Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль Сената и Народного собрания в государственном управлении Римской Республики



Народные собрания.Верховенство народа было закреплено в политических, в законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания в республике были трех видов, с разными, не пересекающимися между собою полномочиями.

1. к у р и а т н ы е собрания. Рано потеряли свое значение. Полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам в виде специального закона, контроль за усыновлением, за осуществлением отцовской власти в роде и семье, утверждение в этой связи завещаний.

2. ц е н т у р и а т и ы е к о м и ц и и. Это был главный вид народовластия в Риме. Правом участия в центуриатных комициях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий. Полномочия: 1. в них проходили выборы важнейших магистратов: консулов, преторов, цензоров, — а также назначене диктатора в экстраординарных обстоятельствах. 2. в комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. Законодательные права комиций были несколько ограничены Сенатом. 3. комициям принадлежала отчасти и судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, вообще любой гражданин, несправедливо обвиненный, по его мнению, магистратом, мог апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало, но могло быть приостановлено особыми действиями народных трибунов.

3. трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Трибутным комициям принадлежала: во-первых, судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов — и, в-третьих, законодательство.

Сенат.Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший политический институт. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Членов Сената — сенаторов назначали: вначале цари, после их свержения — консулы. С конца IV в. до н.э. установился нормальный порядок назначения — цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи.

Сенат ведал: 1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. 2) Ему принадлежало общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т.ч. с граждан. 3) Сенат обеспечивал соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. 4) Сенат был главным органом военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. 5) Сенат вел дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н.э. 6) Сенату принадлежало право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. 7) Сенату надлежало рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н.э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании — и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. 8) По запросу магистрата Сенат мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, — сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. 9) В особых случаях Сенат мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.



Просмотров 1000

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!