![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Анализ систем технической эксплуатации оборудования и критерии их выбора
Под наработкой изделия понимают продолжительность или объем его работы, выраженные в часах или единицах работы, например, для подъемников — в количестве подъемов автомобиля. Технический ресурс — наработка изделия до предельного состояния от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида. Ресурс работы оборудования связан с показателем безотказности [1,10]: Так как P(t) — величина случайная, то действительные ресурсы даже двух единиц оборудования одного типа или модели будут различны. Техническое состояние технологического оборудования определяет способность и потенциальную возможность качественно и экономично выполнять заданные функции. Оборудование может находиться в одном из следующих состояний (см. раздел 1.3 и рис. 1.6): исправном и работоспособном; неисправном и работоспособном; неисправном и неработоспособном. Как известно из теории надежности, отклонения фактических технических параметров от их начальных значений определяют уровень работоспособности оборудования. Пусть параметр состояния объекта— При Вероятность отказа В процессе эксплуатации оборудование и его составные части подвергаются постоянному воздействию ряда факторов, по-разному влияющих на техническое состояние. Зона предотказного состояния
Рис. 5.1. Функция изменения:
К ним относятся конструктивно-производственные факторы (схемное и конструктивное решение изделия, технология изготовления и сборки, качество производства) и эксплуатационные факторы. Эксплуатационные факторы делятся на субъективные (связаны с воздействием на оборудование обслуживающего персонала — выбор режимов эксплуатации, ТО и Р, ошибки в управлении и т. п.) и объективные (отражают влияние нагрузок в техпроцессе, температурный режим, физико-химические характеристики материалов и т. п.). Система ТО и Р представляет собой совокупность взаимодействующих объектов ТО и Р (оборудования), средств ТО и Р, программы ТО и Р и мероприятий. Реализация системы ТО и Р осуществляется силами ИТРи рабочих цехового персонала и РМЦ [15, 20, 21]. Программа ТО и Р— совокупность основных принципов и принятых решений по применению наиболее эффективных методов и режимов ТО и Р изделий при эксплуатации с учетом заданных требований и условий. Таким образом, основное значение системы ТО и Р заключается в поддержании области исправного и работоспособного состояния оборудования с максимальным использованием его потенциального ресурса Т. Недоиспользование ресурса при замене изделий (деталей, сборочных единиц и комплектующих изделий), находящихся все еще в работоспособном состоянии, в процессе ремонта на новые составляет В зависимости от того, как используется в планировании технической эксплуатации зависимость Система проведения ТО и Р по потребности. Ремонт оборудования выполняется только тогда, когда дальнейшая эксплуатация его оказывается невозможной и когда Система стандартных ремонтов. Эта система предусматривает принудительный вывод оборудования в ремонт и принудительную замену деталей и сборочных единиц на запасные в заранее установленные сроки эксплуатации независимо от состояния оборудования. Ремонт выполняется по единожды разработанному процессу с определенной схемой, технологией и объемом работ. Система имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам относится наличие планирования материально-технического и технологического обеспечения при реализации ТО и Р оборудования. К недостаткам — неэкономичность технической эксплуатации, так как при проведении работ заменяются все детали, в том числе и те, межремонтный ресурс которых не вышел, а также то, что не учитывается техническое состояние конкретной единицы оборудования. Система послеосмотровых ремонтов. Согласно этой системе планирование сроков и видов ремонта конкретного оборудования осуществляется на основе анализа его технического состояния во время осмотров. Достоинством системы является возможность планирования ТО и Р. Недостатки: субъективизм оценки технического состояния из-за отсутствия объективных критериев и методов определения состояния; отсутствие критериев расчета сроков и видов ремонтов; возможность внеплановых выходов оборудования в ремонт. Система ТО и Р по состоянию с контролем параметров. Объем, сроки и периодичность ремонтных и профилактических работ устанавливаются на основе объективного анализа технического состояния. Объективная оценка технического состояния производится за счет непрерывного или периодического контроля параметров оборудования. Планируется в этой системе: часть стандартных операций при соответствующей их переработке; работы по техническому диагностированию и контролю параметров и их периодичность. Система носит упреждающий характер и обеспечивает максимально возможное использование технического ресурса всех элементов оборудования. Основная сложность — обеспечение точного непрерывного или периодического объективного контроля параметров в процессе эксплуатации, поэтому в настоящее время данная система нашла очень ограниченное применение. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания (ППР). Эта система имеет следующие разновидности: — ППР по наработке (регламентный); — ППР по сроку службы (календарный); — ППР комбинированный. В соответствии с принципами этой системы оборудование с определенным объемом эксплуатации (наработкой или сроком) подвергают техническим осмотрам и плановым ремонтам различных видов. В промежутках между плановыми ремонтами оборудование подвергают текущему и междуремонтному обслуживанию. Регламентная система ППР характерна для оборудования или отдельных его агрегатов, систем и сборочных единиц, изменение показателей качества функционирования которых зависит от конкретных условий эксплуатации и действительной наработки. Основной критерий оценки технического состояния — величина физического износа. Календарная система ППР характерна для оборудования, его агрегатов, систем и сборочных единиц, изменение показателей качества функционирования которых зависит от процессов старения в условиях воздействия окружающей среды и не зависит от наработки. Комбинированная система ППР представляет собой комбинацию регламентной и календарной систем. Рассмотрим более подробно систему ППР Основные принципы, положенные в основу системы: — все