Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методы восстановления точности размерных цепей оборудования



Прежде чем рассматривать методы восстановления точности раз­мерных цепей оборудования, остановимся на общих вопросах ремон­тных размерных цепей.

Размерной цепью называют систему взаимно связанных размеров (звеньев размерной цепи), координирующих относительное положе­ние поверхностей детали, деталей в узле или узлов в машине. Графи­ческое изображение размерной цепи в виде замкнутого контура, обра­зуемого последовательно примыкающими один к другому размерами, называется схемой размерной цепи.

Различают цепи подетальные и сборочные, линейные и угловые, плоскостные и пространственные.

Рис. 6.6. Номограммы для выбора измерительных средств и контроля валов:

1— штангенциркуль с отчетом 0,1 мм; 2— штангенциркуль с отчетом 0,05 мм; 3 — штангенциркуль с отчетом 0,02 мм; 4 — микрометр без указания класса точности; 5— микрометр нулевого класса точности; 6 — рычажная скоба; 7— оптиметр

 

В каждой размерной цепи один из размеров называют замыкаю­щим, а все остальные — составляющими. Замыкающим называют размер, величина которого в порядке выполнения технологических операций изготовления детали или сборки узла является функцией величин всех остальных размеров (составляющих).

Все размеры в схемах размерных цепей рекомендуется изображать в виде размерных линий, ограниченных с одной стороны стрелкой. При этом условно принимается то, что при круговом обходе по кон­туру цепи направление стрелок у всех составляющих размеров по ходу движения должно быть одинаковым, а стрелка замыкающего размера должна иметь противоположное направление (рис. 6.7). Со­ставляющие размеры делятся на увеличивающие, которые при своем возрастании увеличивают замыкающий размер, и на уменьшающие, которые при своем возрастании уменьшают замыкающий размер.

Увеличивающие и уменьшающие размеры легко определяются по направлению стрелок в схемах размерных цепей. Составляющие разме­ры, имеющие одинаковое направление стрелок с направлением стрелки замыкающего размера, являются увеличивающими, а размеры, имею­щие противоположное направление стрелок, — уменьшающими.

Выявление размерных цепей начинается с выявления замыкаю­щих размеров, т. е. размеров, к точности которых предъявляются оп­ределенные техническое требования.

После установления замыкающего размера определяют размеры, изменение которых вызывает изменение замыкающего размера. Вы­явление размерной цепи заканчивается построением ее схемы с уста­новлением всех увеличивающих и уменьшающих составляющих раз­меров.

В процессе эксплуатации оборудования (изделий машинострое­ния) установленная при его изготовлении точность размерных цепей нарушается вследствие износа поверхностей или деформации дета­лей. Причем, как правило, в конкретной размерной или кинемати­ческой цепи износ, деформация наблюдаются у нескольких составля­ющих ее звеньев. Восстановление точности размерной цепи сводится к восстановлению точности ее замыкающего размера, которое может быть выполнено тремя методами: путем восстановления всех изно­шенных звеньев до их первоначальных размеров и отклонений, задан­ных конструктором; методом компенсации износа посредством пере­распределения допусков и отклонений между составляющими размерами; методом введения при ремонте компенсирующих звеньев.

Первый метод, очевидно, наименее технологичен, трудоемок. Для его реализации весь объем работ, связанный с конструкторской, тех­нологической, организационной подготовкой изготовления новых

деталей, аналогичных изношенным звеньям, дополняется объемом работ, связанных с восстановительными, ремонтными операциями. Поэтому данный метод можно реализовать лишь в условиях мощного серийного или массового ремонтного производства или когда иные методы восстановления точности размерной цепи неприемлемы из-за условия, например, сохранения ее кинематической точности.

В тех же случаях, когда выполнение последнего условия не обяза­тельно, а главным условием является достижение первоначальной точности замыкающего звена размерной цепи, применяют второй или третий методы.

Метод компенсации износа путем перераспределения допусков между составляющими размерами реализуется в два этапа. На первом этапе выполняется инженерный анализ размерной цепи, включаю­щий: выявление замыкающего размера цепи; установление составля­ющих звеньев, подверженных износу и деформациям; выбор звена цепи, за счет которого можно восстановить ее точность; расчет номи­нального ремонтного размера, допуска и отклонений на него для зве­на, изменением которого восстанавливается точность цепи.

Для решения первых трех задач инженеру требуется тщательно изучить конструктивные и эксплуатационные особенности звеньев и в целом размерной цепи. Последняя задача решается следующим об­разом.

Пусть в размерной цепи N (см. рис. 6.7) детали с размерами N1, N2, N7 в процессе эксплуатации подвержены износу. Размеры N3, N4, N5, N6, точность которых в процессе эксплуатации не была нарушена', за­меняют одним эквивалентным размером N0, для которого номиналь­ное значение определяется по формуле

а допуск на который δNo рассчитывается по формуле

где δNi - допуски на изготовление 1-х звеньев.

Допустим, что восстановление первоначальной точности замыка­ющего звена NΣ возможно и целесообразно за счет размера N1. Изме­рив размеры N0, N2 и N7, получаем их действительные значения без учета погрешностей геометрической формы с отклонениями, опреде­ляемыми погрешностями измерения Δ. Так как эти размеры рассчи­тываются в процессе ремонта, восстановления точности цепи, обо­значим их индексами р. Итак, эти размеры будут иметь величины:

Номинальное значение ремонтного размера N1p находится из уравнения:

Допуск δ размера Nlp находят на основании формулы для требу­емого допуска на размер замыкающего звена:

откуда

Координата середины поля допуска m будет равна координате середины поля допуска на замыкающий размер mΣ, которая опреде­ляется для новой размерной цепи по формуле:

т. е. сумма координат середины полей допусков увеличивающих (по отношению к замыкающему звену) размеров за минусом координат уменьшающих размеров звеньев цепи. Координаты же m1, ..., m7 оп­ределяются как полусуммы верхнего и нижнего отклонений на соот­ветственные размеры.

Таким образом, верхнее и нижнее отклонения на ремонтный раз-мео оавны:

Метод восстановления точности размерной цепи путем введения при ремонте компенсирующих звеньев в конечном итоге сводится к определению величины компенсатора Q которая полностью опреде­ляется по величине износа деталей, т. е. для рассмотренной выше раз­мерной цепи после измерения действительных значений размеров ее звеньев:

Допуск же на размер компенсатора определится по аналогии с выражением (6.11):

 



Просмотров 5707

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!