Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие информационно-психологического противоборства и психологических операций



Информационно-психологическое противоборство представляет собой борьбу между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в области получения, обработки, сохранения и доведения до пользователей необходимой информации, а также в сфере моральных и психологических возможностей нации, ее армии и флота в интересах достижения политических и военных целей(при написании данного раздела использовано учебное пособие А.Г. Караяни «Информационно-психологическое противоборство в современной войне» (М.: Воен. ун-т, 1997).

Информационно-психологическое противоборство включает:

— информационно-психологическое воздействие;

— защиту войск от информационно-психологического воздействия.

Противодействие информационно-психологическому воздействию противника — комплекс мероприятий, осуществляемый силами и средствами морально-психологического обеспечения в целях нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на личный состав и население, достижения морально-психологической устойчивости, готовности к сопротивлению.

Информационно-психологическое противоборство уходит корнями в глубокую древность. В средние века славу известных специалистов по психологическому воздействию на войска противника снискали Чингизхан, киевский князь Святослав, кардинал Ришелье.

В настоящее время в странах НАТО весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска и население противника обозначается термином «психологические операции».

Психологические операции — это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская или психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных целей. Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические.

Стратегические психологические операции проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной психологической обстановки для ведения боевых действий.

Оперативные психологические операции осуществляются в определенных регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций.

Тактические психологические операции реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Психологические операции всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень. Они планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.

Основные задачи психологических операций:

— убеждение общественного мнения в правильности, необходимости военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну;

— поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий;

— подрыв доверия к руководству страны;

— содействие диссидентским элементам, взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье;

— воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран;

— подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности;

— проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника, подготовка и доведение до командиров тактического звена, а также групп и лиц, выполняющих задачи в районе боевых действий, соответствующей информации;

— оказание содействия в захвате населенных пунктов противника путем предъявления ультиматума и передачи призывов к капитуляции;

— оказание помощи командованию в осуществлении контроля за враждебно настроенным населением в зоне боевых действий; противодействие психологическим операциям противника и подрывным элементам,

— прогнозирование степени психологического воздействия на людей боевых действий.

Решение перечисленных задач должно обеспечить достижение морально-психологического превосходства войск над войсками противника.

В настоящее время во многих странах мира информационно-психологические средства осуществления психологических операций рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей. Для их разработки и практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, известные ученые, политики, деятели культуры и искусства, высококлассные военные специалисты. К числу основных средств информационно-психологического воздействия в системе психологических операций относятся следующие:

— печатные средства — листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени.

Листовки, исходя из своего предназначения, издаются разных размеров и на различном материале. Для их распространения используются артиллерия (снаряды, мины, агитационный реактивный снаряд), авиация (вразброс через двери и люки вертолетов и самолетов, свертки или коробки с вытяжными тросами, специальные пластиковые бомбы; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 килограммов груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты, авиаконтейнеры; воздушные баллоны, воздушные шары, плавающие водонепроницаемые контейнеры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океанах, морях, озерах, реках), агенты, диверсионные группы и др. Листовки также могут оставляться на местности отступающими войсками.

— радио и телевидение — стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры (как штатные, так и захваченные у противника) с соответствующими программами вещания. Роль этих средств психологических операции особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.

Органами психологических операций широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника в целях сбора необходимой информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений;

— кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие;

— звуковещание, которое осуществляется с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах Громкоговорители на грузовиках используют преимущественно в тыловых районах, на танках — для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах — для позиционного вещания;

— компьютерные средства, в первую очередь глобальная компьютерная информационная сеть Интернет, в качестве средства влияния на людей;

— предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и т п. с соответствующим информационным сопровождением;

— синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60—80 километров от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100—150 километров.

В ходе осуществления психологических операций часто используется такое мощное средство подрыва морального духа противника, как вспомогательная деятельность: демонстрация силы; повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы; программы гражданских действий; инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского, хозяйства, медицины на территории противника; некоторые способы боевых действий.

Таким образом, если традиционные средства войны используются для поражения и физического уничтожения противника, то психологические операции имеют целью посеять в его войсках сомнения, нерешительность, страх, панику, сломить их волю к сопротивлению, достичь абсолютного морально-психологического превосходства над неприятелем. В настоящее время наиболее развитые армии мира обладают значительным потенциалом информационно-психологического воздействия на противника, который является важной составляющей их военной мощи и одним из средств достижения победы в современной войне.



Просмотров 2701

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!