Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие, сущность и основные задачи военно-социальной работы



Военно-социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации — это осуществляемая в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц с использованием правовых, организационных, воспитательных средств по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, по оказанию помощи людям, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, и созданию на этой основе социальных условий для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Необходимость института военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации продиктована следующими обстоятельствами:

— коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом', требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;

— наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем воинских частей и гарнизонов;

— необходимостью осуществлять более широкие и предметные связи военного командования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, общественностью по решению социально-бытовых вопросов военнослужащих;

— объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих.

В ходе военно-социальной работы осуществляются такие мероприятия, как:

— изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

— выработка, принятие и организация исполнения управленческих решений по социальной защите военнослужащих;

— организация и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих, разъяснение нормативных правовых актов о правах и льготах военнослужащих;

— оказание индивидуальной юридической помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

— обучение командиров,, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по социальной защите подчиненных;

— рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей;

— взаимодействие и партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями в деле осуществления социальной защиты военнослужащих и их семей.

Рассмотрим основные из указанных мероприятий.

Осуществление социальной защиты военнослужащих невозможно без изучения и прогнозирования социальной обстановки в воинских коллективах и в районах дислокации воинских частей, а также без определения реального уровня социальной защищенности военнослужащих.

Органы военного управления должны всегда иметь объективную информацию о социальных проблемах конкретного воинского гарнизона, конкретного воинского коллектива с тем, чтобы находить адекватные средства их разрешения, наиболее эффективные в той или иной ситуации формы и методы военно-социальной работы.

Одной из важнейших форм изучения социальной ситуации является проведение регулярных проверок и инспектирования частей и подразделений вышестоящими органами военного управления.

Высокоэффективной формой изучения социальной ситуации в войсках является проведение социологических исследований. При этом используется весь арсенал средств, имеющихся в распоряжении социологической науки: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, изучение документов, контент-анализ публикаций периодической печати, обобщение независимых характеристик, экспертный опрос и др.

В целях получения информации о социальной ситуации в силовых структурах в государственном масштабе ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено проведение ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Порядок проведения такого мониторинга определен специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 1999 г. № 232. Мониторинг, согласно Положению, представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием социальной защищенности указанных категорий граждан и проводится в целях предупреждения негативных тенденций, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Получение информации о социальной обстановке в воинских коллективах из различных источников, с использованием различных форм и методов позволяет наиболее рационально и эффективно строить военно-социальную работу. Формой накопления такой информации может быть создание в воинских частях и вышестоящих органах военного управления банков данных по этой проблематике. При этом необходимо иметь два вида таких информационных банков. В одном целесообразно накапливать и систематизировать данные, характеризующие реальный уровень социальной защищенности военнослужащих, нерешенные проблемы в этой сфере. Предназначена эта информация должна быть, прежде всего, для субъектов военно-социальной работы — командиров (начальников), других должностных лиц с тем, чтобы их деятельность по социальной защите подчиненных носила конкретный и адресный характер. Второй вид таких информационных банков должен быть предназначен для всех военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала и содержать данные по вопросам трудоустройства, переподготовки на гражданские профессии, адреса и телефоны различных организаций и учреждений, занимающихся социальной защитой военнослужащих, других категорий граждан.

Практика показывает, что многие из социальных проблем могут быть разрешены непосредственно на местах — в воинских частях, соединениях и зачастую без дополнительных материальных ресурсов, необходимо лишь своевременно вскрывать возникающие проблемы, чутко реагировать на изменения ситуации. Поэтому особое значение имеет получение объективной" информации об уровне социальной защищенности военнослужащих. Такие данные можно использовать не только для оценки эффективности предпринимаемых усилий по реализации социально-экономических прав и льгот военнослужащих, но и для выявления на ранних стадиях проблем, способствующих росту социальной напряженности в воинской среде. Изучение реальной социальной обстановки является также базой для инициирования разработки новых нормативных правовых актов о социальной защите военнослужащих в целях устранения имеющихся пробелов в этой сфере.

Сложная, объемная и исключительно важная задача военно-социальной работы — осуществление правового воспитания военнослужащих.

Под правовым воспитанием понимается целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию людей в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения. Необходимость осуществления правового воспитания в рамках военно-социальной работы обусловлена тем, что главная и наиболее сложная проблема в области социальной защиты военнослужащих связана не столько с законодательным обеспечением их прав, сколько с адекватным восприятием нормативного материала, т. е. с уровнем правовой подготовки, правосознания и правовой культуры военнослужащих. Главной задачей правового воспитания является достижение того, чтобы военнослужащие знали, всегда и везде строго и точно соблюдали Конституцию Российской Федерации и законы, Военную присягу, уставы, требования других правовых актов и активно участвовали в их реализации.

По своему содержанию правовое воспитание включает в себя: вооружение военнослужащих необходимыми знаниями в области права, формирование у них уважения к праву, законности, привитие навыков, привычек правомерного поведения, воспитание нетерпимости к нарушениям законов, готовности и умения активно защищать свои права.

Правовое обучение военнослужащих регламентируется Инструкцией о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333, а также директивой министра обороны Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности правового воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» 2003 г. № Д-6.