профилактические и ремонтные работы в течение ремонтного цикла проводятся планово, периодически; — все профилактические и ремонтные работы выполняются в объеме, необходимом для восстановления утраченной на данный момент работоспособности и достаточном для создания запаса работоспособности до следующего ремонта или ТО; — объем и содержание профилактических и ремонтных работ устанавливается предварительно в зависимости от наработки до момента их проведения, ремонтопригодности и ремонтосложности по типам оборудования и окончательно, на момент проведения работ в зависимости от условий, режимов эксплуатации оборудования в предшествующем периоде и действительного технического состояния на момент проведения работ. В систему ППР входят: текущее ежесменное (ЕТО) и периодическое обслуживание (ПТО); технический осмотр (О); текущий ремонт (ТР); средний ремонт (СР); капитальный ремонт (КР). Текущее и периодическое обслуживание, технический осмотр являются составными частями технического обслуживания (ТО) оборудования. Все работы по ТО проводятся в соответствии с инструкциями и планами-графиками в периодах между сменами, после работы и в нерабочие дни. Виды работ, выполняемых персоналом различных подразделений предприятия по техническому обслуживанию, представлены в табл. 5.1. Таблица 5.1 Виды работ по ТО технологического оборудования ПТС
Результаты осмотров фиксируются в специальном журнале учета. Одним из основных принципов ППР является периодичность и цикличность проведения всех профилактических и ремонтных работ. При планировании используют следующие понятия: Ремонтный цикл Трц — наименьший повторяющийся период эксплуатации оборудования, в течение которого в определенной последовательности осуществляются установленные виды ТО и Р, предусмотренные нормативной документацией. Межремонтый цикл Тмц — период времени между двумя капитальными ремонтами или с момента сдачи оборудования в эксплуатацию до первого капитального ремонта. Межремонтный период Тмп — период оборудования между двумя ближайшими плановыми ремонтами. Межосмотровый период Тмо — период между двумя осмотрами или ремонтами и осмотром. Структура межремонтного цикла— последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому обслуживанию в межремонтном цикле (рис. 5.2). Рис. 5.2. Структура межремонтного цикла Структура межремонтного цикла зависит от сложности и количества потребных ремонтов, конструкционных особенностей оборудования, срока износа основных деталей, условий эксплуатации. Величины циклов и периодов в структуре определяются по формулам: где Тн — нормативный срок работы оборудования между ремонтами (определяется как средняя наработка на отказ); Кпр, Киз, Кэо — коэффициенты, учитывающие тип производства, вид обрабатываемых изделий, условия эксплуатации оборудования; nс, nт — количество средних и текущих ремонтов в межремонтном цикле; n0 — количество осмотров в межремонтном цикле. На основании структуры межремонтного цикла на предприятии составляют графики капитального, среднего и текущего ремонтов, а также периодических профилактических осмотров. Возможны следующие сочетания ремонтов и осмотров в межремонтном цикле: — капитальный, средний, текущий ремонты — осмотр; — капитальный, средний ремонты — осмотр, совмещенный с текущим ремонтом; — капитальный, текущий ремонты — осмотр. Для различных видов специфичного и уникального оборудования нормативы ППР должны разрабатываться главным механиком предприятия и утверждаться директором. Разработка нормативов ППР для такого оборудования осуществляется на основе сравнения его технических показателей (надежность, интенсивность отказов, конструктивная сложность, ремонтная сложность и др.) с типовыми видами оборудования. Структура межремонтных циклов оборудования задается в табличной форме и схематичном изображении чередования работ (табл. 5.2) Степень сложности ремонта оборудования или его агрегата (составной части) оценивается категорией ремонтной сложности R. Она зависит от конструктивных и технологических особенностей. Устанавливается R на основании анализа конструкции и технических характеристик, Категория ремонтной сложности оценивается в единицах ремонтной сложности (или в ремонтных единицах). Единица ремонтной сложности — это ремонтная сложность некоторого условного агрегата с нормированными затратами времени на выполнение работ. Нормируемая трудоемкость на единицу ремонтной сложности зависит от профиля предприятия. Для механической части оборудования при капитальном ремонте: а) предприятия машиностроения — 50 ч; б) ремонт и эксплуатация автомобилей — 35 ч; в) для теплотехнического оборудования — 40 ч. Таблица 5.2 Структура межремонтных циклов типового оборудования ПТС
Ремонтная сложность оборудования указывается числом единиц и буквой R(1R, 10R, 15R и т.д). За эталон принят: — для технологического, металлорежущего, подъемно-транспортного, кузнечно-прессового, литейного и деревообрабатывающего — токарно-винторезный станок 1К62 с ремонтной сложностью 19,5R(10,5Rм и 9Rэ); — для электротехнического оборудования — асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором в защищенном исполнении мощностью 0,6 кВт с ремонтной сложностью 1R. Для оборудования АТП и ПТС нормативы времени, распределенные по видам работ для единицы ремонтной сложности, представлены в табл. 5.3. Ремонтная сложность механической части оборудования Rм рассчитывается по формуле Rм=Rк+Rr+Rп, (5.8) где Rк Rr Rп— ремонтная сложность кинематической, гидравлической, пневматической частей. Ремонтная сложность электрической части оборудования Rэ определяется по формуле Rэ=Rд+Rа, (5.9) где Rд Rа — ремонтная сложность электродвигателей, арматуры (аппаратура, приборы, провода и т. п). При планировании ремонтов ремонтная сложность используется для расчета ряда показателей: а) трудоемкость ремонта в целом по механической и электрической частям оборудования: где б) продолжительность ремонта оборудования: где Nр — число ремонтных рабочих, работающих в одну смену; Тсм — длительность смены; Nсм — количество смен; Кн — коэффициент выполнения нормы ремонтными рабочими;
в) потребное количество рабочих: где г) количество дежурных слесарей: где ΣR— сумма ремонтных единиц обслуживаемого оборудования; Ксм — коэффициент сменности работы оборудования; Н — норматив межремонтного обслуживания на одного слесаря в смену в единицу ремонтной сложности.
![]() |