![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Основные требования к социальным работникам
Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин социальный работник должен: — знать специфику работы в различной социальной среде;, — знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности; — уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными общественными и государственными структурами; — уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; — уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности; — уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; — знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных мотивов в поведении человека; — уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т. п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции; — иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов; —знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов; — владеть основами социологического анализа; — знать основы общей педагогики и ее специальных разделов; — знать формы, средства и методы педагогической деятельности; — владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; — знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения; — знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции в различных регионах и уметь использовать их в социальной работе, — знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующего охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающего их социальную защиту; — знать основы уголовного и гражданского права; — знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; — знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; — уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом; — уметь оказывать медицинскую помощь. По циклу специальных дисциплин социальный работник должен: — владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах; — владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы; — знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой; — знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом; — применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную поддержку, помощь в трудоустройстве; — уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы; — знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе; — уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; — знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности; — владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований; — знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации и пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента. Помимо знаний и профессиональной подготовки, социальный работник должен обладать и высокими личностными качествами. Наиболее важными из них являются: — гуманистическая направленность личности; — личная и социальная ответственность; — доброта и справедливость; — чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; — терпимость, вежливость и способность к эмпатии (сопереживанию); — готовность понять других и прийти к ним на помощь; — эмоциональная устойчивость; — личностная адекватность и социальная адаптивность. В полной мере все указанные качества должны быть присущи и военному социальному работнику. Профессиональная деятельность социального работника определяется его основными функциями. В процессе исполнения своих обязанностей социальный работник выполняет следующие функции: — диагностическая. Социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»; — прогностическая. Социальный работник прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе, обществе, а также модели социального поведения; — правозащитная. Социальный работник применяет законы и другие нормативные правовые акты, направленные на оказание помощи, и поддержки людям, их защиту; — организационная. Социальный работник способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг; — профилактическая. Социальный работник приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические) — социально-медицинская. Социальный работник содействует профилактике здоровья, пропаганде здорового образа жизни, социально-медицинской реабилитации, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию; — социально-педагогическая. Социальный работник выявляет интересы и потребности людей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы; — психологическая. Социальный работник оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в психосоциальной терапии и реабилитации; — социально-бытовая. Социальный работник способствует оказанию необходимой помощи и поддержки различным категориям населения в улучшении их быта, жилищных условий; — коммуникативная. Социальный работник устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Штатные категории социальных работников в Вооруженных Силах Российской Федерации введены приказом министра обороны Российской Федерации 1995 г. № 226. Основные функциональные обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений сводятся к решению следующих задач: — изучение социальных процессов среди военнослужащих и гражданского персонала полка, выработка и участие в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений; — информирование командира полка о нуждах и запросах военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, совместно с другими должностными лицами своевременное разрешение социально-бытовых проблем; — проведение работы по разъяснению приказов и директив министра обороны Российской Федерации по социальным вопросам; — организация взаимодействия и оказание помощи общественным организациям, действующим в полку, в их работе в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала; — участие совместно с помощником командира полка по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формировании у него дисциплинированности и послушания, укрепление единоначалия. Необходимо обратить внимание на совмещение функций социальной -работы и ответственности данного должностного лица за проведение мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений. Анализ состояния дисциплины и правопорядка в войсках показывает, что большинство нарушений являются следствием причин социального характера. Поэтому подобное совмещение функций в обязанностях одного должностного лица является вполне обоснованным и правомерным.
![]() |