![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Состояния элементов оборудования
Образование и развитие неисправностей оборудования объясняется действием существующих закономерностей. Неисправности появляются в результате постоянного или внезапного снижения физико-механических свойств материала деталей, их истирания, деформирования, смятия, коррозии, старения, перераспределения остаточных напряжений и других причин, вызывающих разрушение деталей. В большинстве случаев происходят изменения в сопряжениях — нарушения заданных зазоров в подвижных соединениях или натягов в неподвижных. Практически любая неисправность является следствием изменения состава, структуры или механических свойств материала, конструктивных размеров деталей и состояния их поверхностей. Появление неисправностей обусловлено конструктивными, технологическими и эксплуатационными факторами. К. конструктивным факторам относятся: расчетные нагрузки, скорости относительного перемещения, давления, материалы, их физико-механические характеристики и структура, конструктивное исполнение деталей и сборочных единиц, форма и величина зазоров или натягов в сопряжениях, макрогеометрия, шероховатость и твердость поверхностей, условия смазывания и охлаждения деталей. Технологическими факторами являются приемы, способы, точность и стабильность получения заготовок, виды механической, термической, упрочняющей и финишной обработки при изготовлении деталей, правильность сборки, регулирования, приработки и испытания узлов, агрегатов и машин. Эксплуатационные факторы оказывают решающее воздействие на сохранение свойств элементов машин, обеспечиваемых их конструкцией и технологией изготовления. К эксплуатационным относятся следующие факторы: — определяемые назначением машины, ее нагрузочными и скоростными режимами, а также интенсивностью эксплуатации; — не зависящие от назначения машины (условия эксплуатации, своевременность, полнота и качество технического обслуживания и др.). Например, детали типа валов и осей в процессе эксплуатации подвергаются действию переменных нагрузок. Эти детали испытывают четыре вида нагрузки: односторонний изгиб, одностороннее кручение, переменный изгиб и переменный изгиб с кручением. Около 75% цилиндрических поверхностей имеют различные концентраторы напряжений: галтели, пазы под шпонки, кольцевые канавки, отверстия, лыски и резьбы. Различный срок службы (ресурс) даже однотипных деталей обусловлен многими причинами. Основными из них являются следующие: разнообразие функций деталей в машине; широкий диапазон изменения действующих на детали нагрузок; наличие как активных (движущихся), так и пассивных (неподвижных) деталей; разнообразие видов трения в сопряжениях; использование разных материалов в парах трения, вызванное необходимостью снижения сил трения; отклонения в свойствах материалов; точность и качество обработки сопрягаемых деталей; условия эксплуатации. Неисправности деталей машин можно разделить на три группы: износы, механические повреждения и химико-тепловые повреждения. Износы деталей машин определяются давлением, циклическими нагрузками, режимом смазывания и степенью его стабильности, скоростью перемещения поверхностей трения, температурным режимом работы деталей, степенью агрессивности окружающей среды, качеством обработки и состоянием поверхностей трения и т. д. Различают следующие виды изнашивания: 1. Мехнические: абразивное; гидроабразивное; газообразивное; усталостное; кавитационное. 2. Молекулярно-механическое (при заедании). 3. Коррозионно-механическое: окислительное; фретинг-коррозия. В зависимости от условий работы все детали по виду изнашивания можно разбить на пять групп. К первой группе относятся детали, для которых основным фактором, определяющим их долговечность, является абразивное изнашивание. Ко второй (шлицевые детали, зубчатые муфты, венцы маховиков) — детали, у которых основным фактором, лимитирующим долговечность, является износ вследствие пластического деформирования. К третьей (гильзы, головки блоков цилиндров, распределительные валы, толкатели, поршни, поршневые кольца) — детали, для которых доминирующим фактором является коррозионно-механическое или молекулярно-механическое изнашивание. К четвертой (шатуны, пружины, болты с циклической осевой нагрузкой) — детали, долговечность которых лимитируется пределом выносливости. К пятой (коленчатые валы, поршневые пальцы, вкладыши подшипников, отдельные зубчатые колеса коробки передач и др.) — детали, у которых долговечность зависит одновременно от износостойкости трущихся поверхностей и предела выносливости материала деталей. Интенсивность нарастания износа деталей и изменение зазоров подвижных сопряжений в зависимости от продолжительности работы происходят в определенной закономерности (рис. 5.4). Первый период характеризуется интенсивным нарастанием износа за сравнительно малый период работы — это время приработки деталей. Износ в этот период во многом зависит от шероховатости поверхности деталей, условий смазывания и нагрузки. С ростом шероховатости рабочей поверхности, а также с увеличением нагрузки в начальный период работы износ деталей значительно повышается. Второй период, наибольший по протяженности, соответствует нормальной работе деталей и сопряжений. За время нормальной эксплуатации износ деталей увеличивается на сравнительно небольшую величину, часто называемую естественным износом. Интенсивность изнашивания при этом во многом зависит от условий эксплуатации, а также от своевременности и качества проводимого технического обслуживания. Третий период характеризуется интенсивным нарастанием износа деталей вследствие увеличивающихся зазоров в сопряжениях. Механические повреждения вызываются ударным воздействием, перенапряжением, концентрацией местных нагрузок. К ним относятся: трещины; пробоины; риски и задиры; выкрашивание; разрушение; изгибы; вмятины; скручивание и др. Химико-тепловые повреждения возникают в результате одновременного воздействия нескольких физических и/или химических факторов. К ним относятся: коробление; коррозия; раковины; нагар; накипь; электроэрозионное разрушение; изменение намагниченности и др. Неисправности деталей называются дефектами. Различают дефекты: а) по вероятности появления: закономерные; случайные; б) связям с другими дефектами: независимые; зависимые; в) возможности устранения: устраняемые; неустраняемые; г) виду: нарушения целости; несоответствие формы; несоответствие размеров; отклонение качества поверхности; д) причине возникновения: конструкционные; производственные; эксплуатационные. Вероятность появления дефектов количественно оценивается на основании обработки статистических материалов и характеризуется коэффициентами повторяемости дефектов. Коэффициент повторяемости дефекта определяют из выражения где nд — число деталей с данным дефектом из обшего количества продефектованных; nв — общее число продефектованных ремонтопригодных деталей.
![]() |