![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правовые основы военно-социальной работы
В самом общем виде военно-социальная работа представляет собой деятельность по реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащих и обеспечению на этой основе их социальной защиты. Согласно Федеральному закону «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: — реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; — совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; — охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Основу правового регулирования системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей составляет Конституция Российской Федерации, которая провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и, поддержку. Смысл данной обязанности государства основывается на следующем положении: каждый человек, в том числе военнослужащий, вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы ему не только существовать физически, но и формировать и проявлять себя как личность. Рассмотрение социальной защиты военнослужащих в качестве специфической функции социального государства позволяет представлять военно-социальную работу как задачу, имеющую уровень государственной значимости. Деятельность по осуществлению социальной защиты военнослужащих должна стать обязательной функцией государственных учреждений, руководителей военного ведомства, командиров, штабов, должностных лиц. В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В Российской Федерации, подчеркивается в Конституции, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции России закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и обеспечиваются правосудием. Конституция Российской Федерации закрепляет основные социально-экономические права граждан, в том числе и военнослужащих: право на труд и право на отдых (ст. 37); право На социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на образование (ст. 43). Социальное государство предоставляет широкий простор любым общественным силам, которые желают оказывать помощь социально необеспеченным гражданам. В ст. 39 Конституции Российской Федерации указывается, что в стране поощряется «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». Указанные положения составляют конституционную основу отечественной системы социального обеспечения и социальной защиты граждан, включая военнослужащих. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законодательством. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации сложилась система законодательства, устанавливающего права, льготы, гарантии и компенсации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Нормативные правовые акты, входящие в указанную систему, составляют правовую основу военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Основные законодательные акты, регулирующие вопросы социальной зашиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. и членов их семей Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 г. № 4292-1 — регулирует отношения, связанные с увековечением памяти погибших защитников Отечества, их погребением; Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г. № 4301-1 — законом признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления государством мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы; Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 г. № 4328-1 — устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, приходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 — определяет порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей; Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ — устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе; Федеральный закон «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ — устанавливает дополнительные гарантии социальной защиты участников вооруженного конфликта в Чеченской Республике 1994—1996 гг.; Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ — Определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции; Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ — осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества; Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76ФЗ — В соответствии с Конституцией Российской Федерации' определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ — уточняет порядок и размеры денежного довольствия и дополнительных денежных выплат военнослужащих, а также содержание и порядок предоставления им отдельных льгот.
![]() |