![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Редактор стенной газеты «Вымпел» сержант С. Поляков
Прослушивание (просмотр) радио- и телепередач. Для того чтобы организовать целевое прослушивание (просмотр) радио- и телепередач необходимо: — проанализировать программы теле-, радиопередач, выбрать те из них, которые наиболее соответствуют по своему содержанию решаемым подразделениями задачам, служат целям обучения и воспитания личного состава; — согласовать готовящееся мероприятие с командованием, включить его в расписание занятий подразделения на предстоящую неделю; — составить краткий план прослушивания (просмотра). При этом продумать, какие моменты из передачи требуют комментария, как Связать их с жизнью и деятельностью подразделения, подготовиться к ответу на возможные вопросы; — в назначенное время провести построение и проверку личного состава, объявить о цели и значении проводимого мероприятия, разместить в установленном месте и организовать прослушивание (просмотр) в соответствии с разработанным планом. В заключение подвести итоги. Целесообразно, по возможности, обеспечить видео-, магнитозапись передачи для ее дальнейшего использования в работе с личным составом. Вариант записи передачи может быть также применен в тех случаях, когда личный состав по тем или иным причинам не может присутствовать в назначенное время на данном мероприятии. Организация досуга личного состава в предвыходные и выходные дни Повышение качества боевой подготовки, дальнейшее укрепление воинской дисциплины требуют от командования частей и соединений уделять серьезное внимание организации отдыха и культурного досуга личного состава, особенно в предвыходные и выходные дни. В эти дни военнослужащие имеют больше свободного времени. Очень важно, чтобы свободное время солдатами и матросами было использовано в интересах их интеллектуального развития. Поэтому необходимо реализовать все возможности для широкого развертывания культурно-досуговой работы, не допускать бесцельного времяпрепровождения военнослужащими, рационально и интересно организовать их досуг. Этой цели служит все многообразие форм и методов культурно-досуговой работы. В части и подразделении составляется план проведения предвыходных и выходных дней (дней отдыха). В план выходного дня, кроме перечисленных форм культурно-досуговой работы, могут включаться также и целые комплексы мероприятий, объединенные единой темой. Например: «День военной песни» (с включением конкурса строевой песни, музыкальной викторины, музыкально-литературного вечера и т. д.); «День физкультуры и спорта», «День поэзии», а также игры и развлечения (в помещении и на воздухе); театрализованные конкурсы (типа «Что? Где? Когда?», «Поля чудес», «А ну-ка, воины» и т. д.), демонстрация кино- и видеофильмов и т. д. Для проведения данных мероприятий, исходя из реальных возможностей, в клубах создаются кино-, видео- и музыкальные залы и салоны, помещения для игр и танцев, кафе, бары, биллиардные, студии, классы, чайные, прокатные пункты, книжные киоски, помещения для других культурно-бытовых услуг и т. д. При этом в план проведения дней отдыха, как и в другие планы, включаются культурно-досуговые мероприятия, рассчитанные на конкретные группы людей с учетом их запросов и интересов. Опыт свидетельствует, что успех организации досуга военнослужащих в предвыходные и выходные дни зависит от усилий командования, с одной стороны, от инициативы и творчества культорганизаторов и активистов — с другой. Вариант Командир войсковой части 00000 « » октября 2002 года ПЛАН войсковой части 00000
