدُهُمْ أَبَاهُ أَوْ قَالَ أَبَوَيْهِ ، فَيَأْخُذُ بِثَوْبِهِ أَوْ قَالَ بِيَدِهِ كَمَا آخُذُ أَنَا بِصَنِفَةِ ثَوْبِكَ هَذَا ، فَلا يَتَنَاهَى أَوْ قَالَ فَلا يَنْتَهِي حَتَّى يُدْخِلَهُ اللَّهُ وَأَبَاهُ الْجَنَّةَ [

«Малолетние из них — младшие в Раю. Они встретятся со своим родителем (или родителями) и схватят их за одежду (или за руку) так, как я держу за край твоей одежды, и не отпустят, пока Аллах не введет их вместе в Рай»[311].

Имам Ахмад, Ибн Хиббан и аль-Хаким передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ ذَرَارِيُّ الْمُسْلِمِينَ فِي الْجَنَّةِ يَكْفُلُهُمْ إِبْرَاهِيَمُ عَلَيْهِ السَّلام ]

«Детей мусульман в Раю опекает Ибрахим u»[312].

Абу Ну‘ейм в «Ахбар Асбахан», ад-Дейлами и Ибн ‘Асакир передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] أَطْفَالُ الْمُسْلِمِينَ في جَبَلِ فِي الْجَنَّةِ يَكْفُلُهُمْ إِبْرَاهِيَمُ وسارَةُ حتى يَدْفَعُونَهُمْ إلى آبائهمْ يَوْمَ القِيَامَةِ [

«Дети верующих находятся на горе в Раю, а Ибрахим и Сара опекают их до тех пор, пока не вернут их родителям в день воскресения»[313].

Ан-Навави сообщил, что авторитетные мусульманские ученые были единодушны в том, что дети мусульман, умершие, не достигнув совершеннолетия, попадают в Рай. Он же сообщил, что некоторые ученые воздерживались от окончательного суждения по данному вопросу[314].

Аль-Куртуби передал, что среди тех, кто воздерживался от суждения по данному вопросу, были Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Исхак бин Рахавейх[315].

По словам ан-Навави, эти ученые не утверждали категорично того, что дети мусульман попадают в Рай, из-за хадиса ‘Аиши, переданного Муслимом: «Когда в одной из семей ансаров скончался ребенок, я сказала: “Ему уготована Туба. Он не совершил зла и не дожил до него”. Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

[ أَوَ غَيْرَ ذَلِكَ يَا عَائِشَةُ ، إِنَّ اللَّهَ خَلَقَ لِلْجَنَّةِ أَهْلاً ]

“А может быть, нет, ‘Аиша. Поистине, Аллах создал обитателей для Рая…”»[316]

Возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей поспешно говорить о чем-либо, не имея веских доказательств. Возможно, это произошло до того, как ему было открыто, что дети мусульман попадут в Рай[317].

Полагаю, что в действительности из хадиса следует, что нельзя заявлять с уверенностью о том, что какой-то конкретный человек непременно попадет в Рай, хотя в целом мы знаем, что дети мусульман окажутся там. Второй важный момент — указание на недопустимость подобных речей, чтобы никто не осмеливался говорить на такие темы. К сожалению, в наше время все происходит именно так, и, оплакивая своих родственников, люди заявляют, что те попадают в Рай, даже если те были самыми нечестивыми грешниками.

Ибн Теймийя говорил: «Нельзя свидетельствовать о том, что кто-либо конкретно из детей верующих попадает в Рай, несмотря на то, что в целом мы свидетельствуем об этом»[318].

Дети неверующих

Одна из глав свода аль-Бухари называется «О том, что было сказано о (покойных) детях многобожников». В ней приводится следующий хадис Ибн ‘Аббаса: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [ اللَّهُ إِذْ خَلَقَهُمْ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ]

“Создавая их, Аллах знал о том, что они будут совершать”».

В другом хадисе, рассказанном Абу Хурейрой, сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: [اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ ]

«Аллах лучше знает, что бы они совершили».

