![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Одним из ключевых понятий теории социальной работы и социального обслуживания граждан является понятие «Трудная жизненная ситуация». В ст. 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» данное понятие трактуется следующим образом: трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Люди, оказавшиеся в такой ситуации, и являются объектом профессиональной социальной работы. Как видно из приведенного определения, перечень жизненных ситуаций, которые можно отнести к категории трудных, не является исчерпывающим. И это понятно, поскольку в статьях закона нельзя предусмотреть все многообразие жизни, весь обширный спектр и гамму отношений, возникающих между людьми, гражданами и государством, гражданами и общественными организациями и т. п. Главным признаком трудной жизненной ситуации является неспособность субъекта преодолеть ее самостоятельно, необходимость вмешательства официальных органов и должностных лиц для оказания ему помощи. Военнослужащие — это люди трудоспособного, самого продуктивного возраста, имеющие фиксированный ежемесячный доход в виде денежного довольствия, как правило, имеющие хорошее состояние здоровья. Однако военнослужащие и их семьи не застрахованы от случайностей сегодняшнего кризисного времени. Поэтому представляется вполне правомерным, реализуя принцип предметности, адресности и персонификации военно-социальной работы, в среде военнослужащих и членов их семей выделять категории, нуждающиеся в особом внимании и поддержке. К их числу, по нашему мнению, можно отнести военнослужащих, не имеющих жилья; многодетные семьи; семьи, имеющие в своем составе безработных, больных; семьи погибших и пропавших без вести военнослужащих, другие категории граждан. Остановимся подробнее на особенностях социальной работы с указанными категориями военнослужащих и членов их семей. Социальная работа с семьями погибших военнослужащих Одной из наиболее острых социальных проблем является тяжелое материальное положение семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Их положение характеризуется: —низким уровнем материального обеспечения (средняя пенсия по случаю потери кормильца сегодня ниже прожиточного минимума); —невозможностью в ряде мест трудоустроиться вдовам погибших; —длительными задержками в выплатах пособий на детей; —тяжелой психологической травмой в связи с гибелью главы семьи; —невозможностью без государственной поддержки обеспечить летний отдых детей; — существенно снизившимися возможностями государственной поддержки для получения детьми образования. В целях социальной поддержки и защиты семей военнослужащих, погибших или пострадавших в вооруженных конфликтах, контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в сентябре 1999 г. был образован Общероссийский общественный фонд поддержки военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный Военный Фонд». На указанный Фонд в соответствии с решением Президента Российской Федерации возложена задача по материальной поддержке военнослужащих, погибших или пострадавших при исполнении воинского долга, и членов их семей. Министром обороны Российской Федерации издан приказ «О мерах по улучшению взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с Общероссийским общественным фондом поддержки военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, социальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный Военный Фонд» 2002 г. № Ш9 (в редакции приказа 2002 г. № 357). Данным приказом определен следующий порядок подготовки и представления документов для оказания помощи указанным семьям. Для приобретения жилья в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации (через Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации) представляются: 1. Документ, подтверждающий прохождение военной службы по контракту (выписка из личного дела военнослужащего, справка из военного комиссариата). 2. Копия приказа командира воинской части об исключении военнослужащего из списков части. 3. Копия свидетельства о смерти военнослужащего. 4. Выписка из личного дела (справка военного комиссариата) о составе семьи погибшего военнослужащего, в том числе с указанием лиц, находившихся на его иждивении. 5. Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги по месту жительства военнослужащего, членов его семьи (родителей). 6. В случае проживания военнослужащего, членов семьи (родителей) в закрытом военном городке указывается номер городка. 7. Выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части (постановления органов местного самоуправления) о признании данной семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. 8. Копии паспортов взрослых членов семьи, копии свидетельств о рождении детей. 9. Справка из БТИ (регистрационной палаты) по месту жительства об отсутствии у погибшего военнослужащего и членов его семьи в собственности жилья. 10. Заявление испрашивающего лица на имя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации об оказании материальной помощи на приобретение жилья с приложением ходатайства военного комиссара. 11. Копии документов, подтверждающих родственную связь с получателем (копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении ребенка и т. д.). 12. Полные банковские реквизиты получателя помощи. Для проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий (в том числе санаторно-курортное лечение, протезирование, приобретение инвалидной коляски и др.) в Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации через медицинскую службу военного округа представляются документы и списки с указанием следующих данных: 1. Воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего. 2. Место службы, должность (вид Вооруженных Сил, род войск, военный округ, флот, воинская часть). 