Заместитель командира части по воспитательной работе подполковник С. Петров Особенности организации и проведения некоторых форм содержательного досуга военнослужащих Ритуал принятия Военной присяги Военные праздники, обряды и ритуалы — неотъемлемая часть армейской жизни. Традиционные воинские ритуалы приобщают воинов к боевым традициям российских Вооруженных Сил, формируют их патриотическое сознание и чувство личной ответственности за вооруженную защиту Родины. Ритуал (в переводе с латинского означает «обрядовый») представляет собой исторически сложившуюся форму символического поведения, упорядоченную систему действий. Такие ритуалы, как принятие Военной присяги, военные парады, развод и смена караула, встреча начальников, строевые смотры, вручение наград, вынос знамени части, отдание воинских почестей при погребении в течение многих лет не претерпели существенных изменений. Однако и они постепенно совершенствуются и обогащаются. Принятие присяги — акт большого патриотического звучания, торжественный и памятный день в жизни молодого солдата. Военная присяга — священная клятва воина на верность России, торжественное обязательство самоотверженно защищать ее честь, свободу и независимость. Принятие Военной присяги производится после прохождения молодыми солдатами и матросами программы начальной военной подготовки, усвоения ими своих основных обязанностей и задач. День принятия Военной присяги является для части, корабля нерабочим днем и проводится как праздник. Проведение «вечера-портрета», тематического вечера Проведение таких вечеров — одна из форм культурно-досуговой работы. «Вечер-портрет» может быть посвящен офицеру передового подразделения, ветерану Великой Отечественной войны, ветерану Вооруженных Сил и т. д. Тематический вечер посвящается каким-либо важным для данного подразделения проблемам. Ниже приводятся примерные сценарии таких мероприятий. Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны» Фойе и зрительный зол клуба части, красочно оформлены. В фойе развернуты: иллюстративно-книжная выставка «Люди долга и чести»; выставки рисунков, чеканки, коллекции участников различных кружков и клубов по интересам (филателистов, филокартистов, нумизматов и т. п.); фотогазеты, рассказывающие о жизни воинов части; выставка фотопортретов лучших офицеров; фотобюллетени, посвященные чествуемому офицеру. Играет духовой оркестр. В паузах по местной трансляционной радиосети звучат песни российских композиторов о Родине, армии, о славе ратного труда. При входе в фойе и зал гостей встречают активисты и приглашают всех присутствующих пройти в фойе и осмотреть выставки, фотогазеты, стенды. Оформление сцены: на портале слева — красочный плакат со словами: Признание народа, Что может быть краше! Достойнее этой не знаю наград. И дорого всем, рядовому и маршалу, Высокое звание — российский солдат! Справа — фотопортрет чествуемого офицера. В глубине сцены — киноэкран. На авансцене столики с цветами. В зале медленно гаснет свет. На экране кадры документальных фильмов, посвященных Российской армии, одновременно звучит фонограмма песни о командире из фильма — «Я — Шаповалов Т.П...... Заканчиваются кинокадры, умолкает песня. Дается полный свет. За столиками у микрофона — ведущие. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие товарищи! Сегодня мы посвящаем вечер-портрет одному из наших товарищей. Одному из тех, содержанием жизни которого стала защита нашей Родины — России. ВЕДУЩАЯ: Мы посвящаем наш вечер командиру отличного подразделения (воинское звание, фамилия, имя, отчество офицера). Ведущий приглашает чествуемого подняться на сцену. Звучит музыка, офицер в парадной форме одежды поднимается на сцену и занимает почетное место за столиком. ВЕДУЩИЙ: Уважаемый; (имя, отчество офицера), поэт Феликс Чуев написал замечательное стихотворение. Я думаю, что его строчки относятся к Вам, ко всем Вашим друзьям в военной форме. Позвольте, я его прочту: Я хочу, чтобы гордость Была за страну, Чтоб