С его же слов передан хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] كُلُّ مَوْلُودٍ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ ، كَمَثَلِ الْبَهِيمَةِ تُنْتَجُ الْبَهِيمَةَ ، هَلْ تَرَى فِيهَا جَدْعَاءَ [

«Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Ведь и животное рожает только животное: разве ты видишь среди них кого-нибудь с отрезанным носом?!»[319]

Как подметил Ибн Хаджар, на основании этих хадисов можно предположить, что имам аль-Бухари воздерживался от окончательного суждения по поводу детей многобожников, но в главе, посвященной толкованию суры «ар-Рум», он недвусмысленно показал, что склоняется к мнению о том, что они попадут в Рай. На это указывает и порядок расположения хадисов в данной главе. Вначале упоминается хадис, указывающий на то, что в данном вопросе следует воздержаться от окончательного суждения. Потом приводятся хадисы, позволяющие предположить, что они, скорее всего, попадут в Рай. В конце же приводится предание, ясно указывающее на это. В нем, в частности, говорится: «Дети вокруг него — это дети людей»[320]. В версии, переданной аль-Бухари в разделе «Книга толкования снов», говорится:

] وَأَمَّا الْوِلْدَانُ الَّذِينَ حَوْلَهُ فَكُلُّ مَوْلُودٍ مَاتَ عَلَى الْفِطْرَةِ [ . فَقَالَ بَعْضُ الْمُسْلِمِينَ : وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ فَقَالَ : ] وَأَوْلاَدُ الْمُشْرِكِينَ [

«А что касается детей, которые были вокруг него, то ведь каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию]». Кто-то из мусульман спросил его: «И дети многобожников?» Он ответил: «И дети многобожников»[321].

Ибн Хаджар отметил, что это суждение подтверждается восходящим хадисом, переданным Абу Йа‘лой со слов Анаса. В нем говорится: «Я попросил моего Господа не наказывать и подарить мне детей из числа потомков человека». Его иснад хороший. В нем использовано слово «лахин», означающее «дети». Такой комментарий основан на восходящем хадисе, переданном аль-Баззаром со слов Ибн ‘Аббаса. Ахмад передал хадис Хансы бинт Му‘авии, что ее дядя рассказывал: «Я спросил: “Посланник Аллаха, кто попадет в Рай?” Он сказал: “Пророк будет в Раю, павший мученик будет в Раю, младенец будет в Раю”». Его иснад хороший[322].

В пользу этого суждения также свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

] أَطْفَالُ الْمُشْرِكِينَ خَدَمُ أَهْلِ الْجَنَّةِ [

«Дети многобожников будут прислуживать обитателям Рая». Хадис передали Ибн Манда в «Марифе», Абу Ну‘ейм в «Хилья аль-аулийа» и Абу Йа‘ла в «Муснаде». Аль-Албани назвал его версии в совокупности достоверными[323].

О том, что дети многобожников попадут в Рай, говорило немало ученых. Этому мнению отдал предпочтение Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи[324]. Ан-Навави сказал, что это суждение достоверно, и ему отдавали предпочтение многие исследователи, потому что Всевышний сказал:

«Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника» (Аль-Исра, 15). Потом он сослался на хадисы, переданные аль-Бухари и др.[325]

Этому мнению также отдал предпочтение аль-Куртуби. Исследуя тексты на эту тему, между которыми, на первый взгляд, есть противоречия, он писал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вначале сказал, что они попадут в Ад вместе со своими родителями. Потом он предпочел воздержаться от окончательного суждения и сказал: «Аллах лучше знает, что бы они совершили». Потом ему было открыто, что никто не будет наказан за чужой грех:

«Ни одна душа не понесет чужого бремени» (Аль-Исра, 15). И тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, заключил, что они попадут в Рай[326]. В подтверждение этого суждения он привел хадис, переданный ‘Абд ар-Раззаком, но Ибн Хаджар аль-‘Аскалани назвал его слабым[327].

Неоднозначность этих размышлений, переданных Ибн Хаджаром, заключается в том, что самостоятельное суждение в таких вопросах недопустимо. Этот вопрос связан с сокровенным знанием, и судить о нем можно только на основании откровения. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Утверждение о том, что в Рай попадут дети и верующих, и многобожников, трудно совместить с хадисами о том, что Аллах изначально знал о том, кто попадет в Рай и Ад. Его трудно совместить и с хадисами о том, что ангел записывает удел и жизненный срок человека, а также его принадлежность к счастливым или несчастным, когда плод еще находится в утробе матери. Но на это можно возразить: если человек умер ребенком, не достигнув совершеннолетия, то в утробе матери он был записан одним из счастливых рабов. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Некоторые ученые считали, что судьба таких детей зависит от воли Аллаха. Такие суждения высказывали Хаммад бин Зейд, Хаммад бин Салама, Ибн аль-Мубарак, Исхак. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» отметил, что имам аш-Шафи‘и высказал это мнение в отношении именно детей неверующих. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Так считал Малик, хотя у него не было текстов, подтверждающих это мнение. Но его ученики недвусмысленно заявляли, что дети мусульман попадут в Рай, а судьба детей неверующих зависит от воли Аллаха. При этом они опирались на хадис: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[328].

