Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Анализ систем технической эксплуатации оборудования и критерии их выбора



Под наработкой изделия понимают продолжительность или объем его работы, выраженные в часах или единицах работы, например, для подъемников — в количестве подъемов автомобиля.

Технический ресурс — наработка изделия до предельного состоя­ния от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта оп­ределенного вида.

Ресурс работы оборудования связан с показателем безотказности [1,10]:

Так как P(t) — величина случайная, то действительные ресурсы даже двух единиц оборудования одного типа или модели будут раз­личны.

Техническое состояние технологического оборудования определя­ет способность и потенциальную возможность качественно и эконо­мично выполнять заданные функции.

Оборудование может находиться в одном из следующих состояний (см. раздел 1.3 и рис. 1.6): исправном и работоспособном; неисправ­ном и работоспособном; неисправном и неработоспособном.

Как известно из теории надежности, отклонения фактических тех­нических параметров от их начальных значений определяют уровень работоспособности оборудования.

Пусть параметр состояния объекта— , тогда его изменение во времени — f= (t) показано на рис. 5.1.

При > ** возникает отказ; оборудование переходит из ра­ботоспособного состояния в неработоспособное.

Вероятность отказа

В процессе эксплуатации оборудование и его составные части подвергаются постоянному воздействию ряда факторов, по-разному влияющих на техническое состояние.

Зона предотказного состояния

Рис. 5.1. Функция изменения:

— начальное значение параметра при t = 0;

— текущее значение параметра в момент времени t = T;

> — отклонение параметра; * — предел исправности изделия (наработка T*);

**— предельное значение параметра, при котором происходит износ объекта в момент времени t = T **

 

К ним относятся конструктивно-производственные факторы (схемное и конструктивное решение изделия, технология изготовле­ния и сборки, качество производства) и эксплуатационные факторы.

Эксплуатационные факторы делятся на субъективные (связаны с воздействием на оборудование обслуживающего персонала — выбор режимов эксплуатации, ТО и Р, ошибки в управлении и т. п.) и объек­тивные (отражают влияние нагрузок в техпроцессе, температурный режим, физико-химические характеристики материалов и т. п.).

Система ТО и Р представляет собой совокупность взаимодейству­ющих объектов ТО и Р (оборудования), средств ТО и Р, программы ТО и Р и мероприятий. Реализация системы ТО и Р осуществляется силами ИТРи рабочих цехового персонала и РМЦ [15, 20, 21].

Программа ТО и Р— совокупность основных принципов и при­нятых решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТО и Р изделий при эксплуатации с учетом заданных требо­ваний и условий.

Таким образом, основное значение системы ТО и Р заключается в поддержании области исправного и работоспособного состояния оборудования с максимальным использованием его потенциального ресурса Т.

Недоиспользование ресурса при замене изделий (деталей, сбороч­ных единиц и комплектующих изделий), находящихся все еще в ра­ботоспособном состоянии, в процессе ремонта на новые составляет

В зависимости от того, как используется в планировании техни­ческой эксплуатации зависимость — Т, различают следующие сис­темы.

Система проведения ТО и Р по потребности. Ремонт оборудования выполняется только тогда, когда дальнейшая эксплуатация его ока­зывается невозможной и когда > **. Мероприятия по восстанов­лению работоспособности выполняются здесь после обнаружения отказа при неработоспособном состоянии оборудования, по объему работ и затратам они соответствуют аварийному режиму. Система проста, но имеет существенные недостатки: отсутствие планирова­ния; невозможность управления надежностью оборудования; невоз­можность исключения внезапного выхода машины из строя.

Система стандартных ремонтов. Эта система предусматривает при­нудительный вывод оборудования в ремонт и принудительную заме­ну деталей и сборочных единиц на запасные в заранее установленные сроки эксплуатации независимо от состояния оборудования. Ремонт выполняется по единожды разработанному процессу с определенной схемой, технологией и объемом работ. Система имеет как достоин­ства, так и недостатки.

К достоинствам относится наличие планирования материально-технического и технологического обеспечения при реализации ТО и Р оборудования.

К недостаткам — неэкономичность технической эксплуатации, так как при проведении работ заменяются все детали, в том числе и те, межремонтный ресурс которых не вышел, а также то, что не учи­тывается техническое состояние конкретной единицы оборудования.

Система послеосмотровых ремонтов. Согласно этой системе плани­рование сроков и видов ремонта конкретного оборудования осуще­ствляется на основе анализа его технического состояния во время ос­мотров.

Достоинством системы является возможность планирования ТО и Р.

Недостатки: субъективизм оценки технического состояния из-за отсутствия объективных критериев и методов определения состояния; отсутствие критериев расчета сроков и видов ремонтов; возмож­ность внеплановых выходов оборудования в ремонт.

Система ТО и Р по состоянию с контролем параметров. Объем, сроки и периодичность ремонтных и профилактических работ устанавлива­ются на основе объективного анализа технического состояния. Объек­тивная оценка технического состояния производится за счет непре­рывного или периодического контроля параметров оборудования.

