![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Возникновение государства в Риме. Периодизация. Борьба патрициев и плебеев
VI— нач. IV в. до н.э.вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов.С начала V в. до н.э. городское население было разделено на 30 условных триб, в том числе 4 городские и 26 сельских. Новые трибы обрели права самоуправления, запись в трибу означала обязательность военной службы и податей. Была проведена реорганизация войска: записавшиеся в трибу разделялись на 5 классов соответственно размерам земельного участка: Распад военно-родового уклада тем самым положил начало формированию новых институтов народовластия, хотя и ограниченного.Между 443 и 435 гг. до н.э. была учреждена должность цензора: исчисляли ценз и контролировали исполнение гражданами их гражданских обязанностей. Борьба патрициев и плебеев.свободное население города подразделялось на два слоя — патрициев и плебеев. Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы. Плебеи не имели родовой организации, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Были полностью лишены политических прав, хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу.Для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным». Плебеи были лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима — землю. Аграрный вопрос стал одной из причин политической борьбы в Риме. В 494 г. до н.э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город — это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. Сложившаяся в V в. до н.э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям В 356 г. до н.э. было установлено, что и диктатор также может быть из плебеев (в исключительных случаях). В сер. V в. до н.э. были составлены Законы XII Таблиц,обязательные для всех слоев населения.
23. Гос. и общественный строй Рима в период принципата.Фактически принципат был монархией, т.к. власть была сосредоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом.В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия: 1) сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви-' нувшихся на государственной службе; 2)сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.
24. Римско-католическая церковь и ее роль в феодальном обществе. Католическое право.Роль католической церкви в феодальном обществе - крупнейший земельный собственник. Во Франции, например, даже и ко времени Великой революции ( 1789 г .), ей принадлежала 1/7 часть всей земли. Церковь получала десятину, то есть налог в виде десятой части дохода крестьянского двора. Во многих государствах, особенно в Германии и Италии, католическая церковь располагала территориями, на которых она осуществляла государственную власть. Церковь была главным представителем той идеологии, которая освящала феодальный порядок. В ХП и ХШ веках, будучи на вершине могущества, римский престол вмешивался во внутренние дела государств в качестве высшего судьи и арбитра, могущего "связывать и разрешать". Папы прибегали к отлучению от церкви королей, когда те выходили из подчинения. Совсем не случайно, что все массовые выступления против феодализма, включая великие крестьянские войны, были неразрывно связаны с критикой господствующей религии, с посягательствами на церковь. Нельзя было, очевидно, ликвидировать феодальный строй, не дискредитировав прежде всего ту силу, которая его оправдывала. Становление и систематизация церковного права.Вторым наряду с признанием папского авторитета объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и незыблемости правил канонического права. Основные правила были едины для всех содержательных канонов христианства. (1) Священное Писание,включая Вечхий и Новый Заветы. (2) произведения отцов церкви — Василия Велико го, Григория Богослова, св. Августина. (3) постановления церковных соборов - ими были установлены важнейшие при вила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. (4) римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов. (5) Апостольские конституции — сборник правил, приписанных первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относившихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хотя после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью.
25. Реформы Сервия Туллия – их необходимость, основные направления, результаты. Образование аристократической республики. Реформы Сервия Туллия.В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий'. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения.Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями. Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении.После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским. В 509 году д н э в риме пала царская власть, была провозглашена аристократическая республика. С первых же дней ей пришлось вынести интервенцию этрусков, мечтавших восстановить на престоле свою династию и тем самым поставить Рим в зависимость от себя. Имена римских героев участников этой войны навсенгда вошли в историю. Историю Римской республики можно поделить на три этапа: Первый этап(509-264)от свержения царей до подчинения Риму всего Апенинского полуострова. Второй этап(264-146)от первой пунической войны до завоевания Карфагена и Греции. Третий этап(146-46)от расцвета республики до ее кризиса и образования империи. Уже в 5 в до н э Рим начинает проводить свою агрессивную политику на Апеннинском полуострове. Это государство во многом напоминало Соединенные Штаты Америки в Древнем Мире, особенно в свой республикан ский период. Являясь передовым по форме праления, Рим пытался диктовать свои условия различным слабым эллинистическим государствам, при этом не редко заявляя о защите прав местного населения или же под предлогом освобождения каково-нибудь народа от власти тирана. При этом часто освободив эти страны, римляне навечно их оккупировали. Такова в кратце схема развития древнеримской республики.
![]() |