![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Билет № 5 Общественные здания СПб Петровской эпохи
Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре: Ведущими типами сооружений в архитектуре становятся общественные здания и городские, загородные дворцово-парковые ансамбли. В начале 18 века происходит разработка генерального плана: формируется пространственный центр СПб и его двойне ядро => Адмиралтейство (к нему сходятся 3 главных луча) и Петропавловская крепость.Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими. Верфь была построена буквой «П», главный фасад имел длину 425 метров, боковые стены – 213 м. Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с 5-ью земляными бастионами и глубоким рвом. Вокруг периметра с 2-х сторон вырыты 2 канала. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. Так появляется Адмиралтейский луг. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года.Во время царствования Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло 262 военных корабля. Строительство кораблей продолжалось до 1844 года.В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышка с образцами монет, отчеканенных В Петербурге. Сейчас Кораблик, Медный всадник и разведенный Дворцовый мост на фоне Петропавловской крепости являются символами Санкт-Петербурга.Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И.К.Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту. Здание Двенадцати коллегийв Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения СПб. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году. Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой. На Троицкой пл. – Посольский дворец, Гостиный двор, зд. Правительственных Коллегий Произведение Н. А. ЛьвоваЦерковь Святой Троцы Живоначальной(кулич и пасха) Построена в 1785-87 гг князем Вяземским в его пригородном селе Александровском на средства подаренные Екатериной 2. Самый оригинальный храм эпохи классицизма. По преданию Львов вдохновился круглым храмом Весты в Риме на бычьем рынке и мавзолеем-пирамидой Цестия. Тип ротонды получил широкое распространение в русском классицизме 18 века. Это излюбленные формы Львова и здесь он решил сопоставить их в одной композиции. «Кулич и пасха» действующая, пр. Обуховской Обор., 235. Сама церковь, имитирующая кулич, представляет собой ротонду с колоннадой из 16-ти колонн ионического ордера, поддерживающих антаблемент. Венчается низким куполом без подкупольного барабана. Наружные стены выкрашены в жёлто-коричневатый «петербургский» цвет, купол — в зелёный. На втором ярусе устроены овальные окна, верхняя часть стен завершается фризом. Купол увенчан яблоком с крестом. Из-за отсутствия подкупольного барабана алтарная часть храма слабо освещена; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри оно выглядит гораздо больше, чем снаружи. В интерьере стены круглого зала окрашены в голубой цвет и декорированы пилястрами коринфского ордера, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов. Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности. Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой четырёхгранную пирамиду, покрытую металлическими листами и разделённую на два яруса. Яруса на фасадах отделены друг от друга карнизом. В нижнемярусе располагается крестильня, в верхнем — звонница с колоколами. В крестильне, в верхней части всех четырёх стен, имеется по два маленьких окна. Звонница в колокольне устроена следующим образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах устроены небольшие арки, в нижней части огражденные металлической решёткой. Толщина арок увеличивается по мере наклона стены, верх арок декорирует сандрик. Выше звонницы на всех стенах колокольни нарисованы небольшие циферблаты (при этом каждый из них "показывает" разное время). Венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом. Несмотря на всю свою оригинальность храм, построенный как усадебный, оказался неудобен для богослужений в качестве приходского. Для увеличения площади храма в 1857-59 гг были пристроены притвор и ризница, которые нарушили классицистическую чистоту форм.
7-1.Летний дв. И Летний сад П1 и развитие ансамбля Л.С. во 2 пол. 18 в. Летний дворец Петра I (1710 – 1714), Д. Трезини –один из первых каменных дворцов в СПб.Скульптурным декор и отделка интерьеров -скульптор и арх. Андреас Шлютер. Дворец расположен в сев.-вост. части Летн. сада. Дворец прежде всего, как жилище царя и его семьи. Здание с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы -прославление военных успехов России. Петр I здесь изображен в образе Персея. Над входом – богиня мудрости, покровительница наук и ремесел Минерва в окружении знамен и трофеев. Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Он сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца, прежде всего, можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и др.Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец можно назвать своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приемные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать. На втором этаже здания находятся приемная , тронная, спальня, детская, танцевальная, зеленый кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин. Летний сад В мае 1704 года по распоряжению Петра I началось создание Летнего сада. Для осушения болота, реку Мью (Мойка) соединили каналом с безымянным- будущей Фонтанкой, а от Мойки к Неве прорыли канал (Лебяжий), т.о., в 1715 появился искусств.остров, на нем началась постройка и планировка сада. В то время также был прорыт Поперечный канал (от Лебяжьей канавки в сторону Фонтанки), благодаря которому сформировалось сразу три Летних сада: Первый Летний сад – парадная часть (от Невы до Поперечного канала), Второй Летний сад – хозяйственная часть (от Поперечного канала до Мойки), и Третий Летний сад (южнее реки Мойки, он простирался почти до Невского проспекта). Петр I лично составил первоначальный план сада и занимался его устройством. Грот- 1714-1725, Шлютер, Маттарнови, Микетти, Земцов- первая постройка такого рода в России. Первый Летний сад (парадный), где должно было собираться высшее общество, сразу закладывался как регулярный, там было устроено три дубовых галереи (дубы укрепляли почву). Во Втором Летнем саду возвели каменную оранжерею, скульптурную мастерскую, теплицы, амбар и др. хоз. постройки. Был вырыт Карпиев пруд. Во Втором Летнем саду был фрукт. сад и «царский огород». По проекту. Леблона построен птичник в индокитайском стиле. В 1706 году начали строить фонтаны-водометы. Первоначально вода для них подавалась из безымянного ерика с помощью «водовзводного колеса», который вращался лошадями. Вскоре вода стала подаваться с помощью паровой машины, купленной Петром I за границей. Тем не менее, вода подавалась со слабым напором, поэтому был проведен первый в городе водопровод – из реки Лиги (Лиговки) по Лиговскому каналу в бассейны, а оттуда под естественным напором по трубам в фонтаны Летнего сада. Скульптура была обязательным украшением регулярного сада. Первые статуи были привезены в Летний сад из окрестностей Львова в 1707 – 1708 годах. Статуи должны были иметь образовательное, просветительское значение. Мраморные статуи расставили вдоль главных аллей сада, рядом с каждой – таблички с поясняющими надписями. Сад располагался лишь на части территории, значит. долю занимали постройки: у Невы и Леб.канавки – Второй Летний дворец для Екатерины (1721-26, Трезини, Земцов, Ван-Звитен. К дворцу примык. Зд. Картинной галереи (арх.да Вааль) – там собрание европ. Мастеров.(оба зд. не сохр)
![]() |