Планируется в этой системе: часть стандартных операций при со­ответствующей их переработке; работы по техническому диагности­рованию и контролю параметров и их периодичность.

Система носит упреждающий характер и обеспечивает максималь­но возможное использование технического ресурса всех элементов оборудования. Основная сложность — обеспечение точного непре­рывного или периодического объективного контроля параметров в процессе эксплуатации, поэтому в настоящее время данная система нашла очень ограниченное применение.

Система планово-предупредительного ремонта и технического обслу­живания (ППР). Эта система имеет следующие разновидности:

— ППР по наработке (регламентный);

— ППР по сроку службы (календарный);

— ППР комбинированный.

В соответствии с принципами этой системы оборудование с опре­деленным объемом эксплуатации (наработкой или сроком) подверга­ют техническим осмотрам и плановым ремонтам различных видов. В промежутках между плановыми ремонтами оборудование подвер­гают текущему и междуремонтному обслуживанию.

Регламентная система ППР характерна для оборудования или от­дельных его агрегатов, систем и сборочных единиц, изменение пока­зателей качества функционирования которых зависит от конкретных условий эксплуатации и действительной наработки. Основной крите­рий оценки технического состояния — величина физического износа. Календарная система ППР характерна для оборудования, его агрега­тов, систем и сборочных единиц, изменение показателей качества функционирования которых зависит от процессов старения в услови­ях воздействия окружающей среды и не зависит от наработки.

Комбинированная система ППР представляет собой комбинацию регламентной и календарной систем.

Рассмотрим более подробно систему ППР

Основные принципы, положенные в основу системы:

— все профилактические и ремонтные работы в течение ремонт­ного цикла проводятся планово, периодически;

— все профилактические и ремонтные работы выполняются в объеме, необходимом для восстановления утраченной на дан­ный момент работоспособности и достаточном для создания запаса работоспособности до следующего ремонта или ТО;

— объем и содержание профилактических и ремонтных работ ус­танавливается предварительно в зависимости от наработки до момента их проведения, ремонтопригодности и ремонтосложности по типам оборудования и окончательно, на момент проведе­ния работ в зависимости от условий, режимов эксплуатации обо­рудования в предшествующем периоде и действительного технического состояния на момент проведения работ.

В систему ППР входят: текущее ежесменное (ЕТО) и периодичес­кое обслуживание (ПТО); технический осмотр (О); текущий ремонт (ТР); средний ремонт (СР); капитальный ремонт (КР).

Текущее и периодическое обслуживание, технический осмотр яв­ляются составными частями технического обслуживания (ТО) обору­дования. Все работы по ТО проводятся в соответствии с инструкция­ми и планами-графиками в периодах между сменами, после работы и в нерабочие дни.

Виды работ, выполняемых персоналом различных подразделений предприятия по техническому обслуживанию, представлены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Виды работ по ТО технологического оборудования ПТС

Вид работ Кто выполняет
Текущий уход Производственный персонал
Периодическое обслуживание Ремонтник (производственного участка либо отдела главного меха­ника (ОГМ)), на малых ПТС — производственный персонал
Текущий ремонт Ремонтник
Периодический технический осмотр для оценки состояния Ремонтник
Контроль за соблюдением режимов работы и правил эксплуатации Бригадир, мастер, начальник участка
Профилактические испытания Персонал ОГМ

 

Результаты осмотров фиксируются в специальном журнале учета.

Одним из основных принципов ППР является периодичность и цикличность проведения всех профилактических и ремонтных работ. При планировании используют следующие понятия:

Ремонтный цикл Трц — наименьший повторяющийся период экс­плуатации оборудования, в течение которого в определенной после­довательности осуществляются установленные виды ТО и Р, предус­мотренные нормативной документацией.

Межремонтый цикл Тмц — период времени между двумя капиталь­ными ремонтами или с момента сдачи оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Межремонтный период Тмп — период оборудования между двумя ближайшими плановыми ремонтами.

Межосмотровый период Тмо — период между двумя осмотрами или ремонтами и осмотром.

Структура межремонтного цикла— последовательность выполне­ния ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию в меж­ремонтном цикле (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Структура межремонтного цикла

Структура межремонтного цикла зависит от сложности и количе­ства потребных ремонтов, конструкционных особенностей оборудо­вания, срока износа основных деталей, условий эксплуатации.

Величины циклов и периодов в структуре определяются по фор­мулам:

где Тн — нормативный срок работы оборудования между ремонтами (определяется как средняя наработка на отказ); Кпр, Киз, Кэо — коэф­фициенты, учитывающие тип производства, вид обрабатываемых из­делий, условия эксплуатации оборудования; nс, nт — количество сред­них и текущих ремонтов в межремонтном цикле; n0 — количество осмотров в межремонтном цикле.

На основании структуры межремонтного цикла на предприятии составляют графики капитального, среднего и текущего ремонтов, а также периодических профилактических осмотров.

Возможны следующие сочетания ремонтов и осмотров в межре­монтном цикле:

— капитальный, средний, текущий ремонты — осмотр;

— капитальный, средний ремонты — осмотр, совмещенный с те­кущим ремонтом;

— капитальный, текущий ремонты — осмотр.