красивым был прожитый день, Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену, Вспоминая хороших людей. Я гордиться хочу! Я для этого рос И готовил себя для побед, Потому что изведал До счастья, до слез: Выше славы Отечества — нет. ВЕДУЩАЯ: Дорогие друзья! В этот праздничный вечер, посвященный передовому офицеру (воинское звание, фамилия), нам хотелось бы вместе с вами с помощью участников художественной самодеятельности «пролистать» страницы жизни героя нашего сегодняшнего торжества, жизни прекрасного человека, любящего мужа и отца, заботливого командира. Свет постепенно гаснет. На экране — кинокадры о просторах нашей Родины (киномонтаж). Одновременно звучит песня «Уголок России» композитора В. Шаинского. Постепенно музыка умолкает, кинокадры идут в тишине (без музыки). ВЕДУЩАЯ коротко рассказывает биографию офицера. По окончании кинокадра дается полный свет. На сцену выходят три чтеца — участники художественной самодеятельности (девушка и двое юношей поют на мотив популярных песен). ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Рассказать хотим мы О солдатской жизни. Пригласить вас, зрители, В прошлое на миг. Вы сейчас увидит, вы сейчас услышите, Как служил Отчизне И каких успехов офицер достиг. ВТОРОЙ ЧТЕЦ: И улыбка в этот вечер Пусть коснется ваших глаз, Принимайте с пониманием Этот шуточный рассказ. ТРЕТИЙ ЧТЕЦ: Страничка первая — выбор пути. Все расходятся по сцене, как бы организуя гулянье. Выходит молодой парень и поет: Как родная меня мать провожала, Сразу вся моя родня набежала... ДЕВУШКА (в роли матери): Ах, куда ты наш родной, ах куда ты? Не ходил бы ты сынок во курсанты... ПАРЕНЬ: А мне говорят: Куда пошел? В военной карьере Ты что нашел? А я говорю: Служить пойду Без армии я не могу. Все уходят. Остается один ЧТЕЦ. На сцене появляются четверо военнослужащих: трое в погонах курсантов, четвертый с погонами старшины. «Курсанты» как бы моют полы, среди них прохаживается «старшина». ЧТЕЦ: Во году то было 19 На начале курсантской юности, На закате счастливого отрочества. Во граде то был В военном училище. Не сокол летал по поднебесью — Старшина прохаживался по казарме И курсантов бедовых поучивал: «СТАРШИНА»: Вы трудитесь, добры молодцы, Поработайте, курсантики, Буйные головушки. Помойте полы дубовые, Потрите брюки казенные, Испытайте науку солдатскую. Не просто стать командирами Силу командирскую добываючи. А трудитесь вы, не жалея рук, Не щадя своих буйных головушек. Звучит сигнал трубы «Сбор». Все убегают. На сцене два ЧТЕЦА. ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Страничка вторая — лейтенантская юность. Все с годами — И опыт и смелость Служба бросит На чаши весов... Взвод, равняйсь! Командирская зрелость Начинается с этих азов. ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Приехал я в отпуск Бравый лейтенант Застенчивый и ....важный, И на погонах у меня — Две звездочки на каждом. Выходят девушки, становятся полукругом, а перед ними не спеша, проходит молодой лейтенант. ДЕВУШКИ ПОЮТ: И стояли девушки у обочин, Лейтенанты нравились девушкам очень. Но когда и где ты ни живи, Только двое созданы для любви... ОДНА ИЗ ДЕВУШЕК: Страничка третья — семейная. Все хором: «Ах, любовь!...» (расходятся по сцене). Свет затемняется, на экране с обратной стороны подсветка: силуэты парня и девушки, сцена свидания. Звучит фонограмма лирической песни. ВЕДУЩИЙ: Нелегок наш армейский быт, и не каждому, и не сразу раскрывается смысл таких слов: «Семья — опора в воинской службе». И действительно, семья военнослужащего становится опорой и поддержкой. И наш рассказ о (имя, отчество чествуемого) был бы не полным, если бы мы не сказали о том, что всегда рядом с ним его жена, верная спутница его жизни (имя, отчество жены), и дети (имена). ВЕДУЩАЯ: Уважаемая (имя, отчество