Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Состояния элементов оборудования



Образование и развитие неисправностей оборудования объясняет­ся действием существующих закономерностей. Неисправности появля­ются в результате постоянного или внезапного снижения физико-меха­нических свойств материала деталей, их истирания, деформирования, смятия, коррозии, старения, перераспределения остаточных напря­жений и других причин, вызывающих разрушение деталей. В боль­шинстве случаев происходят изменения в сопряжениях — нарушения заданных зазоров в подвижных соединениях или натягов в неподвиж­ных. Практически любая неисправность является следствием измене­ния состава, структуры или механических свойств материала, конст­руктивных размеров деталей и состояния их поверхностей.

Появление неисправностей обусловлено конструктивными, тех­нологическими и эксплуатационными факторами.

К. конструктивным факторам относятся: расчетные нагрузки, ско­рости относительного перемещения, давления, материалы, их физи­ко-механические характеристики и структура, конструктивное ис­полнение деталей и сборочных единиц, форма и величина зазоров или натягов в сопряжениях, макрогеометрия, шероховатость и твер­дость поверхностей, условия смазывания и охлаждения деталей.

Технологическими факторами являются приемы, способы, точ­ность и стабильность получения заготовок, виды механической, тер­мической, упрочняющей и финишной обработки при изготовлении деталей, правильность сборки, регулирования, приработки и испыта­ния узлов, агрегатов и машин.

Эксплуатационные факторы оказывают решающее воздействие на сохранение свойств элементов машин, обеспечиваемых их конструк­цией и технологией изготовления. К эксплуатационным относятся следующие факторы:

— определяемые назначением машины, ее нагрузочными и скоро­стными режимами, а также интенсивностью эксплуатации;

— не зависящие от назначения машины (условия эксплуатации, своевременность, полнота и качество технического обслужива­ния и др.).

Например, детали типа валов и осей в процессе эксплуатации под­вергаются действию переменных нагрузок. Эти детали испытывают четыре вида нагрузки: односторонний изгиб, одностороннее круче­ние, переменный изгиб и переменный изгиб с кручением. Около 75% цилиндрических поверхностей имеют различные концентраторы на­пряжений: галтели, пазы под шпонки, кольцевые канавки, отверстия, лыски и резьбы.

Различный срок службы (ресурс) даже однотипных деталей обу­словлен многими причинами. Основными из них являются следую­щие: разнообразие функций деталей в машине; широкий диапазон изменения действующих на детали нагрузок; наличие как активных (движущихся), так и пассивных (неподвижных) деталей; разнообра­зие видов трения в сопряжениях; использование разных материалов в парах трения, вызванное необходимостью снижения сил трения; отклонения в свойствах материалов; точность и качество обработки сопрягаемых деталей; условия эксплуатации.

Неисправности деталей машин можно разделить на три группы: износы, механические повреждения и химико-тепловые повреждения.

Износы деталей машин определяются давлением, циклическими нагрузками, режимом смазывания и степенью его стабильности, ско­ростью перемещения поверхностей трения, температурным режимом работы деталей, степенью агрессивности окружающей среды, каче­ством обработки и состоянием поверхностей трения и т. д.

Различают следующие виды изнашивания:

1. Мехнические: абразивное; гидроабразивное; газообразивное; усталостное; кавитационное.

2. Молекулярно-механическое (при заедании).

3. Коррозионно-механическое: окислительное; фретинг-коррозия. В зависимости от условий работы все детали по виду изнашивания можно разбить на пять групп.

К первой группе относятся детали, для которых основным факто­ром, определяющим их долговечность, является абразивное изнаши­вание.

Ко второй (шлицевые детали, зубчатые муфты, венцы махови­ков) — детали, у которых основным фактором, лимитирующим долго­вечность, является износ вследствие пластического деформирования.

К третьей (гильзы, головки блоков цилиндров, распределительные валы, толкатели, поршни, поршневые кольца) — детали, для которых

доминирующим фактором является коррозионно-механическое или молекулярно-механическое изнашивание.

К четвертой (шатуны, пружины, болты с циклической осевой на­грузкой) — детали, долговечность которых лимитируется пределом выносливости.

К пятой (коленчатые валы, поршневые пальцы, вкладыши под­шипников, отдельные зубчатые колеса коробки передач и др.) — де­тали, у которых долговечность зависит одновременно от износостой­кости трущихся поверхностей и предела выносливости материала деталей.

Интенсивность нарастания износа деталей и изменение зазоров подвижных сопряжений в зависимости от продолжительности рабо­ты происходят в определенной закономерности (рис. 5.4).

Первый период характеризуется интенсивным нарастанием изно­са за сравнительно малый период работы — это время приработки деталей. Износ в этот период во многом зависит от шероховатости поверхности деталей, условий смазывания и нагрузки. С ростом ше­роховатости рабочей поверхности, а также с увеличением нагрузки в начальный период работы износ деталей значительно повышается.

Второй период, наибольший по протяженности, соответствует нормальной работе деталей и сопряжений. За время нормальной экс­плуатации износ деталей увеличивается на сравнительно небольшую величину, часто называемую естественным износом. Интенсивность изнашивания при этом во многом зависит от условий эксплуатации, а также от своевременности и качества проводимого технического обслуживания.

Третий период характеризуется интенсивным нарастанием износа деталей вследствие увеличивающихся зазоров в сопряжениях.

Механические повреждения вызываются ударным воздействием, перенапряжением, концентрацией местных нагрузок.

К ним относятся: трещины; пробоины; риски и задиры; выкрашивание; разрушение; изгибы; вмятины; скручивание и др.

Химико-тепловые повреждения возникают в результате одновре­менного воздействия нескольких физических и/или химических фак­торов.

К ним относятся: коробление; коррозия; раковины; нагар; накипь; электроэрозионное разрушение; изменение намагниченности и др.

Неисправности деталей называются дефектами. Различают дефекты:

а) по вероятности появления: закономерные; случайные;

б) связям с другими дефектами: независимые; зависимые;

в) возможности устранения: устраняемые; неустраняемые;

г) виду: нарушения целости; несоответствие формы; несоответ­ствие размеров; отклонение качества поверхности;

д) причине возникновения: конструкционные; производственные; эксплуатационные.

Вероятность появления дефектов количественно оценивается на основании обработки статистических материалов и характеризуется коэффициентами повторяемости дефектов.

Коэффициент повторяемости дефекта определяют из выражения

где nд — число деталей с данным дефектом из обшего количества продефектованных; nв — общее число продефектованных ремонтопри­годных деталей.

 



Просмотров 2347

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!