Для различных видов специфичного и уникального оборудования нормативы ППР должны разрабатываться главным механиком пред­приятия и утверждаться директором.

Разработка нормативов ППР для такого оборудования осуществ­ляется на основе сравнения его технических показателей (надеж­ность, интенсивность отказов, конструктивная сложность, ремонтная сложность и др.) с типовыми видами оборудования.

Структура межремонтных циклов оборудования задается в таблич­ной форме и схематичном изображении чередования работ (табл. 5.2)

Степень сложности ремонта оборудования или его агрегата (со­ставной части) оценивается категорией ремонтной сложности R. Она зависит от конструктивных и технологических особенностей. Уста­навливается R на основании анализа конструкции и технических ха­рактеристик,

Категория ремонтной сложности оценивается в единицах ремон­тной сложности (или в ремонтных единицах).

Единица ремонтной сложности — это ремонтная сложность неко­торого условного агрегата с нормированными затратами времени на выполнение работ.

Нормируемая трудоемкость на единицу ремонтной сложности за­висит от профиля предприятия. Для механической части оборудова­ния при капитальном ремонте:

а) предприятия машиностроения — 50 ч;

б) ремонт и эксплуатация автомобилей — 35 ч;

в) для теплотехнического оборудования — 40 ч.

Таблица 5.2

Структура межремонтных циклов типового оборудования ПТС

 

 

 

 

 

 

Оборудование в межремонтном периоде Виды работ Нормальная продолжи­тельность ремонтного цикла (наработка), ч
Чередование работ Число ремонтов в ремонтном цикле Число осмотров, "о
Средних, л с Текущих, п т
I. Металлорежущее массой до 10т универсальное К-О-Т1-О-Т2-О-С-С-ТЗ-О-Т4-О-К 16 800
2.Кузнечно-прессовое с электромеханическим приводом К-О-О-ТI-O-O-Т2-О-О-С1-О-О-ТЗ-О-О-Т4-0-0-С2-0-0-Т5-О-О-Т6-О-0-К
3. Деревообрабатыва­ющее массой до 5 т К-О-О-Т 1-0-0-Т2-О-О-С-0-0-ТЗ-О-0-Т4-0-О-К I
4. Электросварочное К-О-О-О-Т-О-О-О-Т-О-О-О-К - 3 года
5. Подъемники гидравлические К-О-О-О-О-О-Т-O-О-О-О-О-Т-O-O-O-O-O-T-О-О-О-О-О-К -
6. Подъемники электромеханические К-0-О-О-О-О--О-О-О-О-О-О--Т-О-О-О-О-0--О-О-О-О-О-О--Т-0-О-О-О-О--О-О-О-О-О-О--Т-О-О-О-O-O-O-O-O-O-O-O-К -

Ремонтная сложность оборудования указывается числом единиц и буквой R(1R, 10R, 15R и т.д). За эталон принят:

— для технологического, металлорежущего, подъемно-транспорт­ного, кузнечно-прессового, литейного и деревообрабатывающе­го — токарно-винторезный станок 1К62 с ремонтной сложнос­тью 19,5R(10,5Rм и 9Rэ);

— для электротехнического оборудования — асинхронный элект­родвигатель с короткозамкнутым ротором в защищенном ис­полнении мощностью 0,6 кВт с ремонтной сложностью 1R.

Для оборудования АТП и ПТС нормативы времени, распределен­ные по видам работ для единицы ремонтной сложности, представле­ны в табл. 5.3.

Ремонтная сложность механической части оборудования Rм рас­считывается по формуле

Rм=Rк+Rr+Rп, (5.8)

где Rк Rr Rп— ремонтная сложность кинематической, гидравличес­кой, пневматической частей.

Ремонтная сложность электрической части оборудования Rэ опре­деляется по формуле

Rэ=Rд+Rа, (5.9)

где Rд Rа — ремонтная сложность электродвигателей, арматуры (ап­паратура, приборы, провода и т. п).

При планировании ремонтов ремонтная сложность используется для расчета ряда показателей:

а) трудоемкость ремонта в целом по механической и электричес­кой частям оборудования:

где н — нормативы времени на 1 единицу ремонтной сложности; R — категории ремонтной сложности;

б) продолжительность ремонта оборудования:

где Nр — число ремонтных рабочих, работающих в одну смену; Тсм — длительность смены; Nсм — количество смен; Кн — коэффициент вы­полнения нормы ремонтными рабочими;

 

в) потребное количество рабочих:

где — нормативы времени на 1 единицу ремонтной сложнос­ти для текущего, среднего и капитального ремонтов; — суммарное ежегодное количество единиц оборудования (единиц ре­монтной сложности) при текущем, среднем и капитальном ремонтах; Ф — годовой фонд времени рабочего;

г) количество дежурных слесарей:

где ΣR— сумма ремонтных единиц обслуживаемого оборудования; Ксм — коэффициент сменности работы оборудования; Н — норматив межремонтного обслуживания на одного слесаря в смену в единицу ремонтной сложности.

 



Просмотров 3440

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!