Это же мнение передал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари от имени приверженцев сунны и единой общины[329], и ему отдал предпочтение Ибн Теймийя. Ссылаясь на авторитет Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари и имама Ахмада, он говорил, что судьба детей многобожников зависит от воли Аллаха, и им предстоит пройти испытание в день воскресения. Он писал: «По этому поводу правильно говорить: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”. Нельзя говорить, что кто-либо из них попадет в Рай или Ад. В нескольких хадисах сообщается, что в день воскресения они будут испытаны повелениями и запретами, и тот из них, кто покорится Аллаху, попадет в Рай, а тот, кто ослушается Его, войдет в Ад. Об этом сообщил Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари, сославшись на приверженцев сунны и единой общины»[330].

В другом месте он писал: «Дети многобожников, которые не достигли совершеннолетия в этом мире, будут нести ответственность за свои деяния в Последней жизни, о чем говорится во многих хадисах. Это мнение о детях многобожников высказал Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари. В обоих “Сахихах” сообщается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о них, и он сказал: “Аллах лучше знает о том, что бы они совершили”»[331].

Ибн Хаджар, описывая испытания в Последней жизни, сказал, что людям будет приказано войти в огонь, и для тех, кто войдет туда, он обернется прохладой и спасением. Те же, кто откажется, получат наказание. Об этом сообщается в хадисах, переданных аль-Баззаром со слов Анаса и Абу Са‘ида, а также ат-Табарани — со слов Му‘аза бин Джабала. Достоверно известно, что испытанию подвергнут умалишенных и тех, кто жил в то время, когда не было истинного знания. Аль-Бейхаки в «И‘тикаде» назвал эту точку зрения правильной[332].

Это подтверждается ясными аятами Корана, в которых описывается встреча пророка Мусы с праведным рабом у места слияния двух морей. Разъясняя причину убийства ребенка, этот праведник сказал:

«Что касается мальчика, то его родители — верующие, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине [своего] беззакония и неверия» (Аль-Кахф, 80). В «Сахихе» Муслима передан хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о мальчике, которого убил аль-Хадир: «Он был запечатан неверующим, и если бы его оставили в живых, то он обижал бы своих родителей по причине своего беззакония и неверия». Комментируя этот хадис, Ибн Теймийя сказал: «Это значит, что Аллах запечатал его в Матери писания, т.е. предписал ему быть неверующим, и если бы он остался в живых, то стал бы неверующим».

Аль-Куртуби назвал эту точку зрения слабой, потому что последняя обитель предназначена для воздаяния, а не для испытания. В своей «Тазкире» он писал: «Это утверждение является неверным по смыслу, так как последняя обитель не предназначена для выполнения обязанностей. Это — обитель воздаяния: вознаграждения и наказания. Аль-Хулейми сказал: “Этот хадис слабый и противоречит основополагающим принципам мусульман, так как последняя обитель не является обителью испытания. Познание Аллаха там неизбежно, а испытание несовместимо с неизбежностью»[333].

Возражение, основанное на том, что обязанности прекращаются со смертью, несправедливо. Опровергая его, Ибн Теймийя сказал:

Люди освобождаются от обязанностей только после попадания в обитель воздаяния, т.е. в Рай или Ад. Но они подвергаются испытаниям и на месте сбора дня воскресения, и в барзахе. Их спрашивают: «Кто твой Господь? Что у тебя за религия? Кто твой пророк?» Всевышний сказал:

«В тот день, когда обнажится Голень [Аллаха], их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать [этого]» (Аль-Калам, 42). В «Сахихе» приводятся несколько версий хадиса о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах явит Себя рабам на месте стояния, когда каждому народу будет велено последовать за тем, чему они поклонялись. Тогда многобожники последуют за своими божествами, и останутся верующие. Господь явит им Себя не в том образе, который им известен, и они не узнают Его. Тогда Он явит им Себя в том образе, который им известен, и верующие падут ниц перед Ним. А спины лицемеров станут, будто коровьи рога: они захотят совершить земной поклон, но не сумеют сделать этого. Об этом сказано: «В тот день, когда обнажится Голень…» (Аль-Калам, 42)[334].

Следовательно, испытание завершается только после попадания в Рай или Ад. Однако утверждение аль-Куртуби о том, что познание Аллаха в тот день будет неизбежно, справедливо. Но это не имеет отношения к испытанию, ибо люди будут испытаны повелениями и запретами. В некоторых хадисах даже сообщается, что Аллах прикажет им войти в огонь, и если они покорятся Ему, то окажутся среди счастливых рабов, но если ослушаются, то попадут в число несчастных мучеников.



Просмотров 1417

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!