3. Дата, место, обстоятельства и характер получения ранения (травмы, контузии, заболевания), копии медицинских документов, подтверждающих инвалидность. 4. Заявление испрашивающего лица на имя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации об оказании помощи и какой, а также ходатайство военного комиссара (для военнослужащих, находящихся на лечении, — ходатайство начальника военно-лечебного учреждения). 5. Заключение органа (учреждения) здравоохранения о необходимости лечения (протезирования и др.). 6. Где будет оказываться медицинская помощь и какова ее стоимость (указать размер помощи в рублях). 7. Какая помощь и какими органами и общественными фондами оказывалась ранее. 8. Домашний адрес получателя. 9. Копия паспорта (удостоверения личности, военного билета) пострадавшего. 10. Вид связи с получателем помощи, степень родства. 11. Полный банковские реквизиты получателя (номер отделения Сбербанка, город, ИНН, расчетный счет банка, БИК, корреспондентский счет, номер лицевого счета в Сбербанке). 12. Выписка из личного дела военнослужащего (справка из военкомата) о составе семьи, в том числе с указанием лиц, находящихся на иждивении. Для оказания материальной помощи в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации представляются документы и списки с указанием следующих данных: 1. Воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего. 2. Место службы, должность (вид Вооруженных Сил, род войск, военный округ, флот, воинская часть). 3. Дата, место, обстоятельства и характер получения ранения (травмы, контузии, заболевания), копии медицинских документов, подтверждающих инвалидность. Копия свидетельства о смерти военнослужащего, если помощь оказывается членам семьи, и копии документов, подтверждающих родственные отношения. 4. Домашний адрес получателя материальной помощи. 5. Какая помощь и какими органами и общественными фондами оказывалась ранее. 6. Заявление испрашивающего лица на имя начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации об оказании помощи/и на какие цели с приложением ходатайства военного комиссара и органов социальной защиты населения с актом обследования материального положения семьи. 7. Копия паспорта (удостоверения личности, военного билета) пострадавшего. 8. Копии документов, подтверждающих родственную связь с получателем (копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении ребенка и т. д.). 9. Полные банковские реквизиты получателя (номер отделения Сбербанка» город, ИНН, расчетный счет банка, БИК, корреспондентский счет, номер лицевого счета в Сбербанке). 10. Выписка из личного дела военнослужащего (справка из военкомата) о составе семьи, в том числе с указанием лиц, находящихся на иждивении. Работа с военнослужащими, не имеющими жилья Предметом особой заботы военных социальных работников являются военнослужащие, не имеющие жилья. Жилищная проблема наряду с проблемами финансирования является наиболее острой и болезненной для сегодняшнего этапа строительства Вооруженных Сил. Нерешенность жилищного вопроса накладывает свой отпечаток на служебную активность военнослужащего, создает дополнительную морально-психологическую напряженность в семьях. В качестве основных направлений социальной работы с военнослужащими, не имеющими жилья, можно выделить следующие: — оказание помощи во временном размещении семей военнослужащих, не имеющих жилья, в служебных жилых помещениях, пригодных для временного проживания, или общежитиях, создании минимума бытовых условий для их жизни; — осуществление аренды жилых помещений для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей; — оказание содействия в поиске и подборе подходящего жилья для размещения таких семей по договору поднайма. В этих целях в каждой воинской части целесообразно иметь банк данных о наличии такого жилья в близлежащих населенных пунктах; — контроль за своевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений; — проведение консультаций по жилищному законодательству, оказание практической помощи в подготовке необходимых документов для получения жилья. Исключительно важное значение имеет обеспечение максимальной гласности и открытости в работе жилищных комиссий воинских частей. В соответствии с Положением о жилищных комиссиях, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 80, на жилищную комиссию возлагается: рассмотрение списков и проверка жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади; подготовка предложений по распределению жилой площади; рассмотрение писем, заявлений и жалоб по жилищным вопросам; прием посетителей по жилищным вопросам; представление командиру воинской части предложений по использованию жилого фонда части. Списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, должны быть в обязательном порядке вывешены в доступном месте, чтобы каждый желающий имел возможность ознакомиться с ними. Правильно поступают те командиры (начальники) и председатели жилищных комиссий, которые практикуют проведение открытых заседаний жилищных комиссий с приглашением заинтересованных лиц, а также собраний военнослужащих, не имеющих жилья, на которых доводят информацию о ситуации, складывающейся с обеспечением жильем и перспективами решения данной проблемы, информируют о новых нормативных актах по жилищным вопросам. Существенные особенности имеет работа по обеспечению жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Постановлением Правительства Российской Федерации 1998 г. № 1054 утвержден порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В целях реализации права на жилище указанной категории военнослужащих министр обороны Российской Федерации своим приказом 1998 г. № 517 обязал должностных лиц осуществлять следующие