Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры



В числе мер обеспечения и защиты прав и свобод военнослужащих наиболее действенной формой является судебная защита. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества судебного порядка рассмотрения жалоб очевидны. Судебному рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, в пределах одного ведомства, т. е. заинтересованными органами, непублично, в отсутствие заинтересованных лиц, чаще всего лицами, не имеющими правовой подготовки. В связи с этим зачастую принимаются некомпетентные решения по жалобам, что порождает новые жалобы, недоверие к государственному аппарату, должностным лицам.

В ст. 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» сказано, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

21 декабря 1993 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» дал однозначное разъяснение: военнослужащие вправе обжаловать в военные суды действия и решения как органов военного управления, так и воинских должностных лиц.

К действиям органов военного управления и воинских должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения), если в результате их совершения наступили следующие последствия:

— нарушены права и свободы военнослужащего;

— созданы препятствия осуществлению военнослужащим его прав и свобод;

— на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военный суд рассматривает жалобы на следующие действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

— необоснованно задержано присвоение очередного воинского звания;

— военнослужащий незаконно понижен в воинском звании или лишен воинского звания в дисциплинарном порядке;

— применены другие дисциплинарные взыскания;

— отказано в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего и членов его семьи, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;

— военнослужащий необоснованно понижен в должности или необоснованно либо незаконно уволен с военной службы;

— отказано в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законом и иными нормативными актами;

— возложены обязанности, не предусмотренные законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами;

— незаконно возложена материальная ответственность;

— военнослужащий не обеспечен положенными видами довольствия либо не обеспечена реализация иных установленных законом прав и преимуществ военнослужащих;

— нуждающимся в улучшении жилищных условий отказано в постановке на учет, либо они необоснованно сняты с учета, либо очередь на получение жилого помещения необоснованно перенесена;

— военнослужащим отказано в выдаче или свидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся их прав и законных интересов.

Военный суд также может рассматривать жалобы и на другие действия органов военного управления и должностных лиц, ущемляющих права военнослужащих, членов их семей.

Директива министра обороны Российской Федерации «О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения» 1995 г. № Д. 14 требует от командиров (начальников):

— принять действенные меры по укреплению законности в деятельности подчиненных органов военного управления, воинских частей и должностных лиц. Исключить представление на подпись и подписание проектов приказов и директив (в том числе по личному составу и строевой части), затрагивающих права и законные интересы военнослужащих и гражданского персонала, без предварительного осуществления их правовой экспертизы;

— своевременно разрабатывать документы, создающие механизмы реализации прав, льгот и преимуществ, установленных законодательством, другими нормативными правовыми актами для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

— обеспечивать безусловное и своевременное исполнение вступивших в законную силу соответствующих судебных решений. Информировать суды о принятых мерах в установленные законодательством сроки.

Вышеназванной директивой министра обороны Российской Федерации введена в действие Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Инструкция определяет порядок оформления полномочий представителей органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил на ведение дел в судах, учета результатов рассмотрения судами таких жалоб, подготовки представителей к участию в судебных разбирательствах.

Должностные лица, чьи действия и решения обжалуются, могут участвовать в судебных разбирательствах лично или через представителей. При этом полномочия представителя выражаются в надлежаще оформленной доверенности.

Если воинская часть или орган военного управления ликвидированы либо реорганизованы, то к участию в рассмотрении жалоб на их действия и решения привлекаются их правопреемники, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.

Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Должностные лица, получив судебную повестку с извещением о времени и месте судебного заседания по жалобе на их действия и решения, обязаны явиться к установленному сроку в суд лично или направить туда своего представителя.

Для участия в судебном разбирательстве должностные лица или их представители должны изучить и проанализировать обжалуемые действия и решения, требования законодательных и иных правовых актов по вопросам, подлежащим исследованию в суде, нормы гражданского процессуального законодательства, а также проверить, собраны ли необходимые доказательства.

Важное место в защите социальных прав военнослужащих занимает взаимодействие с органами прокуратуры. В указаниях Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «О мерах по улучшению взаимодействия органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации с органами прокуратуры в интересах защиты прав и льгот военнослужащих и членов их семей» 1999 г. № 172/3/4938 отмечается, что командирами, органами воспитательной работы не в полной мере используются возможности органов прокуратуры, которая наделена правом опротестования актов и решений, противоречащих закону. Прокурорскому протесту свойственны объективность, высокий авторитет принятого решения, которые способствуют эффективной защите прав военнослужащих, реальности их восстановления.

Директивные указания Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации предписывают:

организовать встречи командования воинских частей с работниками территориальных прокуратур, на которых обсудить вопросы соблюдения законодательства о социальной защите военнослужащих на поднадзорных прокурорам территориях;.

немедленно уведомлять органы прокуратуры по месту дислокации соединений и воинских частей обо всех фактах издания органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций решений, ущемляющих права военнослужащих и членов их семей;

о проблемах, требующих решения на федеральном уровне, направлять информацию в Главное управление воспитательной работы Российской Федерации для обобщения и последующего направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, другие государственные органы.



Просмотров 1766

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!