![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Конституционное законодательство в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в постсоветский период
1. Во всех конституциях речь фактически шла о создании нового гос-ва по образцу государств зрелой демократии. 2. Новые постсоветские конституции делаю упор не на социально –классовую структуру общества, как социалистические конституции, а на форму государства, на общую его характеристику как социального, правового, демократического, федерального или унитарного, закрепляя при этом в своем подавляющем большинстве парламентскую республику в качестве формы правления. 3. В соответствии с принципом правления властей законодательная власть, как записано во всех конституциях, принадлежит избранным на основе всеобщего избирательного права парламентам, однопалатным или 2-х палатным в зависимости от исторических традиций или федеративного государственного устройства. 4. Демократический характер выборов определялся не только всеобщим характером избирательным законов, но и гарантиями политического плюрализма, многопартийности, реального участия в выборах высших органах гос. власти различных парий, организаций, общественных движений. 5. Принципиальным отходом от советской концепции высших органов гос. власти является закрепление за парламентами не только законодательной роли, но и в соответствии с принципом народовластия роли представительной. 6. признание и изменение роли президента в парламентской республике, не лишенного ныне реальных полномочий: отлагательного вето, роспуска парламента и прочее. 7. Конституции ряда государств (Польши, Венгрии) прямо наделяют главу государства законодательной инициативой, в др. странах (Румыния, Болгария) это право не закреплено за ним. 8.Все конституции предусматривают ту или иную форму импичмента, ответственности президента за нарушение конституции или уголовного закона, есть и другие пути отстранения его от власти. 9. закреплена унитарная форму административно-политического устройства. 10.Почти во всех конституциях признаются и гарантируются права национальных меньшинств на сохранение, развитие и выражение их этнической, культурной, языковой и иной самобытности. 11. Широкий перечень прав и свобод граждан 12.Во всех конституциях среди политических прав закрепляется право граждан на петиции, а также на объединения для защиты их интересов, в перечне прав и свобод особое место отводится место экономическим, социальным, культурным правам граждан. 13. Принципиально новым стало право на забастовку. Право на охрану здоровья со страховой медициной и правом на мед. пособие. 14. В конституциях нашло закрепление «третье поколение» прав, имеющих коллективный характер: право на мир, на охрану благоприятной окружающей среды, и культурного наследия. 15.Примечательной чертой всех постсоветских конституций является закрепление в них положений о создании специальных правовых механизмов, призванных осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод. В большинстве стран таким главным механизмом стал Конституционный суд, в обязанность которого входит рассмотрение конституционных жалоб от физических и юридических лиц, считающих, что их конституционные права нарушены государственными органами и должностными лицами. 102. Прусская Конституция 1850г. и Конституция Германской империи 1871г. – сравнительный анализ. 1. В конституции Пруссии декларируются права свободы: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, свободы слова и т.д. 2.Значительное место было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода «науки и преподавания», бесплатное обучение. Предоставлялось право учреждать частные школы. 3.Армии в Конституции 1850г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю. Закреплялась всеобщая воинская повинность. 4.Личность короля провозглашалась неприкосновенной, в его руках сосредоточивалось командование армией, назначение правительства, высшие должностные лица, право объявлять войну и мир, заключать договоры. Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, право его досрочного роспуска. Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом. 5.Специфические черты прусской Конституции 1850г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Все избиратели нижней палаты делились на три курии по размеру уплачиваемых прямых гос. налогов. Каждая курия в целом платила третью часть общей суммы налогов и выбирала третью часть выборщиков, которые в свою очередь и выбирали депутатов. 6.Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении Конституции. Конституция Германской империи: 1. законодательно была закреплена «жестокая» модель федеративно- административного политического устройства, которая была разработана их франкфуртскими предшественниками, передав феодальному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты и пр. 2. Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он являлся главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров и т.д. 3. Императорский канцлер: его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета. Он д.б. ежегодно предоставлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция гос. учреждений и должностных лиц. 4. Рейхстаг,нижняя палата. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом, которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов. 5. Избирательное правотакже не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, находящихся на службе. Самая обширная глава 11 посвящена военному делу империи, в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность. Право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армии. Для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что –либо «угрожает общественной безопасности».
![]() |