жены)! Просим вас и детей подняться к нам на сцену. После того как жена и дети заняли места за столиками, к ним обращается ведущий. ВЕДУЩИЙ: Позвольте сказать сегодня большое спасибо вам, той, которая всегда рядом с мужем, вместе делит с ним радости и горести. Это о вас и других женах военнослужащих очень хорошо сказал поэт: Низко кланяюсь вам, Офицерские жены. В гарнизонах, на точках, Вдали от Москвы, Непреклонен устав, И суровы законы, По которым живете и служите вы. После этих слов солдаты преподносят букет цветов жене чествуемого. ВЕДУЩАЯ: Есть неплохие стихи и о наших детях: Наши дети рождаются Не в покое родильного дома, А порой в гарнизонной санчасти Обретают гражданства права, И годам к четырем Нашим детям отлично знакомы, Что такое ученья, поход, замкомвзвод И другие «мужские» слова. ВЕДУЩИЙ: А сейчас, страничка четвертая — командирская зрелость. ЧТЕЦ: А в личном деле ему бы так написать: Служил стране, как сердцу было велено. Профессия? — Отчизну защищать! Заслуги? — Верность Родине — России! Свет гаснет (убирается). На экране демонстрируется любительский кинофильм (проецируются фотографии, слайды), рассказывающий о боевой подготовке, обслуживании техники, массово-политической работе, о спорте, художественной самодеятельности и других формах работы роты. В это время звучит стихотворение: ЧТЕЦ: Мы по плоти и духу Питомцы народа. От зеленого поля Погоны у нас. Пусть эмблемы на них И различного рода, Только сущность одну В них вложила страна. Мы не можем ни жить, Ни работать вполсилы Или, руки сложив, Ждать погожей весны. Содержание наше Не в форме красивой Мы едины сознаньем И этим сильны. У любого из нас Есть и поле сраженья, И заботы такие, Что рвут на куски. Мы всегда и везде В постоянном движенье Время дарит нам рано Седые виски. На последних словах все участники художественной самодеятельности дарят цветы офицеру и членам его семьи. В это время из зала на сцену поднимается командир части. Командир приветствует славную офицерскую семью, рассказывает о службе чествуемого, характеризует его как грамотного офицера, принципиального, последовательного в словах и поступках, говорит о его близости к людям, высоких нравственных качествах, о беззаветной преданности делу. Затем зачитывается приказ по части о поощрении чествуемого и передовых офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов роты. После зачтения приказа ВЕДУЩИЙ обращается к офицеру. ВЕДУЩИЙ: Уважаемый (имя, отчество)! Просим Вас рассказать о службе. Что Вы считаете главным в своей работе? Какие качества Вы стремитесь воспитать у своих подчиненных? Выступление чествуемого офицера. ВЕДУЩИЙ: Вся служба, вся жизнь офицера — это постоянное проявление твердого духа, высокого благородства, готовности к любым испытаниям. Сколько офицеров уже в мирное время, выполняя свой воинский долг, снискали себе заслуженную славу, удостоились государственных наград. Немало их в нашей части. Это (называет фамилии, имена и отчества награжденных офицеров). ВЕДУЩАЯ: Среди награжденных и (называет воинское звание и фамилию чествуемого), который за успехи в боевой и политической подготовке награжден …. Поздравляем Вас! (имя и отчество) и дарим в подарок песню, которую исполняет вокально-инструментальный ансамбль. ВЕДУЩИЙ: Товарищи! Сегодня на нашем вечере присутствуют сержанты и солдаты роты, которой командует награжденный. Им слово. На сцену поднимаются солдаты и сержанты роты. Один из сержантов (солдат) рассказывает о своем командире, о его отношении к личному составу, приводит конкретные примеры. Воины дарят семье чествуемого сувениры, изготовленные своими руками, и спускаются в зал. На сцене остается чтец — участник художественной самодеятельности. ЧТЕЦ: ...