мероприятия: — своевременно проводить беседы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составит 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; — рассматривать и направлять ежегодно к 1 марта соответствующие ходатайства и документы в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, а соответствующие ходатайства и извещения на военнослужащих, основания для увольнения которых в текущем году появились после указанного срока или изменивших решение о постоянном месте жительства, — незамедлительно; — сообщать военнослужащим о решениях, принятых органами местного самоуправления; —извещать военные комиссариаты об изменении военнослужащими решения об избранном месте жительства; — заносить в личные дела военнослужащих сведения о постановке на учет, снятии с учета органами местного самоуправления в избранных военнослужащими постоянных местах жительства; — своевременно направлять в те военные комиссариаты, в которых военнослужащие, увольняемые с военной службы, будут состоять на воинском учете до получения жилых помещений в избранных ими постоянных местах жительства, их учетно-воинские документы, документы, предусмотренные Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, а также оригинал удостоверения на право пользования льготами и сообщать гражданам, уволенным с военной службы, когда, за каким номером и в какой военный комиссариат направлены документы. Социальная работа с увольняемыми военнослужащими Специфическим объектом военно-социальной работы являются военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы. Актуальность проблемы социальной адаптации указанных военнослужащих обусловлена начавшимся с 1992 г. и продолжающимся сегодня активным процессом широкомасштабного сокращения численности Вооруженных Сил, других воинских формирований. Этот процесс затрагивает судьбы многих военнослужащих, вынужденных расставаться с военной службой и искать применение своим знаниям и опыту в новых социальных условиях. В 1992—2000 гг. было уволено с военной службы более 900 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов. Из их числа за этот же период смогли пройти переподготовку по гражданским специальностям в учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации только около 60 тыс. человек, или порядка 7% от общего числа уволенных. По-прежнему сложной остается проблема трудоустройства уволенных военнослужащих, особенно старших возрастов. В сложившихся условиях решение проблемы потребовало разработки и реализации комплекса мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, сведенных в единую систему социальной адаптации военнослужащих, под которой понимается деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы При организации социальной работы с военнослужащими, подлежащими увольнению с военной службы, следует исходить из того, что переход от военной службы к гражданской деятельности — это не отдельный акт в жизни военнослужащего, а длительный процесс, имеющий в своей структуре ряд этапов: 1. Этап подготовки к увольнению с военной службы. 2. Этап трудоустройства. 3. Этап профессионального обучения по гражданской специальности. 4. Этап освоения новой деятельности. Первый этап — этап подготовки к увольнению с военной службы — приходится на тот период, когда военнослужащий еще продолжает служить. Поэтому именно на этом этапе военный социальный работник должен самым непосредственным образом оказывать помощь данной категории военнослужащих. Ориентировочно данный этап начинается за три года до предполагаемого увольнения. Целесообразно рекомендовать увольняемым военнослужащим выполнить в этот период следующие действия: — изучить всю доступную нормативно-правовую, справочную, рекламную учебно-методическую литературу по вопросам занятости населения в Российской Федерации и особенностям переподготовки, трудоустройства, социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы; — посетить местные центры занятости или биржи труда, отделы кадров государственных предприятии и частных фирм, справочно-консультационные пункты, связаться с бывшими сослуживцами, уже имеющими опыт адаптации к гражданской жизни; — активно участвовать в работе семинаров по этим вопросам, организуемых службой занятости, общественными объединениями, посещать соответствующие лекции, консультации, встречи с представителями местных органов власти, руководителями предприятии и т. д.; — провести тщательный анализ рынка труда в регионе, избранном для проживания после увольнения с военной службы, получить информацию об имеющихся вакансиях, стабильности спроса на различных специалистов, об уровне зарплаты и льготах, о жилищном обеспечении и т. п.; — оценить свои профессиональные интересны и возможности: сильные и слабые стороны, в какой специальности можно использовать уже имеющиеся профессиональные навыки; — определить варианты подходящей работы на рынке труда в регионе будущего проживания. При невозможности прямого трудоустройства определить профиль переподготовки по будущей специальности. Основными направлениями социальной работы с данной категорией военнослужащих являются: — содействие в своевременном предоставлении отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренным п. 10 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; — оказание консультационной и практический помощи в поиске возможности трудоустройства и переподготовки по гражданским специальностям; — организация работы по выдаче рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения профессионального образования (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 20); — содействие в оформлении документов, необходимых для получения жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы; — организация заблаговременной связи и обмена