Основными задачами правового обучения согласно указанной Инструкции являются:

—повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала;

—изучение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Хорошо зарекомендовала себя в войсках и такая форма правового воспитания, как проведение правового информирования военнослужащих. Эффективность информирования значительно повышается за счет привлечения к этой работе военных юристов, офицеров, имеющих юридическое образование, работников правоохранительных органов. В целях правового воспитания широко используются вечера вопросов и ответов, викторины, диспуты, тематические и кинолекционные вечера на правовые темы. Директивой министра обороны Российской Федерации 2003 г. № Д-6 установлена следующая периодичность проведения основных мероприятий правового воспитания личного состава:

—единый день правовых знаний — не реже 1 раза в квартал;

—правовые информации: с офицерами и прапорщиками — не реже 1 раза в квартал, с солдатами и сержантами — не реже 1 раза в месяц;

—дополнительное предметное изучение законодательства, регламентирующего ответственность военнослужащих, с личным составом, допускающим правонарушения, — еженедельно;

—вечера вопросов и ответов: с офицерами и прапорщиками — 1 раз в полугодие; с солдатами и сержантами — не реже одного раза в квартал;

— беседы по правовой тематике: с офицерами и прапорщиками — ежеквартально, с солдатами и сержантами — ежемесячно.

Существенное влияние на формирование правосознания военных кадров оказывает также самовоспитание, самостоятельное изучение военнослужащими норм права.

Второе направление правового воспитания — воздействие на сознание и чувства военнослужащих правовой практикой — осуществляется с использованием таких средств, как поддержание твердого уставного порядка, личный пример командиров (начальников), правильная дисциплинарная практика, своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений, правоохранительная деятельность органов военной юстиции, личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

С правовым воспитанием тесно связана другая задача военно-социальной работы — обучение командиров, других должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных

Каждый командир (начальник) должен четко знать правовые основы для совершения конкретных действий по обеспечению прав и льгот подчиненных, а также отдавать себе отчет в тех правовых последствиях, которые повлекут за собой эти действия. Этим объясняется значение обучения командиров правовым основам служебной деятельности, поскольку именно в слабых правовых знаниях заключается причина многих злоупотреблений со стороны должностных лиц, ущемления законных интересов личного состава, медленная реализация установленных для него льгот.

Решение задачи обучения командиров правовым основам деятельности по реализации социально-экономических прав подчиненных реализуется по двум направлениям: осуществление теоретической подготовки командиров в области права и привитие им практических навыков правильного применения правовых норм в конкретных ситуациях.

Важное место в совершенствовании правовых знаний командиров (начальников) занимает изучение правовых минимумов, установленных директивой министра обороны Российской Федерации 1999 г. № Д-6.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

Согласно Инструкции о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 333, офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму. Указанные составы военнослужащих, не сдавшие зачеты по правовому минимуму, не могут быть представлены К назначению на вышестоящие должности.

Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:

— проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;

— решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Для приема зачетов приказом соответствующего командира назначается комиссия, в состав которой входят представители командования, органов воспитательной работы, юридической службы.

Командиры воинских частей (и им равные) сдают зачеты по правовым минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.

По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.

Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

В обеспечение социальной защиты военнослужащих большой вклад призваны вносить общественные организации и объединения. Поэтому налаживание сотрудничества с общественными институтами по реализации прав и льгот военнослужащих и координация их деятельности — важная задача, которая должна решаться в процессе военно-социальной работы.

Общественные структуры в Вооруженных Силах — средство реализации разнообразных интересов военнослужащих в соответствии с нормативными актами, определяющими жизнедеятельность армии и флота. Они представляют собой самостоятельные, самоуправляющиеся добровольные объединения, содействующие развитию творчества, активности и социальной защите своих членов в интересах укрепления обороноспособности, повышения боевой готовности. Основными направлениями реализации социальной защиты военнослужащих при участии общественных объединений являются следующие:

— обеспечение необходимых условий для эффективной служебной деятельности различных категорий военнослужащих посредством утверждения субъектами взаимодействия принципа социальной справедливости во всех сферах жизнедеятельности воинских коллективов;

— обеспечение благоприятных социально-бытовых условий военнослужащих и членов их семей, забота о полном доведении положенных норм довольствия;

— регулярное изучение общественного мнения, запросов, нужд военнослужащих и их семей;

— информирование военнослужащих по социально-правовым вопросам;

— контроль за выполнением нормативных правовых актов о социальной защите в воинских частях и гарнизонах.

Важная задача военно-социальной работы — взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в целях решения социальных проблем военнослужащих.

Функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области реализации прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом «Об обороне». В соответствии со ст. 7 данного Закона указанные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях, установленных для граждан Российской Федерации в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Многолетний опыт военного строительства в нашей стране показывает, что военные гарнизоны не могут жить изолированной от внешнего мира жизнью;

социальные проблемы жителей этих гарнизонов могут быть успешно решены лишь при тесном взаимодействии командования с местными органами власти, предприятиями, учреждениями по месту дислокации воинских частей. Трудоустройство членов семей военнослужащих, обучение детей в школах и дошкольных учреждениях, обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас, торгово-бытовое обслуживание — вот далеко не полный перечень социальных проблем, которые командование воинских частей решает в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.



Просмотров 3296

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!