И в том заслуга командиров наших, Что, не жалея времени и сил, Они тебя растят бойцом бесстрашным, Чтоб ты в любом сраженье победил. С тобою командир в пути нелегком, Он ясно видит каждый твой просчет. Примером личным, вдохновенным словом Уверенность вселяет и ведет. В жару и стужу, под дождем и ветром Научит брать крутые рубежи. И ты его полюбишь беззаветно, Поймешь всю красоту его души. Почувствуешь, как возмужал и вырос, И скажешь брату младшему потом: Равнение держи на командира! — Таков у наших воинов закон. ВЕДУЩАЯ: Уважаемые товарищи! Наш вечер закончен. Позвольте нам еще раз поблагодарить (воинское звание, фамилия, имя и отчество чествуемого) за отличную службу. Мы желаем ему и его семье счастья, здоровья и всего самого хорошего. ВЕДУЩИЙ: Всего вам доброго, товарищи, до новых встреч! Ведущие объявляют, что после небольшого перерыва состоится концерт участников художественной самодеятельности части. Примерный сценарий тематического вечера «Полевая выучка — основа боеготовности» До начала вечера звучат песни родов войск (фонограмма). В фойе вывешены написанные на небольших планшетах пословицы и поговорки: «За победу ручаются не головой, а выучкой»; «Воевать приемом избитым — самому быть битым»; «Находчивость — неиссякаемый резерв солдата»; «Овладеешь искусством боя — станешь сильнее вдвое»; «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!» На сцене лозунг: «Важнейшим условием постоянной боеготовности является высокий уровень боевой подготовки, основу которой составляет полевая выучка личного состава». Журнальный столик, микрофоны. Сцена и экран открыты. По сигналу позывных все приглашаются в зрительный зал. Звучат фонограмма сигнала утреннего подъема и песня «Утренняя строевая» (музыка 3. Компанейца, слова К. Ваншенкина): Выходит солнце лучезарное Над военным городком. Всходит солнце красное Над солдатскою казармой, Над моим родным полком. Звук песни уменьшается. Выходят два чтеца. ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ (на фоне песни): Мы идем то дорогой, То тропою узкою, Мы форсируем реки, Выходим в поля... Нас встречает приветом Земля наша русская, Дорогая, Навеки земля. ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Много подвигов с ней Героических связано, Много славных традиций Имеется здесь. Приумножить их — Сердцем солдату приказано — Служба в армии нашей — Высокая честь! ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Мы поздравляем ветеранов, Кто шел в невиданный поход, Мы верим свято, беззаветно И в молодых своих сынов, Кто ныне принял эстафету От старших братьев и отцов. ВТОРОЙ ЧТЕЦ: И в этот час у Знамени клянусь я, Что ни на шаг в бою не отступлю. Я — славный сын российского народа Сильнее жизни Родину люблю! Эпизод первый. Опыт войны — на поля учений. Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «Огненные годы» (музыка В. Соловьева-Седого, слова Е. Долматовского): Вспомним друг, когда кипели Сражения былые, Вспомним, вспомним сорок первый Страдания России, Но никогда и нигде Не уроним честь солдата Бывалые ребята, товарищи в беде... (Если нет фонограммы, то стихи должен прочитать чтец.) Песня прекращается. Со звуком идут кадры кинофильма «Берлин» (часть 6-я) о беспримерном героизме и мужестве воинов, сражавшихся в Берлине. Продолжительность — 5 минут. ВЕДУЩИЙ: Слово предоставляется участнику Великой Отечественной войны, командиру танка Т-34 товарищу_ (5—7 минут он рассказывает о действиях танкового экипажа в наступательных боях в битве за Берлин). Эпизод второй. Оружие грозно — уменьем солдата. ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Однажды (в энской части это было) На полигоне встретились Ракета, Тяжелый танк И боевой их брат — Солдатский автомат. Сошлись и спор затеяли они, Кто в армии важнее в наши дни. Ракета скромно молвила: «Друзья! Себя хвалить не собираюсь я. Однако обо мне тоскует свет: «Оружия сильней Ракеты нет!» «Да, это так, — Заметил басом Танк, — Но обо мне И о моей броне Не зря слагали песни на войне. Я и сейчас, Скажу вам без прикрас, На фронте был бы поважнее вас». «Сильны вы, братцы, этому я рад, — Сказал друзьям с улыбкой Автомат, Но вдруг, представьте, грянет ближний бой, — Меня бы оценил Тогда любой!...» Пожалуй, продолжался б этот спор И до сих пор, Когда б не подошел к героям нашим Солдат бывалый — Михаил Черкашин. Прислушался он к жаркой перепалке И головою покачал. «Мне жалко, Что зачастую Понять не можете вы истину простую, Здесь говорили о своей вы силе, А то забыли, Что все вы — это твердо помнить надо — Бессильны без умелого солдата». ВЕДУЩИЙ: Дорогие товарищи: Сейчас мы попросим начальника бронетанковой службы части (командира батареи, роты связи, понтонной роты, авиазвена) товарища рассказать об особенностях действий танкового экипажа (ракетчиков, связистов, понтонеров, авиаторов) на полевых занятиях (выступление 10 минут). Выступающий е заключение говорит о том, что не внезапное вдохновение, а точный расчет, глубокое знание возможностей техники, уверенность в ней придают солдату смелость в сложных ситуациях. Гаснет свет. Со звуком идут кинокадры учебного кинофильма о полевых современных учениях различных родов войск (5 минут). Зажигается свеет. Звучит фонограмма песни «Порядок в танковых войсках» (музыка О. Фельцмана, слова Е. Долматовского) (в зависимости от рода войск — звучит песня связистов, автомобилистов, ракетчиков, понтонеров, авиаторов). ВТОРОЙ ЧТЕЦ (на фоне песни): Ты обязан Метко бить из пушек, Знать и автомат, и пулемет, Должен быть и танк тебе послушен, И подвластен в небе самолет. Ратному искусству нет предела, В нем источник будущих побед. Изучай его неутомимо, Береги Отечество свое. ВЕДУЩИЙ: Дорогие товарищи! Слово предоставляется механику-водителю танкового экипажа (командиру отделения: связистов, ракетчиков, автомобилистов, понтонеров и др.) товарищу Просим его поделиться своим опытом работы по достижению высоких показателей в полевой выучке на недавно прошедших учениях (5 минут). Эпизод третий. Уверен в победе и к бою готов. ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Для нелегкой воинской науки Смелость сердца солдату нужна, Неустанной молодости руки И пытливой мысли глубина. Отдавай стране богатства эти, Смелым, Стойким, Мужественным будь: Ни в каких сражениях к победе Легким не был и не будет путь! Свет гаснет. Со звуком идут кинокадры учебных и документальных фильмов: «В годы испытаний, «Великий подвиг», «Герои и подвиги», «За нами была Москва», «Эстафета мужества» и т. д. (в зависимости от наличия в прокате) Г/5— 20 минут). ВЕДУЩИЙ: Дорогие товарищи! О моральной и психологической подготовке воинов в современных условиях мы попросим рассказать помощника командира по работе с личным составом товарища (выступление 10 минут). Эпизод четвертый. Вышел в поле — действуй, как в бою. ВТОРОЙ ЧТЕЦ (на фоне музыки): Помня заветы и подвиги старших, С каждым ученьем, с каждым маршем, Сил набираясь, мужай душой. И если придется, ни крови, ни жизни, Как и герои минувших дней, Не пожалеет солдат для России, Верный солдатской присяге своей! ВЕДУЩИЙ: Дорогие товарищи! О задачах по рубежам и нормативам на предстоящих полевых учениях мы попросим рассказать командира части товарища (выступление 10 минут). ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ: Пусть все усвоят поголовно: Все, что «условно», безусловно, Российской армии во вред. Долой беспечную условность Нужна Отечеству всегда Российской армии готовность К защите мирного труда! 'ВТОРОЙ ЧТЕЦ: Потрудились мы немало На учении с утра. У опушки на привале Отдохнуть пришла пора. Начинается небольшой тематический концерт агитбригады (30 минут).
![]() |