информацией между военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, и соответствующими органами (военкомат, центр занятости) того региона, который выбран им для постоянного проживания. Заметную роль в организации и проведении данной работы призваны сыграть внештатные справочно-консультационные пункты для проведения профессиональной ориентации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил, создание которых предусмотрено приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115. Указанные справочно-консультационные пункты создаются во всех воинских частях до отдельного батальона в целях создания условий для адаптации увольняемых военнослужащих к новым условиям жизни, их переподготовки н трудоустройства, снятия социальной напряженности в воинских коллективах, вызванной сокращением Вооруженных Сил. В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач: — планирование, организация и проведение мероприятий по профессиональной ориентации увольняемых военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; — ведение баз данных, содержащих нормативные правовые акты по вопросам военной службы, занятости населения, профессионального образования; — сбор, обобщение информации и ведение банков данных о количественных и качественных характеристиках военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и желающих получить гражданскую специальность, а также о гражданах, уволенных с военной службы, и членах их семей; — накопление справочных и методических материалов по вопросам переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; —анализ потребностей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; — проведение индивидуальных и коллективных консультаций по вопросам переподготовки и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы; — Об оказание практической помощи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, в получении гражданской специальности и трудоустройстве; — ведение учета обратившихся за консультациями; — поддержание тесного взаимодействия с органами местного самоуправления, территориальными органами Министерства труда Российской Федерации по вопросам занятости населения, образовательными учреждениями дополнительного образования (повышения квалификации), руководителями и кадровыми органами предприятий, организаций и учреждений, работодателями. Создание справочно-консультационного пункта оформляется приказом командира воинской части. В состав справочно-консультационного пункта включаются: один из заместителей командира воинской части, представитель штаба воинской части, представитель кадрового органа, представитель органа воспитательной работы, помощник командира воинской части по правовой работе, другие должностные лица. Справочно-консультационный пункт оборудуется в месте, доступном для посещения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей. Для его размещения выделяется, как правило, отдельное помещение в Доме офицеров, клубе, библиотеке или ином здании на территории гарнизона. Работа справочно-консультационного пункта организуется в соответствии с планом, который составляется, как правило, на квартал. На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация: — книга учета посетителей пункта и поступивших от них вопросов; — план работы справочно-консультационного пункта; — опись имущества справочно-консультационного пункта; — распорядок работы справочно-консультационного пункта. В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров — заместителя министра обороны Российской Федерации по кадрам 2002 г. № 172/12/30161 ответственность за организацию работы по социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возложена на органы воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанным документом утверждена Инструкция о порядке и условиях профессиональной переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. На профессиональную переподготовку направляются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях), увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по истечении срока контракта, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося образования. Нормативный срок прохождения переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности составляет 500 часов аудиторных занятий. Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Основной (рекомендуемой) формой профессиональной переподготовки военнослужащих является очная форма обучения. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту их службы. При невозможности пройти переподготовку по месту службы военнослужащие могут быть направлены по их желанию на обучение в образовательные учреждения, расположенные в других населенных пунктах. В этих случаях оплата расходов, связанных с проездом к месту нахождения образовательного учреждения и обратно, осуществляется самим военнослужащим Выплата суточных и возмещение расходов на проживание в период обучения не производится. Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение: а) военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку в одном из образовательных учреждений, подают рапорт по команде. В рапорте они указывают: воинское звание, фамилию, имя и отчество, занимаемую должность, дату рождения, общее и военное образование, наименование образовательного учреждения, выбранную специальность, форму обучения, основание, по которому они имеют право пройти профессиональную переподготовку. К рапорту прилагается документ об образовании; б) рапорты военнослужащих в установленном порядке рассматриваются соответствующими командирами (начальниками); в) в воинских частях составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку по следующей форме: Список военнослужащих воинской части 00000, направляемых
![]() |